Дополнительная обр.программа для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Ключ к пониманию"
Автор: Булыгина Анна Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: ГОБУ МО ЦППМС-помощи Населённый пункт: г. Мурманск Наименование материала: Методическая разработка Тема: Дополнительная обр.программа для замещающих родителей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья "Ключ к пониманию" Раздел: дополнительное образование
Государственное областное бюджетное учреждение Мурманской области
«Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Утверждаю
Директор ГОБУ МО ЦППМС-
помощи
М.Я.Майкович
_______________________
«___» ____________ 2016г.
Д
ОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
ДЛЯ
ЗАМЕЩАЮЩИХ
РОДИТЕЛЕЙ
,
ВОСПИТЫВАЮЩИХ
ДЕТЕЙ
-
СИРОТ
И
ДЕТЕЙ
,
ОСТАВШИХСЯ
БЕЗ
ПОПЕЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ
,
С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ
ЗДОРОВЬЯ
«К
ЛЮЧ
К
ПОНИМАНИЮ
»
Авторы-составители:
Булыгина А.А., педагог-психолог,
Ляш А.И., педагог-психолог,
Ляш Л.И., педагог-психолог.
Срок реализации программы: 2 месяца
Целевая аудитория: замещающие родители, воспитывающие детей сирот
с ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ.
Программа принята на
педагогическом совете
ГОБУ МО ЦППМС-помощи
Протокол № 3 от 27.05.2016
Мурманск, 2016г.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………….... 2
Содержание программы……………………………………………………….. 5
Тематическое планирование работы…………………………………………... 5
Требования к усвоению программы……………………………………………6
Материально-техническое и кадровое обеспечение программы……………. 7
Список литературы………………………………………………………………9
Приложение №1…………………………………………………………………10
Приложение №2…………………………………………………………………23
2
Пояснительная записка
В о с п и т а н и е
в
у с ло в и я х
за ме ща юще й
с е мьи
о т в е ч а е т
индивидуальным
потребностям
ребенка,
поскольку
заменяет
профессиональное
отношение
к
нему
дет ско-родительскими
отношениями,
обеспечивает
потребность
постоянных
отношений
с
близким
взрослым,
способствует
компенсации
депривационных
нарушений в развитии.
Приемная семья, как и любая другая, с появлением ребенка может
столкнуться с рядом проблем. Способность решить их без потерь во
многом зависит именно от готовности принять маленького человека и от
компетентности приемных родителей. Разумеется, справиться со своими
функциями приемным родителям в большинстве случаев будет сложнее,
чем родным. Причина проста – дети, пережившие трагедию, переживают
глубокую душевную драму. Не меньший урон детской психике наносит и
пребывание в детском доме, где нет ни одного родного человека. Не на
кого
рассчитывать
и
не
с
кем
разделить
переживания.
В
детских
учреждениях есть только люди, выполняющие свою работу. Даже если
они делают это безупречно, замены родительской любви не произойдет.
Адаптация в семье в среднем длится до года и проходит достаточно
тяжело.
Могут
обостряться
болезни,
возникать
неожиданные
слезы
и
истерики, появляться отрицание всех и вся («не хочу», «не буду», «уйди»)
и даже агрессия. Все это закономерно и со временем обязательно пройдет
при условии грамотности родителей и их искренней любви.
Воспитание
приемного
ребенка
это
не
только
переживание
радостных моментов, но и преодоление многочисленных трудностей. Для
замещающих
родителей
повышение
их
психолого-педагогической
компетентности является постоянной необходимостью.
Особенно важно повышение компетентности в вопросах воспитания,
развития и обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Непонимание
замещающим
родителем
своеобразия
психофизического
развития является в ряде случаев причиной повторного отказа от детей.
Идеализированные представления родителей в отношении ребенка с
ОВЗ
обуславливают неготовность к эмоциональным и поведенческим
трудностям у ребенка.
Таким
образом,
принимая
на
воспитание
ребенка
с
ОВЗ,
замещающий родитель должен быть осведомлен о характере нарушения у
ребенка
и
обусловленных
им
особенностях
поведения,
о
путях
преодоления затруднений.
3
Один из важнейших моментов успешного прохождения трудностей в
воспитании
приемных
детей
–
это
общение
с
другими
родителями,
находящимися
в
аналогичной
жизненной
ситуации.
Обмен
опытом
и
ощущение «я не один со своими проблемами», всегда придает сил и
помогает реально смотреть на вещи.
Цель
программы
для
замещающих
родителей,
воспитывающих
детей
сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(далее
–
Программа),
-
повышение
психолого-педагогической
компетентности
замещающих
родителей
в
вопросах
воспитания,
развития,
обучения
и
социальной
адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с
ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
1.
Повышение
уровня
знаний
и
представлений
замещающих
родителей об особенностях развития детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья.
2.
Формирование эффективной родительской позиции, навыков
и
стратегий
эффективного
взаимодействия
с
приемным
ребенком
с
ограниченными возможностями здоровья.
3.
Профилактика социальной дезадаптации приемного ребенка с
ОВЗ
через
формирование
интереса
замещающих
родителей
к
личностному
развитию
ребенка
на
основе
его
компенсаторных
возможностей.
4.
Профилактика
возвратов
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей, с ограниченными возможностями здоровья, из замещающих
семей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Общее количество часов – 27ч.
