Организация практических работ на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий
Автор: Миндиярова Алевтина Фёдоровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СОШ №56 Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан Наименование материала: статья Тема: Организация практических работ на уроках окружающего мира как средство формирования универсальных учебных действий Раздел: начальное образование
Организация практических работ на уроках окружающего мира
как средство формирования универсальных учебных действий
Миндиярова А.Ф.
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы
Практические работы на уроках окружающего мира в начальной школе
имеют
важное
значение,
так
как
при
работе
с
материалом
и
изучением
окружающей
действительности
младшие
школьники
лучше
осваивают
материал.
На
уроках
окружающего
мира
формируются
универсальные
учебные действия.
Важную
роль
при
изучении
практических
методов
преподавания
окружающего мира сыграли такие советские педагоги как М.Н. Скаткин, Е.А.
Валерьянова, П.А. Завитаев, К.П. Ягодовский.
Практические работы составляют часть содержания предмета, в них
находят
отражение
методы
исследования,
свойственные
наукам,
основы
которых изучаются в начальной школе. Главное назначение практических
работ состоит в том, чтобы вооружить школьников умениями и навыками,
специфичными для данного учебного предмета.
Круг практических работ при изучении окружающего мира огромный и
разнообразный. Это:
- различные виды измерений на местности (определение высоты форм
поверхности, измерение ширины и глубины реки и пр.);
-съемка плана пути или участка;
- ориентирование на местности;
-
проведение
наблюдений
за
погодой
и
сезонными
явлениями
в
природе, обработка материалов наблюдений;
- проведение наблюдений на определенных объектах;
- работа с различными видами карт;
- разнообразные работы со статистико-экономическими показателями и
др.
К практическим работам по окружающему миру относится различная
учебная
работа
с
картой,
климатическими
цифровыми
показателями,
наблюдения в природе и т.д. Все это направлено в основном на ознакомление
учащихся с методами изучаемого предмета и на выработку у них приемов
учебной работы, которые лежат в основе формирования умений и навыков,
предусмотренных программой.
Многообразие
практических
работ
порождает
потребность
в
их
классификации.
Одним из наиболее популярных оснований классификации является
уровень познавательной самостоятельности учащихся:
-
репродуктивный,
т.е.
предполагающий
воспроизведение
знаний
в
знакомой учащимся ситуации или умение ученика действовать по образцу;
-
частично-поисковый,
т.е.
предполагающий
умение
учащегося
осуществить перенос знаний и умений, применить знания при решении задач
с несколько измененными условиями;
- творческий.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное
освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:
1) познавательные и учебные мотивы;
2) учебную цель;
3) учебную задачу;
4)
учебные
действия
и
операции
(ориентировка,
преобразование
материала, контроль и оценка).
Все
это
достигается
путем
сознательного,
активного
получения
учащимися
социального
опыта.
Качество
усвоения
знаний
определяется
многообразием и характером видов универсальных действий.
Согласно новому образовательному стандарту на протяжении обучения
в начальной школе у учащихся должны быть сформированы следующие УУД:
-личностные
-регулятивные;
-познавательные;
-коммуникативные.
Таким
образом,
предмет
«Окружающий
мир»
помогает
ученику
в
формировании
личностного
восприятия,
эмоционального,
оценочного
отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение
нравственно
и
духовно
зрелых,
активных,
компетентных
граждан,
ориентированных
как
на
личное
благополучие,
так
и
на
созидательное
обустройство родной страны и планеты Земля. Немаловажную роль при этом
и г р а ю т
п р а к т и ч е с к и е
р а б о т ы
( э к с п е р и м е н т и р о в а н и е ,
наблюдение). Применение
практических
работ
позволяет
сделать
процесс
обучения для детей более увлекательным и интересным. Ребята получают
больше
возможностей
для
развития
логического
и
алгоритмического
мышления, воображения и познания мира. Применяя свои знания, они учатся
использовать
знания
в
обучающих
целях,
учатся
общению,
пытаются
представить результат деятельности в виде продукта.
Список литературы
1.
Асмолова, А. Г. Виды универсальных учебных действий: Как
проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли
[Текст]/ А. Г. Асмолова // под ред. - М.: Академия, 2010. – 338 с.
2.
Зайцева,
И.
И.
Технологическая
карта
урока.
Методические
рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя!
2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6
3.
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л.
Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) М.: Просвещение, 2010
4.
Чуракова,
Р.Г.
Программы
по учебным предметам 1-4 класс.
Сост. Р.Г. Чуракова М.: Академкнига / Учебник, 2012.