Музейная педагогика в области познавательного развития дошкольников
Автор: Ахмадиева Елена Анатольевна Должность: в Учебное заведение: МАДОУ детский сад №16 Населённый пункт: г. Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Музейная педагогика в области познавательного развития дошкольников Раздел: дошкольное образование
Аннотация. Одним из требований ФГОС являются требования к развивающей
предметно-пространственной среде, и здесь на помощь может прийти музейная
педагогика.
Музей
удовлетворяет
познавательные
и
образовательные
потребности детей, совершенствует все стороны речевого развития. В нашем
дошкольном образовательном учреждении организован мини-музеи. Тематика
выставок:
«Мой
город
Екатеринбург»,
«Русская
изба»,
«Робототехника».
А
также в группах воспитатели создают мини - музеи, например «Мир чая»,
«Старинные и современные новогодние игрушки», «Зима в городе» и т.д.
Ключевые слова: предметно-пространственная среда, музейная педагогика,
музейная
среда
в
дошкольном
учреждении,
мини-музей
в
дошкольном
учреждении №16 города Екатеринбурга.
Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот
период
начинается
процесс
социализации
ребенка,
формирования
его
эмоционально-личностной
и
волевой
сферы,
развития
коммуникативных
навыков и познавательных процессов [5].
Освоение
мира
дошкольником
о суще ствляется
в
п р о ц е с с е
познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к
опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт
дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область
«Познавательное развитие».
Одним
из
требований
ФГОС
являются
требования
к
развивающей
предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми, она должна
быть
содержательно-насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной,
доступной
и
безопасной.
И
здесь
на
помощь
может
прийти
музейная
педагогика,
так
как
музей
удовлетворяет
познавательные
и
образовательные потребности детей. Основной целью музейной педагогики
является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие
личности.
Поэтому
на
сегодняшний
день
«музейную
педагогику»
рассматривают как инновационную педагогическую технологию[3].
Погружение
детей
в
существующую
музейную
среду
или
создание
музейной
среды
в
дошкольном
учреждении
предоставляет
уникальную
возможность
приобщения
воспитанников
к
природным,
материальным
и
духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая
совместная работа способствует сплочению воспитателей, детей и родителей, ее
результаты
становятся
очевидными,
так
как
они
материализуются
в
виде
выставок
и
экспозиций
с
уникальными
экспонатами,
собранными
или
сделанными совместными усилиями.
В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают
знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром.
Приобретение
такого
опыта
возможно
через
использование
музейной
педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников.
Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в
нашем дошкольном учреждении созданы мини-музеи.
Познавательно-речевое
развитие
–
это
не
только
процесс
познания
дошкольниками
окружающего
мира,
себя
и
других
людей,
но
и
процесс
развития
коммуникативных
навыков,
речи
ребенка.
Развивать
речь
дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к.
речь
сопровождает
и
совершенствует
познавательную
деятельность
детей,
делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает
игры,
способствует
проявлению
творчества
и
фантазии
в
художественно-
эстетической
деятельности.
Несмотря
на
огромную
познавательную
направленность
городского
музея
в
плане
просвещения
и
образования
дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают,
доступны детскому восприятию и пониманию.
В
нашем
дошкольном
учреждении,
музей
организован
с
учетом
возрастных особенностей дошкольников. Главное в музее детского сада не
ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора,
формирования
самостоятельности
и
инициативы,
совершенствования
познавательных процессов и речевого развития. В нашем музее проводятся
тематические занятия и экскурсии. Интерьер музеев и экспонаты постоянны.
Тематика
выставок:
«Мой
город
Екатеринбург»,
«Русская
изба»,
«Робототехника».
А
также
в
группах
воспитатели
создают
мини
-
музеи,
например «Мир чая», «Старинные и современные новогодние игрушки», «Зима
в городе» и т.д.
Знакомясь
с
экспонатами
музея,
ребенок
познает
новое,
изучает
особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно-
речевому развитию дошкольников.
Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют
обогащению
и
активизации
словаря,
развитию
смысловой
стороны
слова,
формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры
речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть:
1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом
разные
части
речи
(существительные,
прилагательные,
глаголы),
образуют
однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют
слова в точном соответствии с их смыслом.
2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для
составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок.
3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими
впечатлениями
со
сверстниками,
родителями,
педагогами,
при
этом
совершенствуя диалогическую речь.
4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных
экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5.
Использование
художественного
слова
(потешек,
стихов)
во
время
занятий
и
экскурсий
позволяет
совершенствовать
дикцию,
артикуляцию
и
интонационную выразительность речи.
Значимость
мини-музеев
в
дошкольном
образовательном
учреждении
достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги
и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с
материалами
из
«семейного
архива»,
подлинными
предметами
и
вещами,
старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи,
рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. В процессе
рассматривания, беседы дошкольники чувствуют свою причастность к мини -
музею.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном
образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по
познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их
речевого развития.
Список использованных источников и литературы
1. Давыдова Т.В. Учебно - методический материал. Организация мини-
музея в детском саду-2014 г.
2. Иванова О. Организация музея в ДОУ.- Дошкольное воспитание.-2014г.,
№ 6, 128 с.
3.
Морозова
А.Н.
«Музейная
педагогика»,
под
редакцией,
О.В.
Мельниковой, Творческий центр, Москва,2011г.
4. Maam.Музеи в детском саду.
5. Рыжова Н.А., Развивающая среда дошкольных учреждений.-М:Линка-
Пресс, 2003г.,192с.