Продолжительность одного занятия: 3часа.
Периодичность проведения: 1 раз в неделю.
Целевая группа: замещающие родители, воспитывающие детей сирот с
ОВЗ и детей, оставшихся без попечения родителей с ОВЗ.
Количество участников: 10-12 человек.
4
Содержание программы
Каждое
занятие
программы
включает
в
себя
теоретические
и
практические блоки.
Содержание теоретического блока занятий Программы направлено
на
приобретение
знаний
замещающими
родителями
о
возрастных
и
индивидуальных
особенностях
приемного
ребенка
с
ОВЗ,
тактики
воспитательного воздействия с учетом его особенностей, на ознакомление
со способами эффективного общения с приемным ребенком.
Содержание работы практического блока направлено на отработку
полученных
знаний
с
помощью
активных
методов
обучения,
формирование
практических
навыков,
закрепление
теоретического
материала.
Тематическое планирование
№
Наименование
блоков и тем
Всего
часов
В том числе
Форма
контроля
теоретически
х
практически
х
1.
«Знакомство»
3
__
3
рефлексия,
наблюдение
2.
«Развитие
личности»
3
55 мин
2 часа 5 мин
рефлексия,
наблюдение
3.
«Приемный
ребенок»
3
40 мин
2 часа 20 мин
рефлексия,
наблюдение
4.
«Дети с ОВЗ и
дети-инвалиды»
3
30 мин
2 часа 30 мин
рефлексия,
наблюдение
5.
«Дети с ОВЗ и
дети-инвалиды»
3
30 мин
2 часа 30 мин
рефлексия,
наблюдение
6.
«Покажи мне
любовь»
3
30 мин
2 часа 30 мин
рефлексия,
наблюдение
7.
«Семейное
воспитание»
3
30 мин
2 часа 30 мин
рефлексия,
наблюдение
5
8.
«Семейные
нормы и
правила»
3
30 мин
2 часа 30 мин
рефлексия,
наблюдение
9.
«Уверенный
родитель»
3
15 мин
2 часа 45 мин
анкета
обратной
связи
Общая трудоемкость Программы составляет 27 академических часов,
из них 16% - теоретическая часть, 84% - практическая часть.
В рамках проведения занятий используются следующие методы и
приемы:
–
метод групповой дискуссии
–
мозговой штурм
–
информирование
–
техники релаксации
–
элементы арт-терапии
–
игры-активаторы
–
работа в парах/мини-группах
На диагностическом и аналитическом этапе используется следующий
диагностический
инструментарий:
методика
PARI
(приложение
№1),
анкета родительских компетенций (приложение №2).
Требования к уровню освоения Программы:
Замещающие
родители,
успешно
освоившие
Программу
должны
знать:
–
Возрастные этапы, возрастные кризисы развития ребенка. Основные
потребности ребенка на каждом возрастном этапе.
–
Особенности
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей. Понятие «привязанность», механизмами ее формирования
и развития, причинами нарушения формирования привязанности у
ребенка.
–
Различать категории «ребенок с ОВЗ», «ребенок-инвалид».
–
Причины
трудного
поведения
ребенка
с
ОВЗ,
способы
его
преодоления.
6
–
Особенности
принимающего
и
не
принимающего
поведения
родителей. Безусловное принятие.
–
Стили
семейного
воспитания,
влияние
стиля
воспитания
на
характерологические особенности ребенка в семье. Эффективный
стиль воспитания.
–
Функции
«поощрения»
и
«наказания»
в
семейном
воспитании.
Способы эффективного стимулирования ребенка с ОВЗ.
–
Способы конструктивного выражения негативных эмоций.
–
Техники эмоциональной гармонизации и повышения уверенности.
Замещающие
родители,
успешно
освоившие
Программу
должны
уметь:
–
Выстраивать взаимоотношения с приемным ребенком с ОВЗ с учетом
его возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей.
–
Определять
причину
трудного
поведения
ребенка,
использовать
эффективную тактику поведения в данном случае.
–
Владеть способами конструктивного выражения негативных чувств и
эмоций.
–
Использовать эффективные способы «поощрения» и «наказания» в
воспитании приемного ребенка.
–
Применять полученные знания в воспитании, развитии и обучении
ребенка с целью улучшения его социальной адаптации.
Материально-техническое и кадровое обеспечение программы
Кадровое обеспечение
администрация ГОБУ МО ЦППМС-помощи;
педагоги-психологи
Координационного
центра
содействия
семейному
устройству
детей-сирот
и
детей,
оставшимися
без
попечения родителей, ЦПМПК.
К
реализации
программы
могут
привлекаться
педагоги-психологи
образовательных учреждений Мурманской области.
Администрация ГОБУ ЦППМС-помощи выполняет организационную и
контролирующую функцию и обеспечивает взаимодействие педагогов-
психологов координационного центра содействия семейному устройству
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ЦПМПК со
специалистами
образовательных
учреждений,
реализующих
дополнительную
общеобразовательную
программу
просветительской
7
направленности для
замещающих
родителей,
воспитывающих
детей
сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными
возможностями здоровья.
Материально-техническое обеспечение:
флипчарт 1 шт., бумага, маркеры;
канцелярские
принадлежности:
бумага,
клей,
ножницы,
цветные
карандаши, фломастеры, ручки;
зал для проведения групповых занятий;
стулья.
