Использование метода проектов во внеурочной деятельности по информатике
Автор: Сафронова Людмила Викторовна Должность: учитель информатики Учебное заведение: МБОУ "СШ № 24" Населённый пункт: город Смоленск, Смоленская область Наименование материала: статья Тема: Использование метода проектов во внеурочной деятельности по информатике Раздел: среднее образование
Я знаю, где и как я могу это применить»
Сегодня
школа
должна
формировать
людей
с
новым
типом
мышления,
инициативных,
творческих
личностей,
смелых
в
принятии
решений, компетентных. Следовательно, необходимы изменения и в методике
школьного образования.
Вся
учебная
деятельность
должна
строиться
на
основе
деятельностного подхода.
Цель его заключается в развитии личности учащегося на основе
овладения
универсальными
способами
деятельности.
Ребенок
не
может
развиваться
при
пассивном
восприятии
учебного
материала.
Именно
собственное действие может стать основой формирования в будущем его
самостоятельности.
Чтобы добиться высокого результата в обучении, необходимо научить
детей мыслить, находить и решать проблемы, используя для этой цели свои
знания, коммуникативные и информационно – технологические умения.
Метод
проекта
называют
технологией
четвертого
поколения,
реализующей личностно – деятельный подход в обучении школьников.
С
помощью
метода
проектов
возможно
научить детей:
выявлять
и
формулировать
проблемы;
проводить их анализ;
находить пути их решения;
большое
значение
имеет
умение
работать с информацией;
находить
необходимый
источник,
например, данные в справочной литературе
или в средствах массовой информации;
применять полученную информацию для решения поставленных
задач.
Зачем школьникам проектный метод обучения?
Цель учебного проекта состоит в том, чтобы создать условия, при
которых обучающиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания;
учатся
пользоваться
приобретенными
знаниями
для
решения
познавательных, творческих и практических задач;
развивают коммуникативные умения, работая в группах.
Типология проектов
Информационный проект
Исследовательский проект
Практико-ориентированный проект
Творческий проект
По продолжительности:
кратковременные,
когда
планирование,
реализация
и
рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке;
длительные — продолжительностью от месяца и более.
По количеству участников:
индивидуальные;
групповые;
коллективные.
Важное
правило:
каждый
этап
работы
над
проектом
должен
иметь свой конкретный продукт.
В ходе использования метода проектов сложился АЛГОРИТМ учебных
действий ученика:
1.
Определение темы (обозначение учебных проблем для каждого
индивидуально);
2.
Целеполагание (планируемый результат);
3.
Задачи учебной деятельности
a.
поиск необходимой информации из различных источников:
учебник,
словарь,
справочник,
хрестоматия,
периодика
(газеты, журналы), базы данных интернета и др;
b.
обработка учебной информации: анализ, синтез, сравнение,
классификация, обобщение, выводы и т.д.;
c.
оформление и представление итогов учебной работы в виде:
плана-конспекта,
опорного
конспекта,
схемы,
таблицы,
графика, диаграммы, рисунка, кроссворда и т.д., доклада,
сообщения, реферата, статьи, стенда, макета, презентации.
4.
Личная мотивация в учебной деятельности (НАДО – МОГУ –
ХОЧУ – МОГУ НАУЧИТЬ ДРУГИХ)
требования ФГОС; повышение образовательно-культурного
уровня; формирование профессиональных компетентностей;
получение
достаточной
научно-практической
базы
для
самообразования;
расширение
возможностей
для
самореализации в жизнедеятельности.
5.
Практическое
выполнение
учебных
задач
по
индивидуальной
траектории (учебные операции, процедуры, приёмы).
6.
Рефлексия (представление проекта).
Следует отметить, что занятия проектной деятельностью активизирует
познавательный интерес учащихся, расширяет их кругозор, развивает навыки
самостоятельной
работы:
умение
выявлять
и
формулировать
проблему,
находить и отбирать необходимую информацию, применять её для решения
поставленных
задач.
Проект
развивает
у
ребят
«командный
дух»,
коммуникабельность, умение сотрудничать, способствует повышению личной
уверенности
каждого
участника.
Учебная
деятельность приобретает
поисковый и творческий характер.
Примеры проектов, созданных моими учащимися:
Презентация «Моё генеалогическое древо»
Интерактивный
кроссворд
«Мирный
атом»
(Международный
конкурс
творческих работ «Мой атом-2016», 1 место)
Видеофильм «ИКТ в формировании пространственного мышления»
Ребусы «Мой атом» (Всероссийский конкурс творческих работ «Мой атом»,
призовое место регионального этапа)
Сайт «Музей Ф.И. Тютчева» (конкурс на разработку официального сайта
ГАУК
«Государственный
мемориальный
историко-литературный
музей-
заповедник Ф.И. Тютчева «Овстуг»)
Видеофильм
«Мама
будь
со
мною
рядом»
(III
Всероссийский
конкурс,
посвящённый Дню матери «Мама… Как много значит это слово»)
Используемая литература:
1.
Пахомова
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении.-М.:Аркти,2003.
2.
Сергеев
И.С.
Как
организовать
проектную
деятельность учащихся.
М.:Аркти,2007.