Конкурс чтецов, посвященный творчеству А.Барто с презентацией
Автор: Крылова Светлана Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа № 43" г. Инты Населённый пункт: г. Инта Наименование материала: конспект занятия Тема: Конкурс чтецов, посвященный творчеству А.Барто с презентацией Раздел: среднее профессиональное
(занятие с обучающимися дополнительного 1, 2 - 4 классов).
Цель: формирование умения выступать перед аудиторией через выразительное
чтение стихотворений у обучающихся начальной школы с ОВЗ.
Задачи:
Образовательные: познакомить обучающихся с личной и творческой биографией А.
Барто, следить за верностью интонации, подачей текста при чтении, пополнять
словарный запас.
Коррекционно - развивающие: развивать навыки выразительного чтения и анализа
поэтического текста, образное мышление, устную и письменную речь, слуховую
память.
Воспитательные: воспитывать в детях любовь к чтению, проявлять интерес к
участию в совместных мероприятиях.
Оборудование: презентация, выставка книг со стихами А.Барто, рисунки детей к
стихам А. Барто.
Подготовительная работа: при подготовке к мероприятию был осуществлен подбор
произведений с учетом индивидуально- возрастных возможностей детей; создана
презентация по теме; обучающиеся выучили стихотворения А.Барто; подготовили
сообщения из личной и творческой биографии писательницы; организована
выставка книг со стихами А.Барто; выставка детских рисунков обучающихся к
стихам. К подготовке были привлечены родители обучающихся дополнительного
первого, 2- 4 классов (повторяли стихи, рисовали с детьми).
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, уважаемые гости и ребята! Сегодня у нас необычное занятие –
конкурс чтецов. Мне бы хотелось, чтобы мероприятие прошло в теплой, дружеской
обстановке. Давайте улыбнемся друг другу и запомним несколько правил, которые
вы
должны
соблюдать
во
время
занятия.
Прочитайте
их.
Дети
читают
и
проговаривают правила.
Слайд 1.1. Внимательно слушать, когда говорят другие.
Слайд 1.2. Не перебивать друг друга.
Слайд 1.3. Если хочешь что-то сказать, подними руку.
Слайд 1.4. Отвечай полными ответами.
Слайд 2.1. Посмотрите, пожалуйста, и скажите, чей это портрет?
Слайд 2.2.Ученик:- Это портрет Агнии Львовны Барто.
- Чем занималась А. Барто?
Ученик: - Она писала стихи для детей.
Слайд
3.1.
Словарные
слова.
Как
называют
человека,
который
создает
литературные произведения (например: сказки, рассказы, стихи)?
Слайд 3.2. Дети прочитали, ученик объясняет: - Человека, который создает
литературные произведения (например: сказки, рассказы, стихи) называют писатель,
писательница.
Слайд 4. Наш сегодняшний конкурс чтецов посвящен творчеству замечательной
детской писательницы Агнии Львовны Барто. Вы узнаете ее краткую биографию
(рассказ о жизни), услышите стихи, которые она написала. Дети объясняют значение
слова «биография».
Слайд 5. А подготовили их ребята 1-4 классов. Я знаю, что вы очень серьезно
готовились. Оценивать ваши умения, старания будут члены жюри в составе:
Критерии оценки чтения стихотворений:
- объявление автора и названия произведения;
- знание текста;
- верность интонации;
- эмоциональность исполнения;
- подача текста;
- артистичность;
- оригинальность произведения;
- умение выбора произведения.
Каждый критерий оценивается по пятибалльной системе.
Слайд 6. Агния Львовна родилась в Москве 17 февраля 1906 г. Там она училась
и выросла. Отец ее, Лев Николаевич Волов, был ветеринарным врачом.
- Ребята, объясните, кто такой ветеринарный врач? (Дети читают и объясняют
значение слова).
Слайд
7.
Словарные
слова.
Ветеринарный
врач
–
человек,
который
лечит
животных.
Слайд 8. Отец Агнии мечтал, что дочь станет знаменитой балериной, и девочка
несколько лет занималась балетом.
- Цветков В. нам расскажет, кем хотела стать А.Барто.
Слайд 9. (Рассказ ребенка, объясняет значение слов «шарманщик», «шарманка»)
А она сама хотела стать шарманщиком: ходить по дворам, крутить ручку шарманки,
чтобы из всех окон высовывались люди, привлеченные музыкой.
Слайд 10. Словарные слова. Шарманка – старинный музыкальный инструмент в
виде ящика с ручкой. Когда ручку крутили, звучала музыка.
Слайд 11. Стихи Агния начала писать в первых классах гимназии.
- Как вы думаете, о чем писала Агния? (Ответы детей: о мальчиках, о любви, о
дружбе).