Методическое обеспечение:
Раздаточный материал в виде памяток и программ.
Тематическое планирование
8
№
п/п
Тема
Цель
Задачи
1
Знакомство
С о з д а н и е
к л и м а т а
психологической
безопасности,
ознакомление
родителей
с
о с н о в н ы м и
принципами
проводимых
занятий, выяснение ожиданий
и опасений родителей, общая
ориентация
в
проблемах
родителей.
ознакомление
с
целями
и
задачами курса;
ориентация
в
специфике
т р е н и н г а ,
з н а к о м с т в о
участников,
принятие
п р а в и л
р а б о т ы
в
тренинговой группе;
создание
в
группе
такой
а т м о с ф е р ы ,
к о т о р а я
с п о с о б с т в о в а л а
б ы
становлению
родительского
самопознания,
с а м о а к т у а л и з а ц и и
и
самосовершенствования;
актуализация состояния «Я –
родитель», рефлексия опыта
родительства,
о сознание
с о д е р ж а н и я
п о н я т и я
«родительство»,
выделение
проблемных
областей
в
с ф е р е
р о д и т е л ь с т в а ,
о сознание
с о б с т в е н н о й
самоценности участниками;
о т р а б о т к а
н а в ы к о в
рефлексии.
2
Развитие
личности
П о в ы ш е н и е
п с и х о л о г о -
педагогической
компетентности замещающих
р о д и т е л е й
в
в о п р о с а х
п е р и од и з а ц и и
р а з в и т и я
ребенка.
создание
благоприятного
климата
и
доверительной
о б с т а н о в к и
в
г р у п п е
слушателей программы;
р а с ш и р е н и е
з н а н и й
и
представлений
родителей
о
в о з р а с т н ы х
э т а п а х ,
в о з р а с т н ы х
к р и з и с а х
развития ребенка;
содействие
слушателям
в
ф о р м и р о в а н и и
ч е т к и х
представлений о воспитании
р е б е н к а
с
у ч е т о м
е г о
потребностей
на
каждом
возрастном этапе.
3
Приемный
п о в ы ш е н и е
п с и х о л о г о -
создание
благоприятного
9
ребенок
педагогической
компетентности замещающих
р о д и т е л е й
в
в о п р о с а х
развития приемного ребенка.
климата
и
доверительной
о б с т а н о в к и
в
г р у п п е
слушателей программы;
ознакомление слушателей с
понятием
«привязанность»,
с
м е х а н и з м а м и
е е
формирования и развития.
ознакомление
замещающих
родителей
с
причинами
нарушения
формирования
привязанности
у
детей
из
домов
ребенка
и
детских
домов.
4
Дети с ОВЗ и
дети-
инвалиды
п о в ы ш е н и е
п с и х о л о г о -
педагогической
компетентности замещающих
р о д и т е л е й
в
в о п р о с а х
в о с п и т а н и я ,
р а з в и т и я ,
обучения
и
с о ц и а л ь н о й
адаптации детей с ОВЗ.
–
Р а с ш и р е н и е
з н а н и й
и
представлений о категориях
«ребенок с ОВЗ», «ребенок-
инвалид»
–
Формирование
правовой
грамотности
замещающих
родителей
по
вопро сам
защиты
интересов
детей
с
ОВЗ, детей-инвалидов
–
Формирование мотивации на
своевременное
выявление
особенностей в физическом
и ( и л и )
п с и х и ч е с к о м
развитии и(или) отклонений
в поведении детей.
5
Дети с ОВЗ и
дети-
инвалиды
п о в ы ш е н и е
п с и х о л о г о -
педагогической
компетентности замещающих
р о д и т е л е й
в
в о п р о с а х
взаимодействия
с
приемным
ребенком
с
ОВЗ,
ребенком-
инвалидом.
–
Формирование родительской
у с т а н о в к и
н а
конструктивное
взаимодействие с приемным
ребенком
–
Формирование мотивации на
преодоление
«трудного»
поведения ребенка с ОВЗ
–
Способствовать
развитию
позитивного
самовосприятия
замещающего
р од и т е л я
через
ознакомление
с о
с п о с о б а м и
с н я т и я
внутреннего
напряжения
и
приемами саморегуляции.
6
Покажи мне
п о в ы ш е н и е
п с и х о л о г о -
в в е д е н и е
п о н я т и я
10
любовь
педагогической
компетентности замещающих
р о д и т е л е й
в
в о п р о с а х
в о с п и т а н и я
п р и е м н о г о
ребенка с ОВЗ.
«принятие»;
о з н а к о м л е н и е
с
особенностями
п р и н и м а ю щ е г о
и
непринимающего поведения
родителей;
формирование
п р е д с т а в л е н и й
о
безусловном
принятии
как
г л а в н о м
у с л о в и и
удовлетворения потребности
ребенка в любви;
р а з в и т и е
н а в ы к о в
выражения
н е г ат и в н ы х
эмоций в адрес ребенка.
7
Семейное
воспитание
содействовать формированию
потребности
у
участников
в
совершенствовании
детско-
родительских
взаимоотношений.
