Напоминание

Развитие воображения у детей при занятиях танцами.


Автор: Подмазова Наталья Ивановна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МБОУ ДОД "Дом детского творчества"
Населённый пункт: г. Сафоново, Смоленская область
Наименование материала: Статья
Тема: Развитие воображения у детей при занятиях танцами.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» г. Сафоново Смоленской области
Развитие воображения у детей при занятиях танцами.
Коллектив эстрадно-спортивного танца «Ассорти» художественно-эстетического направления Педагог дополнительного образования Подмазова Наталья Ивановна 1

Введение
Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет танцевальная деятельность. Танец - это музыкально-пластическое искусство, которое имеет большое значение для всестороннего развития личности. В танцах заключается большие возможности умственного, эстетического и нравственного воспитания детей, развития их координации движений рук и ног, пластики исполнения, грациозности, гибкости, двигательные танцевальные упражнения помогают ребенку понять содержание музыки, освоить её музыкальный язык. Занятия танцем не только учат понимать, но и создавать прекрасное. Они развивают образное мышление и фантазию. 2

1. Воображение
Традиционно в качестве одного из важнейших познавательных процессов, входящих в любой творческий акт, рассматривается воображение. Необходимость включения воображения в творческую деятельность субъекта связана с его значительной ролью в познании. Воображение способно не просто создавать новые сочетания и комбинации образов, но и раскрывать существенные связи и закономерности объективного мира. Именно в период старшего дошкольного возраста у ребенка закладываются основные предпосылки его развития. На значение воображения, фантазии в жизни маленького ребенка указывали практически все психологи, изучавшие онтогенез психического развития. Некоторые из них, например, В. Штерн, Д. Дьюи, утверждали, что воображение ребенка богаче воображения взрослого. Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, напротив, говорили об относительности высокого уровня детского воображения, который можно оценивать только в сравнении с темпом развития других психических процессов. Воображение, как и всякая другая психическая деятельность, проходит в онтогенезе человека определенный путь развития. О. М. Дьяченко показала, что детское воображение в своем развитии подчинено тем же самым законам, каким следуют другие психические процессы. Так же как восприятие, память и внимание, воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным), постепенно превращается из непосредственного в опосредствованное, причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны. К концу дошкольного периода детства у ребенка, чье творческое воображение развивалось достаточно быстро (а такие дети составляют примерно одну пятую часть детей этого возраста), воображение представляется в двух основных формах: а) произвольное, самостоятельное порождение ребенком некоторой идеи; 3
б) возникновение воображаемого плана ее реализации . Помимо своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль. Оно предохраняет растущую, легко ранимую и слабо защищенную душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм. Благодаря познавательной функции воображения, ребенок лучше узнает окружающий мир, легче и успешнее решает возникающие перед ним задачи . На развитие уровня воображения детей старшего дошкольного возраста влияют много факторов, имеются масса разных средств. Одним из таких средств является искусство. Его воздействие на духовный мир детей, на их нравственное сознание, а так же на их воображение очень велико. Искусство влияет на разных уровнях: на физиологическом (замечаем изменения в сердце, дыхании и другие), на психологическом (внимание, эмоции, понимание, мышление), на социальном и духовном плане. К искусству мы относим музыкальную, живописную, литературную, театральную, танцевальную и другие виды деятельности. Современные мудрые родители понимают, что для полноценного развития личности маленького человечка недостаточно только занятий, развивающих умственные способности. Еще в Древней Греции обязательными предметами для развития гармоничной личности были музыка и танцы. Занятия танцевальным видом искусства позитивно влияют на разные психические процессы, благотворно влияют на становление личности ребенка, развитие его творческого потенциала. Танцевальное искусство возникло из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Движения 4
постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. В профессиональном театральном искусстве танец достиг высокого развития и был научно систематизирован. Образовались различные танцевальные системы. В танцевальной деятельности, дошкольники осваивают различные движения и способы их исполнения, что также требует специальных знаний: о слитности характера музыки и движений, о выразительности игрового образа и его зависимости от характера музыки, от средств музыкальной выразительности (темпа, динамики, акцентов, регистра, пауз). Дети узнают названия танцевальных шагов, усваивают названия танцев, хороводов – это очень влияет на развитие воображения в дошкольном возрасте.
2. Импровизация
5
Импровизация в танце – это танец, рождающийся во время исполнения, это мгновенное воплощение музыкального ритма средствами пластики тела, мимики и эмоциональной окраски. Импровизацию можно рассматривать как средство обучения танцу, как способ поиска нового, развития творческих способностей, творческой фантазии, воображения, ассоциативного мышления и ритмопластической свободы. Воображение – есть фантазия. Оно открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Воображение ребенка развивается постепенно по мере приобретения им определенного опыта. По мнению Гегеля, воображение, фантазия суть свойства ума, но ум, наделенный воображением, просто воспроизводит, а ум, наделенный фантазией, творит. Отсюда основная задача развивать не столько воображение школьника, сколько помочь ему проявить свою фантазию, ибо без этого невозможно творчество. Возбудителем творческой фантазии является музыка, она направляет творческую активность. Полученные от музыки впечатления помогают выражать в движениях личные эмоциональные переживания, создавать оригинальные двигательные образы. Поэтому необходимо очень осторожно подходить к подбору музыкального репертуара. Музыкальное произведение должно соответствовать возрастному критерию, должно иметь свою драматургию, которая сможет активизировать фантазию, направить её, побудить к творческому использованию выразительных движений. Замечено, дети, услышав музыку, начинают сами двигаться, изображая музыкальных персонажей. Малыши при звуках песенки "От улыбки хмурый день светлей…" улыбаются, вспоминая веселого Крошку-енота. Но дети с удовольствием копируют лишь то, что видели своими глазами. Им трудно представить абстрактный образ, поэтому необходимо предлагать малышам только те композиции, которые они смогут проанализировать, опираясь на свой небольшой жизненный опыт. Например, чтобы изобразить листочек или снежинку, ребенок должен ее хорошо представить в воображении. При этом 6
необходимо поощрять непохожесть, оригинальность, поиск, комментируя действия детей. Ребенок должен хорошо представлять себе, для чего он разучивает цикл специальных упражнений, таких сложных и непонятных на первый взгляд. А нужны они для того, чтобы в танце выразить эмоции и передать настроение. У детей способность импровизировать существует подспудно, и ее можно и нужно развивать. Ребята обычно по-разному относятся к заданиям, содержащим элементы импровизации. Это зависит от индивидуальных особенностей ребенка: одним импровизация дается легче, другим труднее. В этом случае важно, чтобы все участники танца увлеклись ощущением “сиюминутности” процесса творчества. Успех импровизации порой зависит от настроения и самочувствия каждого, поэтому необходимо проводить игры и этюды импровизации не в начале занятия, когда дети еще недостаточно собраны и их воображение “не разогрето”, а во второй его половине. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста очень ценными являются имитационные (подражательные) движения, включение которых в занятие помогает работе над выразительностью движения, над пластикой, над эмоциональной насыщенностью образа. Например «Идем как лошадки» – ходьба с высоким подниманием бедра, «кланяемся как артисты» 7