И писала, как и положено поэтам, в основном о любви. Главным критиком
юной поэтессы был, конечно, ее отец. А. Барто пришла со своими стихами в
издательство. Ее произведения понравились, и их стали печатать.
Слайд 12. Агния Львовна бывала в школах, детских садах, прислушивалась к
разговорам ребят на улицах, во дворах. Так появлялись стихи.
Слайд 13. Замечательный детский писатель К.Чуковский очень хвалил ее цикл
стихов "Игрушки". Цикл этот был написан в 1936г. для самых маленьких детей.
Слайд 14. «Самолет». (Читае стихотворение А. Попов).
Слайд 15. «Зайка». (Читает стихотворение Я. Шааб)
Читают стихотворения «Козленок»- К. Мелехова, «Бычок»- К. Кузнецов.
Слайд 16. Поэтесса продолжала писать, встречаться с ребятами, и появились
стихи для более старших ребят. «В театре» (Читает М. Гвоздева).
Слайд 17. «Если был бы я усат» (Читает П. Софронов).
Читают стихотворения «Почему сегодня Петя?»- Д.Покусаев, «Я выросла»-
читае В.Пирогова с мамой, «Фонарик»- В.Янкаускайте.
Слайд 18. Герои Агнии Барто – мальчишки и девчонки. У них есть имена, и
поэтому кажется, что эти Шурочки, Любочки, Лиды, Сережи живут в соседнем доме
или учатся в той же школе. Агния Барто часто высмеивает детские недостатки –
лень, жадность, хвастовство…
Слайд 19. «Друг» (Читает В. Цветков).
- Почему главного героя больше не влечет к другу? Что такое «дружба» в твоем
понимании? (Ответ ребенка: друг делает все бескорыстно, ничего не просит взамен.)
Стихотворение «Помощница» читает Е. Росликова.
- Девочка действительно была помощницей? Какой недостаток высмеивает
А.Барто в этих стихах? (Ответы детей: нет, она не помогала людям, ленилась.
А.Барто высмеивает лентяев.)
Стихотворение «Сестренка Лида» читает А. Борисас.
-
Как
ты
думаешь,
правильно
поступает
мальчик?
(Ответ
ребенка:
нет,
неправильно; нельзя обижать девочек).
Физминутка.
- Сейчас предлагаю выполнить шуточную физминутку. (Дети встают в круг,
проговаривают вместе с учителем стихи, выполняют движения).
У Буратино – длинный нос, (показать длинный нос)
У Жар-птицы – длинный хвост. (показать хвост)
Дядя Стёпа – выше крыши, (тянуться вверх руками)
Мальчик-с-пальчик – ниже мыши. (присесть на корточки)
У Чебурашки – ушки, ушки. (показать большие уши)
Поскакали, как лягушки. (попрыгать на корточках)
Толстый-толстый бегемот. (руки в стороны)
А Кощей – наоборот. (руками обхватить себя)
Слайд 20. Во время Великой Отечественной войны Агния Львовна жила в
Свердловске,
печатала
военные
стихи,
статьи.
В
1942
г.
стала
военным
корреспондентом, ездила на фронт.
- Ребята, прочитайте, пожалуйста, кто такой корреспондент? (Дети читают,
проговаривают значение слова).
Корреспондент - это человек, который пишет о людях, событиях для газеты, для
радио. Военный корреспондент – человек, который выезжает на места боев (на
фронт).
Слайд 21. Она хотела написать о юных героях: особенно о подростках, которые
работали на заводах, заменивших ушедших на фронт отцов. Поэтесса пошла на
завод в ученицы и приобрела специальность токаря.
- Ребята, объясните значение слова «токарь». (Дети читают и проговаривают).
Слайд 22. Словарные слова. Токарь – рабочий, который на специальном станке
изготавливает детали из металла.
Рассказ В Кафтанова. Ребенок объясняет значение слова «сироты».
Слайд 23. После войны Агния Львовна стала ездить по детским домам, где
жили сироты. Она читала им свои стихи и видела, как дети начинали улыбаться.
Слайд 24. Так появилась новая книга стихов "Звенигород" (1947 г.) - книга о
воспитанниках детских домов и о людях, которые заботятся о них.
Слайд 25. «Звенигород»- читает И. Кириллов с мамой.
Слайд 26.( Рассказывает П.Софронов) Эта книжка попала в руки к женщине, у
которой во время войны потерялась 8-летняя дочь Нина. Мать считала ее погибшей,
но, прочитав поэму, стала надеяться, что дочь жива и о ней кто-то заботился все эти
годы. Агния Львовна передала это письмо в специальную организацию, где работали
люди, занимавшиеся поисками пропавших людей. Через 8 месяцев Нина нашлась.