о р г а н и з а ц и я
у с л о в и й ,
способствующих
осознанию
родителями
собственного
стиля
в заимодейств ия
с
р е б е н к о м ,
б а р ь е р о в
к
пониманию детей;
стимулирование участников к
размышлению и обсуждению о
различных
стилях
семейного
воспитания;
рассмотрение
влияния
стиля
в о с п и т а н и я
н а
характерологические
особенности ребенка в семье;
содействие
формированию
установки
на
использование
д е мо к р ат и ч е с ко го
с т и л я
воспитания.
8
Семейные
нормы и
правила и
способы из
поддержания
повышение психолого-
педагогической
компетентности замещающих
родителей в вопросах
нравственного воспитания
детей с ОВЗ, детей-
инвалидов.
–
Знакомство
родителей
с
функциями
«поощрения»
и
«наказания»
в
семейном
воспитании.
–
Формирование родительской
установки на использование
позитивного
стимулирования
нравственного
развития
детей.
–
Знакомство
родителей
с
ф о р м а м и
п о з и т и в н о г о
11
стимулирования
с
учетом
особенностей
психофизического
развития
ребенка
с
ОВЗ,
ребенка-
инвалида.
9
Уверенный
родитель
способствовать
формированию
родительской
установки на конструктивное
взаимодействие
с
приемным
ребенком
с
ОВЗ,
ребенком-
инвалидом
–
Способствовать
формированию
родительской
установки
на
конструктивное
взаимодействие с приемным
ребенком
–
Способствовать
развитию
позитивного
самовосприятия
замещающего
р од и т е л я
ч е р е з
о з н а ком л е н и е
с
техниками
эмоциональной
гармонизации и повышения
уверенности.
Литература
1.
Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и
их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
12
2.
Копытин А.И., Корт Б. Техники телесно-ориентированной арт-терапии. –
М.: Психотерапия, 2011.
3.
Малкина-Пых И. Г.
Возрастные кризисы взрослости. – М.: Изд-во
Эксмо, 2005.
4.
Марковская
И.
М. Тренинг
взаимодействия родителей
с
детьми.
—
СПб.: Речь, 2005.
5.
Овчарова
Р.В.
Тренинги
формирования
осознанного
родительства.
Методическое пособие. 2008 г.
6.
Ослон
В.Н.
Жизнеустройство
детей-сирот:
профессиональная
замещающая
семья:
Монография/В.Н.
Ослон;
Нац.
фонд
защиты
детей
от
жесток. обращения.-М.:Генезис, 2006.
7.
Петрановская Л. В. В класс пришел приемный ребенок. Студио- Диалог
2009.
8.
Программа
подготовки,
медико-психологического
и
педагогического
сопровождения
замещающих
семей/
Авторы:
И.А.
Медведева,
А.В.Сутула,
Н.А.Разнадежина, Е.А.Романова, Г.Г.Фахретдинова, Л.А.Бездольная. – Сургут,
2010.
9.
Торчинова А. Э. Социально – психологический мини – тренинг для
родителей «Ребенок и его развитие»
10.
Шипицина
Л.М.
Психология
детей-сирот:
Учебное
пособие.
–
СПб.: Изд-во С.-
Петербург,2005.
Приложение №1
МЕТОДИКА PARI
13
Методика PARI (parental attitude research instrument) предназначена для
изучения
отношения
родителей
(прежде
всего,
матерей)
к
разным
сторонам семейной жизни (семейной роли). Авторы — американские
психологи Е.С. Шефер и Р.К. Белл. Эта методика широко использовалась
в
Польше
(Рембовски)
и
Чехословакии
(Котаскова).
В
нашей
стране
адаптирована Т.В. Нещерет.
В методике выделены 23 аспекта-признака, касающиеся разных сторон
отношения родителей к ребенку и жизни в семье. Из них 8 признаков
описывают
отношение
к
семейной
роли
и
15 касаются
родительско-
детских отношений. Эти 15 признаков делятся на следующие 3 группы: 1
— оптимальный эмоциональный контакт, 2 — излишняя эмоциональная
дистанция с ребенком, 3 — излишняя концентрация на ребенке.
Отношение к семейной роли
Описывается с помощью 8 признаков, их номера в опросном листе
3,5,7,11,13,17,19,23:
ограниченность
интересов
женщины
рамками
семьи,
заботами
исключительно о семье (3);
ощущение самопожертвования в роли матери (5);
семейные конфликты (7);
сверхавторитет родителей (11);
неудовлетворенность ролью хозяйки дома (13);
«безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи (17);
доминирование матери (19);
зависимость и несамостоятельность матери (23).
Отношение родителей к ребенку
1.
Оптимальный эмоциональный контакт (состоит из 4 признаков,
их номера по опросному листу 1, 14, 15, 21);
побуждение словесных проявлений, вербализаций (1);
партнерские отношения (14);
развитие активности ребенка (15);
уравнительные отношения между родителями и ребенком (21).
2.
Излишняя
эмоциональная
дистанция
с
ребенком
(состоит
из
3 признаков, их номера по опросному листу 8, 9, 16):
раздражительность, вспыльчивость (8);
суровость, излишняя строгость (9);
уклонение от контакта с ребенком (16).
14
3.
Излишняя концентрация на ребенке (описывается 8 признаками,
их номера по опросному листу 2, 4, 6, 10, 12, 18, 20,22):
чрезмерная забота, установление отношений зависимости (2);
преодоление сопротивления, подавление воли (4);
создание безопасности, опасение обидеть (6);
исключение внесемейных влияний (10);
подавление агрессивности (12);
подавление сексуальности (18);
чрезмерное вмешательство в мир ребенка (20);
стремление ускорить развитие ребенка (20).
