Автор: Еговцева Людмила Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 17 " Ладушки" Населённый пункт: г Нижневартовск,Тюмеская область ХМАО-Югра Наименование материала: проект Тема: "Край, в котором мы живем!" Раздел: дошкольное образование
«Край, в котором мы живем!»
старший дошкольный возраст «Б»
Подготовила
Еговцева Л.П
г. Нижневартовск 2016г
Актуальность.
Одна
из
задач
нравственного
воспитания
дошкольников
-
воспитание
патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к
близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает
вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста?
Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период
формирования личности ребенка.
Именно в этом возрасте можно эффективнее
развивать
возможности
личности
ребенка.
Упущенное
в
дошкольном
детстве
наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того,
как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их
школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Не надо забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающую
действительность
эмоционально,
а
значит
и
патриотические
чувства
у
них
проявляются
в
чувстве
восхищения
и
привязанности
к
месту
рождения
и
жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от
встреч и общения с ними: жителями дома, города, работниками образовательных
учреждений, библиотек, музеев. Формирование чувства любви к родному городу,
краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где
он родился и живет,
умения
видеть и понимать красоту окружающей жизни,
желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях,
культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что нравственные
качества
не
возникают
путем
естественного
«созревания».
Их
развитие
осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит
это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Происхождение темы проекта:
Беседуя с детьми о родном городе, крае, мы заметили, что дети с интересом
рассматривают географическую карту округа, интересуются символикой городов,
спрашивают о городах и людях нашего округа. Так появилась тема нашего
проекта: «Край, в котором мы живем!»
Участники проекта:
Дети
старшего
дошкольного
возраста
«Б»,
родители
воспитанников,
воспитатели группы.
Вид проекта:
Познавательный.
Длительность:
1 месяц.
Цели:
Формирование
нравственно-патриотического
отношения
и
чувства
сопричастности
к
семье,
городу,
природе,
культуре
на
основе
историко-
национальных и природных особенностей родного края.
Воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного
края.
Задачи:
Познакомить детей с символикой городов Ханты-Мансийского автономного
округа.
Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с
родным городом, краем.
Формировать
гражданскую
позицию,
чувство
гордости
за
свою
малую
Родину.
Расширять
представления
дошкольников
о
культуре,
профессиях
людей,
социально-экономической значимости родного края.
Закреплять представления о природных богатствах родного края.
Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей
Родине, родному краю, своему народу.
Этапы реализации проекта:
I этап - подготовительный:
- подбор специальной тематической и художественной литературы о родном
крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом
разнообразия форм и методов работы;
- подбор диагностического инструментария.
II этап – организационный:
- реализация проекта на базе МАДОУ ДС №17 «Ладушки»
III этап –итоговый:
- создание в группе фотогалереи «Мой родной край»;
- создание видеотеки «Символика и достопримечательности городов Ханты-
Мансийского округа»;
- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»;
- организация передвижной библиотеки «Югра – моя малая Родина».
Формы и методы реализации проекта:
Занятия
с
детьми
по
познавательному
развитию,
продуктивной
деятельности: рисованию, аппликации.
Познавательные беседы.
Дидактические игры по патриотическому воспитанию.
Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, репродукций журналов и
газет о родном крае.
Чтение познавательной и художественной литературы об истории, культуре,
профессиях людей родной земли.
Использование
аудио
–
и
видеоаппаратуры
для
ознакомления
детей
с
символикой, достопримечательностями родного края.
Ожидаемые результаты:
Повышение
уровня
знаний
детей
об
истории,
достопримечательностях,
природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного
края.
Эмоциональная отзывчивость и возникновение стойкого интереса у детей к
прошлому,
настоящему
и
будущему
родного
края,
чувства
ответственности,
гордости, любви и патриотизма.
Заинтересованность родителей к истории города, края.
Перспективный план мероприятий.
№
п/п
Мероприятия с детьми
Мероприятия с
родителями
1.
Познавательное
развитие:
«Наш
родной
город – Нижневартовск»
Цель:
Продолжать
знакомить
детей
с
достопримечательностями
родного
города,
его
историей.
Воспитывать
любовь
к
родному городу, чувство ответственности за
свой город.
Предложить
родителям
список
познавательной
литературы
по
т е м е
проекта.
2.
Беседа: «Символика родного края»
Цель: Учить детей различать гербы и флаги
городов
Ханты-Мансийского
о к ру г а .
Закреплять
умение
отвечать
на
вопросы
п о л н ы м и
о т в е т а м и .
В о с п и т ы в а т ь
нравственно-патриотические чувства.
3.
Познавательное развитие: «Край, в котором
мы живем!»
Цель:
Уточнить
представления
детей
о
географиче ском
положении
Х а н т ы -
Мансийского
округа,
климатиче ских
особенностях.
Учить
находить
столицу
ХМАО
на
карте,
формировать
знания
о
значении
флага.
Подве сти
детей
к
пониманию того, что города – это творение
рук
человека.
Воспитывать
любовь
и
уважение к родному краю.
Выставка
познаватель-
ной
и
художественной
литературы: «Югра – моя
малая Родина!»
4.
Рассматривание
альбома
о
родном
городе:
«Вид с вертолета».
Цель:
Расширять
знания
детей
о
родном
городе.
Закреплять
умения
находить
любимые уголки города.
5.
Коллаж: «Наш микрорайон»
Цель:
Предоставить
детям
возможность
проявить инициативу и самостоятельность.
Закрепить
умение
работать
коллективно.
Развивать
творче ско е
в о о б р а ж е н и е .
