"Тарас Бульба" - героическая повесть, Тарас Бульба - народный герой.
Автор: Ананьина Евгения Викторовна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов Населённый пункт: г. Пыть-Ях, ХМАО-Югра Наименование материала: методическая разработка урока литературы Тема: "Тарас Бульба" - героическая повесть, Тарас Бульба - народный герой. Раздел: среднее образование
Технологическая карта учебного занятия по литературе в 7 классе
Тема: «Тарас Бульба» - «героическая» повесть, Тарас Бульба – народный_герой.
Выполнила:
Ананьина Евгения Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с
углубленным изучением
отдельных предметов
Пояснительная записка
ФГОС ООО предполагает развитие и воспитание духовно богатой личности,
способной
адаптироваться
в
социальной
и
будущей
профессиональной
среде,
умеющей принимать самостоятельные решения, владеющей новыми технологиями,
умеющей
разрешать
проблемы
в
команде,
готовой
к
перезагрузке
и
стрессовым
ситуациям, а также обладающей стремлением к самообразованию на протяжении всей
жизни.
Данные
характеристики
личности
развиваются
на
протяжении
всего
образовательного процесса и на каждом учебном предмете.
Важное место в системе образования и воспитания современного школьника
уделяется
предмету
«литература».
Предмет
«литература»
формируе т
коммуникативную
культуру
обучающегося,
способствует
его
общему
речевому
развитию, расширению кругозора и воспитанию его чувств и эмоций.
Проблема :
обучающиеся
не
всегда
верно
понимают
образ
главного
героя
произведения,
утрачивают
навыки
внимательного
прочтения
художественного
произведения.
Ц е л ь : используя
метапредметные
задания,
научить
обучающихся
выбирать
в
художественном произведении эпизоды, помогающие понять образ главного героя;
выбирать
в
тексте
точные
цитаты;
работать
с
критическими
статьями;
уметь
аргументировать собственную точку зрения.
Задачи :
1.
При
помощи
приема
«Ассоциативный
куст»
определить
понимание
обучающимися
понятия
«товарищество»,
его
роль
в
жизни
казаков
и
современной жизни.
2.
Выбрать
в
повести
эпизоды,
помогающие
раскрыть
образ
главного
героя
и
составить кластер.
3.
Познакомиться с художниками-иллюстраторами к данному произведению.
4.
Познакомить обучающихся с критическими статьями к данному произведению.
5.
Подготовить
обучающийся
к
самостоятельному
составлению
плана
к
сочинению-описанию образа главного героя.
Предметные цели
Знания: обучающиеся осознали образ главного героя, его черты, его место в
системе персонажей повести; познакомились с иллюстраторами к повести.
Умения: научились составлять иллюстративный ряд.
Навыки:
продолжили
формирование
навыков
определения
роли
средств
художественной выразительности в художественном произведении
Метапредметные цели
Регулятивные УУД:
-
самостоятельное формулирование познавательной цели;
-
планирование, выполнение и оценивание своих коммуникативных действий в
соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД:
-
понимание прочитанного (определение темы и выделение в тесте ключевых
слов);
-
свободная
ориентация
и
восприятие
текстов
художественного
и
публицистического стилей;
-
преобразование объекта в модель, где выделены существенные характеристика
объекта;
-
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и
письменной форме;
-
построения логической цепочки рассуждений, анализа истинности утверждений,
доказательства; постановки и решения проблемы.
Коммуникативные УУД:
-
развитие базовых видов речевой деятельности;
-
разрешения
конфликтов
(выявление,
идентификация
проблемы,
оценка
альтернативных способов, разрешение конфликта, принятие решения);
-
совершенствование коммуникативных умений: парная работа, групповая работа.
Технологическая карта учебного занятия
Урок актуализации знаний и умений (УАЗиУ) ( урок повторения)
Этап
Врем
я
Содержание
ФОУД
Примечание
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Орган
изацион
ный
1 мин
Учитель встречает детей,
рассаживает их по группам.
Обучающиеся рассаживаются по
группам.
Учитель заранее
готовит аудитория
для работы пяти
групп, готовит
списки групп и
прикрепляет их на
столы.
2.
Проверк
а
домашне
го
задания,
воспрои
зведение
и
коррекц
ия
опорных
знаний
учащихс
я.
Актуали
зация
знаний
(ассоциа
7
минут
Дома вам было дано задание найти
определение понятия
«товариществ» и написать
сочинение-миниатюру
«Товарищество в жизни казаков»,
надеюсь, вы удачно справились с
домашним заданием. Я вам
предлагаю построить
ассоциативный ряд, выписать
ключевые слова, связанные с этим
понятием.
Учитель прикрепляет на доску
ключевое слово «товарищество».
1 группа – записывает
ассоциативные существительные
2 группа - записывает
ассоциативные прилагательные и
причастия
3 группа - записывает
ассоциативные глаголы
4 группа - записывает
Ученики в группе обсуждают все
возможные ассоциации со словом
«товарищество», записывают их на
листе формата А4, представитель от
группы располагает выполненное
задание рядом с ключевым словом,
зачитывает записанные группой
ассоциации.
