Обобщение опыта работы воспитателя 1 квалификационной категории
МДОУ «Детский сад «Дружба» р.п. Дергачи Саратовской области
Семёновой Галины Александровны
по теме « Духовно- нравственное воспитание дошкольников»
Меняются времена, эпохи, люди. Но вечным остаётся стремление человека к
добру, любви, свету, красоте, истине. Сохранить человечность в наших детях,
заложить нравственные основы бытия, научить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания нравственно-
патриотических чувств и духовности. То, что мы заложим в душу ребенка
сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
Интерес к проблеме воспитания духовно-нравственных качеств, её острота не
ослабевали никогда. На рубеже 20 и 21 веков в нашей стране произошли
перемены социально – экономического и политического характера,
повлекшие за собой изменения и в сфере морально – нравственных
ценностей и норм поведения в обществе. В духовно- нравственном
воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги
ушли на второй план, их место занял экран телевизора, с которого в жизнь
ребенка теперь постоянно входят персонажи сказок, герои мультфильмов, не
всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистой. В образовании
детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять
познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают
своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к
педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на
совместное чтение книг, на изготовление подарков близким, на прогулки,
совместные игры и прочее времени свободного не остаётся. А кто же даст
ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым,
чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо
восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей
и привлечь к этому родителей. Именно поэтому, я поставила перед собой
цель - заложить основы духовно- нравственной личности с активной
жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию и гармоничному взаимодействию с другими
людьми.
Организацию духовно- нравственного воспитания я осуществляю через
реализацию следующих задач:
-приобщить детей к духовно- нравственной традиции русского народа;
-способствовать развитию ребёнка, прививая ему любовь к Родине, семье,
близким людям, русской культуре, родному языку, культуре;
-формировать моральное сознание и моральные оценки;
-помогать детям в освоении социальных навыков и норм поведения на основе
совместной деятельности и взаимной помощи.
Нравственно - патриотическое и духовное воспитание - одна из актуальных
и сложнейших проблем, которой я уделяю большое значение. Я интегрирую
духовно- нравственное содержание воспитания в различных видах детской
деятельности:
- игровую: пальчиковая игра «Семья»;
дидактические игры «Скажи наоборот», «Государственные праздники»;
конструктивные игры «Выложи из палочек», «Сложи узор» . Организуя
сюжетно- ролевые игры учитываю нравственную сторону ролевого
взаимодействия: врач не только лечит, но и сопереживает, проявляет
милосердие; продавец честен и справедлив; словестные, народные,
хороводные, игры - забавы;
– продуктивную деятельность: изготовление подарков родным и
именинникам, рисунки по мотивам художественных произведений; лепка из
глины и роспись своего творения; изготовление настольного театра;
- театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства
в смоделированных ситуациях «Как бы я поступил?», «Давай помиримся».
При этом использование принципа интеграции позволяет в полной мере
решать задачи умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Давать знания ребёнку только словесно, не принесёт полноты отдачи,
необходимо использовать разные формы рабаты. Интерес и любовь к
родному краю начинается с ближайшего окружения - детский сад, улица,
родной посёлок. Об этом можно рассказать, показать , но что может быть
интереснее экскурсии, прогулки по улице. А это и воспитание бережного
отношения к природе. Знакомить детей с историей страны, своей семьи, её
традициями и корнями мне помогают родители. С их помощью я реализовала
много проектов, а именно «Моя родословная или путешествие в прошлое
семьи», «Мы помним героев», «Книга памяти».
Духовность - это традиция бережного отношения к самому себе,
окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в
поколение. И, прежде всего, духовность воспитывается в семье. Чем крепче
семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы
воспитания в ней духовно развитого человека. Поэтому работе с семьёй я
уделяю огромное внимание. В первую очередь- это просвещение родителей,
то есть обмен мыслями, идеями, чувствами (информационные уголки, папки
– передвижки, консультации).Были организованы и проведены родительские
собрания, на которых родители делились опытом воспитания в семье,
семейными традициями. Говорили о семейных отношениях и значимости
отца и матери в семье. Это способствует активному включению родителей в
процесс духовно- нравственного воспитания, сплочению семьи, возрождению
семейных традиций.
