Напоминание

Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста


Автор: Драгункина Оксана Владимировна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 40 "Радость"
Населённый пункт: г. Новочебоксарск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад





О

собенности развития творческих

способностей у детей старшего

дошкольного возраста
В настоящее время отмечается необходимость развития творческих способностей в дошкольном возрасте. Стремление к творчеству присуще детям и проявляется во всем, чем бы они не занимались. В то же время формирование творческих способностей составляет важнейшую задачу дошкольного воспитания. Вся организация жизни ребенка должна стимулировать творчество. Окружающие ребенка взрослые своим отношением к детям, вниманием к их деятельности создают необходимую для творчества атмосферу раскованности и свободы самовыражения. Этому способствует поощрение детского экспериментирования, побуждение детей к инициативности и самостоятельности во всех видах деятельности, одобрение оригинальных творческих решений. Детский возраст имеет наибольшее значение для становления способностей. Детям свойственны необычайная чуткость к образным впечатлениям, богатство воображения, проявляющееся в частности в творческих играх, рисовании, конструировании, и других видах деятельности, и направленная на создание новых целостностей. Изобразительная деятельность, в частности, детское рисование заключает в себе большие возможности. Как отмечают исследователи детского изобразительного творчества (Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Г.Г. Григорьева), она является средством умственного, графомоторного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе рисования совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, представление, воображение, память, мыслительные операции. Использование нетрадиционных приемов и материалов рисования в качестве одного из средств развития творческих способностей не случаен. Большинство
нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов, а как эффект игровой манипуляции. При этом неизвестно, какое изображение получится, тем самым усиливается интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулируется деятельность воображения. Кроме этого, нетрадиционные техники расширяют изобразительные возможности детей, что позволяет им в большей мере реализовать свой жизненный опыт, освободиться от неприятных переживаний и утвердиться в позиции «творца». Рисуя в нетрадиционной технике, дети начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Для развития воображения с помощью нетрадиционных техник рисования нами была разработана программа. На подготовительном этапе нами были проведены игры для формирования представлений о цвете предмета – соотнесение цвета предмета с эталоном цвета. На данном этапе использовались следующие игры: «Собери капельки в стакан», «Собери лепесточки». Детям давали словесное обозначение цвета. Детям предлагалось подобрать такого же цвета: «Собери в зеленый стакан капельки такого же цвета», или «Кто быстрее соберет в стакан капельки такого же цвета». На первых порах детям предлагалось собрать 2- 3 наиболее контрастных цвета (красный, синий, желтый), затем добавлялись зеленый, белый, чёрный. Для игры «Собери лепесточки», детям предлага лись карточки, на ко т о р ы х изображены стебельки с листочками, разноцветные лепесточки. Дети очень быстро собрали все лепесточки: красного, жёлтого, синего цвета.
В ходе игр стало ясно, что некоторые стали называть цвета после небольшой паузы, но некоторые дети еще затруднялись в назывании. В начале формирующего эксперимента, когда детям предлагались игры, они достаточно живо и с интересом принимали участие. Для поддержания интереса вводился соревновательный момент: «Кто быстрее соберет капельки?», «Кто больше соберет цветочков?» и т.п. Больше всех детям понравилось собирать цветочки с красными л е п е с точ ка м и . Для детей, которые не смогли разместить цвета по наглядному образцу, предлагались игры с мозаикой: «Собери пирамидку», «Собери цветочек», где дети, опираясь на поэтапный образец, выкладывали соответствующие элементы. Все дети довольно быстро научились выкладывать цветочек. Более сложный вариант – выкладывание пирамидки, выполнялся сначала под руководством педагога, но по сле н е с к о л ь к и х п о в т о р е н и й д е т и самостоятельно выполняли задание успешно. Основной этап мы начали с рисования пальчиками
.
Пальчиковое рисование дает наиболее сильное восприятие цвета, обостряет ощущения и позитивно влияет на настроение детей. Пальчик малыша обмакивали в краску, предупреждая, чтобы работал одной подушечкой, не выходил за контур. Так же использовался метод тычка. Он состоял в следующем: заранее рисовался на листе у детей рисует простым карандашом контур цыплёнка. Дети сначала рассматривали и обводили пальцем контур данного предмета, называя вслух его части: голова, туловище, крылышки, клюв, лапки; обращалось
внимание на цвет. Начав рисовать они делали тычки кисточкой по линии контура слева направо, не оставляя промежутка между тычками; затем произвольными тычками закрашивали поверхность внутри контура. Остальные необходимые детали рисунка глаза дети рисовали концом тонкой кисти. Также мы учились рисовать обеими руками, объясняли детям, что опускаем ладошку в гуашь красного цвета. Они с интересом отнеслись к рисованию краба. Творчество не может существовать под давлением. Оно должно быть свободным, ярким и неповторимым. Не расставаясь с карандашами, фломастерами, красками, дети незаметно для себя научились наблюдать, сравнивать, думать, фантазировать. Для ребенка привычны и знакомы следы, оставляемые карандашами, фломастерами, шариковой ручкой и кистью, но остается удивительным использование пальчиков и ладошек для рисовании. Ягодки и яблочки рисовалипечатками из картошки. Рассматривая ягоды и яблоки обращали внимание детей на форму (круглая), размер (большие и маленькие), ц ве т ( к р а с н ы й , с и н и й , ж ё л т ы й , оранжевый). Эта техника позволила многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков ягодки и яблочки. Ребенок прижимал печатку к подушечке с краской и наносил оттиск на лист бумаги. Для получения другого цвета менялась и м и с о ч к а и п е ч а т к а ..………………………………………………. Детям больше всех понравилось рисовать мятой бумаго
й.
Они прижимали смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносили оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, менялись и блюдце и смятая
бумага. Задания сопровождались игровой мотивацией, чтобы заинтересовать детей в результате деятельности. Также для того, чтобы закрепить названия цветов, у детей в уголке изобразительной деятельности размещались карандаши разных цветов. Детям давались задания: «Нарисуй что-нибудь желтенькое», «Что бывает зеленым?» . На заключительном этапе работы дети активно принимали участие во всех видах нетрадиционного рисования. Мы подвели итоги о важности нетрадиционного рисования. Особых затруднений в рисовании у детей не было. Дети принимало активное участие в деятельности. Дети были инициативны, выполняли работу аккуратно, ответственно. Все дети подключились к процессу и доводили рисование до конца. Благодаря нашей работе у детей развилось творческое воображение. Дети с удовольствием стали рисовать необычными способами.


В раздел образования