Напоминание

"Духовно- нравственное воспитание дошкольников"


Автор: Семёнова Галина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Дружба"
Населённый пункт: р.п. Дергачи Саратовской области
Наименование материала: Обобщение опыта работы
Тема: "Духовно- нравственное воспитание дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Обобщение опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории

МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области

Семёновой Галины Александровны

по теме « Духовно- нравственное воспитание дошкольников»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях, заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно- патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли перемены социально – экономического и политического характера, повлекшие за собой изменения и в сфере морально – нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В духовно- нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистой. В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки, совместные игры и прочее времени свободного не остаётся. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей. Именно поэтому, я поставила перед собой цель - заложить основы духовно- нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими людьми. Организацию духовно- нравственного воспитания я осуществляю через реализацию следующих задач: -приобщить детей к духовно- нравственной традиции русского народа;
-способствовать развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, семье, близким людям, русской культуре, родному языку, культуре; -формировать моральное сознание и моральные оценки; -помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Нравственно - патриотическое и духовное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которой я уделяю большое значение. Я интегрирую духовно- нравственное содержание воспитания в различных видах детской деятельности: - игровую: пальчиковая игра «Семья»; дидактические игры «Скажи наоборот», «Государственные праздники»; конструктивные игры «Выложи из палочек», «Сложи узор» . Организуя сюжетно- ролевые игры учитываю нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит, но и сопереживает, проявляет милосердие; продавец честен и справедлив; словестные, народные, хороводные, игры - забавы; – продуктивную деятельность: изготовление подарков родным и именинникам, рисунки по мотивам художественных произведений; лепка из глины и роспись своего творения; изготовление настольного театра; - театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях «Как бы я поступил?», «Давай помиримся». При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания. Давать знания ребёнку только словесно, не принесёт полноты отдачи, необходимо использовать разные формы рабаты. Интерес и любовь к родному краю начинается с ближайшего окружения - детский сад, улица, родной посёлок. Об этом можно рассказать, показать , но что может быть интереснее экскурсии, прогулки по улице. А это и воспитание бережного отношения к природе. Знакомить детей с историей страны, своей семьи, её традициями и корнями мне помогают родители. С их помощью я реализовала много проектов, а именно «Моя родословная или путешествие в прошлое семьи», «Мы помним героев», «Книга памяти». Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы
воспитания в ней духовно развитого человека. Поэтому работе с семьёй я уделяю огромное внимание. В первую очередь- это просвещение родителей, то есть обмен мыслями, идеями, чувствами (информационные уголки, папки – передвижки, консультации).Были организованы и проведены родительские собрания, на которых родители делились опытом воспитания в семье, семейными традициями. Говорили о семейных отношениях и значимости отца и матери в семье. Это способствует активному включению родителей в процесс духовно- нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению семейных традиций. Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами опытом работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках деятельности кружка «Истоки». Скажу сразу, я не ставлю цель – воцерковление детей и их родителей. Кружок посещают дети разных национальностей – русские, казахи, татары… Есть дети крещёные, есть не крещёные. Все эти вопросы будут решать для себя и своих детей родители наших воспитанников. Это личное дело каждого! Дети на занятиях кружка знакомятся с традициями русского народа фольклором, расширяют представления об окружающем мире, как основе жизни человека в мире, знакомятся с примерами жизни святых земли русской. Я воспитываю в детях уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним, послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам, к людям труда и бережного отношения к результатам труда. Стремлюсь развивать в детях умение делать самостоятельный нравственный выбор, навыки и готовность к взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, навыки доброжелательного общения, умение мирно улаживать ссоры. Деятельность кружка осуществляется по трём направлениям: духовно- образовательное, культурно- познавательное и нравственно-трудовое. На тематических занятиях я знакомлю детей с духовной и классической музыкой, произведениями живописи и искусства . Темы занятий соответствуют перспективному плану, составленному по программе на весь учебный год. Приобщение детей к народным традициям мы провожу в форме детского праздника. При этом важно, что дети не только получают новые знания, но и принимают непосредственное участие в пении народных песен, в старинных детских народных играх. Праздник по своей природе педагогичен, он формирует основы музыкальной культуры и всех ее важнейших компонентов, доступных детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию интереса не только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному искусству в целом. Проведение народных православных праздников - это яркая и интересная форма работы с детьми и родителями.
На
«Масленицу»
мы приготовили музыкальное представление «Едет Масленица дорогая» Праздник
«Пасхальные гуляния»
красочно и ярко воссоздал атмосферу Пасхальной радости. Это и старинные православные детские игры, песни, частушки, пасхальные приветствия и многое другое. Как раз под Старый Новый год
«К нам на Святки пришли колядки»
. Этот праздник напомнил нам о том, как на Руси и, в частности, на наши предки встречали и праздновали Рождество Христово и следующие за ним Святки. Воспитанники, знакомясь с православными народными праздниками, усваивают основные нормы христианской морали, знакомятся с историческим прошлым России. Условия воспитания духовно- нравственных чувств я вижу в соединение трех важнейших институтов воспитания: Семья. Образовательное учреждение. Русская Православная Церковь. Я считаю, что согласованная педагогическая работа, которую я провожу, заинтересованность родителей воспитанников, способствует организации правильного духовно – нравственного развития ребёнка. Можно проследить положительную динамику уровня нравственного развития дошкольников. Мои воспитанники владеют необходимыми навыками и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявить отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно- нравственного воспитания во взаимодействии с детьми и родителями можно считать умение детей применять знания о нравственных нормах и правилах в самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь. Это отражается в играх и общении со сверстниками, отношении к старшим и младшим, к природе. Духовно- нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может найти отражение не здесь и не сейчас в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости моей работы.


В раздел образования