Напоминание

"Тарас Бульба" - героическая повесть, Тарас Бульба - народный герой.


Автор: Ананьина Евгения Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Населённый пункт: г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра
Наименование материала: методическая разработка урока литературы
Тема: "Тарас Бульба" - героическая повесть, Тарас Бульба - народный герой.
Раздел: среднее образование





Назад





Урок комплексного применения знаний и умений

Технологическая карта учебного занятия по литературе в 7 классе

Тема: «Тарас Бульба» - «героическая» повесть, Тарас Бульба – народный_герой.
Выполнила: Ананьина Евгения Викторовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Пояснительная записка
ФГОС ООО предполагает развитие и воспитание духовно богатой личности, способной адаптироваться в социальной и будущей профессиональной среде, умеющей принимать самостоятельные решения, владеющей новыми технологиями, умеющей разрешать проблемы в команде, готовой к перезагрузке и стрессовым ситуациям, а также обладающей стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни. Данные характеристики личности развиваются на протяжении всего образовательного процесса и на каждом учебном предмете. Важное место в системе образования и воспитания современного школьника уделяется предмету «литература». Предмет «литература» формируе т коммуникативную культуру обучающегося, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.
Проблема
: обучающиеся не всегда верно понимают образ главного героя произведения, утрачивают навыки внимательного прочтения художественного произведения.
Ц е л ь :
используя метапредметные задания, научить обучающихся выбирать в художественном произведении эпизоды, помогающие понять образ главного героя; выбирать в тексте точные цитаты; работать с критическими статьями; уметь аргументировать собственную точку зрения.
Задачи
: 1. При помощи приема «Ассоциативный куст» определить понимание обучающимися понятия «товарищество», его роль в жизни казаков и современной жизни. 2. Выбрать в повести эпизоды, помогающие раскрыть образ главного героя и составить кластер. 3. Познакомиться с художниками-иллюстраторами к данному произведению. 4. Познакомить обучающихся с критическими статьями к данному произведению. 5. Подготовить обучающийся к самостоятельному составлению плана к сочинению-описанию образа главного героя.

Предметные цели

Знания:
обучающиеся осознали образ главного героя, его черты, его место в системе персонажей повести; познакомились с иллюстраторами к повести.
Умения:
научились составлять иллюстративный ряд.
Навыки:
продолжили формирование навыков определения роли средств художественной выразительности в художественном произведении
Метапредметные цели

Регулятивные УУД:
- самостоятельное формулирование познавательной цели; - планирование, выполнение и оценивание своих коммуникативных действий в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
- понимание прочитанного (определение темы и выделение в тесте ключевых слов); - свободная ориентация и восприятие текстов художественного и публицистического стилей; - преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристика объекта; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; - построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности утверждений, доказательства; постановки и решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
- развитие базовых видов речевой деятельности; - разрешения конфликтов (выявление, идентификация проблемы, оценка альтернативных способов, разрешение конфликта, принятие решения); - совершенствование коммуникативных умений: парная работа, групповая работа.

Технологическая карта учебного занятия
Урок актуализации знаний и умений (УАЗиУ) ( урок повторения)
Этап

