Напоминание

"Нетрадиционные формы организации обучения на уроках духовно-нравственного цикла"


Автор: Губина Ольга Сергеевеа
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ"СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: г.Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Нетрадиционные формы организации обучения на уроках духовно-нравственного цикла"
Раздел: начальное образование





Назад




Г.Череповец Вологодская обл. МБОУ « СОШ №26 с углубленным изучением отдельных предметов» Нетрадиционные формы организации обучения на уроках духовно – нравственного цикла. Учитель начальных классов Губина Ольга Сергеевна.

Нетрадиционные формы обучения школьников.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии. Поэтому важнейшим условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося является внедрение новых педагогических технологий в практику обучения. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса. Технология, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения технологии выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Урок - гибкая форма организации обучения. Он включает разнообразное содержание, в соответствии с которым используются необходимые методы и приемы обучения. На уроке организуется фронтальная, коллективная и индивидуальная формы учебной работы. Различные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и вызывают у учащихся удовлетворение от самого процесса труда. Нетрадиционный урок - одна из таких форм организации обучения и воспитания школьников. Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают школьное обучение к жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только свои знания, но и смекалку, творчество. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Многие учителя ищут разные способы, как сделать урок более интересным, живым, привлекают учащихся к активной работе, используют разнообразные формы объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но для активизации мыслительной деятельности учащихся необходимо придать уроку нестандартные, оригинальные приемы. Этим самым мы не заменяем традиционный урок, а вносим в него оживление, разнообразие, таким образом повышая интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает. Но составляя учебно-тематическое планирование необходимо строго определить количество нестандартных уроков. Ученики привыкают к необычным способам работы, интерес теряется, и
результативность урока может снизиться. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определятся самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя. Урок - это основная организационная форма обучения в школе. Каждый урок вносит свой специфический, свойственный лишь ему вклад в решение задач. Урок выполняет конкретную функцию, в которой находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного материала. Урок как форма организации обучения прочно занял свое место в школе в качестве основной организационной формы обучения. Хороший урок требует от учителя огромных затрат сил и времени Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения. Чтобы провести интересный урок и привлечь детей к активной мыслительной деятельности учитель должен уметь грамотно поставить задачи урока и успешно их реализовать. Обучение технологии преследует реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих задач. К традиционным школьным занятиям принадлежат уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков, проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время широко используются и нетрадиционные или нестандартные. Это например уроки-семинары, зачеты, лекции, конкурсы, уроки - экскурсии, интегрированные уроки, занятия-конференции, диспуты, тематичные игровые уроки, благодаря которым ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п. Одной из важнейших задач педагогического коллектива является активное введение разнообразных развивающих занятий, направленных на развитие памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций ребенка. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Подготовка и проведения нетрадиционных занятий.
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он выступает в роли организатора. Роль такого урока невозможно переоценить. При этом используется индивидуальная, парная, групповая и коллективная формы общения между обучающимися и обучаемыми. Термин «нетрадиционная форма урока» включает в себя нетрадиционные: -подготовку и проведение урока; -структуру урока;
-взаимоотношения и распределение ролей и обязанностей между учителями и учениками; -подбор и критерии оценки учебных материалов; -методику оценки деятельности учащихся; -анализ урока. Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую цель: поднять интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения. Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого на них материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Немаловажно, что все участники нетрадиционного урока имеют равные права и возможности принять в нем самое активное участие, проявить собственную инициативу. Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Эта попытка повышения эффективности обучения, возможность свести воедино и осуществить на практике все принципы обучения с использованием различных средств и методов обучения. Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность); такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей. Подготовка и проведение урока в нетрадиционной форме. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие: - определение временных рамок; - определение темы урока; - определение типа урока; - выбор класса; - выбор нетрадиционной формы урока; - выбор форм учебной работы.
2. Организация
. Этот этап в подготовке нетрадиционного урока состоит из подэтапов: -распределение обязанностей (между учителем и учащимися); -написание сценария урока (с указанием конкретных целей); -подпор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения; -разработка критериев оценки деятельности учащихся. Подбор заданий для нетрадиционного урока (если выбранная форма урока предусматривает их выполнение) может производить учитель самостоятельно или совместно с учащимися (например, когда они готовят задания друг для друга). Необходимо установить требования к задачам, практическим и творческим заданиям и упражнениям математического содержания: Задания должны быть занимательными (по форме, содержанию, сюжету и т. д.; по способу решения или неожиданному результату); они должны развивать логику, смекалку, образное мышление, сообразительность и т. д. Задания должны отличаться уровнем сложности (для одного урока), иметь несколько способов решения (и ответов). -Задачи следует подбирать интересные, поучительные, имеющие практическую значимость и межпредметное содержание.
-Задания должны быть сформулированы так, чтобы их выполнение было невозможным без хорошего знания теоретического материала. -При повторении (обобщающий урок), когда есть возможность существенно разнообразить список задач, полезно давать учащимся задания «найди ошибку» (например, софизмы) или задачи, провоцирующие ошибку. -Задания должны быть непосредственно связаны с изученной темой, способствовать усвоению, закреплению, совершенствованию полученных при ее изучении умений и навыков. -Решения задач по возможности должны быть просты, доступны и легко осуществимы основной массой учащихся.
3. Проведение.
Индивидуальная работа. Возможные варианты составления заданий: - все учащиеся получают одинаковые задание; - однотипные задания с разными данными; - разные задания (по формулировке, способу решения, сложности); - другие варианты. Групповая работа: - одинаковые задание (если группа одноуровневая); - задания, одинаковые по уровню сложности, но разные по формулировке, способам решения, исходным данным (для одноуровневых групп); - задания, отличающиеся уровнем сложности в частности, если на уроке решается сложная задача, ее можно разбить на несколько подзадач и распределить по группам; - другие варианты.
4. Анализ.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты: Проводить анализ урока можно в разных формах: устно «солнышко», т.е. когда учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д.; устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке); письменно (например, в форме анкетирования). Анализ урока можно проводить сразу после урока, либо некоторое время спустя чтобы проверить: что осталось в памяти. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.
Разработка и проведение нестандартных занятий

