Автор: Казанкина Ирина Михайловна Должность: учитель физики Учебное заведение: МАОУ СОШ № 14 Населённый пункт: Курганинский район Наименование материала: статья Тема: Проектная технология в современном образовании. Раздел: среднее образование
Проектная технология в современном образовании.
учитель физики
высшей категории
Казанкина И.М.
Проектная деятельность человека обусловлена его способностью, строить в своём сознании
идеальные модели, с одной стороны, отражающие действительность, а с другой — отражающие
его субъективный мир, ценности и цели. Таким образом, в проекте проявляется и наше
представление о реальности, и стремление к её усовершенствованию, представление о желаемом и
должном состоянии реального мира. Теоретики и методисты отмечают уникальность применения
метода проектов для решения всех задач, стоящих перед человеком: образовательных, научных, соци-
ально-бытовых, коммуникативных. Владение проектным методом приобрело сейчас особенно большое
значение и для решения проблемы ориентации в современной жизни. Изменения в ней происходят так
стремительно, что приспособиться к ним «вписаться» в них не так-то просто. «Выход может состоять в
том, чтобы иметь собственный вектор движения». «Проект позволяет адекватно включать подростков в
разные типы социальных практик, развивать их социальную активность, способность к социальному
действию. То есть проект по максимуму решает задачу социализации - не просто оградить от девиации,
не просто приспособить ребенка к обществу, но и сделать его уже сейчас активным членом общества»
( Ю.В. Громыко). Ученическое проектирование решает весь комплекс задач поставленных
федеральным государственным стандартом, т. е. формирует все универсальные учебные действия
, также одна из ключевых компетенций - умение общаться. Ведь в настоящее время широко
распространено виртуальное общение, которое не несет эмоциональной составляющей общения.
В любом виде формального и неформального общения, правомерно говорить о задаче по форми-
рованию эмоционально-коммуникативной культуры школьников.
При работе ученика над проектом встает вопрос о выборе литературы: по каким источникам искать,
как из нескольких выбрать одно, как составить представление о книге, журнале, СD, фотоальбоме и т.д.
Он учится работать с библиотечными и электронными каталогами, справочно-би6лиографическим
аппаратом книги, фиксацией нужной информации, применять разные приёмы ее сохранения,
правильному грамотному оформлению ссылок, цитат, списков. Работа с разного рода информацией
способствует формированию у школьников целостного мировоззрения, помогает осуществлять
межпредметные, междисциплинарные связи. Работая над конкретным проектом, практически всегда
затрагиваются различные образовательные области. То есть, возникает естественная ситуация для
формирования представления о целостности мира. В процессе разработки своей темы учащиеся
пополняют знания и по другим предметам, черпая их из источников, используемых для создания
презентации.
Если тематика работы связана с другими учебными предметами, то вопросы интеграции необходимо
согласовать с учителем-предметником, чтобы в дальнейшем эта работа засчитывалась и по другому
предмету, была выполнена достаточно грамотно, и школьник знал и был ориентирован, где и у кого
можно будет проконсультироваться.
При подготовке к презентации ученического проекта очень важен психологический настрой ученика. Он
должен заинтересовать других своей работой, различными ее составляющими. А не быть в роли
ученика отвечающего у доски. Это позиция партнёров по общению. Конечно, в кратком изложении
материала ученик старается представить свою работу в наиболее выигрышном свете, подчеркнёт самые
яркие, интересные моменты. Выигрышное впечатление производит проектант, демонстрирующий своё
видение перспектив развития темы и возможности практического использования результатов.
Параллельно с проектом учащегося создается и учительский проект с помощью которого,
преподаватель формирует у школьников ключевые компетентности: информационные,
коммуникативные, социальные. Это очень важно для жизни. Совместная деятельность, учитель-
ученик, над проектом, благоприятна для сообщения некоторых сведении в различных областях
(теоретико-просветительского характера), и для закрепления практических навыков, тренировки их
применения в конкретных обстоятельствах, для развития творческого мышления, целеполагания,
планирования деятельности. Учитель должен определиться с собственной позицией по отношению к
ученику, распределить роли, меру ответственности за результат всего дела, расставить акценты, найти
различные по сравнению с классно-урочной ситуацией способы, формы воздействия на ученика, т.е.
построить личностную траекторию ученика. Учитель выстраивает свою деятельность в разных
направлениях: мировоззренческом, методологическом, организационно – методологическом,
информационном, психологическом.
Целевая установка проектной деятельности - это самообучение в процессе деятельности.