Врем

я

Содержание

ФОУД

Примечание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся
1.Орган изацион ный 1 мин Учитель встречает детей, рассаживает их по группам. Обучающиеся рассаживаются по группам. Учитель заранее готовит аудитория для работы пяти групп, готовит списки групп и прикрепляет их на столы. 2. Проверк а домашне го задания, воспрои зведение и коррекц ия опорных знаний учащихс я. Актуали зация знаний (ассоциа 7 минут Дома вам было дано задание найти определение понятия «товариществ» и написать сочинение-миниатюру «Товарищество в жизни казаков», надеюсь, вы удачно справились с домашним заданием. Я вам предлагаю построить ассоциативный ряд, выписать ключевые слова, связанные с этим понятием. Учитель прикрепляет на доску ключевое слово «товарищество». 1 группа – записывает ассоциативные существительные 2 группа - записывает ассоциативные прилагательные и причастия 3 группа - записывает ассоциативные глаголы 4 группа - записывает Ученики в группе обсуждают все возможные ассоциации со словом «товарищество», записывают их на листе формата А4, представитель от группы располагает выполненное задание рядом с ключевым словом, зачитывает записанные группой ассоциации. Самостоятельна я работа. Работа в группе. Индивидуальны е ответы обучающихся. Приготовить листы формата А4 для каждой группы, канцелярские принадлежности, заранее дать задание: найти определение понятию «товарищество», написать сочинение «Товарищество в жизни казаков».
тивный куст, кластер) ) ассоциативные словосочетания 5 группа - записывает ассоциативные существительные А с кем из героев повести связано это понятие? Аргументируйте свой ответ. Выслушивает ответы детей. А с кем из героев повести это понятие связано более всего? С образом Тараса Бульбы. Прикрепляет на середину доски портрет Тараса Бульбы. Каким вы его увидели в повести? Какие поступки восхищают, а какие приводят в тупик, непонимание? Ваше отношение к нему? Какие эпизоды повести вы можете привести в доказательство? Выслушивает ответы детей. В ходе беседы по названным детьми эпизодам на доске вокруг портрета Тараса Бульбы располагает иллюстрации нескольких художников к данному эпизоду. (Приложение 1) Обращает внимание обучающихся, что содержание и образы повести Гоголя привлекали внимание и художников разных эпох: Виктор Михайлович Васнецов (1848 - 1926) - русский художник- живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. В семидесятые годы Обучающиеся отвечают, приводя в доказательство примеры из повести, называя художественные приемы, которые использует автор для создания образа главного героя. Рассматривают и анализируют иллюстрации разных художников к одному и тому же эпизоду. Приготовить портрет Тараса Бульбы, иллюстрации разных художников (Приложение 2).
художник создал шесть иллюстраций к «Тарасу Бульбе». Евгений Адольфович Кибрик (1906 —1978) - советский график, иллюстратор и живописец, педагог, профессор. Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) - русский, советский живописец, архитектор и теоретик искусства, педагог, профессор. Александр Павлович Бубнов (1908 - 1964) - советский живописец. Сергей Овчаренко, харьковский художник. (Приложение 3). 3.Творче ское примене ние знаний и умений в новой ситуаци и (метапре дметное задание) 7 мин Мнения ваши разделились, одни и те же поступки Тараса вы воспринимаете по-разному, по- разному изображают один и тот же эпизод художники-иллюстраторы. Также неоднозначно относятся к Тарасу и критики, и журналисты. Формулирует метапредметное задание Повесть Гоголя - мастерски созданное произведение, а нарисованные образы настолько ярки и глубоки, что привлекают внимание критиков разных эпох. Известны статьи В.Г.Белинского, Д. Н. Овсянико-Куликовского «Гоголь в его произведениях: к столетию рождения великого писателя. 1809- 1909», 1909 г.; мнениями о произведении обменивались в письмах П. А. Плетнев и Я. К. Грот Обучающиеся в группах анализируют фрагменты статей критиков, группы по очереди аргументируют свою точку зрения. Работа в группе. Индивидуальны е ответы обучающихся. Подготовить фрагменты статей.
(П. А. Плетнев - Я. К. Гроту, 10 ноября 1842 г.). В 2009 году вышел фильм «Тарас Бульба». Новый фильм о Тарасе Бульбе стал в России лидером проката. Фильм дал возможность заново подумать и поразмышлять об изображенных событиях и о центральном образе – Тарасе Бульбе, вызвал новую волну критических статей. Мнения критиков неоднозначны. Я вам предлагаю поработать в группах: проанализировать мнения двух критиков: В.Г. Белинского и Эллен Бэрри , определить, в чем прав или не прав каждый автор статьи и объяснить свою точку зрения. (Приложение 4). Учитель предлагает обучающимся сделать вывод о понимании всего произведения образа самого Тараса Обучающиеся делают вывод. Во-первых, повесть «Тарас Бульба» не документальная повесть, а историческая. Во-вторых, образ Тарас построен в соответствии с законом «трудного военного времени» для украинского народа, это рыцарь, воин, которого призывает воинский долг. В-третьих, его образ гармонично выстроен, и всю его глубину можно определить, анализируя авторские «вехи» (средства художественной выразительности) и его место в
