Модель построения вариативно-развивающего образования направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников посредством современных образовательных технологий
Автор: Афонасьева Людмила Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад №16 Населённый пункт: город Екатеринбург Наименование материала: статья Тема: Модель построения вариативно-развивающего образования направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников посредством современных образовательных технологий Раздел: дошкольное образование
Афонасьева Людмила Анатольевна,
Воспитатель первой квалификационной категории,
МАДОУ детский сад №16
Чкаловского района города Екатеринбурга
Модель построения вариативно-развивающего образования,
направленная на индивидуализацию и социализацию воспитанников
посредством современных образовательных технологий
Аннотация:
в
статье
представлены
материалы
по
созданию
модели
построения
вариативно-развивающего
образования
посредством
современных
образовательных
технологий,
направл енных
н а
индивидуализацию и социализацию воспитанников.
Образовательная политика нашего государства в области дошкольного
образования нацелена на реализацию права каждого ребенка на качественное
и доступное образование.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования
направлен
на
решение
задач
«обеспечения
вариативности
и
разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного
образования,
возможности
формирования
Программ
различной
направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния
здоровья
детей.
Он
декларирует
построение
вариативного
развивающего
образования,
ориентированного
на
уровень
развития
дошкольников».
Вариативное развивающее образование направлено на обеспечение
максимально
возможной
степени
индивидуализации
образования
посредством выбора образовательных программ, программно-методического
обеспечения, образовательных технологий, форм дошкольного образования,
дошкольных образовательных организаций.
Вариативное развивающее дошкольное образование – направленность
образования
на
раскрытие
потенциальных
возможностей
ребенка
с
применением методик, технологий, методов и приемов для развития ребенка.
Уже вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного
образования.
Появилось
множество
образовательных
программ
с
обновленным содержанием для детских садов.
На мой взгляд, для развития вариативного дошкольного образования
необходима
правильная,
целесообразно-удобная
развивающая
среда,
настраивающая
ребенка
на
эмоциональный
лад
и
обеспечивающая
гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром.
С целью развития качественного дошкольного образования необходимо
усовершенствовать
развивающую
предметно-пространственную
среду,
а
значит использовать в своей работе современные методы, формы обучения и
воспитания, современные педагогические технологии обучения.
Во-первых
–
это
дидактические
и
развивающие
игры,
направленные
на
развитие
познавательных
способностей:
восприятия,
памяти,
мышления,
воображения и речи.
1.
1 Развивающие игры Никитиных («Сложи узор», «Уголки», «Кубики
для всех», «Уникуб», «Внимание угадай-ка», «Сложи квадрат» и др.).
2.
Геометрические
конструкторы
на
воссоздание
силуэтов
фигур,
разработанные
З.А.
Михайловой
(«Танграм»,
«Волшебный
круг»,
«Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат» и др.).
3.
Игры В.В. Воскобовича («Геоконт», «Чудо крестики», «Прозрачный
квадрат» и др.).
4.
Игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера.
Во-вторых, создать банк информационно-коммуникационных технологий:
Электронные
образовательные
программы
(по
развитию
речи,
по
формированию
социально-коммуникативных
навыков,
п о
художественно-эстетическому развитию и т.д.)
Различные
виды
презентаций
для
ознакомления
воспитанников
с
предметами или явлениями окружающего мира.
В-третьих
–
использование
технологии
проектной
деятельности,
позволяющей
воспитанникам
проявлять
свою
активность,
развивать
исследовательские
навыки,
формировать
точные
знания
о
предмете
или
явлении окружающего мира. В практике нашего дошкольного учреждения
используются следующие типы проектов
Исследовательско-творческие
(дети
экспериментируют,
а
затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации и т.д.)
Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в
образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Творческие
(оформление
результата
в
виде
детского
праздника,
детского дизайна и т.д.)
Информационно-практико-ориентированные
(дети
собирают
информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы)
Координация
проектов
должна
быть
гибкой,
т.е.
воспитатель,
учитывая
возрастные
особенности
детей
дошкольного
возраста,
ненавязчиво
направляет работу детей, организуя этапы проекта.
В-четвертых,
пополнить
познавательные
и
игровые
центры
такими
современными образовательными технологиями как:
Лепбук (автор технологии Т. Пироженко) – это собирательный образ
плаката,
книги
и
раздаточного
материала,
который
направлен
на
развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не
только кругозор, но и формируя навыки и умения. Лепбук – отличный
способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание
книги,
провести
исследовательскую
работу,
в
процессе,
которой
ребенок
участвует
в
поиске,
анализе
и
сортировке
информации.
В
дальнейшем
рассматривание
папки
позволяет
быстро
освежить
в
памяти пройденные темы.
Технология
Тико-конструирования
позволяет
нам
формировать
и
развивать
пространственные,
зрительные
и
математические
представления.
Дети
успешно
овладевают
основными
приемами
умственной
деятельности,
ориентируются
на
плоскости
и
в
пространстве, общаются, работают в группе, коллективе, увлекаются
самостоятельным техническим творчеством.
Лего-технология
позволяет
обеспечить
единство
воспитательных,
развивающих
и
обучающих
целей
и
задач
процесса
образования
дошкольников. ЛЕГО- конструирование – это не только практическая
творческая
деятельность,
но
и
развитие
умственных
способностей,
которое проявляется в речевой игровой, изобразительной деятельности.
Это также воспитание социально активной личности с высокой степью
свободы
мышления,
развитие
самостоятельности,
способности
творчески решать любые задачи.
Несомненно,
все
вышеперечисленное,
будет
соответствовать
современному
качественному
дошкольному
образованию
и
наиболее
эффективному
развитию
индивидуальности
ребенка
с
учетом
его
склонностей, интересов и уровней активности. Применение современных
образовательных технологий ведет к гармоничному развитию дошкольника и
его дальнейшей и успешной социализации.
Список литературы
1.Приказ
Минобрнауки
России
от
17.10.2013
№1155
«Об
утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (Зарегистрированного в Минюсте России 14.11.2013г. №30384)
2.Н.Е.
Веракса,
А.Н.
Веракса
Проектная
деятельность
дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М: Мозаика-синтез, 2008
3.О.Н.Мирофанова,
Н.П.
Малмыго
Игровые
упражнения
в
процессе
социализации ребенка4-5 лет // Современный детский сад. 2010.
4.К.В. Скуратова Информационно-компьютерные технологии как условие
перевода
детского
сада
в
режим
функционирования
и
развития
как
открытой образовательной системы // Детский сад от А до Я. 2008. №5
5.Е.В.Фешина Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие.
М., ТЦ «Сфера», 2012г.
6.Интернет-ресурсы