Напоминание

"Край, в котором мы живем!"


Автор: Еговцева Людмила Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Д/С № 17 " Ладушки"
Населённый пункт: г Нижневартовск,Тюмеская область ХМАО-Югра
Наименование материала: проект
Тема: "Край, в котором мы живем!"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Познавательный проект

«Край, в котором мы живем!»
старший дошкольный возраст «Б»
Подготовила
Еговцева Л.П
г. Нижневартовск 2016г
Актуальность.
Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю, родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека. Не надо забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающую действительность эмоционально, а значит и патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними: жителями дома, города, работниками образовательных учреждений, библиотек, музеев. Формирование чувства любви к родному городу, краю происходит через воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет, умения видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления и освоения конкретных фактов, а зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.
Происхождение темы проекта:
Беседуя с детьми о родном городе, крае, мы заметили, что дети с интересом рассматривают географическую карту округа, интересуются символикой городов,
спрашивают о городах и людях нашего округа. Так появилась тема нашего проекта: «Край, в котором мы живем!»
Участники проекта:
Дети старшего дошкольного возраста «Б», родители воспитанников, воспитатели группы.
Вид проекта:
Познавательный.
Длительность:
1 месяц.
Цели:
Формирование нравственно-патриотического отношения и чувства сопричастности к семье, городу, природе, культуре на основе историко- национальных и природных особенностей родного края. Воспитание чувства уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края.
Задачи:
Познакомить детей с символикой городов Ханты-Мансийского автономного округа. Развивать у детей нравственные качества личности через ознакомление с родным городом, краем. Формировать гражданскую позицию, чувство гордости за свою малую Родину. Расширять представления дошкольников о культуре, профессиях людей, социально-экономической значимости родного края. Закреплять представления о природных богатствах родного края. Воспитывать чувство гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине, родному краю, своему народу.
Этапы реализации проекта:

I этап -
подготовительный: - подбор специальной тематической и художественной литературы о родном крае, систематизация материала;
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы; - подбор диагностического инструментария.
II этап
– организационный: - реализация проекта на базе МАДОУ ДС №17 «Ладушки»
III этап
–итоговый: - создание в группе фотогалереи «Мой родной край»; - создание видеотеки «Символика и достопримечательности городов Ханты- Мансийского округа»; - оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»; - организация передвижной библиотеки «Югра – моя малая Родина».
Формы и методы реализации проекта:
Занятия с детьми по познавательному развитию, продуктивной деятельности: рисованию, аппликации. Познавательные беседы. Дидактические игры по патриотическому воспитанию. Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, репродукций журналов и газет о родном крае. Чтение познавательной и художественной литературы об истории, культуре, профессиях людей родной земли. Использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края.
Ожидаемые результаты:
Повышение уровня знаний детей об истории, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края. Эмоциональная отзывчивость и возникновение стойкого интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма. Заинтересованность родителей к истории города, края.