– наклоны вперед, «Кошечка» – стоя на четвереньках, выгибать и прогибать спину (развитие гибкости) и т.д. Через подражание – самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности они получают представление о том, как танцевальное движение выражает внутренний мир человека, что красота танца – это совершенство движений и линий человеческого тела, лёгкость, сила, грация . С подражания образу начинается познание ребёнком техники движений и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности. Знакомство с подражательными движениями начинается с дошкольного возраста в упрощенной форме с постепенным усложнением техники выполнения, эмоциональной передачи характера данного образа (мимикой, движениями всего тела и т.д.). Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. Эффективность подражательных движений заключается в том, что через образы можно осуществлять частую смену двигательной активности из разных исходных положений и с большим разнообразием видов движений: ходьбы, бега, прыжков, ползаний и т.д., что даёт хорошую физическую нагрузку на все группы мышц. С помощью подражательных движений дети удовлетворяют свои двигательные потребности, раскрывают свои природные способности. Практика показала, что развитие активного творческого воображения и фантазии у дошкольников и младших школьников хорошо осуществляется с помощью игр – путешествий, игр – импровизаций, творческих заданий, вызывающих у детей неизменный интерес, желание фантазировать, вместе со взрослым переживать воображаемые ситуации, дополнять предлагаемый взрослым образ новыми деталями. 8
Творческие задания могут быть индивидуальными и коллективными. Результатом выполнение творческих заданий является появление продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью. При использовании на занятиях игр – импровизаций можно описать ситуацию, но ничего не показывать, чтобы дети не подражали, а сами искали образ, проявляя свою творческую индивидуальность. Игры способствуют развитию пластики, чувства ритма, музыкальности слуха, пантомимики, закрепляют знания об окружающем, дают возможность ребенку проявить себя через самовыражение. В основе организации таких игр лежит технология Карла Орфа, которая предлагает в качестве основного метода двигательную импровизацию под музыку, а так же предложенный педагогом яркий, захватывающий детское воображение, сюжет. Игру и танец объединяет легкость, возможность быстро переходить от одной реальности к другой, постоянная смена состояний и сознание того, что все это как бы не всерьез, но при этом абсолютно реально. Здесь импровизация используется как способ раскрытия творческих ресурсов личности. От изображения животных, необходимо перейти к имитации людей, их характеров. Показ, имитация человеческих характеров затрагивает эмоциональную и духовно-нравственную сферу ребёнка, формирует моральные качества, учит отличать прекрасное, приобщает к миру духовности и красоты. Работая над ритмическими движениями, нужно стремиться не только закрепить у детей ощущение музыкального ритма, но и научить свободному владению грамматикой, техникой движения, добиваясь того, чтобы пластика тела каждого ребенка становилась одухотворенной и выразительной. 9
Поэтому при освоении технических приемов исполнения ритмических движений дети сразу получают установку на выразительность, то есть на передачу эмоционального содержания, заложенного в движении. Для этого сначала предлагаются мини – этюды, способные собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности. Воссоздающее воображение помогает детям представить образ и показать его через пантомимику. Для детей первоначально проводятся игры по подражанию, затем они начинают фантазировать сами. Пластическая импровизация – это радость общения. Во время игры дети общаются друг с другом, с музыкой, познают мир и, в конечном итоге, самого себя, возможности своего тела. Яркие музыкальные образы будят воображение детей, доставляют немало радостных минут от возможности самовыражения себя в пластике, проявить собственную фантазию, почувствовать свою значимость. Если ребенок стремится выразить себя посредством движения, не ограничивайте его, помогайте развивать выразительность, пластичность, общую культуру движения. Танцевальные занятия приносят пользу и удовольствие ему. 10

Заключение
По результатам научных исследований и у нас, и за рубежом, дети, которые занимаются в школах танцев, развиваются гораздо быстрее своих сверстников. И здесь имеется в виду не только физическое развитие (что тоже немаловажно). Психологи и врачи всего мира подтвердили, что в детском возрасте физическое развитие определяет умственное, способствует ему. А танцы – это кроме работы, еще и большое удовольствие, это занятие, которое поможет вашему ребенку направить его неуемную энергию в полезное для него русло.
Список литературы:
1. Богословский В. В. Основы общей психологии. – М.: Академия, 1981. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. — СПб.: СОЮЗ, 1997. 3. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М.: Знание, 1986. 4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1989. 5.Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. Учите детей танцевать.- М.: Владос, 2004. 11


В раздел образования