Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Автор: Драгункина Оксана Владимировна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Радость" Населённый пункт: г. Новочебоксарск Наименование материала: статья Тема: Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста
В настоящее время отмечается необходимость развития творческих
способностей в дошкольном возрасте.
Стремление к творчеству присуще
детям и проявляется во всем, чем
бы они не занимались. В то же время
формирование
творческих
способностей
составляет
важнейшую
задачу
дошкольного
воспитания.
Вся
организация
жизни
ребенка
должна
стимулировать
творчество.
Окружающие
ребенка
взрослые
своим
отношением к детям, вниманием к их деятельности создают необходимую
для творчества атмосферу раскованности и свободы самовыражения. Этому
способствует поощрение детского экспериментирования, побуждение детей к
инициативности и самостоятельности во всех видах деятельности, одобрение
оригинальных творческих решений.
Детский
возраст
имеет
наибольшее
значение
для
становления
способностей.
Детям
свойственны
необычайная
чуткость
к
образным
впечатлениям,
богатство
воображения,
проявляющееся
в
частности
в
творческих
играх,
рисовании,
конструировании,
и
других
видах
деятельности, и направленная на создание новых целостностей.
Изобразительная
деятельность,
в
частности,
детское
рисование
заключает
в
себе
большие
возможности.
Как
отмечают
исследователи
детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г.
Григорьева),
она
является
средством
умственного,
графомоторного,
эмоционально-эстетического
и
волевого
развития
детей.
В
процессе
рисования
совершенствуются
все
психические
функции:
зрительное
восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции.
Использование
нетрадиционных
приемов и материалов рисования в качестве
одного
из
средств
развития
творческих
способностей
не
случаен.
Большинство
нетрадиционных
техник
относятся
к
спонтанному
рисованию,
когда
изображение
получается
не
в
результате
использования
специальных
изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом
неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес
дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность
воображения.
Кроме
этого,
нетрадиционные
техники
расширяют
изобразительные
возможности
детей,
что
позволяет
им
в
большей
мере
реализовать
свой
жизненный
опыт,
освободиться
от
неприятных
переживаний и утвердиться в позиции «творца». Рисуя в нетрадиционной
технике, дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки -
это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве,
так и во всех аспектах их жизни.
Для
развития
воображения
с
помощью
нетрадиционных
техник
рисования нами была разработана программа.
На подготовительном этапе нами были проведены игры для формирования
представлений о цвете предмета – соотнесение цвета предмета с эталоном
цвета. На данном этапе использовались следующие игры: «Собери капельки в
стакан», «Собери лепесточки». Детям давали словесное обозначение цвета.
Детям предлагалось подобрать такого же цвета: «Собери в зеленый стакан
капельки такого же цвета», или «Кто быстрее соберет в стакан капельки
такого же цвета». На первых порах детям предлагалось собрать 2- 3 наиболее
контрастных цвета (красный, синий, желтый),
затем добавлялись зеленый, белый, чёрный.
Для игры «Собери лепесточки», детям
предлага лись
карточки,
на
ко т о р ы х
изображены
стебельки
с
листочками,
разноцветные лепесточки. Дети очень быстро
собрали все лепесточки: красного, жёлтого, синего цвета.
В ходе игр стало ясно, что некоторые стали называть цвета после
небольшой
паузы,
но
некоторые
дети
еще
затруднялись
в
назывании.
В начале формирующего эксперимента, когда детям предлагались игры,
они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания
интереса
вводился
соревновательный
момент:
«Кто
быстрее
соберет
капельки?», «Кто больше соберет цветочков?» и т.п. Больше всех детям
понравилось
собирать
цветочки
с
красными
л е п е с точ ка м и .
Для детей, которые не смогли разместить цвета по наглядному образцу,
предлагались игры с мозаикой: «Собери пирамидку», «Собери цветочек», где
дети,
опираясь
на
поэтапный
образец,
выкладывали
соответствующие
элементы.
Все
дети
довольно
быстро
научились выкладывать цветочек. Более
сложный
вариант
–
выкладывание
пирамидки,
выполнялся
сначала
под
руководством
педагога,
но
по сле
н е с к о л ь к и х
п о в т о р е н и й
д е т и
самостоятельно
выполняли
задание
успешно.
Основной
этап
мы
начали
с рисования
пальчиками .
Пальчиковое
рисование дает наиболее сильное восприятие цвета, обостряет ощущения и
позитивно влияет на настроение детей.
Пальчик
малыша
обмакивали
в
краску,
предупреждая,
чтобы
работал
одной
подушечкой,
не
выходил
за
контур.
Так же использовался метод тычка. Он состоял в следующем: заранее
рисовался
на
листе
у
детей
рисует
простым карандашом контур
цыплёнка.
Дети сначала рассматривали и обводили
пальцем контур данного предмета, называя
вслух
его
части:
голова,
туловище,
крылышки,
клюв,
лапки;
обращалось
внимание на цвет. Начав рисовать они делали тычки кисточкой по линии
контура
слева
направо,
не
оставляя
промежутка
между
тычками;
затем
произвольными
тычками
закрашивали
поверхность
внутри
контура.
Остальные необходимые детали рисунка глаза дети рисовали концом тонкой
кисти.
Также мы учились рисовать обеими руками, объясняли детям, что
опускаем
ладошку в гуашь красного цвета.
Они с интересом отнеслись к
рисованию краба. Творчество не может существовать под давлением. Оно
должно
быть
свободным,
ярким
и
неповторимым.
Не
расставаясь
с
карандашами, фломастерами, красками, дети незаметно для себя научились
наблюдать,
сравнивать,
думать,
фантазировать.
Для
ребенка
привычны
и
знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой
и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для
рисовании.
Ягодки и яблочки рисовалипечатками из
картошки. Рассматривая ягоды и яблоки
обращали
внимание
детей
на
форму
(круглая), размер (большие и маленькие),
ц ве т
( к р а с н ы й ,
с и н и й ,
ж ё л т ы й ,
оранжевый).
Эта
техника
позволила
многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков
ягодки
и
яблочки. Ребенок
прижимал
печатку
к
подушечке
с
краской
и
наносил оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета менялась и
м и с о ч к а
и
п е ч а т к а ..……………………………………………….
Детям
больше
всех
понравилось
рисовать
мятой
бумаго й. Они
прижимали
смятую
бумагу к штемпельной подушке с краской и
наносили оттиск на бумагу. Чтобы получить
другой цвет, менялись и блюдце и смятая
бумага. Задания сопровождались игровой мотивацией, чтобы заинтересовать
детей в результате деятельности.
Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке
изобразительной
деятельности
размещались
карандаши
разных
цветов.
Детям давались задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает
зеленым?» .
На заключительном этапе работы дети активно принимали участие во
всех
видах
нетрадиционного
рисования.
Мы
подвели
итоги
о
важности
нетрадиционного рисования.
Особых затруднений в рисовании у детей не
было.
Дети
принимало
активное
участие
в
деятельности.
Дети
были
инициативны,
выполняли
работу
аккуратно,
ответственно.
Все
дети
подключились к процессу и доводили рисование до конца.
Благодаря нашей работе у детей развилось творческое воображение. Дети с
удовольствием стали рисовать необычными способами.