Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе адаптации приемной семьи
Автор: Забиран Светлана Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: методическая разработка Тема: Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе адаптации приемной семьи Раздел: дополнительное образование
Госуд
арственное областное бюджетное образовательное учреждение
«Центр психолого-медико-социального сопровождения»
«Согласовано»
__________________________
«____»_____________2015г.
Программа коррекции детско-родительских отношений на этапе
адаптации приемной семьи
Разработчик программы
педагог-психолог
Забиран С.А.
Мурманск,2015г.
Пояснительная записка.
Цель программы – способствовать адаптации приемного ребенка и приемной
семьи.
Программа направлена на решение следующих задач:
- увеличение взаимной открытости;
- развитие способности конструктивного взаимодействия;
- снятие психоэмоционального напряжения;
-
предоставление
ребенку
возможности
переживать
его
эмоциональное
состояние;
- способствовать формированию привязанностей.
Программа рассчитана на 10 занятий, периодичностью 1 раз в неделю.
Занятия проводятся в детско-родительской паре.
Продолжительность одного занятия: 1ч. 00 мин. – 1ч. 30 мин.
Критерии эффективности программы:
снижение уровня тревожности у ребенка;
снижение количества конфликтов в семье;
осознавание целостности своей семьи.
Первичная и итоговая диагностика:
Цель:Определение особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка,
а также внутрисемейных отношений.
Методики, используемые в работе с ребенком:
- Тест Тэммл, Дорки, Амен;
- Цветовой тест М.Люшера;
- Методика "Волшебная страна чувств»;
- Тест самооценки Дембо-Рубинштейна;
- Методика выявления привязанности;
- Методика «Цветик восьмицветик».
Методики, используемые в работе с родителями:
- АСВ (Эйдемиллер Э.Г.).
Методы и техники работы, используемые в программе:
1.
элементы арт-терапии;
2.
элементы сказкотерапии: чтение сказок, обсуждение сказок;
3.
игры и упражнения с использованием песочницы;
4.
релаксация.
Тематическое планирование занятий
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
Дата
заняти
я
Задачи
Игры, упражнения
Создание благоприятного настроя
н а
д а л ь н е й ш у ю
р а б о т у .
Во сприятие
п ол ож и те л ьн ых
качеств каждого члена семьи.
1.
Приветствие;
2.
Упражнение «Мое настроение
сегодня».
3.
Упражнение «Ласковое имя»
4.
Рисование «Образ имени»
5.
Упражнение «Качества имени».
6.
Обратная связь.
Р а з в и т и е
н е в е р б а л ь н о г о
взаимодействия
внутри
семьи,
а к т у а л и з а ц и я
с е м е й н ы х
переживаний.
1.
Приветствие. Мое настроение
сегодня.
2.
Упражнение «Скульптура»
3.
Совместный рисунок «Наш дом».
4.
обратная связь.
Р а з в и т и е
н е в е р б а л ь н о г о
взаимодействия,
формирование
положительного
во с пр ия тия
членов
семьи,
актуа лизация
полож итель ного
с е м е й н о го
взаимодействия.
1.
Приветствие;
2.
Упражнение “Зеркало”
3.
Завершить фразы: «Я думаю, что ты
любишь...», «Ты похож на меня…»
(родители – ребенку), «Я похож на
тебя» (ребенок - родителям).
4.
Рисование семьи животных.
5.
обратная связь
Развитие доверия между членами
с е м ь и ,
в ы в о д
а к т у а л ь н ы х
состояний
во
взаимодействии
между
членами
семьи
и
их
позитивное разрешение
1.
Приветствие. Мое настроение
сегодня.
2.
Игра «Неоконченные предложения»
3.
Работа в песочнице «Сказочные
миры».
4.
Обратная связь.
Развитие
эмпатии,
развитие
в з а и м о п о н и м а н и я
м е ж д у
ребенком и взрослым.
1.
Приветствие;
2.
Игра «Определи по фотографии»;
3.
Игра в песочнице “В тридевятом
царстве”
4.
Обратная связь.
Развитие
взаимной
эмпатии,
развитие
навыков
выражения
чувств,
легализация
негативных
1.
Приветствие;
2.
Ассоциации на тему «семья»;
3.
Сказка «Волшебная страна чувств»
э м о ц и й ,
а к т и в и з а ц и я
эмоционально-телесных
связей,
релаксация.
4.
Рисование по мотивам сказки
5.
Медитация «Портрет»
6.
Обратная связь.
Обучение распознаванию эмоций,
легализация
страхов,
проработка
детского
страха
в
семейном
взаимодействии, релаксация.
1.
Приветствие;
2.
Упражнение «Чувства, которые я
испытываю»
3.
Обсуждение «Чего боятся люди»
4.
Рисунок страха;
5.
Визуализация «Порхание бабочки»
6.
Обратная связь.
Обучение распознаванию эмоций
и
их
выражению,
актуализация
ресурсов
детско-родительского
взаимодействия.
1.
Приветствие;
2.
Работа с чувствами
3.
Изотерапия «Совместное рисование
без слов»
4.
Обратная связь
Р а з в и т и е
э м п а т и и ,
эмоционального
взаимодействия
м е ж д у
ч л е н а м и
с е м ь и ,
формирования
доверия
между
членами семьи.
1.
Приветствие;
2.
Упражнение «Маски»;
3.
Упражнение «Неваляшки»;
4.
Обратная связь.
Формирование
доверия
между
членами
семьи,
формирование
позитивного
восприятия
членов
семьи, завершение программы.
1.
Приветствие;
5.
Упражнение «Я тебе доверяю»;
2.
Упражнение «Каким ты был… Каким
ты будешь»;
3.
Упражнение «Угадай желание»;
4.
Обратная связь.
педагог-психолог Забиран С.А.
Используемая литература
1.
Ждакаева
Е.И.
Тропинка
к
счастливой
семье.
Коррекция
детско-
родительских отношений через сказку, игру, рисунок. – СПб.: Речь; М.:
Сфера, 2011 – 119с.
2.
Работа с детьми, перенёсшими психологические травмы. Методика
группового тренинга / И.А. Алексеева – СПб.: Речь, 2012 – 156 с.
3.
Тренинг
межличностного
детско-родительского
общения
в
замещающих семьях как перспективная технология, обеспечивающая
решение
значимых
социальных
проблем.
Л.А.
Гладких,
М.М.
Масагутова.
- БУ Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Центр социальной помощи семье и детям «Зазеркалье», г. Сургут.
4.
Гринберг
С.Н.,
Савельева
Е.В.,
Вараева
Н.В.,
Лобанова
М.Ю.
Приемная семья: психологическое сопровождение и тренинги – СПб.:
Речь, 2007.
5.
Ратникова Е.В. Игры на песке. Работа с семьей и детьми – СПб.:Речь,
2013.