Рассмотрим урок – игра
– это активная форма учебного занятия, в ходе проведения которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего. Как правило, у школьников во время такого урока, возникает игровое состояние – специфическое, эмоциональное отношение к исторической действительности. Школьники как бы перевоплощаются в людей из прошлого или современности, применяют на себе роль взрослых людей, через понимания мыслей, чувств и поступков моделируют историческую реальность. А знания, полученные на уроке, становятся для них личностно – значимыми, эмоционально – окрашенными, что помогает лучше узнать, “прочувствовать” изучаемую эпоху. Тем самым учащиеся осваивают и углубляют новые знания. Игры классифицируют по различным признакам: по целям, по числу участников, по характеру отражения действительности. Выделяют: имитационные (игровое моделирование, имитация реальности); символическое (основаны на четких правилах и игровых символах); исследовательские (связаны с новыми знаниями и способами деятельности). Ретроспективная (“реконструктивная”) игра моделирует ситуацию, ставящую учеников в позицию очевидцев и участников событий в прошлом. Главным признаком игры такого типа является “эффект присутствия” и принцип исторической беллетристики – “так могло быть”.
Ретроспективные игры подразделяются на ролевые и не ролевые. Ролевые игры – это игры ретроспективного характера, основанные на разыгрывании ролей – участников исторических событий в условиях воображаемой ситуации прошлого. Не ролевые игры – это игры ретроспективного характера с внешними правилами, где воссоздается историческое прошлое и действие происходит в далекую эпоху. Деловая игра. Образовательная функция деловой игры очень значима, поскольку «деловая игра позволяет задать в обучении предметный и социальный контексты будущей профессиональной деятельности и тем самым смоделировать более адекватное по сравнению с традиционным обучением условия формирования личности специалиста». Традиционно деловую игру относят к числу методов активного обучения. Область применения деловых игр как особого метода обучения довольно широка: экономика, управление, педагогика, психология, инженерные дисциплины, экология, медицина, история, география, и т.д. Итак, – Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта; – Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.; – В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения; – Игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»; – Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.).
Урок-игра « Я и ближний мой»

