Напоминание

Духовно-нравственное воспитание: потенциал проектной работы учащихся


Автор: Корбакова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: "МОУ Гимназия № 17 Ворошиловского района Волгограда"
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание: потенциал проектной работы учащихся
Раздел: начальное образование





Назад




ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОТЕНЦИАЛ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ Автор: Корбакова И.Н., учитель начальных классов МОУ Гимназии № 17 Ворошиловского района Волгограда Сегодня мы заново осмысливаем значение духовно-нравственного образования, воспитание патриотизма и гражданственности для судеб России и ее народов. Важность и острота проблемы духовно-нравственного развития молодежи определяется многими причинами, истоки которых кроются как в общем состоянии духовной жизни нашего общества в целом, так и в самой образовательной системе в частности. Духовно-нравственное образование можно определить как целенаправленный процесс по формированию нравственных потребностей личности на основе определенных знаний, навыков и умений, ориентированных на социально-значимые духовные ценности, человеческое достоинство, семью, общество и государство. В рамках гуманитарных дисциплин, в частности истории, обществознания, исторического и географического краеведения, возникают не только знания, но и ценностное отношение, которое формирует личную позицию, личное мировоззрение. В практике преподавания гуманитарных дисциплин накоплен определенный опыт формирование у подростков ценностных ориентаций. Нам есть чем гордиться в своей истории. Как сказал академик Д.С. Лихачёв: «Россия – великая держава не только по своей обширности и многолюдства, а в силу той великой культуры, которой должны быть достойны и которую не случайно, когда хотят ее унизить, противопоставляют культуре всей Европы, всех западных стран. Не одной какой-либо страны, а именно всех стран. Это часто делается не произвольно, но подобное противопоставление само по себе уже указывает на то, что Россию можно ставить рядом с Европой». В педагогической работе мы решаем следующие задачи духовно-нравст- венного образования: развитие чувства национального самосознания и уважения к другим народам, толерантности; воспитание чувства ответственности по отношению к традициям, исторической памяти, к современности, будущему российской цивилизации; формирование поликультурной личности на основе
родной культуры через приобщение учащихся к универсальным духовно-нравст- венным ценностям – гуманизм, патриотизм, гражданственность. Задачи духовно-нравственного развития и воспитания включают в себя следующие: элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; уважение к защитникам Родины; первоначальное представление о базовых, национальных Российских ценностях; уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни. Мы считаем, что основная педагогическая цель в реализации программы духовно-нравственного развития ребенка – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Задачи: формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью; ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи; формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей; создание общешкольной атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся имеет комплексный характер. Она включает в себя направления: военно-патрио- тическое, формирование семейной культуры, краеведение, наука, декоративно- прикладное, школьная газета, социальная солидарность. В нашей школе
формирование духовно-нравственного развития и воспитания происходит в системе, последовательно, и обеспечено всем укладом школьной жизни. На уроках используются различные формы и методы, способствующие духовно-нравственному образованию учащихся, которые включаются в социально-значимые акции: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны…», написание эссе «Судьба России – моя судьба». В качестве домашнего задания учащимся было предложено написать эссе на тему «Мое понимание даты – 4 ноября – День Народного Единства». На уроке «Патриотизм: вчера, сегодня… завтра?» (бинарный урок по истории и литературе) данная проблема заставила задуматься учащихся, что отечественная история и литература богаты геройством народа и его воинства. Урок оставил заметный след в сознании учащихся, возбудил чувствительность ко всему, что происходит вокруг, что так или иначе может сказаться на судьбе Отечества, заставил задуматься над феноменом невиданного героизма и добровольчества российских людей. Можно предложить творческие задания для учащихся, например: придумать и записать правила для ученика по отношению к старшим, подобрать пословицы, рассказы об уважительном отношении к старшему поколению. Применение на уроках проектной технологии позволяет развивать критическое мышление у учащихся. Участвуя в дискуссиях на уроках или решая проблемную ситуацию, они учатся вырабатывать свою точку зрения на то или иное событие, отстаивать свое мнение. Одной из составляющих духовно-нравственного воспитания во внеурочной работе является проектная и исследовательская деятельность, в ходе которой учащиеся пытаются самоопределиться, осознать собственное «Я» в масштабе страны, определить для себя понятие «Родина», государство. Такая деятельность осуществляется и на занятиях кружка, в ходе работы которого выполнялись исследовательские проекты, усложняясь по мере взросления обучающихся. Развитие проектной деятельности проходило в несколько этапов. Так, изучая на уроках окружающего мира свое родословное дерево, ребята заинтересовались историей своей семьи, и это стало первым этапом их исследовательской деятельности, который поставил пред ними множество
