"Взаимодействие с семьей – важное направление деятельности детского сада"
Автор: Кулемина Юлия Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Василек" Населённый пункт: с Енотаевка Наименование материала: статья Тема: "Взаимодействие с семьей – важное направление деятельности детского сада" Раздел: дошкольное образование
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ – ВАЖНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО САДА
Мир
постоянно
информационно
усложняется.
Сегодня
уже
недостаточно однажды получить образование и работать по специальности.
Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-то
учиться,
заниматься
самообразованием
на
протяжении
всей
жизни.
Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях
проникает
во
все
сферы
жизни
человека
–
профессиональную,
личную,
семейную,
общественную,
досуговую
и
т.
д.
Социальная
грамотность
–
важный феномен сознания. Современная семья нуждается в разнообразных
знаниях:
медицинских,
педагогических,
психологических,
трудовых,
юридических, экономических, сексологических и др.
Решение семейных
проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых
усилий, способности взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство
родителей доверяют своему жизненному опыту, по традиции опираясь на
опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач,
которых
не
было
в
их
родительской
семье,
приводит
к
семейной
дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение
несостоятельности болезненно переносится большинством людей. В этом
случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки
социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического
коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся
ситуации в обществе.
Проблема
становления
психолого-педагогической
компетентности
родителей
–
одна
из
наиболее
актуальных
в
системе
отечественного
дошкольного образования.
Работа
с
семьей
должна
учитывать
современные
подходы
к
этой
проблеме.
Главная
тенденция
–
обучать
родителей
самостоятельному
решению
жизненных
задач.
Это
подразумевает
изменения
в
системе
«воспитатель
–
родитель»,
требует
более
глубокого
изучения
семьи
как
объекта нашего исследования, где ребенок – часть исследуемого объекта.
В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие
педагогов дошкольного учреждения
с родителями, которое предполагает
обмен
мыслями,
чувствами,
переживаниями;
оно
также
направлено
на
повышение педагогической культуры родителей, т. е. сообщение им знаний,
формирование
у
них
педагогических
умений,
навыков,
рефлексивного
отношения к себе как к педагогам. Повышение педагогической культуры
родителей
разрешает
сложившееся
противоречие
между
воспитательным
потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия –
общение педагога с родителями.
Как
показывает
практика
и
проверенные
научные
исследования,
родители
часто
допускают
типичные
ошибки
в
воспитании
детей,
испытывают
определенные
трудности.
Задача
педагогов
дошкольного
учреждения – помочь родителям в воспитании детей. Но педагоги не всегда
готовы
к
этой
деятельности
в
силу
ряда
причин.
Возникает
еще
одно
противоречие,
которое
разрешается
посредством
работы
в
дошкольном
образовательном учреждении. Старший воспитатель, или, как его принято
называть,
методист
оказывает
педагогическую
помощь
воспитателям
в
установлении
контакта
с
родителями
воспитанников,
выявлении
их
трудностей,
положительного
опыта.
Существуют
определенные
этапы
проведения,
формы
и
методы
работы
в
дошкольном
образовательном
учреждении. Специфика ее заключается в многоуровневом характере. Так,
старший
воспитатель
влияет
на
воспитателей,
чтобы
те
в
свою
очередь
повышали педагогическую культуру родителей, а родители грамотно могли
воспитывать детей.
Как показывают опыт и научные исследования, воспитатели нередко не
любят
работу
с
родителями
по
ряду
причин.
Они
считают,
что
с
современными родителями работать сложно, т. к. те или «все знают», или им
безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с
вопросами «здоровья и поведения», использования физических наказаний.
Иногда родители просят педагога подготовить ребенка к школе в короткие
сроки.
Предлагаем вам следующую классификацию трудностей педагогов:
1. Социально-экономические. Данная группа причин детерминирована
социальной политикой в области образования и не зависит от личностных и
профессиональных качеств педагога.
2. Организационные. Причины, относимые нами к этой группе, связаны
с
недостатком
у
родителей
времени
для
общения,
их
профессиональной
занятостью. Они являются относительно объективными, однако при умении
педагогов заинтересовать родителей темой и содержанием общения, показать
значимость
контактов
для
развития
ребенка,
гибко
спланировать
время
общения возрастает роль профессионального мастерства воспитателя.
3. Профессионально-личностные. Эта группа причин является наиболее
обширной
и
связана
с
недостаточным
профессионализмом
педагогов,
неумением выстроить грамотное общение с родителями. Такие причины, как
«закрытость»
дошкольного
учреждения,
отсутствие
информативности
воспитателей и родителей о воспитании в семье и детском саду, неумение
отобрать
целесообразное
содержание
и
формы
работы,
низкий
коммуникативный
уровень
и
другие,
являются,
по
нашему
мнению,
следствием невысокой профессиональной компетентности педагогов в сфере
общения с родителями. Низкий уровень педагогической культуры родителей
также
связан
с
профессиональными
качествами
воспитателей,
в
задачу
которых входит расширение и углубление знаний и умений родителей в
области воспитания ребенка.
Анализ
причин
трудностей
педагогов
говорит
о
необходимости
осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи
воспитателям во взаимодействии с семьей.
Профессиональное развитие неотделимо от личностного – в основе
того и другого лежит принцип саморазвития. Профессиональное развитие –
непрерывный процесс самопроектирования личности педагога.
Старший воспитатель, или, как его принято называть, методист должен
быть готов к трудностям при внедрении методов взаимодействия с семьей в
повседневную работу детского сада, ведь он должен быть интегрирован в
контекст
всей
деятельности,
что
является
для
коллектива
стрессовым
фактором. Необходимо преодолеть естественное сопротивление, недоверие,
нежелание со стороны педагогов, постепенно приобрести авторитет, повысит
мотивацию участия в экспериментальной работе путем нахождения общих
интересов к цели эксперимента и целям его участников.