Напоминание

" Формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения"


Автор: Винницкая Тамара Григорьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ№5
Населённый пункт: город Ноябрьск, Тюменская область
Наименование материала: статья
Тема: " Формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование исследовательских умений на уроках литературного чтения в начальной школе Винницкая Тамара Григорьевна, учитель начальных классов, 1категория, стаж работы 24 года, МБОУ СОШ№5, город Ноябрьск, ЯНАО. "Современный национально – педагогический идеал, - по Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования второго поколения, - это ответственный, инициативный, компетентный гражданин России". Только тот человек может полноценно действовать в изменяющемся мире, изменить этот мир, внести в него что – то новое, который способен самостоятельно выйти за пределы ключевых компетентностей, сделать самостоятельный выбор, принять решение. А если ребёнок владеет алгоритмом исследования, то он изучит ситуацию. Для этого надо отточить исследовательские умения. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях. Один из ключевых принципов построения стандартов второго поколения: - рассмотрение в качестве основных концепций развивающего обучения, теории
деятельностного подхода, при которой ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это связано, сегодня, с применением интерактивных методов обучения, где происходит взаимодействие или беседа, диалог с чем – либо или кем – либо. Следовательно, интерактивное обучение на уроках, в частности литературного чтения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика. Чтение, наравне с русским языком и математикой, занимает особое место в учебном материале ФГОСа второго поколения. Какие основные группы умений, входящих в исследовательскую компетентность, разработаны в стандартах второго поколения:  умение объективно воспринимать те процессы, которые происходят в различных ситуациях;  умение анализировать соотношения «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации;  умение требовать и доверять;  умение быстро ориентироваться и переключать внимание;  умение проявлять позиционную гибкость при организации деятельности;  умение в одной и той же ситуации пользоваться разнообразными приёмами; Следует признать, что интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что формирует исследовательские умения. Я составила карту "Характеристики учащихся по уровню сформированности исследовательских умений и навыков". 1 группа - умеют находить несколько обоснованных способов решения учебных задач и свободно переключаются с одной умственной операции на другую; 2 группа -умеют анализировать, делать несложные выводы на основании изученного; к обобщению материала в состоянии подойти только после выполнения целого ряда промежуточных видов работы; 3 группа
-отличаются инертностью мышления, не могут руководствоваться правилами даже в знакомой ситуации. Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс формирования исследовательских навыков. Основная идея: проблемное обучение рассчитано на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. Какие формы взаимодействия, по характеру общения с учениками, можно использовать в ходе различных этапов учебной деятельности? 1. Коллективно – распределённая деятельность – коллективное размышление, дискуссия и совместные поиски:  использование на многих структурных этапах урока прогнозирования;  формулирование учащимися темы и цели урока;  интерактивные экскурсии;  коллективное сочинение сказок с продолжением. 2. Диалоговое общение между учителем и учащимися, между обучающимися:  на уроках чтения проводится работа над текстом: какие использованы описания; найти предложения, определяющие главную мысль текста; озаглавить; найти образное выражение; найти слова, которые усиливают настроение текста и т. д.;  обмен мнениями о прочитанных книгах на уроках чтения;  экспресс – исследования по предложенной тематике;  возвращение время от времени к ранее выполненным работам с целью редактирования и правки. 3. Общение по типу «учитель – ученик» в момент постановки проблемы:  установление соответствия реальности прогнозируемого результата поставленной цели. 4. Работа в паре «ученик – ученик» во время проведения самоконтроля и самооценки:  взаимообучение;  совместная исследовательская деятельность;  взаимопроверка, взаимооценка. 5. Групповая работа в процессе поиска способа решения учебной задачи.
Работа в группе осуществляется по следующему плану: 1. чтение и разбор задания (по группам); 2. выполнение задания (в группах); 3. обсуждение задания (в группах); 4. осуждение задания (в классе); 5. выводы. - перенос акцента на поисковую и творческую деятельность; - круглый стол; - учебные групповые дискуссии. 6. Межгрупповое взаимодействие при обобщении, выведении общих закономерностей, формулировании выводов. Деление класса на группы по способностям учащихся. В каждой группе равное количество сильных и слабых детей. Ученик – консультант обязательно руководит ходом работы в каждой группе.  деловая игра (так же, как и при работе в малых группах, только на последнем итоговом этапе еще и умение выстраивать диалог между группами, критически оценивать работы оппонентов, задавать «каверзные» вопросы, находить компромиссные решения);  состязание (развивает «командный дух», умение приходить к общим решениям, сопереживать);  чтение по ролям, обыгрывание ситуаций, дети выступают в роли театральных «постановщиков»;  работа в малых группах (у каждого своя «роль» в группе и, если эта «роль» не выполнена, то группа проиграет). 7. Индивидуальная работа во время выполнения заданий по пройденному материалу и творческих работ:  написание сочинений: 1. теоретические экспресс – исследования (задача ребёнка – собрать материал из книг и других источников по заранее предложенной теме); 2. при подготовке к написанию сочинений использую упражнение – составление стихотворений; 3. использую метод основанный на знаменитом магическом выражении К.С.Станиславского «если бы...» (ребёнок переносит себя или воображаемый персонаж из реальной ситуации в воображаемую, но конкретно представляемую,
пытается осмыслить предлагаемые обстоятельства и сочинить текст о себе или воображаемом персонаже); 4. использую метод трансформации текстов или составление одного вида текста на основе другого (текст, воспринимаемый в одной знаковой системе – словесной, изобразительной, музыкальной перекодируется в другую, более доступную возрасту ребёнка). На уроках литературного чтения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми; организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идёт работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Таким образом, интерактивные методы обучения способствуют формированию исследовательских умений. Фрагмент урока в 4 классе по теме "Сказка мудростью богата". Цель: сделать сравнительный анализ сказок о мудрости. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Белова И.С.Школа педагогического мастерства: семинары – практикумы, фестиваль педагогических идей. Волгоград: Учитель,2009. 2.Кондаков А.М. Реализация Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения // Начальная школа. 2009. №9


В раздел образования