Перспективный план мероприятий.
№ п/п Мероприятия с детьми Мероприятия с родителями 1. Познавательное развитие: «Наш родной город – Нижневартовск» Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, его историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство ответственности за свой город. Предложить родителям список познавательной литературы по т е м е проекта. 2. Беседа: «Символика родного края» Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского о к ру г а . Закреплять умение отвечать на вопросы п о л н ы м и о т в е т а м и . В о с п и т ы в а т ь нравственно-патриотические чувства. 3. Познавательное развитие: «Край, в котором мы живем!» Цель: Уточнить представления детей о географиче ском положении Х а н т ы - Мансийского округа, климатиче ских особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Подве сти детей к пониманию того, что города – это творение рук человека. Воспитывать любовь и уважение к родному краю. Выставка познаватель- ной и художественной литературы: «Югра – моя малая Родина!» 4. Рассматривание альбома о родном городе: «Вид с вертолета». Цель: Расширять знания детей о родном городе. Закреплять умения находить любимые уголки города. 5. Коллаж: «Наш микрорайон» Цель: Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Закрепить умение работать коллективно. Развивать творче ско е в о о б р а ж е н и е . Воспитывать желание беречь и любить свою Оформление фотовыставки: «Мой родной край Югорский».
малую родину. 6. Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов». Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, п а м я ть , сообразительность. 7. Рисование: «Улицы нашего города». Ц е л ь : Р а с ш и р я т ь и н т е р е с д е т е й к и з о б р а з и т е л ь н о й д е я т е л ь н о с т и . Совершенствовать умение р и с о в ат ь архитектурные сооружения. Побуждать перед авать в рисунке о с о б е н н о с т и архитектуры Нижневартовска. Воспитывать любовь к родному городу. Участие родителей в с о зд а н и и а л ь б о м о в : «Символика го р од о в ХМАО», «Достопримечательности и и с т о р и я г о р о д о в Югры». 8. Чтение художественной лит е ратуры : «Путешествие в страну нефти» Т.Царенко. Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к работникам нефтяной промышленности. 9. Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник». Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре. Консультация на тему: «Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».
10. Беседа: «Черное золото Югры». Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ) дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской. Участие родителей в в и к т о р и н е : « М о я родина». 11. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу». Цель: Побуждать детей отображать в ролевых играх приобретенные знания и умения. Закреплять умение совместно договариваться о сюжете игры, распределять роли. Воспитывать дружеские отношения в игре. 12. Дидактическая игра: «Знаю все профессии» Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки. Семейная экскурсия по л ю б и м ы м у г о л к а м Нижневартовска. 13. С а м о с т о я т е л ь н а я х у д о ж е с т в е н н а я деятельность: «Мои любимые уголки Нижневартовска». Цель: Развивать творческое воображение, умение самостоятельно подбирать материал для работы. Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью речи, движения, изобразительных средств. 14. Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!» Цель: Познакомить детей с творчеством местных поэтов. Побуждать передавать посредством художественного слова свои чувства, отношение к родному краю. Участие родителей в литературном вечере.
Диагностика разработана на основе программы «Радуга», в соответствии с возрастными задачами. Параметры диагностики: - Родная страна: название страны, название округа, название города, домашний адрес, название достопримечательностей города, профессии. - Символика: флаг России, флаг ХМАО, герб России, герб ХМАО.
Критерии оценки:

Высокий уровень –
знает название города, округа, страны, свой домашний адрес; называет и узнает (по иллюстрации, фотографии) достопримечательности, социально-значимые объекты города; 4-5 улиц, площадей; знает и называет флаг и герб России, округа, города; имеет представления о профессиях своих родителей и о «главных» профессиях края; имеет устойчивый интерес к труду взрослых, заботиться об окружающей природе, проявляет дружелюбие, считается с интересами товарищей; умеет анализировать поступки, договариваться со сверстниками.
Средний уровень
- знает название города, округа, страны, свой домашний адрес; флаг и герб России, округа, города; затрудняется н а з ват ь достопримечательности, социальные объекты (по иллюстрации, фотографии), улицы, площади города (делает это после пояснения взрослого); с помощью взрослого называет природные богатства края; называет профессии родного края, но интерес к труду взрослых не устойчив; заботится о близких, может оказать помощь, проявляет дружелюбие, иногда считается с интересами товарищей и договаривается со сверстниками.
Низкий

уровень
– не знает название города, округа, страны; с помощью взрослого называет свой домашний адрес, флаг и герб; отсутствуют знания о достопримечательностях города; плохо знает название улиц, площадей; знает профессии своих родителей, затрудняется называть природные богатства края; не умеет договариваться с товарищами и анализировать поступки.

Диагностика
№ п/п Фамилия, имя ребенка Название страны, округа, города Домашний адрес Знание достопри- мечательност ей города Природные богатства округа Профессии Флаг Рос-сии, ХМАО Герб Рос-сии, округа 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Высокий уровень % Средний уровень % Низкий уровень %
Литература:
1 . Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005. 2. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: Учитель Год: 2009 г. 3. «Мир животных и растений Югры» «Сократ» Екатеринбург 2009 г.


В раздел образования