Автор: Костина Елена Евгеньевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ СШ № 12 Населённый пункт: город Выкса, Нижегородская область Наименование материала: статья Тема: Наглядная геометрия (из опыта работы) Раздел: среднее образование
Из опыта работы по проведению пропедевтического курса
геометрии в 5-6 классах в рамка ФГОС
Геометрия – это раздел математики, являющийся носителем собственного метода
познания мира. Геометрические образы сопровождают человека в течение всей его жизни,
начиная с первых лет. Первичные геометрические сведения у человека появляются до
того, как он способен их формально - логически осмыслить. Поэтому, одной из важных
задач преподавания геометрии является задача планомерного, систематического развития
геометрического, образного мышления, восприятия геометрии не только, как школьного
предмета, но и как часть человеческой культуры.
Первые
5-6
лет
своей
жизни
ребенок
проходит
огромный
путь
в
своем
интеллектуальном развитии и одно из центральных мест в его богатом представлении об
окружающем
мире
занимают
геометрические
представления.
Геометрический
опыт
шестилетнего ребенка очень многогранен. Он много знает, многое умеет делать руками.
Ему доставляют огромное удовольствие занятия геометрическими играми, упражнениями,
буквально все, что связано с геометрией (рисование, конструирование, лепка и т.д.).
Именно
на
этот
возраст
приходиться
пик,
если
можно
так
сказать,
геометрической
активности ребенка. Но вот ребенок поступает в школу, и живой поток его геометрической
активности, фактически перекрывается. А к 12-13 годам, когда ученик приступает к
изучению геометрии, его непосредственный интерес к ней уже на излете. Начав изучение
геометрии в 7 классе, он ощущает разрыв между его личным жизненным геометрическим
опытом и тем, с чего начинается любое систематическое изложение данного предмета.
Поэтому у учеников 7 класса (а так же у учащихся 10 класса) возникают большие
трудности
при
изучении
геометрии.
Одна
из
главных
причин
–
невысокий
уровень
пространственного
воображения
и
пространственного
мышления
учащихся,
а
так
же
слабое развитие логического аппарата.
Ни для кого не секрет, что изучение геометрии в 7 классе всегда вызывает у
учащихся
определённые
трудности:
непонимание
необходимости
доказательств,
отсутствие геометрической зоркости, интуиции, геометрического воображения, неумение
выстраивать чёткие логические рассуждения. Это одна из самых актуальных проблем
современного математического образования. Академик Александров говорил о том, что
задача преподавания геометрии – развивать у учащихся 3 качества:
пространственное
воображение,
практическое
понимание
и
логическое
мышление,
причём
пространственное мышление ставил на 1 место. Психологи утверждают, что именно в 5-6
классе следует уделить этому вопросу особое внимание, это самый благоприятный период
для достижения поставленной цели.
Курс «Наглядная геометрия» по учебнику Игоря Фёдоровича Шарыгина и Л. Н.
Ерганжиевой
–
это
прекрасный
пропедевтический
курс.
Практика
показывает,
что
изучение геометрии в 7 – 11 классах вызывает гораздо меньше затруднений и проблем,
если в 5 -6 классах изучалась «Наглядная геометрия». Учебник написан ярко, снабжён
большим количеством практических упражнений и нестандартных задач. Ученик познаёт
геометрические закономерности через практическую работу с фигурами, измерительными
приборами, моделями. Задачи на разрезание и складывание фигур; задачи со спичками;
задания на нахождение координат точек, т. е. овладение методом координат на плоскости;
задачи с игральным кубиком (особый тип заданий позволяет учащимся подняться на
новую качественную ступень, т.к. приходиться от плоскостного рассмотрения объектов
перейти к пространственным.) – вот основные типы заданий.
Исходя из опыта - я рассматриваю этот курс, как толчок к активизации
познавательной деятельности учащихся 5-6 классов. Усилия направляю в первую очередь
на
то,
чтобы
вызвать
интерес
и
желание
познать
больше,
поверить
в
свои
силы
и
подготовить почву для успешного и осознанного изучения геометрии в 7 классе.
.
Целью первых занятий было привить интерес, внимание, постараться активизировать
их
познавательную
деятельность.
В
основном
занятия
были
составлены
на
простом
материале, хотя и содержали ряд творческих и поисковых задач. Простота нужна была, чтобы
не отпугнуть ребят, увлечь их, и шаг за шагом преодолевать трудности по каждой теме.
Учение шло по «спирали», то есть изучаемые в 5 классе темы снова рассматривались в 6
классе, но на более высоком уровне.
Графические диктанты, творческие задания: сочинить геометрическую сказку, отгадать
кроссворд (сочинить самим), игровые элементы (пример игра « Остров сокровищ» по теме
координаты точек).
Лабораторные работы (на вычисление площадей и объемов, на
построение), тесты трех видов (на истинность высказывания, продолжить предложения и
дать конкретный ответ).
Чтобы
вызвать
интерес
у
детей,
стараюсь
использовать
различные
приемы
деятельности на уроках: работа с книгой, использование презентаций, проблемные ситуации в
разрешении некоторых вопросов, что вызывает у детей особые положительные эмоции от
разрешения проблемы, то есть преодоления трудности. Так же естественно использовую смену
устной и практической деятельности. Даю задания на наблюдательность и выдумку (из
жизни). Поощряются разные подходы к решению задач, то есть учитывая, что каждый ребенок
индивидуален и в зависимости от его главной подструктуры мышления даю возможность
решать своим способом (пусть не совсем удачным).
Следует
отметить,
что
овладение
геометрическими
терминами
и
вообще
геометрическим языком доставляет в 7 классе ученику и учителю немало хлопот, и
потому
не
следует
упускать
возможности
потренировать
ребенка
в
произнесении
геометрических
слов,
формулировке
определений,
придумывании
различных
геометрических фраз.
Неоценимую помощь в координации терминов оказывает специальная работа по
разбору
по
составу
слова-термина
и
его
этимологии,
ибо
представление
ученика
о
происхождении слова и ассоциации с однокоренными словами становится базой для
сознательного усвоения смысла вводимого понятия.
Использую различные современные технологии, в том числе и метод проектов. Это
эффективное обучение с большим объемом информации и самое главное переводит ученика в
режим саморазвития (учитель, как консультант). Тема - «Симметрия». Как известно, она
тесно связана с большинством предметов, таких как химия, биология, география, физика и
другие. Цель проекта – научить детей исследовательской работе, то есть: ставить - задачу,
находить информацию, проводить небольшое исследование по теме или придумать задание,
сделать вывод. А так же развитие познавательного интереса, творческой активности, умения
работать в группе, внимательно слушать речь других. Сначала ставилась общая цель, и
придумывалось название («Кто кого видит в зеркале»). Далее ребята разбивались на группы,
каждая группа выбирала себе подтему, предложенную учителем («симметрия в жизни
человека», «симметрия в животном мире», «симметрия в растительном мире», «симметрия в
архитектуре», «симметрия в узорах », «симметрия в орнаментах», «зеркальная симметрия»,
«создание бордюров»). В течение определенного времени ребята искали информацию,
консультировались по поводу исследовательской работы. Оформляли в виде буклетов и
рефератов, отчитывались о проделанной работе. Примерно через две недели провели занятие
-конференцию, где ребята защищали свои работы.