К а ж д ы й
п р и з н а к
и з м е р я е т с я
с
п о м о щ ь ю
5 суждений,
уравновешенных с точки зрения измеряющей способности и смыслового
содержания.
Вся
методика
состоит
из
115 суждений.
Суждения
расположены в определенной последовательности, и отвечающий должен
выразить к ним отношение в виде активного или частичного согласия или
несогласия.
Схема
пересчета
ответов
в
баллы
содержится
в
«ключе»
методики.
Сумма
цифровой
значимости
определяет
выраженность
признака 20, минимальная 5,18, 19, 20 — высокие оценки, соответственно
8, 7, 6, 5 — низкие. Опросник и лист ответов прилагаются.
Имеет смысл в первую очередь анализировать высокие и низкие
оценки.
Бланк
Инструкция :
Перед вами вопросы, которые помогут выяснить,
что
родители
думают
о
воспитании
детей.
Здесь
нет
ответов
правильных
и
неправильных,
т.к. каждый
прав
по
отношению
к
собственным
взглядам.
Старайтесь
отвечать
точно
и
правдиво.
Некоторые вопросы могут показаться Вам одинаковыми. Однако, это не
так. Вопросы сходные, но не одинаковые. Сделано это для того, чтобы
уловить возможные, даже небольшие различия во взглядах на воспитание
детей. На заполнение вопросника потребуется примерно 20 минут. Не
обдумывайте
ответ
долго,
отвечайте
быстро,
стараясь
дать
правильный ответ, который придет к вам в голову.
Рядом с каждым положением находятся буквы А а б Б, их нужно
выбрать в зависимости от своего убеждения в правильности данного
предложения:
А — если с данным положением согласны полностью;
15
а — если с данным положением скорее согласны, чем не согласны;
б — если с данным положением скорее не согласны, чем согласны;
Б — если с данным положением полностью согласны.
№
п/п
Суждение
Ответы
Полность
ю
согласен
(А)
Почти
согласен
(а)
Скорее не
согласен
(б)
Полность
ю не
согласен
(Б)
1.
Детям можно не соглашаться с мнением
родителей, если они чувствуют, что их
суждения более верные.
2.
Хорошая мать должна оберегать ребенка
даже от незначительных жизненных
трудностей
3.
Для хорошей матери дом – это самое
главное.
4.
Некоторые дети настолько плохи, что
страх перед взрослыми может только
послужить их благу
5.
Дети должны знать, что родители ради
них вынуждены отказываться от
многого.
6.
Нужно крепко держать ребенка во время
купания, потому что в какой-то момент
он может выскользнуть.
7.
Люди, которые думают, что могут
прожить в браке не ссорясь, не знают
жизни.
8.
Со временем дети будут благодарны за
строгое воспитание.
9.
Дети раздражают любую женщину, если
она вынуждена быть сними целый день.
10.
Гораздо лучше для ребенка, если он
никогда не усомнится в правоте матери.
11.
Большинству родителей следовало бы
воспитывать в детях умение
прислушиваться и принимать мнение
родителей.
12.
Ребенок должен быть воспитан так,
чтобы избегать драк в любых ситуациях
13.
Самое ужасное для женщины в ведении
домашнего хозяйства – это чувство, что
она не успеет сделать все.
16
14.
Родителям следовало бы
приспосабливаться к детям вместо того
чтобы ждать, что дети приспособятся к
ним.
15.
Поскольку ребенку в жизни предстоит
многое освоить, непростительно, чтобы
он просто так тратил время.
16.
Если вы позволите своим детям
жаловаться, то они будут жаловаться
чем дальше, тем больше.
17.
Матери лучше бы справлялись с детьми,
если бы отцы были добрее.
18.
Маленькому ребенку не следует
слышать разговоры о сексе.
19.
Если мать не сумеет создать дома
хорошие домашние традиции, и у детей
и у мужа будут лишние сложности.
20.
Матери следовало бы взять за правило
знать все, что думает ее ребенок.
21.
Дети были бы более счастливы и лучше
бы себя вели, если бы родители
проявляли интерес к их делам.
22.
Большинство детей должны быть
приучены к туалету к 15 месяцам.
23.
Нет ничего хуже для молодой матери,
чем воспитывать своего первого ребенка
без помощи.
24.
У детей следовало бы поощрять
стремление высказаться, если они
считают, что какие-то правила в семье
неразумны.
25.
Матери следует делать все, чтобы
оградить ребенка от разочарований.
26.
Женщина, которая увлекается
вечеринками, редко становится хорошей
матерью.
27.
Часто можно предотвратить плохой
поступок ребенка, устранив возможную
причину этого плохого поступка.
28.
Мать должна быть готова отдать свое
счастье ради счастья ее ребенка.
29.
Все молодые матери боятся быть
неловкими при уходе за ребенком.
30.
Бывают ситуации, когда женщине нужно
прямо и резко поговорить с мужем,
чтобы укрепить свое положение.
17
31.
Строгая дисциплина развивает сильный
характер.
32.
У матерей часто возникает чувство, что
они больше ни минуты не могут
выносить своего ребенка.
33.