Воспитывать желание беречь и любить свою
Оформление
фотовыставки:
«Мой
родной край Югорский».
малую родину.
6.
Дидактическая
игра:
«Гербы
и
флаги
городов».
Цель: Закрепить знание детей о символике
городов
Югры,
умение
различать
гербы
и
флаги.
Развивать
внимание,
п а м я ть ,
сообразительность.
7.
Рисование: «Улицы нашего города».
Ц е л ь :
Р а с ш и р я т ь
и н т е р е с
д е т е й
к
и з о б р а з и т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и .
Совершенствовать
умение
р и с о в ат ь
архитектурные
сооружения.
Побуждать
перед авать
в
рисунке
о с о б е н н о с т и
архитектуры Нижневартовска. Воспитывать
любовь к родному городу.
Участие
родителей
в
с о зд а н и и
а л ь б о м о в :
«Символика
го р од о в
ХМАО»,
«Достопримечательности
и
и с т о р и я
г о р о д о в
Югры».
8.
Чтение
художественной
лит е ратуры :
«Путешествие в страну нефти» Т.Царенко.
Цель: Закреплять умение детей внимательно
слушать произведение, участвовать в беседе
по прочитанному. Воспитывать уважение к
работникам нефтяной промышленности.
9.
Познавательное
развитие:
«Профессии
нашего края – нефтяник».
Цель:
Закрепить
представления
детей
о
профессии нефтяник, почему она является
основной в нашем крае. Расширять словарь
детей:
бурильщик,
скважина.
Воспитывать
уважение,
гордость
за
свой
город,
край,
людей, которые живут и работают в Югре.
Консультация
на
тему:
«Значение гражданско –
патриотического
воспитания
для
детей
старшего
дошкольного
возраста».
10.
Беседа: «Черное золото Югры».
Цель:
Расширять
знания
о
полезных
ископаемых
Югорского
края.
Закреплять
понятие
о
том,
что
природные
богатства
(нефть и газ)
дают человеку возможность
жить. Воспитывать бережное отношение к
дарам Земли Югорской.
Участие
родителей
в
в и к т о р и н е :
« М о я
родина».
11.
Сюжетно-ролевая
игра:
«Путешествие
по
городу».
Цель:
Побуждать
детей
отображать
в
ролевых
играх
приобретенные
знания
и
умения.
Закреплять
умение
совместно
договариваться о сюжете игры, распределять
роли. Воспитывать дружеские отношения в
игре.
12.
Дидактическая игра: «Знаю все профессии»
Цель: Закрепить знания детей о профессиях
своих
родителей.
Развивать
внимание,
умение
выражать
свои
мысли
грамотно,
четко произнося все звуки.
Семейная
экскурсия
по
л ю б и м ы м
у г о л к а м
Нижневартовска.
13.
С а м о с т о я т е л ь н а я
х у д о ж е с т в е н н а я
деятельность:
«Мои
любимые
уголки
Нижневартовска».
Цель:
Развивать
творческое
воображение,
умение самостоятельно подбирать материал
для работы. Воспитывать желание выражать
свои
чувства
с
помощью
речи,
движения,
изобразительных средств.
14.
Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край
родной!»
Цель:
Познакомить
детей
с
творчеством
местных
поэтов.
Побуждать
передавать
посредством
художественного
слова
свои
чувства, отношение к родному краю.
Участие
родителей
в
литературном вечере.
Диагностика разработана на основе программы «Радуга», в соответствии с
возрастными задачами.
Параметры диагностики:
-
Родная
страна:
название
страны,
название
округа,
название
города,
домашний адрес, название достопримечательностей города, профессии.
- Символика: флаг России, флаг ХМАО, герб России, герб ХМАО.
Критерии оценки:
Высокий уровень – знает название города, округа, страны, свой домашний
адрес; называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности,
социально-значимые объекты города; 4-5 улиц, площадей; знает и называет флаг и
герб России, округа, города; имеет представления о профессиях своих родителей и
о
«главных»
профессиях
края;
имеет
устойчивый
интерес
к
труду
взрослых,
заботиться
об
окружающей
природе,
проявляет
дружелюбие,
считается
с
интересами
товарищей;
умеет
анализировать
поступки,
договариваться
со
сверстниками.
Средний уровень - знает название города, округа, страны, свой домашний
адрес;
флаг
и
герб
России,
округа,
города;
затрудняется
н а з ват ь
достопримечательности,
социальные
объекты
(по
иллюстрации,
фотографии),
улицы,
площади
города
(делает
это
после
пояснения
взрослого);
с
помощью
взрослого называет природные богатства края; называет профессии родного края,
но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, может оказать
помощь,
проявляет
дружелюбие,
иногда
считается
с
интересами
товарищей
и
договаривается со сверстниками.
Низкий
уровень – не знает название города, округа, страны; с помощью
взрослого называет свой домашний адрес, флаг и герб; отсутствуют знания о
достопримечательностях
города;
плохо
знает
название
улиц,
площадей;
знает
профессии своих родителей, затрудняется называть природные богатства края; не
умеет договариваться с товарищами и анализировать поступки.
Диагностика
№
п/п
Фамилия,
имя
ребенка
Название
страны,
округа,
города
Домашний
адрес
Знание
достопри-
мечательност
ей города
Природные
богатства
округа
Профессии
Флаг Рос-сии,
ХМАО
Герб Рос-сии,
округа
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Высокий
уровень %
Средний
уровень %
Низкий
уровень %
Литература:
1 .
Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург:
Аква-Пресс, 2005.
2. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада
Изд.: Учитель Год: 2009 г.
3. «Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009 г.