Напоминание

Проектная технология в современном образовании.


Автор: Казанкина Ирина Михайловна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МАОУ СОШ № 14
Населённый пункт: Курганинский район
Наименование материала: статья
Тема: Проектная технология в современном образовании.
Раздел: среднее образование





Назад





Проектная технология в современном образовании.
учитель физики высшей категории Казанкина И.М. Проектная деятельность человека обусловлена его способностью, строить в своём сознании идеальные модели, с одной стороны, отражающие действительность, а с другой — отражающие его субъективный мир, ценности и цели. Таким образом, в проекте проявляется и наше представление о реальности, и стремление к её усовершенствованию, представление о желаемом и должном состоянии реального мира. Теоретики и методисты отмечают уникальность применения метода проектов для решения всех задач, стоящих перед человеком: образовательных, научных, соци- ально-бытовых, коммуникативных. Владение проектным методом приобрело сейчас особенно большое значение и для решения проблемы ориентации в современной жизни. Изменения в ней происходят так стремительно, что приспособиться к ним «вписаться» в них не так-то просто. «Выход может состоять в том, чтобы иметь собственный вектор движения». «Проект позволяет адекватно включать подростков в разные типы социальных практик, развивать их социальную активность, способность к социальному действию. То есть проект по максимуму решает задачу социализации - не просто оградить от девиации, не просто приспособить ребенка к обществу, но и сделать его уже сейчас активным членом общества» ( Ю.В. Громыко). Ученическое проектирование решает весь комплекс задач поставленных федеральным государственным стандартом, т. е. формирует все универсальные учебные действия , также одна из ключевых компетенций - умение общаться. Ведь в настоящее время широко распространено виртуальное общение, которое не несет эмоциональной составляющей общения. В любом виде формального и неформального общения, правомерно говорить о задаче по форми- рованию эмоционально-коммуникативной культуры школьников. При работе ученика над проектом встает вопрос о выборе литературы: по каким источникам искать, как из нескольких выбрать одно, как составить представление о книге, журнале, СD, фотоальбоме и т.д. Он учится работать с библиотечными и электронными каталогами, справочно-би6лиографическим аппаратом книги, фиксацией нужной информации, применять разные приёмы ее сохранения, правильному грамотному оформлению ссылок, цитат, списков. Работа с разного рода информацией способствует формированию у школьников целостного мировоззрения, помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Работая над конкретным проектом, практически всегда затрагиваются различные образовательные области. То есть, возникает естественная ситуация для формирования представления о целостности мира. В процессе разработки своей темы учащиеся пополняют знания и по другим предметам, черпая их из источников, используемых для создания презентации. Если тематика работы связана с другими учебными предметами, то вопросы интеграции необходимо согласовать с учителем-предметником, чтобы в дальнейшем эта работа засчитывалась и по другому предмету, была выполнена достаточно грамотно, и школьник знал и был ориентирован, где и у кого можно будет проконсультироваться. При подготовке к презентации ученического проекта очень важен психологический настрой ученика. Он должен заинтересовать других своей работой, различными ее составляющими. А не быть в роли ученика отвечающего у доски. Это позиция партнёров по общению. Конечно, в кратком изложении материала ученик старается представить свою работу в наиболее выигрышном свете, подчеркнёт самые яркие, интересные моменты. Выигрышное впечатление производит проектант, демонстрирующий своё видение перспектив развития темы и возможности практического использования результатов. Параллельно с проектом учащегося создается и учительский проект с помощью которого,
преподаватель формирует у школьников ключевые компетентности: информационные, коммуникативные, социальные. Это очень важно для жизни. Совместная деятельность, учитель- ученик, над проектом, благоприятна для сообщения некоторых сведении в различных областях (теоретико-просветительского характера), и для закрепления практических навыков, тренировки их применения в конкретных обстоятельствах, для развития творческого мышления, целеполагания, планирования деятельности. Учитель должен определиться с собственной позицией по отношению к ученику, распределить роли, меру ответственности за результат всего дела, расставить акценты, найти различные по сравнению с классно-урочной ситуацией способы, формы воздействия на ученика, т.