Родители никогда не должны выглядеть
в глазах ребенка в дурном свете.
34.
Детей нужно научить считаться с
родителями больше, чем со всеми
остальными взрослыми.
35.
Ребенка следует воспитывать так, чтобы
в случае конфликтов он обращался к
родителям и учителям, а не дрался.
36.
Женщина, отдающая ребенку все свое
время, испытывает чувство, что у нее
“подрезали крылья”.
37.
Родителям следует заслужить уважение
детей своими поступками.
38.
Дети, которые не прилагают усилий для
достижения успеха, позже поймут, как
много они упустили.
39.
Родители, которые поощряют ребенка к
тому, чтобы он говорил о своих
проблемах, не понимают, что иногда
лучше оставить его одного.
40.
Мужья могли бы активнее выполнять
свою часть работы по дому, если бы
были менее эгоистичными.
41.
Очень важно не разрешать маленьким
мальчикам и девочкам видеть друг друга
полностью раздетыми.
42.
Для детей и для мужа лучше, когда мать
в состоянии сама справиться с
большинством трудностей.
43.
Ребенок никогда не должен иметь
секретов от родителей.
44.
Если смеяться детским шуткам и
шутить с детьми, это многое облегчает в
семье.
45.
Чем быстрее ребенок научится ходить,
тем легче его будет обучать.
46.
Несправедливо, если женщина
вынуждена нести одна все бремя
воспитания ребенка.
18
47.
Ребенок имеет право на собственную
точку зрения, и ему должно быть
позволено ее высказывать.
48.
Ребенка нужно оградить от работы,
которая была бы слишком утомительной
и тяжелой для него.
49.
Женщина должна выбирать: либо она
будет хорошей хозяйкой дома, либо
будет общаться с соседями и
приятелями.
50.
Умные родители рано дадут понять
ребенку, кто в семье принимает
решения.
51.
Мало женщин получают ту
благодарность, которую заслуживают за
то, что они сделали для своих детей.
52.
Мать всю жизнь будет упрекать себя,
если с ее ребенком произойдет
несчастный случай.
53.
Даже если муж и жена любят друг
друга, все равно они могут раздражать
друг друга и ссориться.
54.
Дети, которых воспитывают в строгих
правилах, вырастают очень хорошими
людьми.
55.
Редкая мать может быть ласковой с
ребенком весь день.
56.
Детям не следовало бы узнавать вне
дома что-нибудь такое, что ставило бы
под сомнение взгляды родителей.
57.
Ребенок рано начинает понимать, что
нет большей мудрости, чем мудрость
его родителей.
58.
Нельзя оправдать ребенка, который бьет
другого.
59.
Большинство молодых матерей более
всего тяготятся тем, что привязаны к
дому.
60.
Несправедливо, что детей слишком
часто принуждают к компромиссам.
61.
Родители должны воспитывать детей
так, чтобы они поняли, что для того,
чтобы достичь чего-либо, нужно
заниматься делом, а не терять время
даром.
19
62.
Родители должны сразу сделать так,
чтобы дети не докучали им своими
проблемами.
63.
Если мать не справляется с ребенком, то
это потому, что отец не помогает ей по
дому.
64.
Дети, которые интересуются
сексуальными проблемами, став
взрослыми, совершают сексуальные
преступления.
65.
Планировать домашнее хозяйство
должна мать, поскольку она одна знает,
что делается в доме.
66.
Тревожные родители пытаются узнать
все, о чем думает их ребенок.
67.
Родители, которые с интересом слушают
рассказы детей об их вечеринках,
влюбленностях, шутках, облегчают их
взросление.
68.
Чем раньше родители ослабляют свои
эмоциональные связи с ребенком, тем
легче ему будет решать его собственные
проблемы.
69.
Умная женщина сделает все возможное,
чтобы кто-нибудь был с ней рядом до и
после рождения ребенка.
70.
Принимая какое-либо решение,
родителям следует всерьез считаться с
мнением своих детей.
71.
Родители должны сделать все
возможное, чтобы их ребенок не попал в
трудную ситуацию.
72.
Многие матери забывают, что место
матери дома.
73.
Детям нужно, чтобы им помогли
избавиться от их естественных дурных
наклонностей.
74.
Дети должны быть более внимательны к
своим матерям, так как матери очень
многое переносят ради них.
75.
Большинство матерей боятся, что могут
повредить младенца, ухаживая за ним.
76.
В семье могут быть конфликты, которые
мирно уладить невозможно.
20
77.
От большинства детей нужно требовать
большей дисциплинированности, чем
это обычно делают.
78.
Воспитание детей - разрушительная
работа для нервов.
79.
Ребенку не следует спрашивать, о чем
думают его родители.
80.
Родители заслуживают высочайшей
оценки и уважения своих детей.
81.
Детей не надо поощрять драться и
бороться, так как это часто приводит к
неприятностям и травмам.
82.
Одна из неприятных сторон в
воспитании ребенка та, что у вас нет
достаточно свободного времени, чтобы
делать то, что вам нравиться.
83.
В определенных пределах родители
должны обращаться с ребенком как с
равным.
84.
Ребенок, с которым у родителей
установлены неформальные отношения,
чаще всего бывает счастлив.
85.
Если ребенок чем-то расстроен, то
лучше не придавать этому серьезного
значения, а оставить его одного.
86.
