Автор: Крылова Светлана Владимировна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: ГОУ РК "Специальная (коррекционная) школа № 43" г. Инты Населённый пункт: г. Инта Наименование материала: Статья Тема: Инновационные технологии в логопедии Раздел: среднее профессиональное
Инновационные технологий в логопедии
Проводимая
в
специальной
коррекционной
школе
логопедическая
работа
является
одним
из
важных
разделов
коррекционно-воспитательного
процесса.
Специфика нарушений речи и их коррекции у умственно отсталых определяются
особенностями
их
высшей
нервной
деятельности
и
психического
развития.
Нарушения речи у детей носят системный характер и характеризуются стойкостью.
Они
с
большим
трудом
устраняются,
сохраняясь
вплоть
до
старших
классов
вспомогательной школы.
У детей с умственной отсталостью наблюдаются:
1.
Речевые
симптомы:
фонетические
нарушения;
недоразвитие
фонематического
слуха и восприятия; аграмматизмы в речи; нарушение структуры слова и фразы;
резко
обеднен
словарный
запас;
нарушение
связной
речи;
не
сформирована
мотивация общения.
2.
Неречевые
симптомы:
общая
моторная
неловкость
и
недоразвитость
мелкой
моторики, нарушение координации движений; недоразвитие психических функций;
патологические
качества
личности
(низкая
работоспособность,
негативизм);
конкретность мышления, бедность логических операций, снижение способности к
символизации, обобщению, абстрактности; нарушение орального и динамического
праксиса; несформированность игровых навыков; импульсивность.
В работе с данной категорией детей недостаточно использовать традиционные
методики коррекционной работы. В связи с этим логопеды ищут новые подходы,
технологии и приёмы для устранения недостатков речи.
Успешное овладение знаниями в невозможно без интереса детей к учёбе.
Инновационные
методы
воздействия
и
здоровьесберегающие
технологии
в
деятельности
логопеда
-
перспективные
средства
коррекционно
-
развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к
числу
эффективных
средств
коррекции,
все
чаще
применяемых
в
специальной
педагогике
и
помогающих
достижению
максимально
возможных
успехов
в
преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической
помощи здоровьесберегающие технологии, не требуя особых усилий, оптимизируют
процесс
коррекции
речи
детей-логопатов
и
способствуют
оздоровлению
всего
организма
ребенка.
Эффект
их
применения
зависит
от
профессиональной
компетенции
педагога,
умения
использовать
новые
возможности,
включать
действенные
методы
в
систему
коррекционно-развивающего
процесса,
создавая
психофизиологический
комфорт
детям
во
время
занятий,
предусматривающий
«ситуацию уверенности» их в своих силах.
Технологии развития мелкой моторики.
Развитие мелкой моторики рук.
Мелкая
моторика
и
уровень
речевого
развития
находятся
в
прямой
зависимости друг от друга. Следовательно, целенаправленная работа по развитию
моторики рук, напрямую влияет на речевое развитие, облегчая ребенку процесс
коррекции речевых нарушений. В зависимости от поставленной цели применяются
расслабляющие, статические и динамические упражнения. Что немаловажно, не
только
на
логопедических
занятиях,
но
и
в
самостоятельной
деятельности
эти
упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно
после длительной нагрузки, развивает ручную умелость.
На
логопедических
занятиях
достаточно
широкий
спектр
применения
пальчиковых
и
ручных
игр.
Это
наиболее
удобный
вид
заданий
на
этапе
автоматизации звукопроизношения, позволяющий разнообразить работу, сделать ее
интересной
для
ребенка,
избежать излишнего напряжения, сохранив интерес к
коррекционному процессу.
При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи,
целесообразно
применение
небольших
пальчиковых
игрушек,
которые
создают
положительный
эмоциональный
фон,
способствуют
снятию
напряженности
на
занятии,
стимулируют
речевую
активность,
внося
в
занятие
элементы
театрализованной деятельности.
Кинезеологические упражнения для развития межполушарного
взаимодействия
Любая
психическая
функция
осуществляется
совместной
работой
двух
полушарий, каждая из которых вносит в построение психических процессов свой
личный вклад. Координация и взаимодействие полушарий головного мозга является
необходимым условием успешности любой деятельности. (Б.Г. Ананьев)
Данный
вид
упражнений
направлены
на
формирование
и
развитие
межполушарного
взаимодействия,
развитие
точности
движения
пальцев
и
способность переключения с одного движения на другое («Кулак-ребро-ладонь»,
«Ухо-нос», «Колечко»). Они решают ряд важнейших задач:
-развитие специализации полушарий головного мозга;
-синхронизация полушарий головного мозга;
-развитие мышления, памяти, внимания;
-развитие способности к произвольному контролю;
-снятие психоэмоционального напряжения;
Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно
использовать
для
активизации
внимания
в
начале
занятия,
во
время
смены
деятельности,
как
и
динамические
паузы
или
в
конце
занятия,
для
снятия
напряжения и помощи ребенку в переключении на другой вид деятельности.
