Статья Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах
Автор: Анкудинов Александр Александрович Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: СП ДТДиМ ГБОУ СОШ №14 "Центр образоавания" Населённый пункт: г. Сызрань, Самарская область Наименование материала: Статья Тема: Статья Воспитание ценностного отношения к прекрасному и формирование представлений об эстетических идеалах Раздел: дополнительное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
СОШ №14 «Центр образования» г. Сызрани г.о. Сызрань
структурное подразделение, реализующее дополнительные образовательные программы
«Дворец творчества детей и молодежи»
Тема «Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах»
(из опыта работы)
Автор –составитель А.А.Анкудинов,
педагог дополнительного образования
г. Сызрань,
2016г
1
Тема «Воспитание ценностного отношения к прекрасному,
формирование представлений об эстетических идеалах»
Одним из важнейших направлений деятельности образовательных
учреждений дополнительного образования является воспитание ценностного
отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических
идеалах. Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей
страны не может быть полноценной жизни. Века и тысячелетия решается
задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям все то, чем
жил человечество. В настоящее время особенно злободневной является
проблема воспитания чувств, т.к. на фоне общего повышения образованности
мы видим отставание в темпах развития духовно-нравственного сознания, в
частности эстетики и культуры. Знание национальной культуры – это не просто
получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие
личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за
свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному
наследию своих предков.
Проблема эстетического воспитания и развития интеллектуально – творческого
потенциала личности ребенка относится к числу глобальных образовательных
проблем. Широкие возможности УДО позволяют детям осваивать самые
разные направления деятельности человека в условиях его социализации.
Такие направления, как изобразительное искусство и декоративно-прикладное
творчество, помогают в духовном развитии воспитанников, в их эстетическом и
трудовом воспитании. Ведь рассказы о декоративно-прикладном искусстве
своего родного края, знакомство с ним на практике не только дают детям
определенные знания, но приобщают их к культурному наследию, приобщают к
труду. Все виды современного прикладного искусства имеют в своей основе
давние и глубокие народные традиции и корни, именно в них царит ЕЕ
Величество «Душа народа». Во Дворце творчества детей и молодежи
получили свое развитие такие направления народного творчества как: вышивка,
вязание, тестопластика, цветоделие, бисероплетение, аранжировка и
фитодизайн, флористика, батик, сухой габелен, художественное ремесло,
роспись, работа с соломой, живопись, графика, мозаика, декупаж. Благодаря
опыту и мастерству педагогов – Гундоровой О.В., Ершовой С.Н., Щегловой
Т.Н., Портновой Н.В., Краснощековой Е.В., Черкасской Ю.А., Анкудинова
А.А., Чирковой Н.В., Семеновой И.Е., Гельфат Н.А., Котелевской Г.В.,
А.А.Анкудинова, Нестеровой М.В., Никифовой С.Н воспитанники становятся
мастерами и творцами.
Народное искусство воспитывает душу детей, учит видеть и понимать красоту
родного края, знать свои истоки, творить его. Большой эффект в духовном
развитии и эстетическом воспитании ребят дает знакомство с искусством
народных мастеров.
В объединении «Волшебная лоза» (педагог Анкудинов А.А.) обучающиеся
2
познают технологические приемы работы с природным материалом – соломой,
лозой. Природа для ребят становится источником глубокого эстетического
наслаждения, воспитывает в них чувство сопричастности с предками –
умельцами, так как именно из природы черпали вдохновение народные мастера
прошлого. Умение увидеть прекрасное развивает не только фантазию и
восприятие, но также учит наблюдать и развивает в детях чувство
сопричастности ко всему сущему и живому на Земле. Ребята познают красоту
труда, участвуя в создании эстетически выразительных произведений, получают
удовлетворение от результатов своего труда. Развитие и формирование
эстетической сферы есть одновременно процесс воспитания гражданских
чувств. Музыкальное направление деятельности ДТДиМ в силу своего
специфически эстетического содержания играет важную роль в социальном и
культурном воспитании детей. Пропаганда певческой культуры, искусства,
творчества народа учит любви к родному краю, воспитывает чувство
гражданственности и патриотизма, любовь к Родине, семье, обществу.
Фольклорные и патриотические песни – непременная составляющая репертуара
наших вокальных объединений «Реченька», «Оранжевое лето», «Два часа на
чудеса», «Solo», «Гитара» - педагоги Меновщикова М.Е., Зворыкина О.А.,
Ушакова О.Н., Горячева А.С., Чичаева Д.С., Полянский П.В. Доступные
восприятию народные песни всегда эмоционально насыщены по содержанию и
исполнению. Изучая и исполняя песни на основе народного фольклора, дети,
Марии Егоровны, одновременно учатся слышать музыку народных
национальных инструментов – баян, гармонь, бубен, ложки, балалайка. В
русских народных песнях сложное вокальное исполнение - акапелла. Звуки
народных песен рождают в детях образы старины, и учат красоте человеческих
взаимоотношений, формируют понятия о добре и зле, любви и коварстве,
заложенными нашими предками в устном фольклорном творчестве. Этот
музыкальный материал – отражение высших духовно-нравственных,
общечеловеческих, национальных ценностей, отношения к прекрасному.
Народная песня не будет национальной и не будет нести в себе того заряда и
колорита, если исполнители не будут одеты соответственно в традиционные
народные костюмы. Костюм несет в себе также традиции и обычаи народа.
Все в народном искусстве взаимосвязано и неотделимо одно от другого. Нить
этой взаимосвязи находит отражение и в совместной деятельности педагогов
ДТДиМ, когда прикладное творчество становится частью антуража фольклора
в вокальных и танцевальных объединениях, театрах моды и в молодежном
театре «Фреш» и «Фант». Большую роль в воспитании любви к прекрасному
мы видим в объединении молодежного театра «Фреш» (педагог Клабукова
М.Г.), где каждая постановка спектакля говорит о ценностном отношении к
прошлому, к памяти - через личностное переживание. Главной задачей театра
является воспитание любви к Отечеству, к родному краю, народным промыслам
и традициям, национальной культуре. На занятиях создается радостная
атмосфера прикосновения к прекрасному, формируется чувство уважения к
окружающему. Повседневная жизнь убивает в нас способность видеть
прекрасное. Дети очень тонко чувствуют красоту и чутко реагируют на все, что
происходит вокруг. В театре моды эти главные компоненты: красота, добро и
3
чувство прекрасного слились в единое целое – театральную школу красоты и
творчества. Неоспорим тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к
Итак, на основе художественно-эстетических ценностей, заложенных в
народном творчестве, во ДТДиМ идет процесс активного воспитания детей и
социализации личности на основе народных традиций, народной культуры.
Педагоги различных областей творчества воспитывают в детях чувство
прекрасного, умение видеть и наблюдать, понимание чувства стиля через
красоту простых, веками отшлифованных народных форм в искусстве танца,
фольклора, пения, прикладного творчества. Через историко-этнографическое и
историко-культурное знание происходит знакомство обучающихся с духовно-
нравственными ориентирами, включенными в общий контекст традиционного
жизненного уклада народа, проявляющимися в нравах и обычаях, в нормах
поведения, что немаловажно при формировании моральных и духовно-
нравственных качеств личности и представлений об эстетических идеалах.
Таким образом, через все богатство народной культуры происходит
социализация личности, с активной гражданской позицией, с толерантным
мышлением и широким мировоззрением.
4