Духовно-нравственное воспитание: потенциал проектной работы учащихся
Автор: Корбакова Ирина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: "МОУ Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда" Населённый пункт: г. Волгоград Наименование материала: статья Тема: Духовно-нравственное воспитание: потенциал проектной работы учащихся Раздел: начальное образование
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ:
ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ
Автор: Корбакова И.Н., учитель начальных классов МОУ Гимназии № 17
Ворошиловского района Волгограда
Сегодня
мы
заново
осмысливаем
значение
духовно-нравственного
образования, воспитание патриотизма и гражданственности для судеб России и ее
народов.
Важность
и
острота
проблемы
духовно-нравственного
развития
молодежи
определяется
многими
причинами,
истоки
которых
кроются
как
в
общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой
образовательной системе в частности. Духовно-нравственное образование можно
определить
как
целенаправленный
процесс
по
формированию
нравственных
потребностей
личности
на
основе
определенных
знаний,
навыков
и
умений,
ориентированных
на
социально-значимые
духовные
ценности,
человеческое
достоинство, семью, общество и государство.
В рамках гуманитарных дисциплин, в частности истории, обществознания,
исторического и географического краеведения, возникают не только знания, но и
ценностное
отношение,
которое
формирует
личную
позицию,
личное
мировоззрение.
В
практике
преподавания
гуманитарных
дисциплин
накоплен
определенный опыт формирование у подростков ценностных ориентаций. Нам
есть чем гордиться в своей истории. Как сказал академик Д.С. Лихачёв: «Россия –
великая держава не только по своей обширности и многолюдства, а в силу той
великой культуры, которой должны быть достойны и которую не случайно, когда
хотят ее унизить, противопоставляют культуре всей Европы, всех западных стран.
Не
одной
какой-либо
страны,
а
именно
всех
стран.
Это
часто
делается
не
произвольно, но подобное противопоставление само по себе уже указывает на то,
что Россию можно ставить рядом с Европой».
В педагогической работе мы решаем следующие задачи духовно-нравст-
венного образования: развитие чувства национального самосознания и уважения к
другим
народам,
толерантности;
воспитание
чувства
ответственности
по
отношению
к
традициям,
исторической
памяти,
к
современности,
будущему
российской
цивилизации;
формирование
поликультурной
личности
на
основе
родной культуры через приобщение учащихся к универсальным духовно-нравст-
венным ценностям – гуманизм, патриотизм, гражданственность.
Задачи
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
включают
в
себя
следующие: элементарные представления о правах и обязанностях гражданина
России;
элементарные
представления
о
национальных
героях
и
важнейших
событиях
истории
России
и
ее
народов;
уважение
к
защитникам
Родины;
первоначальное представление о базовых, национальных Российских ценностях;
уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к
сверстникам и младшим.
Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости,
бескорыстия
и
приветливости.
Россиянам
в
высшей
степени
были
всегда
свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России.
Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу,
тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения,
уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.
Мы считаем, что основная педагогическая цель в реализации программы
духовно-нравственного развития ребенка – воспитание, социально-педагогическая
поддержка становления и развития нравственного, ответственного, инициативного
и компетентного гражданина России.
Задачи:
формирование
личности,
уважающей
историю
своего
народа,
способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью;
ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление
авторитета
семьи;
формирование
способности
к
непрерывному
образованию,
самовоспитанию
и
универсальной
духовно-нравственной
компетенции
–
«становиться лучше»; развитие активного культурного сознания и нравственного
поведения
детей;
создание
общешкольной
атмосферы
взаимопонимания
и
взаимопомощи.
Программа
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
обучающихся
имеет комплексный характер. Она включает в себя направления: военно-патрио-
тическое, формирование семейной культуры, краеведение, наука, декоративно-
прикладное,
школьная
газета,
социальная
солидарность.
В
нашей
школе
формирование
духовно-нравственного
развития
и
воспитания
происходит
в
системе, последовательно, и обеспечено всем укладом школьной жизни.
На
уроках
используются
различные
формы
и
методы,
способствующие
духовно-нравственному
образованию
учащихся,
которые
включаются
в
социально-значимые акции: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны…»,
написание эссе «Судьба России – моя судьба». В качестве домашнего задания
учащимся было предложено написать эссе на тему «Мое понимание даты –
4 ноября – День Народного Единства». На уроке «Патриотизм: вчера, сегодня…
завтра?» (бинарный урок по истории и литературе) данная проблема заставила
задуматься учащихся, что отечественная история и литература богаты геройством
народа
и
его
воинства.
Урок
оставил
заметный
след
в
сознании
учащихся,
возбудил чувствительность ко всему, что происходит вокруг, что так или иначе
может
сказаться
на
судьбе
Отечества,
заставил
задуматься
над
феноменом
невиданного героизма и добровольчества российских людей.
Можно предложить творческие задания для учащихся, например: придумать
и записать правила для ученика по отношению к старшим, подобрать пословицы,
рассказы об уважительном отношении к старшему поколению. Применение на
уроках
проектной
технологии
позволяет
развивать
критическое
мышление
у
учащихся. Участвуя в дискуссиях на уроках или решая проблемную ситуацию,
они учатся вырабатывать свою точку зрения на то или иное событие, отстаивать
свое мнение.
Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания во внеурочной
работе является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой
учащиеся пытаются самоопределиться, осознать собственное «Я» в масштабе
страны, определить для себя понятие «Родина», государство. Такая деятельность
осуществляется
и
на
занятиях
кружка,
в
ходе
работы
которого
выполнялись
исследовательские
проекты,
усложняясь
по
мере
взросления
обучающихся.
Развитие проектной деятельности проходило в несколько этапов.
