БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
Автор: Никулина Наталья Васильевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Чистогорский детский сад№2" комбинированного вида Населённый пункт: Кемеровская область, Новокузнецкий р-он, п. Чистогорский Наименование материала: Методическая разработка Тема: БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ Раздел: дошкольное образование
БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА – ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ДОУ
Проводится
учителем
–
логопедом
с
педагогами
ДОУ.
Во
время
выступления
рекомендуется
использование
презентации,
как
дополнительный
наглядный
материал.
Музыкальное сопровождение эмоционально окрасит выполнение упражнений.
Цель: Применение здоровьесберегающих технологий (биоэнергопластики) в воспитательно-
образовательном процессе ДОУ.
Задачи:
1. Познакомить
воспитателей
с
инновационной
здоровьесберегающей
технологией
-«биоэнергопластика».
2. Внедрить
в
воспитательно-образовательный
процесс
ДОУ
инновационную
здоровьесберегающую технологию «биоэнергопластику».
3. Рекомендовать
воспитателям
артикуляционные
упражнения
с
применением
«биоэнергопластики».
Чем больше уверенности в движении детской руки,
тем ярче речь ребёнка!
В.А. Сухомлинский
Теоритическая часть:
1.
Теоретические подходы к использованию биоэнергопластики
Медицинский аспект проблемы
Неврологические основы речи. Только человек оказался способен к развитию членораздельной
речи.
Зависит
это
от
особенностей
строения
мозга.
И.П.
Павлов
назвал
мозг
органом
приспособления к окружающей среде. Чем сложнее мозг, тем совершеннее и тоньше будут
механизмы его приспособления. Ребенок рождается с очень незрелым мозгом, вес которого
составляет 350- 400гр., к году - он утраивается, к шестилетнему возрасту - близок к весу мозга
взрослого человека
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы
артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга. Сенсорная (импрессивная) речь
- это восприятие и понимание речи. Это зона Вернике. Поражение верхней височной извилины
приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике,
как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее их звуковые
образы, и он всю жизнь пользуется этой картотекой. Если произошло поражение этой зоны, то
хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, человек перестает понимать слова. При
нормальном слухе он остается глухим к словам. Различают и моторную ( экспрессивную) зону-
произнесение звуков речи самим человеком. Это зона Брока. При поражении мозга в области
второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он
издает только бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие.
Эта речевая моторная зона Брока у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в
большинстве - в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ
происходит в зоне Брока. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но
все же речь возможно восстановить. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты
подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства
речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон Вернике и Брока для развития и
сохранения речи, их утрата компенсируется только частично.
При рождении у ребенка не удается обнаружить различий ни в строении, ни в деятельности
полушарий.
На
втором
году
жизни
ребенка
начинают
выявляться
некоторые
различия
—
формируются речевые области в левом полушарии. К двум годам развитие речевых областей в
основном
заканчивается. Вот поэтому чрезвычайно важно знать неврологические основы
мозга, чтобы поставить правильный диагноз в наиболее сложных случаях и грамотно подобрать
методику коррекции речи. Работая с детьми-логопатами, используя систему игр и упражнений
«Биоэнергопластика»
формируется
мелкая
моторика
пальцев
рук,
совершенствуется
общая
моторика,
которая
оказывает
положительное
влияние
на
активизацию
интеллектуальной
деятельности ребёнка.
2.
Практическое
использование
биоэнергопластики. Поэтапное
внедрение игр
и
упражнений по биоэнергопластике.
Введение
Что такое биоэнергопластика?
Биоэнергопластика включает в себя три базовых понятия:
«био» — человек как биологический объект;
«энергия» — сила, необходимая для выполнения определенных действий;
«пластика» —
плавные
движения тела,
рук,
которые
характеризуется
непрерывностью,
энергетической наполненностью, эмоциональной выразительностью.
Биоэнергопластика - это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти
руки.
Актуальность
Исследования отечественных физиологов (М. М. Кольцова, В. М. Бехтерев, А.А. Леонтьев и др.)