У
детей
с
ОВЗ
достаточно
часто
определяется
недостаточное
развитие
пространственного гнозиса, в этом случае, данные упражнения включаются в план
индивидуальной работы с такими детьми и даются для закрепления в группе с
воспитателем.
Стимуляция высокоактивных акупунктурных точек расположенных на пальцах
рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячики, колючие
валики, орехи, шестигранные карандаши, прищепки). При стимуляция рецепторов в
мышцах
возникают
импульсы,
которые
достигают
коры
головного
мозга,
тонизируют
ЦНС
в
результате
чего
повышается
регулирующая
роль
в
ЦНС
в
отношении работы всех систем и органов.
Активно на занятиях используем элементы Монтессори.
Цель: коррекция сенсомоторных и речевых недостатков посредством использования
элементов Монтессори – материалов.
Задачи:
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- стимулировать развитие различных анализаторов – визуального, слухового,
осязательного, кинестетического;
- развивать речь, расширять словарный запас, способствовать приобретению
ребенком навыков письма и чтения;
- формировать учебные навыки: познавательный интерес, способность к
длительному сосредоточению, работоспособность.
- развивать эмоциональную сферу и создавать положительную мотивацию на
организованную деятельность.
Элементы методики включаю с самого начала занятий. Например, приветствие. С
целью увеличения словарного запаса можно поиграть в игру «Добрые слова» или
«Скажи ласково». На приветствии закрепляем внятность произношений имен,
работаем над силой и темпом голоса (тихо – громко, шепотом, быстро – медленно).
Также я включаю сюда пальчиковую гимнастику.
Технологии развития лексико- грамматических компонентов речи.
Логопедическая работа по развитию лексико- грамматических компонентов речи
осуществляется по следующим направлениям:
1. Расширение объема словаря.
2. Формирование структуры значения слова.
3. Развитие лексической системности и семантических полей.
4. Формирование связей слов.
5. Развитие словообразования.
6. Уточнение грамматического значения слова.
Одним из эффективных методов речевого развития ребенка является работа над
созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
На логопедических занятиях хорошо себя зарекомендовал метод инсценирования.
Сценки разыгрываются простые и понятные.
На минутках тишины уместно использовать элементы аутотренинга с релаксацией
под тихую музыку (пение птиц, звуки животных, воды и т.д.). Во время свободной
работы ребенок сам выбирает Монтессори – материал, место, где устроиться. Моя
задача – показать, как работать с материалом. Материалы меняются по
необходимости, так как дети много и охотно работают с ними. Задания на развитие
мускулатуры рук и мелкой моторики: «Посыпаем дорожку», «Солнышко»,
«Пересыпание ложкой», «Лепим колобки», «Застежки, пуговицы», «Песочница»,
«Сплети косичку», «Завяжи узелки», «Бантик», «Шприц», игры с прищепками и т.д.
Задания на развитие тактильных ощущений: «Разбери зернышки», «Чудесный
мешочек», «Лоскутки тканей». Подготовка руки к письму: «От точки к точке»,
«Штриховка», «Письмо на манке», «Лепим из пластилина элементы букв». Развитие
восприятия и дифференциации шумовых различий: «Шумовые баночки»,
«Неречевые звуки», «Звуки речевые и неречевые». Специфика логопедической
работы заключается в том, что необходимо отменить или видоизменить некоторые
основополагающие принципы классического Монтессори – метода, где педагог и
ребенок минимально пользуются речью. Так как моей основной целью является
решение речевых задач- идет речевое сопровождение деятельности планирования
работы. В результате использования элементов методики Монтессори отметила, что
у детей формируются такие качества: познавательная мотивация, способность
концентрироваться на работе, трудолюбие и самостоятельность, умение общаться.
Логопедическая ритмика.
Логоритмика
как
специальная
наука
является
важной
составляющей
в
коррекционной
работе
логопеда.
Она
является
своеобразной
формой
активной
терапии, средством воздействия в комплексе методик, синтезом музыки, слова и
движения.
Не
случайно
наряду
с
воспитательной
и
коррекционной
задачами
выделяется оздоровительная. В результате решения именно оздоровительных задач
у
людей
с
речевыми
нарушениями
укрепляется
костно-мышечный
аппарат,
развиваются
дыхание,
моторные,
сенсорные
функции,
воспитывается
чувство
равновесия, правильная осанка, походка, грация движений (Г.А. Волкова)
Логоритмика полезна детям, имеющим задержки речевого развития, алалию,
нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна
логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как
занятия
создают
положительный
эмоциональный
настрой
к
речи,
мотивацию
к
выполнению логопедических упражнений.