Так, изучая на уроках окружающего мира свое родословное дерево, ребята
заинтересовались
историей
своей
семьи,
и
это
стало
первым
этапом
их
исследовательской
деятельности,
который
поставил
пред
ними
множество
вопросов: «О чем рассказал семейный альбом?». Целью этого проекта являлось
воспитание
духовно-нравственных
ценностей,
чувства
патриотизма
и
интернационализма.
Соответственно,
задачи
проекта
–
сформировать
навыки
проведения
простейшей
исследовательской
работы,
сформировать
у
детей
понятия «родословное дерево», «семейный архив» и расширить представления
детей о значении личности каждого человека не только для семьи, но и для страны
в целом. В результате исследовательской деятельности важно было добиться того,
чтобы
ребята
почувствовали
себя
неотъемлемой
частью
большой
страны,
в
которой
они
живут,
гордились
предками,
которые
внесли
свою
лепту
в
благополучие России.
Следующим
этапом
проектной
деятельности
стала
исследовательская
работа с названием «Что такое триколор?». Цель этого исследования: изучить
прошлое и настоящее государственных символов и выяснить их значение для
страны в целом и для каждого человека. Знакомство с научной и популярной
литературой
позволило
обучающимся
установить,
что
государственный
флаг
имеет богатую историю и долгий путь становления. Внешний вид и цвет знамени
менялись, но во все времена к стягу относились особым образом, часто придавали
атрибуты святости. Цвета флага выбраны не случайно и несут в себе глубокий
смысл. Значение и расположение цветовых полос на тиколоре перекликается с
описанием и символикой «Мирового древа», к которому относились как к оберегу;
ему поклонялись, у него просили защиты, верили в его помощь и поддержку. У
ребят
возникла гипотеза,
что
в
настоящее
время
именно
государственные
символы
являются
оберегами
всего
нашего
государства
и
всех
его
граждан.
Проанализировав
факты,
имеющиеся
в
литературе,
проведя
социологический
опрос и рисуночный тест, ребята находят подтверждение своей гипотезе.
Чем старше становились ребята, тем сложнее темы их интересовали. Еще
одной работой стал проект «Война в лицах», целью которого, было создание
собирательных
образов –
руководителя
страны,
способного
развязать
захватническую войну и героя, совершившего подвиг. «Работая над проектом, – по
мнению кружковцев, – мы узнали много нового об исторических личностях и о
современных правителях. Мы считаем, что получили хороший урок, а кроме того
уже через несколько лет мы сможем вмешиваться в судьбу своей страны, выбирать
ее
руководителей.
Надеемся,
проект
поможет
нам
принимать
правильное
решение». К каждому участнику проекта приходит осознание того, что любой
человек может повлиять в той или иной мере на историю своей страны.
Внеурочная
проектно-исследовательская
деятельность
учащихся
в
плане
духовно-нравственного
и
патриотического
воспитания
успешно
дополняет
урочную работу и является одной из продуктивных форм, так как позволяет
учесть
индивидуальные
особенности
ребенка
и
положительно
влиять
на
его
мировоззрение.
Духовно-нравственное
воспитание
учащихся
является
одной
из
важных
задач
современной
образовательной
системы.
Ценности
личности,
в
первую
очередь, формируются в семье, поэтому велика значимость проекта «История
города через историю моей семьи». Активными помощниками в подготовке и
реализации
проекта
были
родители.
Проектно-исследовательские
работы
презентуются как в школе, привлекая других детей и родителей, так и в конкурсах
различного
уровня.
Духовно-нравственное
воспитание
является
одним
из
основных компонентов образовательного и воспитательного процессов в школе,
что помогает вырастить истинных патриотов нашей Родины.
Процесс
нравственного
воспитания
динамичный
и
творческий:
учителя
постоянно
вносят
в
него
свои
коррективы,
направленные
на
е го
совершенствование. Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и
развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или
биологические), социальные
и педагогические. Во взаимодействии со средой и
целенаправленными
воспитательными
влияниями
школьник
социализируются,
приобретают необходимый опыт нравственного поведения.
Однако,
несмотря
на
то,
что
на
нравственное
формирование
личности
оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы,
следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические,
так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогическому влиянию
придается
еще
и
потому,
что
оно
более
целенаправленно
на
выработку
определенного рода отношений.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства
духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной
жизни,
определяющего
урочную,
внеурочную
и
внешкольную
деятельность
обучающихся.
Необходимо
увлечь
учащихся
примерами
из
отечественной
истории, свидетельствующими о преданности наших соотечественников Родине.
Для
организации
единого
пространства
духовно-нравственного
воспитания
учащихся
через
проектно-исследовательскую
работу
и
его
полноценного
функционирования
требуются
согласованные
усилия
всех
участников
воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры,
спорта, СМИ.
Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть
уверенными
и
в
развитии
и
становлении
нормального
общества
и
сильной
державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога и
образовательной системы в целом к делу воспитания подрастающего поколения.
Литература
1.Баранова
Н.А. Гуманистические
воспитательные
системы
вчера
и
сегодня
Текст. /Н.А. Баранова и др. под ред. H.JI. Селивановой. — М., Пед.общество
России, 1998.
2. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка Текст. /Е.П. Белинская, Т.Г.
Стефаненко. М., 2000.
3. Белов, Б. Лад.Очерки о народной эстетике Текст. Избр.произв.: В 3 т./Б. Белов.
-М., 1989. -т.1.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика Текст. /Т.Н. Волков. М., Academia, 2000.
5 . Панченко,
О.Г.
Развитие
педагогической
мысли
в
России:
философия
образования
и
воспитания
(по
страницам
Антологии гуманной
педагогики)
Текст. /О.Г. Панченко, И.А. Бирич. М., АПК и ПРО, 2003.