подтверждают связь развития рук с развитием мозга. В головном мозге человека центры,
отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую
моторику
и
активизируя
тем
самым
соответствующие
отделы
мозга,
мы
активизируем
и
соседние зоны, отвечающие за речь. Взаимосвязь моторной и речевой зон проявляется в том,
что человек, который затрудняется с выбором подходящего слова, помогает себе жестами, и
наоборот: сосредоточенно рисующий или пишущий ребенок непроизвольно высовывает язык.
Биоэнергопластика синхронизирует работу полушарий головного мозга, улучшая внимание,
память, мышление, речь.
Принцип биоэнергопластики - сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного
аппарата,
движения
рук
имитируют
движения
речевого
аппарата.
Комплекс
упражнений,
согласно принципу биоэнергопластики, способствует развитию подвижности артикуляционного
аппарата, что, в свою очередь, оказывает влияние на точность в усвоении артикуляционных
укладов.
Этапы работы с применением биоэнергопластики
• Диагностический (сбор анамнеза, обследование общей, мелкой и артикуляционной моторики).
• Эмоциональный (создание положительного настроя с помощью модифицированной игрушки).
• Основной (отработка артикуляционных упражнений с последующим подключением ведущей
руки. Постепенно подключается вторая рука).
Особенности работы с применением биоэнергопластики.
1. Знакомство с артикуляционным упражнением по стандартной методике. Отработка его перед
зеркалом.
Рука
в
упражнение
не
вовлекается.
Педагог,
демонстрирующий
упражнение,
сопровождает показ одной рукой.
2. К артикуляционному упражнению присоединяется ведущая рука.
3. Движения кисти руки должны стать раскрепощенными, плавными.
4. Постепенно подключается вторая рука. Таким образом, ребёнок выполняет артикуляционное
упражнение
или
удерживает
позу
с
одновременными
движениями
обеих
рук,
которые
имитируют движения артикуляционного аппарата.
5. С целью повышения заинтересованности ребёнка в таких упражнениях применяются игровой
персонаж
(например:
«
Волшебные
перчатки»,
«Обезьянка»,
«Змейка»,
«Лягушка»),
счёт,
музыка, стихи.
Преимущества биоэнергопластики:
оптимизирует психологическую базу речи;
улучшает моторные возможности ребёнка по всем параметрам;
способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов;
синхронизация работы речевой и мелкой моторики сокращает время занятий, усиливает их
результативность;
позволяет быстро убрать зрительную опору – зеркало и перейти к выполнению упражнений
по ощущениям.
Предложенное направление может использоваться воспитателями при проведении мероприятий
в образовательной области "Коммуникация".
Заключение
Использование
биоэнергопластики
в
ДОУ
способствует
повышению
работоспособности
воспитанников, активизации познавательного интереса, благотворно воздействует на психику
дошкольника, на его состояние физического и психического здоровья, обеспечивает успешность
ребенка в процессе непосредственной образовательной деятельности.
Практическая часть:
Артикуляционные упражнения с применением биоэнергопластики.
Все упражнения можно делать сидя или стоя. Основное исходное положение практически
одинаково: голова в положении прямо, губы и зубы сомкнуты, руки согнуты в локтях на уровне
груди.
Ручная поза: все упражнения выполняются сначала одной, затем другой рукой, а в завершение
двумя вместе.
Темп
выполнения
–
медленный.
Постепенно
темп
выполнения
увеличивается.
Дети
ориентируются на темп, заданный взрослым, на его счет и образец движения руки.
Фонарики. Расположить
ладони
перед
собой,
выпрямив
и
раздвинув
пальцы.
Сжимать
и
разжимать пальцы на обеих руках одновременно, сопровождая движения ртом, открывая и
закрывая рот.
Лодочка. Обе ладони поставлены на ребро и соединены «ковшиком», большие пальцы прижаты
к ладоням. «Лодочка плывёт», одновременно язычок скользит по губам из одного уголка губы в
другой.
Пароход. Обе
ладони
соединены
«ковшиком»,
все
пальцы,
кроме
больших,
направлены
в
сторону «от себя», а большие пальцы подняты вверх и соединены – это «труба», одновременно
двигая руками в стороны, как бы слегка покачивая, прищёлкивать губами.