Я являюсь руководителем кружка «Истоки». Хочу поделиться с Вами опытом
работы по духовно-нравственному воспитанию, осуществляемому в рамках
деятельности кружка «Истоки». Скажу сразу, я не ставлю цель –
воцерковление детей и их родителей. Кружок посещают дети разных
национальностей – русские, казахи, татары… Есть дети крещёные, есть не
крещёные. Все эти вопросы будут решать для себя и своих детей родители
наших воспитанников. Это личное дело каждого!
Дети на занятиях кружка знакомятся с традициями русского народа
фольклором, расширяют представления об окружающем мире, как основе
жизни человека в мире, знакомятся с примерами жизни святых земли
русской.
Я воспитываю в детях уважение, милосердие и внимательное отношение к
ближним, послушание и благодарность по отношению к родителям и
педагогам, к людям труда и бережного отношения к результатам труда.
Стремлюсь развивать в детях умение делать самостоятельный нравственный
выбор, навыки и готовность к взаимной помощи в процессе совместной
деятельности со взрослыми и сверстниками, навыки доброжелательного
общения, умение мирно улаживать ссоры. Деятельность кружка
осуществляется по трём направлениям: духовно- образовательное, культурно-
познавательное и нравственно-трудовое. На тематических занятиях я
знакомлю детей с духовной и классической музыкой, произведениями
живописи и искусства . Темы занятий соответствуют перспективному плану,
составленному по программе на весь учебный год. Приобщение детей к
народным традициям мы провожу в форме детского праздника. При этом
важно, что дети не только получают новые знания, но и принимают
непосредственное участие в пении народных песен, в старинных детских
народных играх. Праздник по своей природе педагогичен, он формирует
основы музыкальной культуры и всех ее важнейших компонентов, доступных
детям дошкольного возраста. Все это способствует развитию интереса не
только к малым фольклорным формам, но и к музыкальному искусству в
целом. Проведение народных православных праздников - это яркая и
интересная форма работы с детьми и родителями.
На «Масленицу» мы приготовили музыкальное представление «Едет
Масленица дорогая»
Праздник «Пасхальные гуляния» красочно и ярко воссоздал атмосферу
Пасхальной радости. Это и старинные православные детские игры, песни,
частушки, пасхальные приветствия и многое другое.
Как раз под Старый Новый год «К нам на Святки пришли колядки» . Этот
праздник напомнил нам о том, как на Руси и, в частности, на наши предки
встречали и праздновали Рождество Христово и следующие за ним Святки.
Воспитанники, знакомясь с православными народными праздниками,
усваивают основные нормы христианской морали, знакомятся с
историческим прошлым России.
Условия воспитания духовно- нравственных чувств я вижу в соединение трех
важнейших институтов воспитания: Семья. Образовательное учреждение.
Русская Православная Церковь.
Я считаю, что согласованная педагогическая работа, которую я провожу,
заинтересованность родителей воспитанников, способствует организации
правильного духовно – нравственного развития ребёнка.
Можно проследить положительную динамику уровня нравственного
развития дошкольников. Мои воспитанники владеют необходимыми
навыками и представлениями о нравственных нормах и правилах поведения в
различных ситуациях, могут дать нравственную оценку своего поведения и
поступков других людей, могут видеть состояние других людей, проявить
отзывчивость. Самым главным критерием оценки духовно- нравственного
воспитания во взаимодействии с детьми и родителями можно считать умение
детей применять знания о нравственных нормах и правилах в
самостоятельной деятельности, проявлять внимание и милосердие, помощь.
Это отражается в играх и общении со сверстниками, отношении к старшим и
младшим, к природе.
Духовно- нравственное воспитание процесс долговременный,
предполагающий внутреннее изменение каждого ребёнка, который может
найти отражение не здесь и не сейчас в дошкольном детстве, а гораздо
позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но
не уменьшает значимости моей работы.