Цель -формирование вербальных средств коммуникации, мотивации речевого
общения,
активизация
словаря,
развитие
связной
речи,
формирование
г р а м м а т и ч е с к о г о
с т р о я
р е ч и .
Данная
технология
способствует
формированию
высокого
жизненного
тонуса
и
гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между
детьми, а также между ребенком и взрослыми, возникновению мотивации речевого
общения, пополнению и активизации словаря, устранению в речи аграмматизмов,
учит
ребенка
самовыражаться,
умению
управлять
своими
чувствами,
переживаниями, эмоциями.
Технологии развития артикуляционной моторики
Правильное
произнесение
звуков
обеспечивается
благодаря
хорошей
подвижности
органов
артикуляции.
Работа
по
развитию
подвижности
органов
артикуляционного аппарата проходит по следующим направлениям:
-
проведение
дифференцированного
массажа
лицевой
и
артикуляционной
мускулатуры;
- проведение работы по борьбе с салевацией;
- проведение артикуляционной гимнастики.
Массаж- это совокупность приемов механического дозированного воздействия
в виде трения, давления, вибрации, проводимых непосредственно на поверхности
тела человека.
Основные цели логопедического массажа:
-
нормализация
мышечного
тонуса
общей,
мимической,
артикуляционной
мускулатуры;
-
уменьшение
проявления
парезов
и
параличей
мышц
артикуляционного
аппарата;
-
снижение
патологических
двигательных
проявлений
мышц
речевого
аппарата (синкинезий, гиперкинезы, судороги и т.д.)
- увеличение амплитуды и объема артикуляционных движений;
- активизация групп мышц периферического речевого аппарата.
Самомассаж и элементы точечного массажа
Артикуляционная гимнастика.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата
проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов
артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Работа
с
обучающимися
проводится
с
использование
ИКТ,
карточек
с
картинками.
Технология развития речевого дыхания.
Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной
речи. Они развивают продолжительный, равномерный выдох, формируют сильную
воздушную струю, тренируют умение экономно расходовать воздух в процессе речи
с учетом его добора, тренируют ситуативную фразовую речь.
Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:
- насыщение организма кислородом;
- улучшение обменных процессов;
- нормализация психоэмоционального состояния;
- повышение иммунитета
Интерес
к
дыхательным
упражнениям
поддерживается
сочетанием
наглядности,
игровых приемов, стихотворных форм. Дыхательная гимнастика в начале занятия
активизирует
внимание,
снижает
излишнюю
эмоциональную
и
двигательную
активность,
создает
положительный
эмоциональный
фон,
обеспечивая
плавный
переход
к
коррекционному
процессу.
Работа
без
речевого
сопровождения
проводится
в
виде
дыхательных
упражнений
с
использованием
разнообразных
пособий («загоним мяч в ворота», «Султанчик», снежинки, листики, бабочки, тучки,
ватные шарики и т.д.), которые позволяют осуществить зрительный контроль за
продолжительностью и силой выдоха через рот. Работа с речевым сопровождением
проводится при произнесении различного по сложности речевого материала, на
длительном
плавном
выдохе
(пение
гласных
на
выдохе,
произнесение
глухих
согласных с сочетанием гласных (са- фа- ха- ша), распространение фразы на выдохе
(«птицы»-
«птицы
летят»-
«птицы
летят
в
небе»).
Также
можно
использовать
упражнения «Комар», «Свеча», «Гудок», «Ветер» и т.д.
Очень
популярна
в
наше
время
стала
дыхательная
гимнастика
А.
Стрельниковой. В школе проводится с обучающимися 1- 7 классов. Стрельниковская
дыхательная
гимнастика
способствует
выравниванию
процессов
возбуждения
и
торможения
в
коре
головного
мозга,
положительно
влияет
на
функцию
нервнорегуляторных
механизмов,
управляющих
дыханием.
Заниматься
можно
в
любом
возрасте.
С
малышами
выполнять
упражнения
нужно
в
игровой
форме
(нюхать конфеты, яблоко и т.д.) Для ребят старших классов можно взять упражнения
«Яблочки», «Кошка», «Насос», «Ладошки» и т. д. Активизирую обменные процессы
во
всех
внутренних
органах
и
системах,
дыхательная
гимнастика
способствует
правильному формированию детского организма. Во время выполнения гимнастики
активно включаются в обменные процессы все центры, находящиеся в коре больших
полушарий. И особенно воздействует на центр радости, удовольствия и других
положительных эмоций человека.
Учитывая
особенности
развития
детей
с
ограниченными
возможностями
здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе стараемся находить новые
методы и формы работы, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин,
что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-
развивающего обучения.