Задача:
создать условия для актуализации представлений участников игры о высшей человеческой ценности – безусловной любви к людям.
Цели:
сформировать представление учащихся о сути учения Иисуса Христа, изложенной в Нагорной проповеди; формировать духовно-нравственные качества личности; развивать познавательный интерес к самопознанию, память, речь, умение анализировать, делать выводы по проблеме.
Условия:
игра рассчитана на старшеклассников. Реальная продолжительность игры – 2 часа. В игре могут участвовать от 15 человек одновременно.
Методы:
словесный, наглядный.
Форма:
урок-игра.
Материалы и оборудование:
столы и стулья, карты с изображением островов по количеству команд, ручки, карандаши или фломастеры, бумага, музыкальное оформление.
Ход урока-игры.
Участники разделены на команды по 5 человек в каждой. Они сидят за столами. Веселая разминка. Дорогие друзья. Предлагаю вам настроится на активное взаимодействие друг с другом. Я буду называть различные умения. Если вы это можете делать, то остаетесь стоять. Если не можете , то садитесь. -Я могу читать и писать -Я могу рассказать интересную историю -Я могу вызвать дождь Актуализация темы : мы многое умеем, но все-таки не всемогущи. Сегодня я предлагаю вам испытать себя и проверить на что вы способны. Вам будет предложена для анализа и проигрывания экстремальная ситуация. Ваша задача – выжить и остаться при этом Человеком. Я хочу прочитать вам один библейский отрывок. «И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22: 35–40). Первая заповедь определяет отношения человека с Богом, вторая – с людьми. Я предлагаю вам рассмотреть заповедь Христа «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» с точки зрения универсального принципа жизни человечества. . Каждая команда получает для размышления один
принцип, и вопрос к нему, записанные на листке. Ваша задача – обсудить жизненный принцип. Представьте себе, что всё человечество вдруг стало жить по этому новому принципу. Пофантазируйте, как живёт это человечество и живёт ли вообще? Коллективно сформулируйте ответ. На обсуждение вам дано 5 минут: 1. Возлюби ближнего твоего больше, чем самого себя. Как сложатся отношения между государствами? 2. Возлюби ближнего твоего меньше, чем самого себя. Как сложатся отношения между мужем и женой? 3. Не люби ни ближнего своего, ни самого себя. Как сложатся отношения в рабочем или учебном коллективе, живущем по такому принципу? 4. Возлюби ближнего твоего больше, чем самого себя. Как сложатся отношения между детьми и родителями? Каждая команда обсуждает свой ответ. Я прошу кратко ответить на вопрос каждую команду. Итог: Заповедь, сформулированная Христом, универсальна для жизни любого народа. Если любым образом мы изменяем эту заповедь, это приводит к духовной и даже физической смерти человека и человечества. Пусть заповедь «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» станет принципом нашей игры и критерием оценки ее результатов. Погружение в игровую ситуацию: Итак, игра начинается. (Играет музыка). Закройте глаза и представьте себе, что каждому из вас очень повезло, вы летите на огромном воздушном шаре в путешествие и люди, которые сидят рядом с вами, разделят с вами все радости и трудности этого путешествия. Теперь вы команда. Ваш шар медленно проплывает над городами, реками, лесами и полями нашей страны. Но ветер несет вас куда-то на юг, и вот вы уже летите над океаном. Но, кажется, у вашего шара повреждена оболочка. Катастрофа! Вы падаете прямо в океан! Но вдруг вдали показался какой-то остров. До него слишком далеко и вам не долететь. Надо выбросить из корзины шара лишний груз. Откройте глаза. У вас есть 5 минут, чтобы поразмышлять и решить, что вы будете выбрасывать в первую очередь, что во вторую и что в последнюю. Вот список вещей (каждый участник получает индивидуальный список вещей): Миски, кружки, ложки; спички; книга полезных советов; мясные консервы; топоры, ножи, лопата, гвозди; фляга с питьевой водой; бинты, вата, зеленка; винтовка и патроны; шоколад; золото, бриллианты; большая собака; рыболовные снасти; зеркало, мыло, шампунь; теплая одежда и одеяла; соль, сахар; магнитофон, диски; футбольный мяч; косметика; Библия. Проставьте напротив цифры от 1 до 19 по порядку выбрасывания вещей. Таким образом, под номером один вы выбрасываете самую ненужную вещь, под номером девятнадцать – самую нужную вещь. Остальные номера распределяются по мере их необходимости для жизни на острове. Каждый работает самостоятельно, у всех одинаковый список. Далее участникам предлагается тот же список для коллективной работы. Каждой команде предоставляется карта острова.
Первое испытание «Свои»
-Решите, кто ваш вождь. -Как распределите обязанности -Как будете наказывать тех, кто не подчиняется общей дисциплине. Ответы рисуются на карте.
Второе испытание «Чужие»
На соседнем острове живут аборигены. Их жизненный принцип «Возлюби ближнего своего, как весьма вкусную пищу». Они предлагают вам угоститься наименее ценным членом своего племени. Ваша задача объяснить им свой принцип. А так как языка их вы не знаете , ответ надо нарисовать.
Третье испытание «Враги».
Вы уже наладили свою жизнь на острове. И вот однажды в море показалась яхта. Но что это? на яхте – черный пиратский флаг. Вряд ли пираты оставят вас в живых. Надо немедленно и очень быстро
выработать стратегию вашего поведения в этой экстремальной ситуации. На размышление всего 5 минут, на ответ – 3 минуты.
Четвертое испытание «Друзья».