Овладевая методом проектов, необходимо знать, что типы проектов бывают разными, но я хочу
остановиться на следующих:
Исследовательские проекты – это небольшие научные исследования. Они аргументируют
актуальность темы, определяют проблему, предмет, объект, цели и задачи исследования.
Выдвигается гипотеза исследования, обозначается метод
исследования и проведения
эксперимента. Результат
обсуждается,
оформляется, формулируются
выводы, и
обозначается проблема на дальнейшую перспективу исследования .
Творческие проекты не имеют строго проработанной структуры и строятся в данной
логике: определение потребности, исследование, обозначение требований к объекту,
проработка идей, их анализ, выбор пути решения проблемы, планирование, изготовление,
оценка. Результат может быть представлен в любой форме: видеофильм, праздник, репортаж,
изделие, слайд-шоу и т д.
Приключенческие (игровые) проекты предполагают, что ученик берет на себя роль,
определяемую проектом. Основной вид деятельности - ролевая игра. Он может имитировать
социальные и деловые отношения в ситуациях, придуманных участниками, определенных
литературных или исторических персонажей. Но обязательно должна быть поставлена цель
проекта и обозначена проблема, а в конце проекта соотнесены полученные результаты с
поставленной целью.
Информационные проекты учат детей получать, добывать, анализировать информацию.
Ученики используют различные методы получения информации (базы данных, электронные
и библиотечные каталоги, СМИ, литературу, методы анкетирования), ее обработки (анализ,
обобщение,
аргументированные выводы) и представления (презентации, доклады,
публикации, слайд-шоу).
Практико-ориентированные проекты. Это проекты, ориентированные на конечный
результат, возможность внедрения его в практику.
На разных этапах обучения учащиеся используют различные типы проектов: начинают и
обучаются на творческих и практико- ориентированных проектах, на уроках используют игровые, а в
с т а р ш е м
з в е н е
р а б о т а
в е д е т с я
н а д
и с с л е д о в а т е л ь с к и м и
п р о е к т а м и .
Знания, полученные учащимися, проверяются практически на материалах своих, индивидуальных,
проектов. Учащиеся имеют возможность обмена опытом со своими товарищами. В результате
проведения занятий установлено, что при таком подходе значительно повышается успешность
образования учащихся, повышается интерес к изучаемому предмету и к возможностям компьютерных
технологий.
Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение
выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшест -
вующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно
вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания,
предложенные
на
выбор
учителем,
должны
обязательно
предусматривать
использование
школьниками
хорошо
знакомых
им
знаний
в
сочетании
с
новыми
-
теми,
что
предстоит
приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к
новым знаниям. При всей кажущейся банальности сказанного об этом часто забывают.
Для успешной организации деятельности с использованием метода проектов, учитель должен:
создать мотивацию;
создать образовательную среду;
определить, чему должны научиться учащиеся в результате
работы;
уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений;
представлять возможные способы презентации ситуаций для
осмысления проблемы исследования;
организовать работу (в малых группах, индивидуально);
владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования,
выдвигать гипотезы, аргументировать свои выводы и т.п.:
консультировать (по методу убывающих подсказок);
иметь критерии объективной оценки.
Школа предоставляет каждому ученику возможность удовлетворения своих познавательных
потребностей. Даже если способности учащегося не позволяют в урочное время показать свои высокие
достижения, учащийся при полной поддержке педагога занимается исследовательской деятельностью по
интересующей его проблеме в любой из областей наук. И продемонстрировать результаты своей работы
он может не только в стенах своего класса и школы, но и принимая участие в различного уровня
конкурсах. Методика защиты проектов может быть использована на уроках, внеурочной
деятельности, для итоговой аттестации по разным предметам и помогает проводить планомерную
работу с ребятами с ограниченными возможностями .
Литература:
1.
Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования. М. 1996. С.
341-402.
2.
Бедерханова В.П. Становление личностно-ориентированной позиции педагога. Краснодар,
2001.
3.
Бондарев В.П. Технология педагогическою сопровождения учащихся в образовательном
процессе // Интернет-журнал «Эйдос». 2001.
19 мая. eidosjoumal/200l/0519-02.htm. В надзаг: Центр дистанционного
образования «Эйдос», e-mail: list@eidos.
4.
Гуревин А.В. Развитие метода проектирования в образовании: социализационный аспект //
Проектные и исследовательские методы в московском образовании: опыт работы городских
сетевых экспериментальных площадок. М., Пушкинский институт, НИИ Инновационных
стратегий общего образования, 2007.
5.
Е Голубева « Школьный психолог» № 5, 2007