Напоминание

Музейная педагогика в области познавательного развития дошкольников


Автор: Ахмадиева Елена Анатольевна
Должность: в
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №16
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Музейная педагогика в области познавательного развития дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад





Ахмадиева Елена Анатольевна,

воспитатель МАДОУ детский сад № 16

г. Екатеринбург

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Аннотация.
Одним из требований ФГОС являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, и здесь на помощь может прийти музейная педагогика. Музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей, совершенствует все стороны речевого развития. В нашем дошкольном образовательном учреждении организован мини-музеи. Тематика выставок: «Мой город Екатеринбург», «Русская изба», «Робототехника». А также в группах воспитатели создают мини - музеи, например «Мир чая», «Старинные и современные новогодние игрушки», «Зима в городе» и т.д.
Ключевые слова:
предметно-пространственная среда, музейная педагогика, музейная среда в дошкольном учреждении, мини-музей в дошкольном учреждении №16 города Екатеринбурга. Дошкольный возраст - яркая страница в жизни каждого человека. В этот период начинается процесс социализации ребенка, формирования его эмоционально-личностной и волевой сферы, развития коммуникативных навыков и познавательных процессов [5]. Освоение мира дошкольником о суще ствляется в п р о ц е с с е познавательного развития, основная цель которого – приобщение ребенка к опыту, накопленному человечеством. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (2013 г.) впервые выделяет образовательную область «Познавательное развитие». Одним из требований ФГОС являются требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми, она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. И здесь на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и
образовательные потребности детей. Основной целью музейной педагогики является приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день «музейную педагогику» рассматривают как инновационную педагогическую технологию[3]. Погружение детей в существующую музейную среду или создание музейной среды в дошкольном учреждении предоставляет уникальную возможность приобщения воспитанников к природным, материальным и духовным богатствам общества в процессе интересной деятельности. Такая совместная работа способствует сплочению воспитателей, детей и родителей, ее результаты становятся очевидными, так как они материализуются в виде выставок и экспозиций с уникальными экспонатами, собранными или сделанными совместными усилиями. В силу возрастных особенностей дети дошкольного возраста приобретают знания и опыт только посредством тесного контакта с материальным миром. Приобретение такого опыта возможно через использование музейной педагогики как средства развития познавательных процессов дошкольников. Поэтому с целью образования, воспитания и просвещения воспитанников в нашем дошкольном учреждении созданы мини-музеи. Познавательно-речевое развитие – это не только процесс познания дошкольниками окружающего мира, себя и других людей, но и процесс развития коммуникативных навыков, речи ребенка. Развивать речь дошкольника, не включая его в познавательную деятельность невозможно, т.к. речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в художественно- эстетической деятельности. Несмотря на огромную познавательную направленность городского музея в плане просвещения и образования дошкольников, экспонаты, представленные для просмотра, не всегда бывают, доступны детскому восприятию и пониманию.
В нашем дошкольном учреждении, музей организован с учетом возрастных особенностей дошкольников. Главное в музее детского сада не ценность самих экспонатов, а наличие условий для расширения кругозора, формирования самостоятельности и инициативы, совершенствования познавательных процессов и речевого развития. В нашем музее проводятся тематические занятия и экскурсии. Интерьер музеев и экспонаты постоянны. Тематика выставок: «Мой город Екатеринбург», «Русская изба», «Робототехника». А также в группах воспитатели создают мини - музеи, например «Мир чая», «Старинные и современные новогодние игрушки», «Зима в городе» и т.д. Знакомясь с экспонатами музея, ребенок познает новое, изучает особенности предметов, манипулирует ими, а это способствует познавательно- речевому развитию дошкольников. Выставки и коллекции, представленные в мини-музеях, способствуют обогащению и активизации словаря, развитию смысловой стороны слова, формированию грамматического строя речи, воспитанию звуковой культуры речи, ориентации ребенка в окружающем мире. То есть: 1. Дети могут описывать представленные предметы, используя при этом разные части речи (существительные, прилагательные, глаголы), образуют однокоренные слова, подбирают синонимы, антонимы, омонимы, употребляют слова в точном соответствии с их смыслом. 2. Разнообразные экспонаты мини-музеев служат наглядной опорой для составления описательных, творческих рассказов, коротких сказок, загадок. 3. В ходе экскурсий, тематических занятий дошкольники делятся своими впечатлениями со сверстниками, родителями, педагогами, при этом совершенствуя диалогическую речь. 4. Дети могут играть роль экскурсовода и рассказывать о выставленных экспонатах музея, при этом отрабатывается монологическая речь.
5. Использование художественного слова (потешек, стихов) во время занятий и экскурсий позволяет совершенствовать дикцию, артикуляцию и интонационную выразительность речи. Значимость мини-музеев в дошкольном образовательном учреждении достаточно высока, так как здесь дошкольники не только рассматривают книги и репродукции, открытки и картинки, различные коллекции, но и знакомятся с материалами из «семейного архива», подлинными предметами и вещами, старинными фотографиями, слушают рассказы, песни, но и сами читают стихи, рассказывают истории, задают вопросы, размышляют, беседуют. В процессе рассматривания, беседы дошкольники чувствуют свою причастность к мини - музею. Таким образом, можно сделать вывод о том, что музей в дошкольном образовательном учреждении позволяет в полной мере осуществлять работу по познавательному развитию дошкольников и совершенствованию всех сторон их речевого развития.
Список использованных источников и литературы
1. Давыдова Т.В. Учебно - методический материал. Организация мини- музея в детском саду-2014 г. 2. Иванова О. Организация музея в ДОУ.- Дошкольное воспитание.-2014г., № 6, 128 с. 3. Морозова А.Н. «Музейная педагогика», под редакцией, О.В. Мельниковой, Творческий центр, Москва,2011г. 4. Maam.Музеи в детском саду. 5. Рыжова Н.А., Развивающая среда дошкольных учреждений.-М:Линка- Пресс, 2003г.,192с.


В раздел образования