Напоминание

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ


Автор: Никулина Наталья Васильевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Чистогорский детский сад№2" комбинированного вида
Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий р-он, п. Чистогорский
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ

Проводится

учителем



логопедом

с

педагогами

ДОУ.

Во

время

выступления

рекомендуется

использование

презентации,

как

дополнительный

наглядный

материал.

Музыкальное сопровождение эмоционально окрасит выполнение упражнений.

Цель:
Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить воспитателей с инновационной здоровьесберегающей технологией -«биоэнергопластика». 2. Внедрить в воспитательно-образовательный процесс ДОУ инновационную здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику». 3. Рекомендовать воспитателям артикуляционные упражнения с применением «биоэнергопластики». Чем больше уверенности в движении детской руки, тем ярче речь ребёнка! В.А. Сухомлинский
Теоритическая часть:

1.

Теоретические подходы к использованию биоэнергопластики

Медицинский аспект проблемы
Неврологические основы речи. Только человек оказался способен к развитию членораздельной речи. Зависит это от особенностей строения мозга. И.П. Павлов назвал мозг органом приспособления к окружающей среде. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут механизмы его приспособления. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого составляет 350- 400гр., к году - он утраивается, к шестилетнему возрасту - близок к весу мозга взрослого человека Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Сенсорная (импрессивная) речь - это восприятие и понимание речи. Это зона Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам. Различают и моторную ( экспрессивную) зону- произнесение звуков речи самим человеком. Это зона Брока. При поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает только бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона Брока у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве - в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь возможно восстановить. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства
речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон Вернике и Брока для развития и сохранения речи, их утрата компенсируется только частично. При рождении у ребенка не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности полушарий. На втором году жизни ребенка начинают выявляться некоторые различия — формируются речевые области в левом полушарии. К двум годам развитие речевых областей в основном заканчивается. Вот поэтому чрезвычайно важно знать неврологические основы мозга, чтобы поставить правильный диагноз в наиболее сложных случаях и грамотно подобрать методику коррекции речи. Работая с детьми-логопатами, используя систему игр и упражнений «Биоэнергопластика» формируется мелкая моторика пальцев рук, совершенствуется общая моторика, которая оказывает положительное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности ребёнка.
2.

Практическое

использование

биоэнергопластики. Поэтапное

внедрение игр

и

упражнений по биоэнергопластике.

Введение
Что такое биоэнергопластика? Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:  «био» — человек как биологический объект;  «энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;  «пластика» — плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью, энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью. Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки.
Актуальность
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.) подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том, что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык. Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание, память, мышление, речь. Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Комплекс упражнений, согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики

• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики). • Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки). • Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей руки. Постепенно подключается вторая рука).
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед зеркалом. Рука в упражнение не вовлекается. Педагог, демонстрирующий упражнение, сопровождает показ одной рукой. 2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука. 3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными. 4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное упражнение или удерживает позу с одновременными движениями обеих рук, которые имитируют движения артикуляционного аппарата. 5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой персонаж (например: « Волшебные перчатки», «Обезьянка», «Змейка», «Лягушка»), счёт, музыка, стихи.
Преимущества биоэнергопластики:
 оптимизирует психологическую базу речи;  улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;  способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;  синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их результативность;  позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений по ощущениям. Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий в образовательной области "Коммуникация".
Заключение
Использование биоэнергопластики в ДОУ способствует повышению работоспособности воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики. Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя вместе. Темп выполнения – медленный. Постепенно темп выполнения увеличивается. Дети ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики.
Расположить ладони перед собой, выпрямив и раздвинув пальцы. Сжимать и разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и закрывая рот.
Лодочка.
Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в другой.
Пароход.
Обе ладони соединены «ковшиком», все пальцы, кроме больших, направлены в сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка.
Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону «от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом, при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья.
Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть кисти рук, поболтать языком.
Корни.
Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку.
Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола, «клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять «голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит.
Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести – это «голова» птицы. Остальные пальцы-«крылья». Помахать ими, «крылья» вверх- язык высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Цветок.
Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-, не произнося его.
Кошечка.
Две ладошки одновременно сжать в кулачки и поставить на стол, затем одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота.
Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт. Ворота открываются - рот широко открывается.
Колечко.
Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой руке.

Человечек.
Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
Пчела.
Выпрямить указательный палец, остальные пальцы прижать к ладони большим пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать круговые движения.
Часики.
Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево- вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
Качели.
Движение ладони с сомкнутыми пальцами вверх-вниз, одновременно язык поднимается вверх-вниз.
Футбол.
Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.
Улыбка.
Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики расправляются и удерживаются одновременно с улыбкой 5сек., на счёт два – ладонь сворачивается в кулак.
Дудочка.
Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
Горка.
Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.
Творческая часть:
- Предлагается педагогам самостоятельно выразить пальчиками символ (фигурку) того или иного животного или природного явления. (К примеру, легко изобразить рукой гусеницу, а потом крылья бабочки и составить из этого маленькую сценку.) - Предлагается придумать артикуляционную сказку (историю) с использованием биоэнергопластических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубновский С.М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией к.м.н. Бубновского С.М.. М.: 1998. 2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство Детство-Пресс», 2011 3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера, 2001. 4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М.Сфера, 2001 5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.


В раздел образования