Использование метода коллективного проекта в воспитании современного школьника
Автор: Приходько Лариса Ивановна Должность: учитель технологии Учебное заведение: МАОУ "Школа №5 города Белогорск" Амурской области. Населённый пункт: город Белогорск Амурской области Наименование материала: Из опыта работы Тема: Использование метода коллективного проекта в воспитании современного школьника Раздел: среднее образование
Использование метода коллективного проекта в воспитании современного
школьника
В наше время, когда общество предъявляет к человеку высокие требования: умение
добывать новые знания и умение применять их на практике, умение работать с новыми
техническими
средствами,
умение
общаться,
мы,
взрослые
должны
помочь
детям
максимально подготовиться к дальнейшей жизни. Экспериментально установлено, что
генетически первым субъектом учебного обращения к взрослому выступает не индивид, а
группа
совместно
работающих
детей.
Сотрудничество
с
ровесниками
является
необходимым
условием
зарождения
инициативности
ребенка
в
учебных
действиях,
имеющих рефлексивную природу.
Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся
и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в
результатах образовательного процесса, является коллективный творческий проект. Этот
метод
вызывает
у
школьников
наибольший
интерес,
поскольку
в
работу
вовлечено
большое число участников, а результат работы виден всей школе.
Человек родом из детства. Думая о своём детстве, я вспоминаю много хорошего, но
есть одно воспоминание о чуде. Я приезжаю в деревню к бабушке. Вечером она открывает
сундук. Я прошу показать её богатство: бусы, серьги, платки, готовые и не законченные
вышивки, мешочек с лоскутками. А на самом дне – лоскутное одеяло… Бабушка укрывает
им меня и как вечернюю сказку рассказывает историю каждого кусочка. Я думаю, что
когда вырасту, тоже сошью лоскутное одеяло моей жизни. Одеяло
пахнет какой- то
травой, бабушка рассказывает, я засыпаю.
Прошло много лет, я работаю в школе преподавателем технологии, шьём по
программе фартуки, юбки, ночные сорочки. Очень
хочется, чтобы девочки не просто
выполняли работу, но чтобы эта работа им нравилась. Задумываюсь: что мне нравилось в
детстве? И вспоминаю о лоскутном одеяле.
Следует сказать, что социальный статус учащихся различный: родители многих
учениц работают на молооплачиваемых должностях, некоторые не работают вообще. В
нашей школе обучаются дети из социального приюта «Тёплый дом», из детского дома №7.
Поэтому
лоскутная
техника
нас
очень
выручила:
это
и
вторичное
использование
материала, и экология, и экономия, и патриотическое воспитание, и изучение технологии
интересного ремесла.
Сначала на занятиях клуба «Хозяюшка», затем и на уроках мы занялись лоскутным
шитьём. Действуя по принципу «заинтересуй- научи – твори», мы изучили старинные
образцы. Приносили в школу старинные работы, ходили в гости к мастерицам, посещали
музей.
Собранный
материал
представили
на
научно
практической
-
краеведческой
конференции и заняли первое место в секции декоративно- прикладное творчество. Но
главным результатом было то, что девочки осознали ценность наследия и захотели сами
сделать что-то подобное. Делать это нужно с соблюдением всех традиций и технологий.
рис.1
На первом этапе мы выполняли самые простые фрагменты: узоры из полосок, из
уголков, блок «Американская изба». После выполнения прихваток решили приступить к
коллективной работе «Лоскутное одеяло». Составили план работы, объявили конкурс
эскизов,
выбрали
оптимальный
вариант,
подходящий
для
коллективного
выполнения.
Индивидуальное задание состояло в выполнении блока «Американская изба» размером 20
на 20 см. с чередованием светлых и тёмных полос. Заготовок выполнили с запасом, чтобы
можно было составить рисунок. Фрагменты шили все, а одеяло собирали на кружке со
старшеклассницами. Одеяло (рис.1) получилось на славу, оно неоднократно выставлялось
на различных выставках и в городском краеведческом музее. Москаленко Анна заняла
первое место с исследовательской работой «Лоскутное шитьё и вопросы экологии» на
научно – практической конференции.
Рис 2. Панно «Крестьянские мотивы.
Используя
коллективный
метод
работы,
выполнены
два
вида
одеяла,
панно
«Содружество», панно «Птица счастья», комплекты салфеток, комплект штор на кухню.
В технике полуобъёмной аппликации выполнены панно «Золотые купола» (рис.3),
«Русские красавицы» (рис. 4), «Салют победы».
П а н н о
« К р е с т ь я н с к и е
м о т и в ы »
( р и с .
2 )
т о ж е
коллективный
проект.
Его
рисунок - это схема для вышивки
крестом,
только
вместо
крестика
квадрат со стороной 1,5см. Схема
разбита на полосы по три ряда -
это
задание
одной
ученицы.