На острове начался сезон дождей. Льет как из ведра. Все очень устали. Но, наконец, удача улыбнулась и вам. К острову причалил небольшой рыбацкий катер. Рыбак говорит по-португальски. Он готов спасти вас, но при всем желании в лодку могут войти не все из вас. Ещё один не помещается. Как вы поступите в этой ситуации. На обсуждение – 3 минуты, на ответ – 1 минута. После каждого испытания каждая команда озвучивает свое решение. Ведущий может задавать вопросы в связи с ценностным выбором участников, напоминая, что главный принцип игры «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Другие команды могут задавать вопросы, связанные с выявлением нравственных оснований тех или иных решений команды. Игра может проходить как соревнование между командами. После всех испытаний проводится рефлексия Рефлексия: (все участники садятся в общий круг). За время игры вам пришлось взаимодействовать ради жизни с разными людьми – со своими и с чужими, с друзьями и с врагами. Обсудите и оцените по пятибалльной системе ваши решения, ваши мысли, чувства с точки зрения выполнения лично вами универсального принципа человечества «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Устный ответ и обоснование – по 1 минуте. Итак, вами прожито 2 часа жизни, счастливыми они были или нет? Пусть каждый участник игры одним словом выразит свои чувства.
Урок-зачет.
Зачет выполняет не только контролирующую функцию, но и основное его назначение – систематизировать и обобщать материал по теме или разделу, уточнить знания по основным вопросам. Для зачета можно использовать итоговые уроки, уроки обобщающего повторения или уроки контроля и проверки знаний, умений и навыков. В календарно-тематическом плане заранее предусмотреть темы, по которым будет зачет (3-4 в год).
Этапы подготовки и проведения урока-зачета:
1 этап – предварительная подготовка. Подготовительная работа начинается на первом вводном уроке по теме. Учитель анализирует требования программы по теме, определяет конечный результат. Определяет цели урока-зачета, составляет вопросы и задания, учитывая три уровня усвоения: 1. Понимание, запоминание, воспроизведение материала, 2. Применение знаний и умений в знакомой ситуации, 3. Применение знаний и умений в новой ситуации. Учитель сообщает тему и дату проведения урока-зачета, его место и значение в изучении новой темы; знакомит с требованиями, которые будут предъявлены на зачете, с вопросами и заданиями разных уровней; предлагает индивидуальные задания по тем вопросам , в которых некоторые ученики ранее не разбирались; знакомить с материалами стенда «Готовься к зачету», который вывешивается в кабинете. В ходе подготовки 1. Текущая проверка знаний, умений и навыков. 2. Организация работы консультантов. II этап – проведение зачета. На зачетном уроке присутствуют все учащиеся, но опрашивать можно часть из них, предлагая им дифференцированные задания с учетом результатов текущих проверок. Освобожденные от сдачи зачета или выполняют дополнительные задания повышенной трудности, или помогают учителю принимать зачет, получив перед этим соответствующий инструктаж. Возможен вариант, когда часть заданий на зачетном уроке выполнит не весь класс, а лишь отдельные учащиеся. Можно использовать различные формы проведения зачета (письменный опрос по карточкам-заданиям, выполнение двух-трех зачетных работ, комбинированный опрос,
фронтальный или индивидуальный и т.д.) и в зависимости от содержания, темы, цели проверки, состава учащихся, но следует стремиться, чтобы виды работ были привычными для учащихся. На зачетном уроке проверять сформированность сложных понятий, умений и навыков по теме. III этап – подведение итогов работы. Оценка труда учащихся.
Урок-дискуссия.
Дискуссия – это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Поскольку дискуссия – это спор, то основные цели ее проведения следующие: 1) выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что, несомненно, способствует не только углублению званий, но и формирование мировоззрения школьников; 2) воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т.д. Дискуссия как форма демократического общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения. Методика включает три этапа: 1) предварительная подготовка, 2) проведение дискуссии, 3) подведение итогов. Задачи первого этапа: 1. Выбрать тему. 2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться. 3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии. 4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т.д.). Второй этап – это проведение дискуссии. 1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель. 2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, при которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать. 3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности. 4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии, например, неожиданное мнение, которое расходится с другими. Неожиданный вопрос тоже настраивает на дискуссию, заставляет слушателей быть более активными. 5. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям. 6. Не спешить навязывать готовое решение. 7. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора. Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение, оказывать психологическое давление на участников спора, делать резкие замечания в адрес присутствующих Участники дискуссии не должны забывать об этике спора. Поэтому в начале дискуссии следует напомнить учащимся правила спора.
Урок-погружение.