Об этом случае была напечатана заметка в газете.
Слайд 27. И тут у Агнии Львовне стали приходить письма от разных людей:
"Помогите найти моего сына, дочь, маму!" Что было делать? Для официального
розыска нужны точные данные. А зачастую ребенок, потерявшийся маленьким, их
не знает или не помнит. Таким детям давали другую фамилию, новое имя, врачебная
комиссия устанавливала примерный возраст. И Агнии Львовне пришла в голову
такая мысль: не сможет ли помочь в поисках детская память. Ребенок наблюдателен,
он многое видит и запоминает увиденное на всю жизнь. Главное нужно было
отобрать самые неповторимые воспоминания детства.
Слайд 28. (Рассказывает А.Борисас) Эту идею удалось проверить с помощью
радиостанции "Маяк". С 1965 г. 13 числа каждого месяца А. Барто вела передачу
"Найти человека". Вот вам пример - поэтесса рассказывает про Нелю Неизвестную,
зачитывает ее воспоминания: "Ночь, гул самолетов. Помню женщину, на одной руке
у нее грудной младенец, в другой тяжелый мешок с вещами. Мы куда-то бежим, я
держусь за юбку, а рядом двое мальчишек. Одного из них зовут Роман". Можно ли
по этим воспоминаниям найти человека? Официальным органам этих данных было
мало, а вот Агнии Барто хватило. Через три часа после передачи пришла телеграмма
"Неля наша дочь, ищем ее уже 22 года".
- Ребята, как вы считаете, это страшно потерять маму, родных людей? (Ответы
детей: да, страшно потерять близких.
- Людям нужна была такая передача? (Ответы детей: такая передача очень была
нужна; люди находили своих близких.)
Слайд 29. Почти 9 лет вела эту передачу А.Л. Барто. Удалось воссоединить 927
семей. В 1969 г. ей была написана книга "Найти человека", в которой рассказывались
истории потерявших и нашедших друг друга людей.
Физминутка.
- На стихи А.Барто написано много песен. Послушаем песню на стихи «Я
расту» и выполним физминутку «Сделай так, как я скажу».
Слайд 30. Когда у дочери Агнии Барто Татьяны родился сын Володя, он стал
самым желанным и любимым внуком Агнии Львовны. Именно о нём поэтесса
создала целый цикл стихов "Вовка - добрая душа". Послушайте стихотворение из
этого цикла.
Слайд 31. «С добрым утром»- читает В.Кафтанов.
- Почему мальчика назвали «Вовка- добрая душа»? (Ответ ребенка: он совершал
добрые поступки.)
- Объясни значение слова «белоголовый».
Слайд
32.
Словарные
слова.
Белоголовый
–
человек
с
белыми
(светлыми)
волосами на голове.
Слайд 33. А еще А.Л. Барто написала сценарии к детским фильмам «Слон и
веревочка», «Алеша Птицын вырабатывает характер» и «Подкидыш». Эти фильмы
любят смотреть и взрослые, и дети.
Слайд 34. (Рассказывает Я Сметанина) А.Л. Барто побывала во многих странах
земного шара и везде встречалась с детьми. В одной из таких поездок писательница
познакомилась
с
девочкой
Петриной
из
Болгарии,
которая
очень
хотела
переписываться с ребятами из Москвы. Барто рассказала об этом московским детям
и дала адрес Петрины. В первый день пришло 24 письма, и девочка ответила на все.
Но вскоре писем стало так много, что с почты позвонили и сказали, что они
завалены письмами для Петрины и не могут нормально работать. Тогда друзья
Петрины сами стали отвечать московским школьникам. Так завязалась дружеская
переписка между советскими и болгарскими ребятами.
Слайд 35. Умерла А. Барто 1 апреля 1981 г. Ее именем названа одна из малых
планет, что вращаются вокруг Земли. В одной из московских библиотек создан
музей Агнии Барто. В музее хранятся личные вещи А. Барто, фотографии, книги,
игрушки. Все это дарили музею родственники Агнии Львовны или читатели.
Слайд
36.
После
нее
осталась
полтора
миллиона
книг
на
86
языках,
замечательные стихи, которые вы помните с детства, которые будете читать своим
детям: "Игрушки", "Младший брат", "Однажды я разбил стек .)
- Что нового вы узнали сегодня? (Ответы детей: биографию А. Барто, новые
слова, послушали стихи)
- Вам понравился конкурс чтецов? (Ответы детей: конкурс понравился, было
очень весело; мы будем читать стихи А.Барто).
Слово жюри.
1 место- П.Софронов, 2 место- М.Гвоздева, 3 место- В.Пирогова.