Напоминание

Модель построения вариативно-развивающего образования направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников посредством современных образовательных технологий


Автор: Афонасьева Людмила Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №16
Населённый пункт: город Екатеринбург
Наименование материала: статья
Тема: Модель построения вариативно-развивающего образования направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников посредством современных образовательных технологий
Раздел: дошкольное образование





Назад




Афонасьева Людмила Анатольевна, Воспитатель первой квалификационной категории, МАДОУ детский сад №16 Чкаловского района города Екатеринбурга
Модель построения вариативно-развивающего образования,

направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников

посредством современных образовательных технологий
Аннотация: в статье представлены материалы по созданию модели построения вариативно-развивающего образования посредством современных образовательных технологий, направл енных н а индивидуализацию и социализацию воспитанников. Образовательная политика нашего государства в области дошкольного образования нацелена на реализацию права каждого ребенка на качественное и доступное образование. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение задач «обеспечения вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. Он декларирует построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития дошкольников». Вариативное развивающее образование направлено на обеспечение максимально возможной степени индивидуализации образования посредством выбора образовательных программ, программно-методического обеспечения, образовательных технологий, форм дошкольного образования, дошкольных образовательных организаций. Вариативное развивающее дошкольное образование – направленность образования на раскрытие потенциальных возможностей ребенка с применением методик, технологий, методов и приемов для развития ребенка.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. На мой взгляд, для развития вариативного дошкольного образования необходима правильная, целесообразно-удобная развивающая среда, настраивающая ребенка на эмоциональный лад и обеспечивающая гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром. С целью развития качественного дошкольного образования необходимо усовершенствовать развивающую предметно-пространственную среду, а значит использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения. Во-первых – это дидактические и развивающие игры, направленные на развитие познавательных способностей: восприятия, памяти, мышления, воображения и речи. 1. 1 Развивающие игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики для всех», «Уникуб», «Внимание угадай-ка», «Сложи квадрат» и др.). 2. Геометрические конструкторы на воссоздание силуэтов фигур, разработанные З.А. Михайловой («Танграм», «Волшебный круг», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» и др.). 3. Игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо крестики», «Прозрачный квадрат» и др.). 4. Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера. Во-вторых, создать банк информационно-коммуникационных технологий:  Электронные образовательные программы (по развитию речи, по формированию социально-коммуникативных навыков, п о художественно-эстетическому развитию и т.д.)  Различные виды презентаций для ознакомления воспитанников с предметами или явлениями окружающего мира. В-третьих – использование технологии проектной деятельности, позволяющей воспитанникам проявлять свою активность, развивать
исследовательские навыки, формировать точные знания о предмете или явлении окружающего мира. В практике нашего дошкольного учреждения используются следующие типы проектов  Исследовательско-творческие (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.д.)  Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)  Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.)  Информационно-практико-ориентированные (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы) Координация проектов должна быть гибкой, т.е. воспитатель, учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, ненавязчиво направляет работу детей, организуя этапы проекта. В-четвертых, пополнить познавательные и игровые центры такими современными образовательными технологиями как:  Лепбук (автор технологии Т. Пироженко) – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лепбук – отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе, которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. В дальнейшем рассматривание папки позволяет быстро освежить в памяти пройденные темы.  Технология Тико-конструирования позволяет нам формировать и развивать пространственные, зрительные и математические представления. Дети успешно овладевают основными приемами умственной деятельности, ориентируются на плоскости и в
пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются самостоятельным техническим творчеством.  Лего-технология позволяет обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников. ЛЕГО- конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и развитие умственных способностей, которое проявляется в речевой игровой, изобразительной деятельности. Это также воспитание социально активной личности с высокой степью свободы мышления, развитие самостоятельности, способности творчески решать любые задачи. Несомненно, все вышеперечисленное, будет соответствовать современному качественному дошкольному образованию и наиболее эффективному развитию индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов и уровней активности. Применение современных образовательных технологий ведет к гармоничному развитию дошкольника и его дальнейшей и успешной социализации. Список литературы 1.Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013г. №30384) 2.Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: Мозаика-синтез, 2008 3.О.Н.Мирофанова, Н.П. Малмыго Игровые упражнения в процессе социализации ребенка4-5 лет // Современный детский сад. 2010. 4.К.В. Скуратова Информационно-компьютерные технологии как условие перевода детского сада в режим функционирования и развития как открытой образовательной системы // Детский сад от А до Я. 2008. №5 5.Е.В.Фешина Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. М., ТЦ «Сфера», 2012г. 6.Интернет-ресурсы


В раздел образования