Это наиболее результативная форма занятий с учащимися. Она предусматривает полное перевоплощение учеников и их погружение в изучаемую эпоху. Здесь можно использовать различные способы перевоплощений: волшебная палочка подразумевает фронтальное или индивидуальное задание, машина времени – работу по группам, ромашка с волшебными лепестками – способ разбивки класса на группы и одновременно – способ подачи нового материала. На одной стороне лепестка может быть написан термин, на другой – его определение. Интерес учащихся к волшебству, чуду не ослабевает до 11 класса, поэтому подобная форма интересна в любом возрасте. Данную методику можно использовать как на контрольно-обобщающих уроках, так и на уроках изучения нового материала. При погружении в эпоху учащиеся становятся строителями храма, иконописцами, первыми подвижниками христианской веры на русской земле. И им приходится вести себя соответственно своим образам. Ученики пытаются понять нравственные и социальные особенности «своего времени», стараются самостоятельно решить поставленные перед ними задачи. Что им надо сделать, чтобы построить православный храм, если они – строительная артель, относящаяся, например, к Киевской школе? И тогда учащиеся начинают мыслить, придумывать всевозможные варианты строительства, декора храма. Задача учителя на таком уроке сводится к отбору и фиксации правильных вариантов. Он должен провести урок так, чтобы в результате у ребят сложилось полное, чёткое и верное представление об изучаемой теме, проблеме, эпохе.
Урок по теме «Россия –наша Родина».
Детям предлагается побыть в роли спец. корреспондентов разных телеканалов. Каждый канал получает пакет документов. -Сегодня нам предстоит сделать репортаж для потомков. В конце урока должен получится единый проект «Россия - наша Родина» Определяются цели ( о чем рассказать в своих репортажах) -Родина - что это значит? -Литературное наследие великой России -История России в лицах -Россия – многонациональная страна Составление устного рассказа «Наша Родина – Россия» Редактирование текста. 1 канал. Наша страна ____________. Столица нашего государства ____________. Велика наша страна. На многие ____________ тянется она с запада на _______. Богата её ___________. Разнообразен ___________ и _________мир.
Канал Россия. Человек в течение многих столетий осваивал просторы _______. В нашей стране есть моря: ____,______ ,_____,____. Крупные реки _____, _____. Большую площадь занимает __________ .Она богата____ и _______ ископаемыми. Канал НТВ В России проживают люди различной _________. И каждая национальность со своими ______, и своей культурой и ______. Поэтому мы должны _________ относиться к друг другу.
Задание 2. Символы России.
Каждому человеку нашей страны дорога Россия, её славная история. её древние символы. - Узнайте, о каких символах идёт речь .Прочитайте задание №2 в" пакете документов". Найдите соответствующие символы России среди представленных. а) прикрепленное к древку или шнуру полотнище определенного цвета или нескольких цветов (флаг) б)эмблема государства, города, сословия, рода. изображаемая на флагах, монетах. печатях. государственных и других официальных документах (герб) в)торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства (гимн) Задание 3. Литературное наследие России велико и огромно. Вспомним некоторых поэтов, которые писали о Родине. Н.Рубцов И. Никитин И. Варавва Задание 4. История России в лицах. О ком идет речь. Вписать имя известного человека в текст. Найти фото. -Выдающийся русский живописец. Родился в Петербурге в семье мастера художественной резьбы , преподавателя петербургской Академии художеств. Им написаны картины "Утро", "Итальянский полдень", "Последний день Помпеи". Он был большим мастером портретной и религиозной живописи. ( Карл Павлович Брюллов) Ключ-подсказка. И.Левитан К. Брюллов С.Есенин
1 канал. -Летчик- космонавт, полковник. Окончил Чкаловское военное авиационное училище летчиков. Служил в истребительной авиации. Облетел земной шар на корабле "Восток" за 1 час 48 минут. Ключ-подсказка. А.Леонов Г.Титов Ю.Гагарин
Составить синквейн на тему Родина.
Многонациональная, могущественная Защищает, оберегает, помогает Россия – наша Родина Отчизна
Итог.
У нас получился единый проект.
Урок – путешествие.
Данная форма урока носит контрольно-обобщающий характер. Его рекомендуется проводить после изучения какой-либо темы. Класс делится на команды в произвольной форме, например, сложить разрезанную открытку, найти свой цвет, посчитаться на первый-второй-третий и т.д. Каждая команда получает от учителя или вытягивает по жребию название, например: «Богословы», «Архитекторы», «Живописцы», «Историки искусств». Названия команд зависят от поставленных учителем задач. Каждый участник команды получает свой вопрос и готовит ответ. Отвечая на вопросы в определенной последовательности, учащиеся создают целостную картину изучаемого материала. При этом они являются теми самыми богословами, архитекторами, живописцами, которые осмысливают и объясняют то или иное явление культуры. Таким образом , урок дает возможность проверить не только знания учащихся, но и помогает им проявить свои способности и сообразительность.
Урок-путешествие «Сударыня масленица»
. Актуализация темы. «Неизвестно каков будет человек через 1000 лет. Но если отнять у современного человека этот нажитой и доставшийся ему в наследство скраб праздников – тогда он все забудет и всему разучится, и должен будет все начать сначала.» В.О.Ключевский.
Чтобы создался полный образ масленицы, нам помогут в этом художественное слово. живопись, музыка. Совершим своеобразное путешествие во владения сударыни – масленицы. Дети заранее объединяются в 3 группы: поэты, живописцы, музыканты. 1 группа - знакомит нас с тем, как отмечался на Руси праздник Масленица. 2 группа - поведает нам, как назывались масленичные дни. 3 группа – проведет экскурсию в картинную галерею. (группам раздаются инструкции) Чайковский «Февраль Масленица» Б.М.Кустодиев «Масленичное гулянье» 1 группа «Праздник для души» Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства — все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение Масленица — праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы. Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях. Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно- таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать. Люди верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, румяные блины, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка — пива.
Проводы Масленицы Масленица — древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем. В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад. Масленица, пожалуй, единственный праздник, сохранивший истинный дух древней Руси. Шумные веселые народные гуляния, яркие наряды, богатый стол – воплощение широкой русской души.
2 группа.
Семидневное веселье посвящено проводам холодной зимы и заканчивается символической встречей весны. Половина случайных прохожих скажет, что это языческий праздник, другая, что православный. Все они правы. С приходом христианства изменился только день празднования, который определяться в зависимости от начала Великого Поста. Всю неделю положено есть блины, причем все дни имеют особое значение. В один день следует угощать золовок, в другой – отправиться в гости и т. д. Они – часть ритуала, частичка призываемого на холодную землю Солнца. Согласно поверьям, не встретивший достойно Масленицу весь год проживет несчастным и замерзшим. Каждый день Масленицы имеет свое особое значение. Понедельник — встреча. К понедельнику достраивали качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших. Вторник — заигрыши. Парни и девушки приглашали друг друга покататься с горок, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Среда — лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей. Четверг — широкий разгул. С этого дня народ предавался всевозможным потехам: ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям. Пятница — тёщины вечерки. Теперь уже зять приглашал в себе гости тёщу и угощали ее блинами. Суббота — золовкины посиделки. Молодая невестка приглашала в гости золовку (сестру мужа) . В этот день невестка должна подарить золовке какой-нибудь интересный подарок. Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, освобождаясь от грехов перед Великим постом. В ответ нужно сказать: «Бог простит» . В заключении путешествия дети рассматривают картину Кустодиева «Масленичное гулянье» и слушают музыку Чайковского «Февраль. Масленица»

