Напоминание

Статья Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах


Автор: Анкудинов Александр Александрович
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 "Центр образоавания"
Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область
Наименование материала: Статья
Тема: Статья Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах
Раздел: дополнительное образование





Назад




государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области СОШ №14 «Центр образования» г. Сызрани г.о. Сызрань структурное подразделение, реализующее дополнительные образовательные программы «Дворец творчества детей и молодежи»
Тема «Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах»
(из опыта работы) Автор –составитель А.А.Анкудинов, педагог дополнительного образования г. Сызрань, 2016г 1

Тема «Воспитание ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах»
Одним из важнейших направлений деятельности образовательных учреждений дополнительного образования является воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям все то, чем жил человечество. В настоящее время особенно злободневной является проблема воспитания чувств, т.к. на фоне общего повышения образованности мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в частности эстетики и культуры. Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков. Проблема эстетического воспитания и развития интеллектуально – творческого потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных проблем. Широкие возможности УДО позволяют детям осваивать самые разные направления деятельности человека в условиях его социализации. Такие направления, как изобразительное искусство и декоративно-прикладное творчество, помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Ведь рассказы о декоративно-прикладном искусстве своего родного края, знакомство с ним на практике не только дают детям определенные знания, но приобщают их к культурному наследию, приобщают к труду. Все виды современного прикладного искусства имеют в своей основе давние и глубокие народные традиции и корни, именно в них царит ЕЕ Величество «Душа народа». Во Дворце творчества детей и молодежи получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка, вязание, тестопластика, цветоделие, бисероплетение, аранжировка и фитодизайн, флористика, батик, сухой габелен, художественное ремесло, роспись, работа с соломой, живопись, графика, мозаика, декупаж. Благодаря опыту и мастерству педагогов – Гундоровой О.В., Ершовой С.Н., Щегловой Т.Н., Портновой Н.В., Краснощековой Е.В., Черкасской Ю.А., Анкудинова А.А., Чирковой Н.В., Семеновой И.Е., Гельфат Н.А., Котелевской Г.В., А.А.Анкудинова, Нестеровой М.В., Никифовой С.Н воспитанники становятся мастерами и творцами. Народное искусство воспитывает душу детей, учит видеть и понимать красоту родного края, знать свои истоки, творить его. Большой эффект в духовном развитии и эстетическом воспитании ребят дает знакомство с искусством народных мастеров. В объединении «Волшебная лоза» (педагог Анкудинов А.А.) обучающиеся 2
познают технологические приемы работы с природным материалом – соломой, лозой. Природа для ребят становится источником глубокого эстетического наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками – умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера прошлого. Умение увидеть прекрасное развивает не только фантазию и восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают удовлетворение от результатов своего труда. Развитие и формирование эстетической сферы есть одновременно процесс воспитания гражданских чувств. Музыкальное направление деятельности ДТДиМ в силу своего специфически эстетического содержания играет важную роль в социальном и культурном воспитании детей. Пропаганда певческой культуры, искусства, творчества народа учит любви к родному краю, воспитывает чувство гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу. Фольклорные и патриотические песни – непременная составляющая репертуара наших вокальных объединений «Реченька», «Оранжевое лето», «Два часа на чудеса», «Solo», «Гитара» - педагоги Меновщикова М.Е., Зворыкина О.А., Ушакова О.Н., Горячева А.С., Чичаева Д.С., Полянский П.В. Доступные восприятию народные песни всегда эмоционально насыщены по содержанию и исполнению. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети, Марии Егоровны, одновременно учатся слышать музыку народных национальных инструментов – баян, гармонь, бубен, ложки, балалайка. В русских народных песнях сложное вокальное исполнение - акапелла. Звуки народных песен рождают в детях образы старины, и учат красоте человеческих взаимоотношений, формируют понятия о добре и зле, любви и коварстве, заложенными нашими предками в устном фольклорном творчестве. Этот музыкальный материал – отражение высших духовно-нравственных, общечеловеческих, национальных ценностей, отношения к прекрасному. Народная песня не будет национальной и не будет нести в себе того заряда и колорита, если исполнители не будут одеты соответственно в традиционные народные костюмы. Костюм несет в себе также традиции и обычаи народа. Все в народном искусстве взаимосвязано и неотделимо одно от другого. Нить этой взаимосвязи находит отражение и в совместной деятельности педагогов ДТДиМ, когда прикладное творчество становится частью антуража фольклора в вокальных и танцевальных объединениях, театрах моды и в молодежном театре «Фреш» и «Фант». Большую роль в воспитании любви к прекрасному мы видим в объединении молодежного театра «Фреш» (педагог Клабукова М.Г.), где каждая постановка спектакля говорит о ценностном отношении к прошлому, к памяти - через личностное переживание. Главной задачей театра является воспитание любви к Отечеству, к родному краю, народным промыслам и традициям, национальной культуре. На занятиях создается радостная атмосфера прикосновения к прекрасному, формируется чувство уважения к окружающему. Повседневная жизнь убивает в нас способность видеть прекрасное. Дети очень тонко чувствуют красоту и чутко реагируют на все, что происходит вокруг. В театре моды эти главные компоненты: красота, добро и 3
чувство прекрасного слились в единое целое – театральную школу красоты и творчества. Неоспорим тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к Итак, на основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в народном творчестве, во ДТДиМ идет процесс активного воспитания детей и социализации личности на основе народных традиций, народной культуры. Педагоги различных областей творчества воспитывают в детях чувство прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца, фольклора, пения, прикладного творчества. Через историко-этнографическое и историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно- нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах и обычаях, в нормах поведения, что немаловажно при формировании моральных и духовно- нравственных качеств личности и представлений об эстетических идеалах. Таким образом, через все богатство народной культуры происходит социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным мышлением и широким мировоззрением. 4


В раздел образования