Если бы матери могли осуществить свое
самое заветное желание, то, скорее
всего, они попросили бы своих мужей
быть более чуткими.
87.
Секс – одна из самых сложных проблем
воспитания.
88.
Всей семье будет лучше, если всю
ответственность и заботу о ней возьмет
на себя мать.
89.
Мать имеет право знать все, что
происходит в жизни ее ребенка, потому
что ребенок - часть ее.
90.
Если родители будут иногда шутить с
детьми, то дети более охотно примут и
их советы.
91.
Матери нужно приложить много
усилий, чтобы приучить ребенка к
туалету как можно раньше.
21
92.
Большинству женщин необходимо
больше времени, чем им дают сейчас,
для того чтобы оставаться дома после
рождения ребенка.
93.
Если у ребенка неприятности, лучше,
чтобы он знал, что не будет наказан,
если расскажет об этом своим
родителям.
94.
Детей нужно ограждать от непосильной
работы, чтобы не лишать их
уверенности в себе.
95.
Хорошей матери вполне достаточно
общения внутри семьи.
96.
Иногда необходимо, чтобы родители
сломили волю ребенка.
97.
Матери жертвуют почти всеми своими
удовольствиями ради детей.
98.
Мать больше всего боится, как бы по ее
вине с ребенком что-нибудь не
случилось.
99.
Ссоры естественны, если в брак
вступили два человека, каждый из
которых имеет свое мнение.
100.
При строгом воспитании дети более
счастливы.
101.
Если ребенок эгоистичен и
требователен, это, естественно, выводит
мать из себя.
102.
Нет ничего хуже, чем критиковать мать
при ребенке.
103.
В детях важнее всего воспитать умение
прислушиваться и принимать мнение
родителей.
104.
Большинство родителей предпочитают
спокойных детей.
105.
Для молодой матери обязанности по
воспитанию ребенка в тягость, так как
они не позволяют ей реализовать себя в
других сферах жизни.
106.
Нет никаких оснований, чтобы родители
жили так, как они хотят, а детям
запрещали это делать.
107.
Чем раньше ребенок поймет, что
попусту потраченное время есть
потерянное время, тем лучше для него.
22
108.
Если вы проявляете интерес к детским
проблемам, то дети обычно сочиняют
кучу историй, чтобы этот интерес
поддержать.
109.
Мало кто из мужчин понимает, что их
женам, воспитывающим детей, также
хочется развлечься.
110.
С ребенком что-то неладно, если он
задает много вопросов о сексе.
111.
Замужняя женщина знает, что она
должна взять на себя инициативу в
ведении семейных дел.
112.
Мать должна быть уверена, что она
знает все сокровенные мысли своего
ребенка.
113.
Если вы делаете что-то вместе с детьми,
то они чувствуют себя ближе к вам и им
будет легче общаться с вами.
114.
Ребенка следует как можно раньше
отлучать от груди и от бутылочки.
115.
Забота о маленьком ребенке доставляет
столько хлопот, что нельзя ожидать,
чтобы женщина справилась с этим одна.
Ключ
Ответ№
п/п
А а б Б
А а б Б
А а б Б
А а б Б
А а б Б
1
24
47
70
93
2
25
48
71
94
3
26
49
72
95
4
27
50
73
96
5
28
51
74
97
6
29
52
75
98
7
30
53
76
99
8
31
54
77
100
9
32
55
78
101
10
33
56
79
102
11
34
57
80
103
23
12
35
58
81
104
13
36
59
82
105
14
37
60
83
106
15
38
61
84
107
16
39
62
85
108
17
40
63
86
109
18
41
64
87
110
19
42
65
88
111
20
43
66
89
112
21
44
67
90
113
22
45
68
91
114
23
46
69
92
115
А — 4 балла; а — 3 балла; б — 2 балла; Б — 1 балл
Признаки:
1) Вербализация
2) Чрезмерная забота
3) Зависимость от семьи
4) Подавление воли
5) Ощущение самопожертвования
6) Опасение обидеть
7) Семейные конфликты
8) Раздражительность
9) Излишняя строгость
10) Исключение внутрисемейных влияний
11) Сверхавторитет родителей
12) Подавление агрессивности
13) Неудовлетворенность ролью хозяйки
14) Партнерские отношения
15) Развитие активности ребенка
16) Уклонение от конфликта
17) Безучастность мужа
18) Подавление сексуальности
19) Доминирование матери
20) Чрезвычайное вмешательство в мир ребенка
21) Уравненные отношения
24
22) Стремление ускорить развитие ребенка
23) Несамостоятельность матери
Специальный интерес представляет анализ отдельных шкал, что часто
является ключом к пониманию особенностей неудавшихся отношений
между родителями и ребенком, зоны напряжений в этих отношениях.
Методика может оказать помощь в подготовке и проведении
психодиагностической беседы.