Урок – путешествие «Путешествие по страницам учебника»
Работа в группах. 1 Продолжить притчу, предположить чем закончилась история. 2
.
Разместить на своих местах(скрижалями) заповеди в том порядке, в каком вы видите их по своей значимости. В основании – самая важная заповедь. 3. Каждая группа берет карточку – задание. В ней слово, которое вы должны будете изобразить в виде рисунка. (ковчег, пасха, милосердие)
КАРТА УРОКА

для группы №1

1.

Продолжите притчу:

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы

добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно

вокруг неё строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже

почти совсем готова, БОГ ………………………………………………………

2.

Напишите понятие, которое соответствует данному определению:

Послание Бога человечеству, с помощью которого можно различить добро и

зло. Основа христианской морали и вероучения. Это __________
Дайте своё дополнительное толкование этому понятию.
3.

Заповеди Христа.

Задание:
расположите заповеди в порядке их значимости и важности для человека.
4.

Библейские картинки.
Выберите карточку со словом и нарисуйте картинку так, чтобы участникам других групп было понятно, о чём идёт речь.

КАРТА УРОКА

для группы №2

1.

Продолжите притчу:

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы

добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно

вокруг неё строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже

почти совсем готова, БОГ ………………………………………………………

2.

Напишите понятие, которое соответствует данному определению:

Особая религиозная практика, во время которой верующие воздерживаются

от употребления скоромной пищи. Это ______________
Дайте своё дополнительное толкование этому понятию.
3.

Заповеди Христа.

Задание:
расположите заповеди в порядке их значимости и важности для человека.
4.

Библейские картинки.
Выберите карточку со словом и нарисуйте картинку так, чтобы участникам других групп было понятно, о чём идёт речь.
КАРТА УРОКА

для группы №3

1.

Продолжите притчу:

В глубокой древности люди решили построить высокую башню, чтобы

добраться до самого неба. Строилась эта башня много лет. И постепенно

вокруг неё строился и разрастался город Вавилон. Когда башня была уже

почти совсем готова, БОГ ………………………………………………………

2.

