Напоминание

Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе адаптации приемной семьи


Автор: Забиран Светлана Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Населённый пункт: г. Мурманск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе адаптации приемной семьи
Раздел: дополнительное образование





Назад




Госуд арственное областное бюджетное образовательное учреждение «Центр психолого-медико-социального сопровождения» «Согласовано» __________________________ «____»_____________2015г.
Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе

адаптации приемной семьи
Разработчик программы педагог-психолог Забиран С.А. Мурманск,2015г.

Пояснительная записка.
Цель программы – способствовать адаптации приемного ребенка и приемной семьи. Программа направлена на решение следующих
задач:
- увеличение взаимной открытости; - развитие способности конструктивного взаимодействия; - снятие психоэмоционального напряжения; - предоставление ребенку возможности переживать его эмоциональное состояние; - способствовать формированию привязанностей. Программа рассчитана на 10 занятий, периодичностью 1 раз в неделю. Занятия проводятся в детско-родительской паре. Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин. – 1ч. 30 мин. Критерии эффективности программы:  снижение уровня тревожности у ребенка;  снижение количества конфликтов в семье;  осознавание целостности своей семьи. Первичная и итоговая диагностика: Цель:Определение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка, а также внутрисемейных отношений. Методики, используемые в работе с ребенком: - Тест Тэммл, Дорки, Амен; - Цветовой тест М.Люшера; - Методика "Волшебная страна чувств»; - Тест самооценки Дембо-Рубинштейна; - Методика выявления привязанности; - Методика «Цветик восьмицветик». Методики, используемые в работе с родителями: - АСВ (Эйдемиллер Э.Г.). Методы и техники работы, используемые в программе: 1. элементы арт-терапии; 2. элементы сказкотерапии: чтение сказок, обсуждение сказок; 3. игры и упражнения с использованием песочницы; 4. релаксация.
Тематическое планирование занятий




занятия

Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов
1. «Наши имена» 1 1 2. «Наш дом» 1 1 3. «Семья животных» 1 1 4. «Сказочные миры» 1 1 5. «Сказочные герои» 1 1 6. «Волшебная страна чувств» 1 1 7. «Страхи» 1 1 8. «Чувства в теле» 1 1 9. «Взаимодействие» 1 1 10. «Вижу тебя» 1 1
Всего

10

10

Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям

Дата

заняти

я

Задачи

Игры, упражнения
Создание благоприятного настроя н а д а л ь н е й ш у ю р а б о т у . Во сприятие п ол ож и те л ьн ых качеств каждого члена семьи.
1.
Приветствие;
2.
Упражнение «Мое настроение сегодня».
3.
Упражнение «Ласковое имя»
4.
Рисование «Образ имени»
5.
Упражнение «Качества имени».
6.
Обратная связь. Р а з в и т и е н е в е р б а л ь н о г о взаимодействия внутри семьи, а к т у а л и з а ц и я с е м е й н ы х переживаний. 1. Приветствие. Мое настроение сегодня. 2. Упражнение «Скульптура» 3. Совместный рисунок «Наш дом». 4. обратная связь. Р а з в и т и е н е в е р б а л ь н о г о взаимодействия, формирование положительного во с пр ия тия членов семьи, актуа лизация полож итель ного с е м е й н о го взаимодействия. 1. Приветствие; 2. Упражнение “Зеркало” 3. Завершить фразы: «Я думаю, что ты любишь...», «Ты похож на меня…» (родители – ребенку), «Я похож на тебя» (ребенок - родителям). 4. Рисование семьи животных. 5. обратная связь Развитие доверия между членами с е м ь и , в ы в о д а к т у а л ь н ы х состояний во взаимодействии между членами семьи и их позитивное разрешение
1.
Приветствие. Мое настроение сегодня.
2.
Игра «Неоконченные предложения»
3.
Работа в песочнице «Сказочные миры».
4.
Обратная связь. Развитие эмпатии, развитие в з а и м о п о н и м а н и я м е ж д у ребенком и взрослым.
1.
Приветствие;
2.
Игра «Определи по фотографии»;
3.
Игра в песочнице “В тридевятом царстве”
4.
Обратная связь. Развитие взаимной эмпатии, развитие навыков выражения чувств, легализация негативных
1.
Приветствие;
2.
Ассоциации на тему «семья»;
3.
Сказка «Волшебная страна чувств»
э м о ц и й , а к т и в и з а ц и я эмоционально-телесных связей, релаксация.
4.
Рисование по мотивам сказки
5.
Медитация «Портрет»
6.
Обратная связь. Обучение распознаванию эмоций, легализация страхов, проработка детского страха в семейном взаимодействии, релаксация. 1. Приветствие; 2. Упражнение «Чувства, которые я испытываю» 3. Обсуждение «Чего боятся люди» 4. Рисунок страха; 5. Визуализация «Порхание бабочки» 6. Обратная связь. Обучение распознаванию эмоций и их выражению, актуализация ресурсов детско-родительского взаимодействия. 1. Приветствие; 2. Работа с чувствами 3. Изотерапия «Совместное рисование без слов» 4. Обратная связь Р а з в и т и е э м п а т и и , эмоционального взаимодействия м е ж д у ч л е н а м и с е м ь и , формирования доверия между членами семьи. 1. Приветствие; 2. Упражнение «Маски»; 3. Упражнение «Неваляшки»; 4. Обратная связь. Формирование доверия между членами семьи, формирование позитивного восприятия членов семьи, завершение программы.
1.
Приветствие; 5. Упражнение «Я тебе доверяю»;
2.
Упражнение «Каким ты был… Каким ты будешь»;
3.
Упражнение «Угадай желание»;
4.
Обратная связь. педагог-психолог Забиран С.А.

Используемая литература
1. Ждакаева Е.И. Тропинка к счастливой семье. Коррекция детско- родительских отношений через сказку, игру, рисунок. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011 – 119с. 2. Работа с детьми, перенёсшими психологические травмы. Методика группового тренинга / И.А. Алексеева – СПб.: Речь, 2012 – 156 с. 3. Тренинг межличностного детско-родительского общения в замещающих семьях как перспективная технология, обеспечивающая решение значимых социальных проблем. Л.А. Гладких, М.М. Масагутова. - БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут. 4. Гринберг С.Н., Савельева Е.В., Вараева Н.В., Лобанова М.Ю. Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги – СПб.: Речь, 2007. 5. Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми – СПб.:Речь, 2013.


В раздел образования