Самостоятельна
я работа.
Работа в группе.
Индивидуальны
е ответы
обучающихся.
Приготовить
листы формата А4
для каждой
группы,
канцелярские
принадлежности,
заранее дать
задание: найти
определение
понятию
«товарищество»,
написать
сочинение
«Товарищество в
жизни казаков».
тивный
куст,
кластер)
)
ассоциативные словосочетания
5 группа - записывает
ассоциативные существительные
А с кем из героев повести связано
это понятие? Аргументируйте свой
ответ.
Выслушивает ответы детей.
А с кем из героев повести это
понятие связано более всего? С
образом Тараса Бульбы.
Прикрепляет на середину доски
портрет Тараса Бульбы.
Каким вы его увидели в повести?
Какие поступки восхищают, а какие
приводят в тупик, непонимание?
Ваше отношение к нему? Какие
эпизоды повести вы можете
привести в доказательство?
Выслушивает ответы детей.
В ходе беседы по названным
детьми эпизодам на доске вокруг
портрета Тараса Бульбы
располагает иллюстрации
нескольких художников к данному
эпизоду. (Приложение 1)
Обращает внимание обучающихся,
что содержание и образы повести
Гоголя привлекали внимание и
художников разных эпох:
Виктор Михайлович Васнецов
(1848 - 1926) - русский художник-
живописец и архитектор, мастер
исторической и фольклорной
живописи. В семидесятые годы
Обучающиеся отвечают, приводя в
доказательство примеры из повести,
называя художественные приемы,
которые использует автор для
создания образа главного героя.
Рассматривают и анализируют
иллюстрации разных художников к
одному и тому же эпизоду.
Приготовить
портрет Тараса
Бульбы,
иллюстрации
разных
художников
(Приложение 2).
художник создал шесть
иллюстраций к «Тарасу Бульбе».
Евгений Адольфович Кибрик (1906
—1978) - советский график,
иллюстратор и живописец, педагог,
профессор.
Александр Михайлович Герасимов
(1881-1963) - русский, советский
живописец, архитектор и теоретик
искусства, педагог, профессор.
Александр Павлович Бубнов (1908 -
1964) - советский живописец.
Сергей Овчаренко, харьковский
художник. (Приложение 3).
3.Творче
ское
примене
ние
знаний и
умений
в новой
ситуаци
и
(метапре
дметное
задание)
7 мин
Мнения ваши разделились, одни и
те же поступки Тараса вы
воспринимаете по-разному, по-
разному изображают один и тот же
эпизод художники-иллюстраторы.
Также неоднозначно относятся к
Тарасу и критики, и журналисты.
Формулирует метапредметное
задание
Повесть Гоголя - мастерски
созданное произведение, а
нарисованные образы настолько
ярки и глубоки, что привлекают
внимание критиков разных эпох.
Известны статьи В.Г.Белинского, Д.
Н. Овсянико-Куликовского «Гоголь
в его произведениях: к столетию
рождения великого писателя. 1809-
1909», 1909 г.; мнениями о
произведении обменивались в
письмах П. А. Плетнев и Я. К. Грот
Обучающиеся в группах анализируют
фрагменты статей критиков, группы
по очереди аргументируют свою
точку зрения.
Работа в группе.
Индивидуальны
е ответы
обучающихся.
Подготовить
фрагменты статей.
(П. А. Плетнев - Я. К. Гроту, 10
ноября 1842 г.).
В 2009 году вышел фильм «Тарас
Бульба». Новый фильм о Тарасе
Бульбе стал в России лидером
проката. Фильм дал возможность
заново подумать и поразмышлять
об изображенных событиях и о
центральном образе – Тарасе
Бульбе, вызвал новую волну
критических статей. Мнения
критиков неоднозначны. Я вам
предлагаю поработать в группах:
проанализировать мнения двух
критиков: В.Г. Белинского и Эллен
Бэрри , определить, в чем прав или
не прав каждый автор статьи и
объяснить свою точку зрения.
(Приложение 4).
Учитель предлагает обучающимся
сделать вывод о понимании всего
произведения образа самого Тараса
Обучающиеся делают вывод.
Во-первых, повесть «Тарас Бульба»
не документальная повесть, а
историческая.
Во-вторых, образ Тарас построен в
соответствии с законом «трудного
военного времени» для украинского
народа, это рыцарь, воин, которого
призывает воинский долг.
В-третьих, его образ гармонично
выстроен, и всю его глубину можно
определить, анализируя авторские
«вехи» (средства художественной
выразительности) и его место в
системе других персонажей.
4.
Постано
вка цели
и задач
урока.
Мотивац
ия
учебной
деятельн
ости
учащихс
я
3 мин.
Учитель обращает внимание
обучающихся, что тема урока
сформулирована не полностью,
предлагает уточнить тему урока,
подбирая из предложенного рядя
слов наиболее верное.