Напишите понятие, которое соответствует данному определению:

Место собрания христиан для коллективной молитвы. Это ___________
Дайте своё дополнительное толкование этому понятию.
3.

Заповеди Христа.

Задание:
расположите заповеди в порядке их значимости и важности для человека.
4.

Библейские картинки.
Выберите карточку со словом и нарисуйте картинку так, чтобы участникам других групп было понятно, о чём идёт речь.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Библейские картинки

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Заповеди

КОВЧЕГ

ПАСХА

МИЛОСЕРДИЕ

ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И

ЗЛА

ДЕРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И

ЗЛА


РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

ВОЗЛЮБИ

БОГА

СВОЕГО

ПОЧИТАЙ ОТЦА ТВОЕГО И МАТЕРЬ ТВОЮ

НЕ УБИВАЙ

НЕ КРАДИ

НЕ ПРЕЛЮБОДЕЙСТВУЙ

НЕ ЗАВИДУЙ

НЕ ЛГИ


Урок- журналистское расследование
Урок познания 4 класс
Тема урока
: Семья
Цель:
-Показать значение семьи в жизни человека Задачи
:

Обучающая
: Познакомить детей с понятиями семья, генеалогия, генеалогическое древо. Научить учащихся составлять родословную своей семьи. Показать основы для дальнейшего изучения истории поколений.
Развивающая:
развивать потребность узнавать историю своей семьи. Развивать гражданственность и патриотизм.
Воспитательная
: воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье гордости за свою семью, сплочение классного коллектива; Формирование у учащихся представления о семье, как о людях, которые любят друг друга, заботятся друг о друге.
Тип урока
: изучение нового материала
Используемые методы
: проблемные, практические, частично- поисковый, наглядные, работа в группах, использование ИКТ
Форма проведения
: журналистское расследование
Форма работы
: групповая, индивидуальная,
Оборудование:
ноутбуки, интерактивная доска, бумага, карандаши цветные, учебник, музыкальное сопровождение.
Ход урока
1.
Установка на учебную деятельность
. Физминутка музыкальная « Семья»
2. Постановка проблемной ситуации
Кто загадки отгадает Тот своих родных узнает Кто-то маму, кто-то папу Кто сестренку или брата А узнать вам деда с бабой- Вовсе думать –то не надо. Все родные, с кем живете Даже дядя или тетя. Непременно вам друзья Вместе вы- одна…. (семья) - Правильно, сегодня будем говорить о семье. Я хочу, чтобы вы задумались о важности и необходимости семьи. -. Какие ассоциации со словом семья у вас возникают? (Ответы детей).

Составление кластера:

Семья-это

Мама и папа

Брат , сестра

бабушка и дедушка

тёти и дяди

родные

II
. Решение проблемной ситуации. 1. – Что такое семья? Семья – это группа родственников, живущих вместе. 2. Семья – самое главное в жизни для каждого из нас – это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. Как важно, бывает, найти свое место, и жить, размышляя о том, что нужен кому-то, что жить интересно, что есть и работа и дом.
- Зачем нужна семья? Какую роль играет каждый член семьи?
(Ответы детей)
- Вам нравится ваша семья? Что значит слово «комплимент»?
(Похвала, приятные, любезные слова) Дети говорят комплименты. родная культурная дружная вежливая счастливая жизнерадостная трудолюбивая гостеприимная хозяйственная доброжелательная спортивная дисциплинированная ( солнце- это тепло, составляем в виде солнца, так как семья –это теплота, доброта, любовь…) - Как вы думаете, что может мешать счастью семьи? (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко) ссоры занятость родителей обиды невнимание конфликты усталость непонимание болезни
III .Новая тема: - Я предлагаю начать своё журналистское расследование « Что такое

семья?»

1 группа: Проектировщики.

Задание:
дать характеристику подготовленным презентациям, написать небольшое
эссэ» Моя семья»( см. приложение)
2.группа: эксперты:

Задание
: просмотр на видео отрывков из мультфильмов 1. О мамонтёнке 2. Сестрица Алёнушка и братец Иванушка 3. Лунтик
Обсуждение

Вопросы
: кого ищет мамонтёнок? Кого ему не хватает? Почему ему плохо одному? ( ответы детей) Из-за чего братец стал козлёночком? ( из-за непослушания) Кого искал Лунтик? ( ответ ребят и выводы) 1.
Группа. Литераторы: работа с притчей

« Семья»
В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная - сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Он отправился в этот город и пришел к основателю этой семьи. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово, а затем повторил его сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление. Какое же слово написал глава семьи?
Обсуждение (- Составляем генеалогическое древо)

4 группа: Строители
« Семейного домика» - Как вы считаете, что можно заселить в этот дом? Понимание, внимание, радость, счастье, любовь, взаимоотношения…
Выводы, доказательства

После работы групп делаем вывод: Так что же такое семья?