системе других персонажей. 4. Постано вка цели и задач урока. Мотивац ия учебной деятельн ости учащихс я 3 мин. Учитель обращает внимание обучающихся, что тема урока сформулирована не полностью, предлагает уточнить тему урока, подбирая из предложенного рядя слов наиболее верное. «Тарас Бульба» - ___________________повесть, Тарас Бульба – _______________герой. Повесть: историческая, героическая, документальная, правдивая. Герой: главный, лирический, любимый, народный. Учитель обсуждает с детьми и прикрепляет на доску выбранные понятия, проговаривает тему урока: «Тарас Бульба» - «героическая» повесть, Тарас Бульба – народный герой. Сегодня мы вновь обращаемся к эпизодам повести, чтобы сформировать правильное прочтение произведения и правильное понимание образа главного героя. Ученики выбирают понятия из ряда слов, аргументируют свою точку зрения. Индивидуальны е ответы обучающихся. Подготовить набор понятий. 5. Актуали зация знаний 20 мин Вы убедились, что сложно правильно понять образ главного героя, особенно это важно становится в последнее время, так как подменяются наши идеалы, Учащиеся работают в группах, распределяют обязанности в группе: выбирают пять ключевых эпизодов, иллюстрацию того или иного художника, записывают к каждому Работа в группе. Индивидуальны е ответы обучающихся. Заранее дать домашнее задание выписать цитаты к образам Остапа, Андрия, Тараса
Творчес кое примене ние знаний и умений в новой ситуаци и ( пробле мные задания) герои; пропадает интерес к чтению у учеников; они не выработали навыки внимательного прочтения произведения. Я обращаюсь к вам за помощью и прошу создать для будущих семиклассников букинг трек (серию эпизодов), которые бы вызвали интерес к прочтению произведения Гоголя и способствовали бы правильному пониманию образа Тараса Бульбы. Для этого каждая группа работает с иллюстрациями, обсуждает и на формате букинг трека располагает пять эпизодов, которые помогают раскрыть образ Тараса Бульбы. Вам нужно: - выбрать пять ключевых эпизодов, - выбрать иллюстрацию того или иного художника, пояснить, почему вы выбрали именно эту иллюстрацию, - записать к каждому эпизоду цитату из произведения. (Приложение 5,6). эпизоду цитату из произведения. Оформляют букинг трек. Бульбы. Приготовить модель букинг трека для каждой группы, набор иллюстраций, шаблоны с критериями оценки.
6.Обобщ ение и системат изация знаний Контрол ь усвоени я, обсужде ние допущен ных ошибок и их коррекц ия Учитель предлагает каждой группе расположить свой букинг трек на доске и защитить свою работу. Учитель предупреждает, что группы будут оценивать друг друга: 1 -2, 2-3, 3-4, 4-5. Учитель предлагает каждой группе критерии оценки. (Приложение 7). Заслушивает оценивание команд, выставляет оценки каждому члену команды. Учитель предлагает обсудить, помогут ли эти эпизоды понять образ главного героя. А можно ли по этим букинг трекам написать сочинение-характеристику образа? Выслушивает ответы детей. Обучающиеся прикрепляют свои букинг треки на доску, объясняют выбор эпизодов, почему выбрали иллюстрацию этого художника, зачитывают цитаты. Другие группы оценивают выступление, заполняют таблицу с критериями. После выступления всех групп называют баллы, полученные группой и комментируют их по каждому критерию. Работа в группе. Индивидуальны е ответы обучающихся. Взаимоконтрол ь. 7. Информ ация о домашне м задании, инструк таж о его выполне нии. 2мин Учитель объясняет домашнее задание: Придумать тему сочинения к образу Тараса Бульбы и составить план (по выбору): 1.Простой план. 2.Сложный. 3.Цитатный план. Обучающиеся записывают домашнее задание. Самостоятельна я работа. 8. 3 мин Учитель сообщает, что к букинг Обучающиеся обдумывают домашнее Самостоятельна Приготовить по
Рефлекс ия ( подвед ение итогов занятия) трекам необходимо добавить еще два кадра: «Тема» и «Содержание», но перед этим каждой команде необходимо их заполнить. Учитель раздает каждому члену команды стикеры двух цветов, ответить на вопросы, подписать стикер и прикрепить на соответствующий кадр: - Я смогу сформулировать тему сочинения и составить план. - Я затрудняюсь сформулировать тему сочинения и план, мне нужна помощь. Подводит итог рефлексии, назначает время для консультации для тех учеников, кто затрудняется в формулировке темы сочинения и составлении плана. Завершает урок. задание подписывают стикер одного из цветов и прикрепляют на соответствующий кадр. После этого располагают кадры в начале и в конце своего букинг трека. я работа. Работа в группе. два кадра «Тема» и «Содержание» для каждой команды, стикеры двух цветов на каждого члена команды.


В раздел образования