«Тарас Бульба» -
___________________повесть,
Тарас Бульба –
_______________герой.
Повесть: историческая,
героическая, документальная,
правдивая.
Герой: главный, лирический,
любимый, народный.
Учитель обсуждает с детьми и
прикрепляет на доску выбранные
понятия, проговаривает тему
урока:
«Тарас Бульба» -
«героическая» повесть, Тарас
Бульба – народный герой.
Сегодня мы вновь обращаемся к
эпизодам повести, чтобы
сформировать правильное
прочтение произведения и
правильное понимание образа
главного героя.
Ученики выбирают понятия из ряда
слов, аргументируют свою точку
зрения.
Индивидуальны
е ответы
обучающихся.
Подготовить
набор понятий.
5.
Актуали
зация
знаний
20
мин
Вы убедились, что сложно
правильно понять образ главного
героя, особенно это важно
становится в последнее время, так
как подменяются наши идеалы,
Учащиеся работают в группах,
распределяют обязанности в группе:
выбирают пять ключевых эпизодов,
иллюстрацию того или иного
художника, записывают к каждому
Работа в группе.
Индивидуальны
е ответы
обучающихся.
Заранее дать
домашнее задание
выписать цитаты
к образам Остапа,
Андрия, Тараса
Творчес
кое
примене
ние
знаний и
умений
в новой
ситуаци
и
( пробле
мные
задания)
герои; пропадает интерес к чтению
у учеников; они не выработали
навыки внимательного прочтения
произведения. Я обращаюсь к вам
за помощью и прошу создать для
будущих семиклассников букинг
трек (серию эпизодов), которые бы
вызвали интерес к прочтению
произведения Гоголя и
способствовали бы правильному
пониманию образа Тараса Бульбы.
Для этого каждая группа работает с
иллюстрациями, обсуждает и на
формате букинг трека располагает
пять эпизодов, которые помогают
раскрыть образ Тараса Бульбы.
Вам нужно:
- выбрать пять ключевых эпизодов,
- выбрать иллюстрацию того или
иного художника, пояснить, почему
вы выбрали именно эту
иллюстрацию,
- записать к каждому эпизоду
цитату из произведения.
(Приложение 5,6).
эпизоду цитату из произведения.
Оформляют букинг трек.
Бульбы.
Приготовить
модель букинг
трека для каждой
группы, набор
иллюстраций,
шаблоны с
критериями
оценки.
6.Обобщ
ение и
системат
изация
знаний
Контрол
ь
усвоени
я,
обсужде
ние
допущен
ных
ошибок
и их
коррекц
ия
Учитель предлагает каждой группе
расположить свой букинг трек на
доске и защитить свою работу.
Учитель предупреждает, что
группы будут оценивать друг друга:
1 -2, 2-3, 3-4, 4-5.
Учитель предлагает каждой группе
критерии оценки. (Приложение 7).
Заслушивает оценивание команд,
выставляет оценки каждому члену
команды.
Учитель предлагает обсудить,
помогут ли эти эпизоды понять
образ главного героя. А можно ли
по этим букинг трекам написать
сочинение-характеристику образа?
Выслушивает ответы детей.
Обучающиеся прикрепляют свои
букинг треки на доску, объясняют
выбор эпизодов, почему выбрали
иллюстрацию этого художника,
зачитывают цитаты.
Другие группы оценивают
выступление, заполняют таблицу с
критериями.
После выступления всех групп
называют баллы, полученные
группой и комментируют их по
каждому критерию.
Работа в группе.
Индивидуальны
е ответы
обучающихся.
Взаимоконтрол
ь.
7.
Информ
ация о
домашне
м
задании,
инструк
таж о
его
выполне
нии.
2мин
Учитель объясняет домашнее
задание:
Придумать тему сочинения к
образу Тараса Бульбы и составить
план (по выбору):
1.Простой план.
2.Сложный.
3.Цитатный план.
Обучающиеся записывают домашнее
задание.
Самостоятельна
я работа.
8.
3 мин
Учитель сообщает, что к букинг
Обучающиеся обдумывают домашнее
Самостоятельна
Приготовить по
Рефлекс
ия
( подвед
ение
итогов
занятия)
трекам необходимо добавить еще
два кадра: «Тема» и «Содержание»,
но перед этим каждой команде
необходимо их заполнить.
Учитель раздает каждому члену
команды стикеры двух цветов,
ответить на вопросы, подписать
стикер и прикрепить на
соответствующий кадр:
- Я смогу сформулировать тему
сочинения и составить план.
- Я затрудняюсь сформулировать
тему сочинения и план, мне нужна
помощь.
Подводит итог рефлексии,
назначает время для консультации
для тех учеников, кто
затрудняется в формулировке
темы сочинения и составлении
плана.
Завершает урок.
задание подписывают стикер одного
из цветов и прикрепляют на
соответствующий кадр. После этого
располагают кадры в начале и в конце
своего букинг трека.
я работа.
Работа в группе.
два кадра «Тема»
и «Содержание»
для каждой
команды, стикеры
двух цветов на
каждого члена
команды.