Урок-КВН
Проводится в форме соревнований между командами. Этапами урока являются задания для команд: разминка, практические задания, поединок капитанов. Каждая команда в начале урока выбирает название (желательно по теме урока) и капитана команды. Приглашается жюри (родители, администрация). Вопросы и задания по содержанию носят познавательный, обучающий, проблемный характер, а по форме могут быть занимательными, шуточными, игровыми.

Урок-викторина
Учащиеся работают не по командам, а индивидуально. Урок-викторина и урок - КВН проводятся с целью повторения учебного материала.
Урок-сказка
Такой вид нетрадиционного урока проводится при обобщении любой темы. Урок проводится по сказкам любых писателей , по русским народным сказкам или учитель сочиняет новую сказку. Как и в любой сказке , на таком уроке должны быть положительные герои и отрицательные. В сказке должна быть развязка: проблемный вопрос, необычная ситуация, загадка, появление героя сказки в необычном костюме. Далее следуем кульминация, развитие сюжета, где обязательны борьба добра и зла, необычные новые сведения о героях сказки, споры, преодоление трудностей и т.д. Во время этого этапа урока дети незаметно для себя отвечают на вопросы учителя по прошедшему материалу, узнают новый дополнительный материал по теме урока. Заканчивается урок-сказка развязкой победой добра над злом, знания над незнанием. Урок завершается всеобщей радостью, удовлетворением; подводится итог урока, ставятся отметки.
Интегрированный урок.
Интеграция дает возможность с одной стороны, показать учащимся “мир в целом”, преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, а с другой – высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения. Методической основой интегрированного подхода к обучению являются формирование знаний об окружающем мире и его закономерностей в целом, а также установление внутри предметных и меж предметных связей в усвоении основ наук. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекаются знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных предметов. Не случайно, поэтому интегрированные уроки именуют еще меж предметными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, путешествия и т. д.
Урок открытых мыслей
Задача: учить аргументировать, доказывать свою точку зрения, с помощью доказательств, прийти к истине. Основные умения, которые развиваются при этом: умение слушать и слышать, умение ясно и отчетливо высказать свои мысли: умение сочетать индивидуальное и коллективное. Например, на уроке литературного чтения, после прочтения произведения, дети рассаживаются в круг для обсуждения главного героя произведения. Каждый ученик, прежде чем высказать свою точку зрения, должен повторить точку зрения предыдущего ученика, пользуясь памяткой. 1. Я думаю… 2. Я согласен (согласна) с …, потому что 3. Я не согласен (не согласна) с … 4. Я считаю

Заключение.
Все нестандартные уроки проходят интересно, несут в себе большой, эмоциональный заряд, хотя этим урокам и предшествует очень большая, кропотливая работа. Нестандартный урок по праву можно считать настоящим уроком. Дети активно включаются в урок, творчески мыслят, не ждут конца урока, не следят за временем. Урок приносит им большую радость познания. Большим плюсом нетрадиционных уроков является то, что они побуждают слабых учащихся принимать участие, думать над заданиями, вселяют в них уверенность и желание активного участия и познания. Благодаря нетрадиционным видам обучения ученики быстрее и лучше усваивают программный материал. Применение нетрадиционных форм уроков - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса, потому, что человеку по своей природе нравится играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной деятельности. Из всего видно, что нестандартное обучение имеет множество достоинств и все чаще должно внедряться в школы. Таким образом, можно сделать вывод, что от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия зависит во многом эффективность учебного процесса. Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.
Литература

1. Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. //Информатика и образование. – 2002. – № 6. – С. 12-15. 2. Тимофеева В.П. Исследовательская работа в начальной школе. // Начальная школа, №2, 2008. с. 9-11. 3. С.В. Савинова «Нестандартные уроки в начальной школе». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 4. it-ncommunities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com knowledge.allbest›Педагогика›…_0.html 5. Минкин С. И., Удальцова Э. Д. Необыкновенный урок, или зеленый заяц, сирень и фантазия// СОИУУ, Смоленск, 2006 6. Содержание и методы современного урока: учеб. пособие. – Волгоград: ВА МВД России, 2009. 7. Чадова Н. А. Игры в обучении младших школьников// ж. «Управление начальной школой», № 2, 2009 8. Якименко С. И., Абрамов В. В. Учебные сказки, уроки – сказки//НМО «Педагог», Витебск, 2008


В раздел образования