Р а с с ч и т ы в а е м
к о л и ч е с т в о
к в а д р а т о в
к а ж д о г о
ц в е т а ,
выкраиваем и стачаем в нужной
последовательности.
Старшеклассницы
соединяют
работу в общее полотно.
Рис3. Панно «Золотые купола» Рис.4 Панно «Русские красавицы»
В 7-8 классах, при выполнении проекта, девочки выбирают лоскутную технику. Это
работы «Бабочки» (рис 5), «Лотосы» (рис.6), «Тюльпаны».
Рис. 5 Панно «Бабочки» Рис. 6 Панно «Лотосы»
Рис. 7 Русский собор.
В
народной
педагогике
особое
значение
всегда
придавалось
трудовому
воспитанию. Когда дети узнают о народных промыслах, у них появляется желание сделать
что-нибудь своими руками. Они с радостью учатся рукоделию: бабушка и дедушка умели,
Есть у нас и коллективные работы
«для забывчивых». Не секрет, что иногда
дети забывают работу дома, но у нас урок
труда, поэтому трудятся все: кто над своей
работой,
кто
над
ковриком
в
смешной
технике «ляпочиха». Одна из таких работ –
русский собор (рис.7). Его мы шили долго,
но теперь каждый хвастается: «Я делала
вот эту крышу, а я вот эту башенку». Это
наша
гордость.
Малыши
на
выставке
любуются
собором
и
мечтают
сделать
подобное.
а мы что хуже, что ли? Надо не только обучать, но и воспитывать, давать ребенку
возможность реализовать себя. Собирая краеведческий материал, нас особенно поразило
количество примет, обрядов связанных с Пасхой. Нами были собраны около тридцати
способов украшения яиц, составлена картотека рецептов куличей. Для украшения яиц
использовали не только традиционные способы, но и сухоцветы, бисер, бусины, лоскутки
ткани, фантики от конфет, цветную бумагу, разноцветную тесьму. Мы изготовили большое
«ритуальное дерево» и повесили на него все расписанные яйца. Девочки не только
красили яйца, но и оформили стол и помещение
в народных традициях, пели песни,
играли,
«катали
яйца»
(рис.8).
Много
материалов
собрано
о
Масленице,
Рождестве,
Святках.
Рис.8 Выставка «празднование Пасхи»
Особое внимание хотелось уделить большим коллективным творческим делам.
Таким делом стал для нас проект « Свадебный обряд»
.
Мы работали по различным
направлениям:
технологическому,
изобразительному
музыкальному
,
художественному,
историческому.
Изучили
различные
виды
народных
тряпичных
кукол
именно
эта
на
занятиях кружка
.
С этой исследовательской работой Ткачук Юлия победила в НПК
.
Но мы
выбрали только один способ изготовления кукол «кукла -
скатка». На заседании кружка
изучили традиции старинного и современного свадебного обряда, подобрали пословицы,
поговорки
изготовили
декорации
.
На
кружке
«Кукольный
театр»
разыграли
этот
спектакль. Этот спектакль участвовал в областном семинаре учителей технологии.
Рис.9 Кукольный спектакль «Свадебный обряд»
Выполняя
творческие
проекты,
учащиеся
овладевают
основами
проектирования,
технологии, коммуникации и рефлексии, учатся приобретать новые знания и умения, а
также интегрировать их.
Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в “команде”.
Эффективные
группы
отличаются
тем,
что
их
члены
не
только
принимают
задание
работать
вместе,
но
и
ощущают
в
этом
необходимость.
Они
активно
и
сознательно
вступают в кооперацию друг с другом. Их работа ориентирована на общую цель –
эффективное
учение
всех,
создание
проекта.
Общая
цель
создает
дополнительный
мотивационный фактор. Школьники чувствуют ответственность за успех своих товарищей
и группы в целом. Восприятие успеха каждого как общей победы, а неудачи одного из
членов как общей неудачи позволяет достигать более высоких учебных результатов по
сравнению с индивидуальной работой. Ученики выполняют реальную работу, которая
завершается
практическим
результатом.
Они
не
только
обмениваются
информацией.
Необходимость достижения общей цели побуждает их оказывать помощь друг другу,
вдохновлять друг друга. Добиваясь взаимного успеха, они способствуют и успешному
решению академической задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о
друге,
и
порождает
атмосферу
доверительных
отношений.
Члены
группы
осваивают
умения, необходимые для успешной совместной работы.
Успех
в
современном
мире
во
многом
определяется
способностью
человека
организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу,
найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его,
оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования в нашей
стране показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве,
спорте - люди, обладающие проектным типом мышления. Сегодня в школе есть все
возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности
учащихся - проектной деятельности.