Здоровьесберегающие технологии на уроках математики.
Автор: Семенко Клавдия Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МКОУ Красномолотовская СОШ Населённый пункт: х. Солёный, Воронежская область Кантемировский район Наименование материала: Статья Тема: Здоровьесберегающие технологии на уроках математики. Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие технологии на уроках математики (из
опыта работы).
Как известно, здоровье человека является величайшей социальной
ценностью, необходимой для выполнения его биологических и социальных
функций,
для
становления
и
самореализации
личности.
Однако
в
постсоветской
России
об
этом
постулате
практически
не
вспоминали.
Стремление достичь материальных благ любой ценой или попросту получить
физическое
удовольствие
плохо
сочетается
с
ведением
здорового
образа
жизни.
Не
осталась
в
стороне
от
этих
негативных
изменений
и
сфера
образования.
Школьная
форма
из
натуральных
тканей
уступила
место
модной,
в
большинстве
своем
синтетической
одежде.
Ортопедические
школьные парты были заменены на столы. Для освещения классов стали
использоваться
вредные
для
глаз
энергосберегающие
люминесцентные
лампы. В попытке «объять необъятное» школьный ранец распух от учебников
и тетрадей: новые предметы, дополнительные разделы по уже знакомым
дисциплинам,
факультативы
были
призваны
повысить
уровень
образованности учащихся, а на деле привели к непомерной нагрузке на
неокрепший детский организм. Отрицательную роль для здоровья учащихся
сыграла
и
повсеместная
компьютеризация
школ,
столь
необходимая
в
настоящее время.
Результаты
воздействия
перечисленных
факторов
на
здоровье
школьников
не
заставили
себя
долго
ждать:
заболевания
сердечно-
сосудистой,
опорно-двигательной,
эндокринной
систем,
психические
расстройства, болезни глаз, гиподинамия и целый ряд других заболевания
заметно помолодели в наши дни и нередко встречаются у учащихся.
В сложившейся ситуации школа, в стенах которой дети проводят по 5-
7 часов в день, не может оставаться безучастной. Поэтому в работу каждого
учителя
должны
быть
включены
комплексные
м е р о п р и я т и я ,
ориентированные
на
сохранение
здоровья
учащихся,
или,
как
минимум,
отдельные элементы здоровьесберегающих технологий.
Являясь учителем математики в Красномолотовской средней школе, я
также реализовываю на своих уроках собственную программу поддержания
физического и психоэмоционального здоровья школьников.
Первая составляющая программы – гигиена помещения. Чистый пол,
доска, исправное освещение и, наконец, самое главное условие для начала
урока – это проветренный класс. Последнее не только облегчает усвоение
нового
материала,
благодаря
обогащению
мозга
кислородом,
но
и
взбадривает, принуждает к движению всех без исключения учеников, т.к. при
проветривании они выходят из класса.
Следующая
составляющая
программы
–
контролирование
осанки
учащихся.
Это
особенно
актуально
на
уроках
математики,
где
обучение
сопряжено с постоянной работой в тетради. В 5-6-х классах на помощь
учителя приходят считалочки, например:
Нужно спину так держать,
Чтобы ровненько стоять.
Люди смотрят, не дыша:
Ох, осанка хороша!
Эффективны
и
простые
поглаживания
по
спине,
и
даже
прикосновения
к
плечу
бывает
достаточно,
чтобы
ребенок
выпрямился,
принял правильную позу.
С подростками дело обстоит несколько иначе в связи с их болезненной
реакцией на советы и указания со стороны взрослых. Здесь я предпочитаю
использовать их стремление подражать кумирам и время от времени прошу
учеников
почувствовать
себя
звездами
в
объективе
телекамеры
или
фотоаппарата. Формируя привычку держать осанку, мы попутно улучшаем
самооценку. Любовь к своему телу и забота о нем – наикратчайший путь к
уверенности в себе и самореализации
1
.
Третья
составляющая
программы
сохранения
здоровья
учащихся
заключается
в
обязательном
проведении
физкультминуток
на
уроках.
Исключение составляет только написание контрольных работ, когда детям
необходима предельная концентрация внимания. Разминка, на мой взгляд,
наиболее уместна и целесообразна на 25-30-й минуте урока, когда новый
материал
рассмотрен,
ученики
утомлены,
и
для
дальнейшей
работы
по
закреплению изученного требуется их взбодрить. В классах среднего звена
мы проводим разминку в стихотворной форме, это способствует большему
вовлечению
детей
в
процесс.
Сами
упражнения
направлены
на
снятие
излишнего напряжения тела, на улучшение кровообращения. Например:
Быстро встали, улыбнулись.
Выше-выше потянулись.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали. Сели, встали.
И на месте побежали.
2
В старших классах, и прежде всего в выпускных, заметно возрастает
нагрузка на глаза учеников, поэтому к общеукрепляющим разминкам мы
добавляем гимнастику для глаз. Она также выполняется стоя, в завершении
физкультминутки, и представляет собой круговые движения глаз, движение
вверх-вниз, влево-вправо, вычерчивание глазами квадрата, восьмерки, частое
моргание. Затем дети садятся, растирают ладони и прикладывают их к глазам.
В классе наступает минута тишины.
Четвертая
составляющая
программы
–
обеспечение
на
уроке
благоприятной психологической атмосферы. Математика является одной из
самых сложных дисциплин в школьном образовании. Далеко не все дети
1
Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста. – М.: Academia, 2012 г.
2
Выговская В.В. Поурочные разработки по математике. – М.: ВАКО, 2009. – с. 15.
способны достичь в ней больших успехов. Поэтому учителю математики
особенно важно выработать индивидуальный подход к каждому ребенку, не
только поощряя достижения отличников, но и отмечая маленькие, но не
менее важные победы отстающих учеников.
Использование здоровьесберегающих технологий ведет к потере 4-6
минут каждого урока. Для математики это существенная потеря. Однако,
учитель
всегда
должен
помнить
о
том,
что
никакие
учебные
успехи
не
заменят
его
подопечным
здоровое
сердце,
крепкие
нервы,
зрячие
глаза.
Кроме того, забота о здоровье учащихся способствует снятию барьеров в
отношениях
«учитель-ученик»,
а
также
формирует
положительный
образ
школы как социального института в глазах детей и их родителей.