вопросов: «О чем рассказал семейный альбом?». Целью этого проекта являлось воспитание духовно-нравственных ценностей, чувства патриотизма и интернационализма. Соответственно, задачи проекта – сформировать навыки проведения простейшей исследовательской работы, сформировать у детей понятия «родословное дерево», «семейный архив» и расширить представления детей о значении личности каждого человека не только для семьи, но и для страны в целом. В результате исследовательской деятельности важно было добиться того, чтобы ребята почувствовали себя неотъемлемой частью большой страны, в которой они живут, гордились предками, которые внесли свою лепту в благополучие России. Следующим этапом проектной деятельности стала исследовательская работа с названием «Что такое триколор?». Цель этого исследования: изучить прошлое и настоящее государственных символов и выяснить их значение для страны в целом и для каждого человека. Знакомство с научной и популярной литературой позволило обучающимся установить, что государственный флаг имеет богатую историю и долгий путь становления. Внешний вид и цвет знамени менялись, но во все времена к стягу относились особым образом, часто придавали атрибуты святости. Цвета флага выбраны не случайно и несут в себе глубокий смысл. Значение и расположение цветовых полос на тиколоре перекликается с описанием и символикой «Мирового древа», к которому относились как к оберегу; ему поклонялись, у него просили защиты, верили в его помощь и поддержку. У ребят возникла гипотеза, что в настоящее время именно государственные символы являются оберегами всего нашего государства и всех его граждан. Проанализировав факты, имеющиеся в литературе, проведя социологический опрос и рисуночный тест, ребята находят подтверждение своей гипотезе. Чем старше становились ребята, тем сложнее темы их интересовали. Еще одной работой стал проект «Война в лицах», целью которого, было создание собирательных образов – руководителя страны, способного развязать захватническую войну и героя, совершившего подвиг. «Работая над проектом, – по мнению кружковцев, – мы узнали много нового об исторических личностях и о современных правителях. Мы считаем, что получили хороший урок, а кроме того
уже через несколько лет мы сможем вмешиваться в судьбу своей страны, выбирать ее руководителей. Надеемся, проект поможет нам принимать правильное решение». К каждому участнику проекта приходит осознание того, что любой человек может повлиять в той или иной мере на историю своей страны. Внеурочная проектно-исследовательская деятельность учащихся в плане духовно-нравственного и патриотического воспитания успешно дополняет урочную работу и является одной из продуктивных форм, так как позволяет учесть индивидуальные особенности ребенка и положительно влиять на его мировоззрение. Духовно-нравственное воспитание учащихся является одной из важных задач современной образовательной системы. Ценности личности, в первую очередь, формируются в семье, поэтому велика значимость проекта «История города через историю моей семьи». Активными помощниками в подготовке и реализации проекта были родители. Проектно-исследовательские работы презентуются как в школе, привлекая других детей и родителей, так и в конкурсах различного уровня. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного и воспитательного процессов в школе, что помогает вырастить истинных патриотов нашей Родины. Процесс нравственного воспитания динамичный и творческий: учителя постоянно вносят в него свои коррективы, направленные на е го совершенствование. Все факторы, обуславливающие нравственное становление, и развитие личности школьника, можно разделить на три группы: природные (или биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными воспитательными влияниями школьник социализируются, приобретают необходимый опыт нравственного поведения. Однако, несмотря на то, что на нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогическому влиянию придается еще и потому, что оно более целенаправленно на выработку определенного рода отношений.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т. е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся. Необходимо увлечь учащихся примерами из отечественной истории, свидетельствующими о преданности наших соотечественников Родине. Для организации единого пространства духовно-нравственного воспитания учащихся через проектно-исследовательскую работу и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех участников воспитания – семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры, спорта, СМИ. Сегодня мы воспитываем патриотов, деловых людей, значит, можно быть уверенными и в развитии и становлении нормального общества и сильной державы. В этом и заключается государственный подход каждого педагога и образовательной системы в целом к делу воспитания подрастающего поколения. Литература 1.Баранова Н.А. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня Текст. /Н.А. Баранова и др. под ред. H.JI. Селивановой. — М., Пед.общество России, 1998. 2. Белинская, Е.П. Этническая социализация подростка Текст. /Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. М., 2000. 3. Белов, Б. Лад.Очерки о народной эстетике Текст. Избр.произв.: В 3 т./Б. Белов. -М., 1989. -т.1. 4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика Текст. /Т.Н. Волков. М., Academia, 2000. 5 . Панченко, О.Г. Развитие педагогической мысли в России: философия образования и воспитания (по страницам Антологии гуманной педагогики) Текст. /О.Г. Панченко, И.А. Бирич. М., АПК и ПРО, 2003.


В раздел образования