е. построить личностную траекторию ученика. Учитель выстраивает свою деятельность в разных направлениях: мировоззренческом, методологическом, организационно – методологическом, информационном, психологическом. Целевая установка проектной деятельности - это самообучение в процессе деятельности. Овладевая методом проектов, необходимо знать, что типы проектов бывают разными, но я хочу остановиться на следующих:  Исследовательские проекты – это небольшие научные исследования. Они аргументируют актуальность темы, определяют проблему, предмет, объект, цели и задачи исследования. Выдвигается гипотеза исследования, обозначается метод исследования и проведения эксперимента. Результат обсуждается, оформляется, формулируются выводы, и обозначается проблема на дальнейшую перспективу исследования .  Творческие проекты не имеют строго проработанной структуры и строятся в данной логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту, проработка идей, их анализ, выбор пути решения проблемы, планирование, изготовление, оценка. Результат может быть представлен в любой форме: видеофильм, праздник, репортаж, изделие, слайд-шоу и т д.  Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что ученик берет на себя роль, определяемую проектом. Основной вид деятельности - ролевая игра. Он может имитировать социальные и деловые отношения в ситуациях, придуманных участниками, определенных литературных или исторических персонажей. Но обязательно должна быть поставлена цель проекта и обозначена проблема, а в конце проекта соотнесены полученные результаты с поставленной целью.  Информационные проекты учат детей получать, добывать, анализировать информацию. Ученики используют различные методы получения информации (базы данных, электронные и библиотечные каталоги, СМИ, литературу, методы анкетирования), ее обработки (анализ, обобщение, аргументированные выводы) и представления (презентации, доклады, публикации, слайд-шоу).  Практико-ориентированные проекты. Это проекты, ориентированные на конечный результат, возможность внедрения его в практику. На разных этапах обучения учащиеся используют различные типы проектов: начинают и обучаются на творческих и практико- ориентированных проектах, на уроках используют игровые, а в с т а р ш е м з в е н е р а б о т а в е д е т с я н а д и с с л е д о в а т е л ь с к и м и п р о е к т а м и . Знания, полученные учащимися, проверяются практически на материалах своих, индивидуальных, проектов. Учащиеся имеют возможность обмена опытом со своими товарищами. В результате проведения занятий установлено, что при таком подходе значительно повышается успешность образования учащихся, повышается интерес к изучаемому предмету и к возможностям компьютерных технологий.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшест - вующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с новыми - теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. При всей кажущейся банальности сказанного об этом часто забывают. Для успешной организации деятельности с использованием метода проектов, учитель должен:  создать мотивацию;  создать образовательную среду;  определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы;  уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;  представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования;  организовать работу (в малых группах, индивидуально);  владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования,  выдвигать гипотезы, аргументировать свои выводы и т.п.:  консультировать (по методу убывающих подсказок);  иметь критерии объективной оценки. Школа предоставляет каждому ученику возможность удовлетворения своих познавательных потребностей. Даже если способности учащегося не позволяют в урочное время показать свои высокие достижения, учащийся при полной поддержке педагога занимается исследовательской деятельностью по интересующей его проблеме в любой из областей наук. И продемонстрировать результаты своей работы он может не только в стенах своего класса и школы, но и принимая участие в различного уровня конкурсах. Методика защиты проектов может быть использована на уроках, внеурочной деятельности, для итоговой аттестации по разным предметам и помогает проводить планомерную работу с ребятами с ограниченными возможностями . Литература: 1. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М. 1996. С. 341-402. 2. Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар, 2001. 3. Бондарев В.П. Технология педагогическою сопровождения учащихся в образовательном процессе // Интернет-журнал «Эйдос». 2001. 19 мая. eidosjoumal/200l/0519-02.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: list@eidos. 4. Гуревин А.В. Развитие метода проектирования в образовании: социализационный аспект // Проектные и исследовательские методы в московском образовании: опыт работы городских сетевых экспериментальных площадок. М., Пушкинский институт, НИИ Инновационных стратегий общего образования, 2007. 5. Е Голубева « Школьный психолог» № 5, 2007


В раздел образования