Речка и рыбка. Выпрямленные ладони прижаты друг к другу. Пальцы направлены в сторону
«от себя». Поворачивать сомкнутые ладони вправо и влево, имитируя движение рыбки хвостом,
при этом язычок упирается то в одну, то в другую щёку.
Деревья. Расположить кисти рук перед собой, ладонями к себе. Пальцы разведены в стороны и
напряжены. Язычок упирается в верхнюю губу. После выполнения упражнения встряхнуть
кисти рук, поболтать языком.
Корни. Ладони опущены вниз. Пальцы разведены в стороны и напряжены. Удерживать руки и
язык, упёртый в нижнюю губу, в таком положении на счёт до пяти – десяти. После упражнения
расслабить кисти рук, встряхнуть руками и поболтать языком.
Птичка пьёт водичку. Пальцы сложить «щепотью» - это клюв. Не отрывая локоть от стола,
«клювом» коснуться стола. Далее – имитировать движения птицы: захватить «воду», поднять
«голову», пощелкать клювом при этом губы сделать трубочкой и пошевелить ими.
Птичка летит. Руки положить перед собой (ладонями к себе). Большие пальцы переплести –
это
«голова»
птицы.
Остальные
пальцы-«крылья».
Помахать
ими,
«крылья»
вверх-
язык
высунуть, «крылья» вниз- язык убрать.
Цветок. Ладони подняты вверх, пальцы образуют «бутон», основания кистей прижаты друг к
другу. Цветок распускается: разводим одновременно пальцы рук в стороны, ртом имитируя при
этом звук –а-, не произнося его, потом сводим пальцы вместе, имитируя ртом при этом звук –у-,
не произнося его.
Кошечка. Две
ладошки
одновременно
сжать
в
кулачки
и
поставить
на
стол,
затем
одновременно выпрямить и прижать ладони к столу. На сжатые кулачки кошечка сердится, на
прижатые ладони к столу- кошечка улыбается.
Ворота. Ладони поставить на ребро, пальцами друг к другу- «ворота» закрыты, рот закрыт.
Ворота открываются - рот широко открывается.
Колечко. Соединить большой и указательный пальцы вместе, в колечко. Остальные пальцы
выпрямить, поднять вверх и прижать друг к другу. Губы округлить – в и. п. то же на другой
руке.
Человечек. Указательный и средний пальцы вытянуть и опустить вниз, средний и безымянный
пальцы прижать к ладони большим пальцем. Указательный и средний пальцы передвигать по
поверхности стола, имитируя движения ног, одновременно двигая челюстями вправо, влево.
Пчела. Выпрямить
указательный
палец,
остальные
пальцы
прижать
к
ладони
большим
пальцем. Вращая указательным пальцем по кругу, при этом языком в закрытом рту делать
круговые движения.
Часики. Сопровождает сжатая и опущенная вниз ладонь, которая движется под счёт влево-
вправо, при этом язычок движется влево-вправо.
Качели. Движение
ладони
с
сомкнутыми
пальцами
вверх-вниз,
одновременно
язык
поднимается вверх-вниз.
Футбол. Ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперёд, под счёт кисть руки
поворачивается вправо-влево, язычок упирается поочерёдно в щёки.
Улыбка. Пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка. Под счёт один-пальчики
расправляются
и
удерживаются
одновременно
с
улыбкой
5сек.,
на
счёт
два
–
ладонь
сворачивается в кулак.
Дудочка. Ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему. Губы дудочкой.
Горка. Согнутая ладонь опущена, язык упирается в нижние зубы.
Творческая часть:
- Предлагается педагогам самостоятельно выразить пальчиками символ (фигурку) того или
иного животного или природного явления. (К примеру, легко изобразить рукой гусеницу, а
потом крылья бабочки и составить из этого маленькую сценку.)
-
Предлагается
придумать
артикуляционную
сказку
(историю)
с
использованием
биоэнергопластических упражнений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бубновский С.М. Теория и методика кинезитерапии методическое пособие/ под редакцией
к.м.н. Бубновского С.М.. М.: 1998.
2. Бушлякова Р. Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой. М.: «Издательство
Детство-Пресс», 2011
3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. М.: Сфера,
2001.
4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. М.Сфера, 2001
5. Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности
и культуры устной речи у детей. М.: Аркти, 2001.