Тестовые нормы опросника PARI (матери)
№
Становые оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
5-12
13
14
15-16
17
18
19
20
20
20
2
5
6-7
8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19
20
3
5-8
9
10
11-12
13-14
15-16
17-18
19
20
20
4
5-10
11
12
13
14
15-16
17
18-19
20
20
5
5-9
10-11
12
13-14
15
16-17
18
19
20
20
6
5-10
11
12-13
14
15-16
17
18
19
20
20
7
5-9
10-11
12
13-14
15
16-17
18
19
20
20
8
5-6
7
8-9
10-11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
20
9
5-7
8
9
10
11-12
13-14
15
16
17-19
20
10
5-10
11
12
13-14
15
16-17
18
19
20
20
11
5-8
9
10
11-12
13
14-15
16-17
18
19
20
12
5-7
8-9
10-11
12-13
14
15-16
17-18
19
20
20
13
5-6
7
8-9
10
11
12-13
14-15
16
17-18
19-20
14
5-10
11
12
13-14
14
16
17
18
19
20
15
5-11
12-13
14-15
16
17
18
19
20
20
20
16
5-7
8-9
10-11
12
13
14-15
16-17
18
19
20
17
5-10
11-12
13
14-15
16-17
18
19
20
20
20
18
5-9
10
11
12-13
14-15
16-17
18-19
20
20
20
19
5-7
8
9-10
11
12
13-14
15-16
17-18
19-20
20
20
5-7
8-11
12-13
14
15-16
17-18
19
20
20
20
21
5-15
16
17
18
19
19
20
20
20
20
22
5-10
11
3
13-14
15
16-17
18
19
20
20
23
5-10
11
12
13-14
15-16
17
18
19
20
20
Тестовые нормы опросника PARI (отцы)
№
Становые оценки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
5-11
12-13
14
15-16
17
18
19
20
20
20
2
5-7
8
9
4
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
20
3
5-8
9-10
11-12
13
14-15
16
17-18
19
20
20
4
5-9
10
11-12
13
14
15-16
17
18
19
20
5
5-11
12
13
14
15-16
17
18-19
18-19
20
20
6
5-10
11-12
13
14
15-16
17
18
19
20
20
7
5-9
10
11-12
13
14-15
16
17
18-19
20
20
8
5-6
7-8
9-10
11
12-13
14-16
17
18-19
20
20
9
5-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16
17
19
20
10
5-10
11-12
13
14
15
16
17
18-19
20
20
11
5-8
9
10
11-12
13-14
15-16
17
18-19
20
20
12
5-8
9
10
11
12-14
15-16
17
18
19-20
20
25
13
5-7
8
9
10-11
12
13-14
14-16
17-18
19
20
14
5-11
12
13
14
15
16
17
18-19
18-19
20
15
5-12
13
14
15-16
17
18
19
20
20
20
16
5-9
10
11
12
13-14
15
16
17
18-19
20
17
5-10
11
12
13-14
15
16-17
18-19
20
20
20
18
5-8
9-10
11-12
13
14-15
16-17
18
19
20
20
19
5-7
8
9-10
11
12-13
14-15
16-17
18
19
20
20
5-9
10
11-12
13-14
15
16-17
18
19
20
20
21
5-14
15
16
17-18
19
19
20
20
20
20
22
5-8
9-12
13
13
14-15
16
17-18
19
20
20
23
5-12
13-14
15
16
17
18
19
20
20
20
26
Приложение № 2
Анкета родительских компетенций
Разработана
на
основе
Программы
подготовки,
медико-психологического
и
педагогического
сопровождения
замещающих
семей/
Авторы:
И.А.
Медведева,
А.В.Сутула,
Н.А.Разнадежина,
Е.А.Романова,
Г.Г.Фахретдинова,
Л.А.Бездольная.
–
Сургут, 2010г.
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам самостоятельно оценить Ваши родительские компетенции.
Внимательно прочитайте предложенные ниже пункты и по каждому из них дайте
оценку «Я знаю и умею», «Я знаю, но не умею», «Я не понимаю как»
Компетенции
Самооценка
1. Ребенок
(понимание ребенка и способность
обеспечить его потребности,
безопасные условия для развития и
воспитания ребенка)
Я знаю и
умею
Я знаю, но не
умею
Я не
понимаю,
как
1.1. Понимание возрастных
особенностей ребенка, распознавание
его потребностей
1.2. Умение понимать чувства ребенка
и оказывать ему эмоциональную
поддержку
1.3. Реалистичные представления о
ребенке и о семье, из которой он
пришел, и готовность принять
прошлое ребенка и его самого таким,
какой он есть
1.4. Понимание причин задержки в
развитии, распознавание их
проявлений, готовность воспитывать
ребенка с возрастными отклонениями,
умение справляться с этими
отклонениями
1.6. Способность оценить
безопасность собственного жилища
для ребенка
1.7. Умение заботиться о здоровье,
27
гигиене и питании ребенка
1.8. Понимание причин трудного
поведения ребенка. Умение
устанавливать границы. Умение
управлять поведением ребенка
2. Родитель
(понимание своих личностных
особенностей и своих слабых и
сильных сторон как воспитателя;
способность к профессиональному
росту)
Я знаю
и умею
Я знаю,
но не умею
Я не
понимаю,
как
2.1. Осознание своих умений как
родителя и воспитателя, готовность их
совершенствовать
2.2. Умение отказаться от стереотипов
2.3. Способность понимать и
принимать других людей, уважение к
различиям
2.4. Умение говорить о ребенке с
окружающими
2.5. Умение отстаивать интересы
ребенка и защищать его
2.6. Умение налаживать социальные
связи и учить этому ребенка.
2.7. Готовность при необходимости
просить и принимать помощь
5.5. Понимание неизбежности
конфликтов и умение их разрешать
28