Автор: Рябова Светлана Анатольевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБДОУ № 137 Выборгского района Населённый пункт: г. Санкт - Петербург Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание дошкольников Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание дошкольников.
воспитатель высшей категории
Рябова Светлана Анатольевна
ГБДОУ № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
В
содержании
Федеральных
государственных
образовательных
стандартах
дошкольного
образования
отмечается
острая
необходимость
активизации
процесса
воспитания
патриотизма
дошкольника. Дети в
этом
возрасте
очень
любознательны,
отзывчивы,
восприимчивы.
Они
умеют
искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас, воспитателей, это время
благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности
для систематического и последовательного нравственного воспитания детей.
Происходит
формирование
духовной
основы
ребенка,
эмоций,
чувств,
мышления, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в
социально-экономической,
политической,
культурной
и
прочих
сферах
общественной жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания
подрастающего
поколения.
В
связи
с
этим
проблема
патриотического
воспитания детей становится одной из актуальнейшей.
Одно из направлений нашей работы - история страны. Как научить
детей любить нашу Родину? Такую, какая она есть. Чем заинтересовать
ребенка? Это наша многовековая история. Цель работы - воспитывать у детей
чувство
патриотизма.
Мы
проводим
мероприятия,
которые
позволяют
формировать
уважительное
отношение
к
истории
города,
страны,
ее
традициям. Одной из задач мы ставим приобщение дошкольников к истории
и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание
любви и привязанности к родному краю. В общий план образовательной
работы входит пункт работы с региональным материалом. Мы живем в г.
Санкт- Петербурге, и гордимся историей своего города. И хотим пробудить в
детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих полководцев,
ученых, освободителей мира от фашистов, космонавтов.
Система
патриотического
воспитания
охватывает
все
уровни
воспитательной деятельности и реализуется через такие формы работы:
создание развивающей среды
тематические беседы
взаимодействие с родителями
взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музеи)
Предметно – пространственная среда насыщена такими материалами и
пособиями,
чтобы
ребенок,
играя,
выполняя
самостоятельную
работу,
постепенно
впитывал
особенности
культуры,
быта
своего
народа.
Дидактические
игры,
лото,
разрезные
картинки,
пазлы
содержат
краеведческий материал. Книги, альбомы находятся в доступном месте для
р е б е н к а
и
з н а ко м я т
д е т е й
с
го р од о м ,
е го
с и м в о л и к о й ,
достопримечательностями, национальными особенностями жителей.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит от
родителей, от семьи. При работе с родителями мы используем такие формы
работы:
консультации
совместные физкультурные досуги
музыкальные праздники
детские работ, выполненные совместно с родителями
тематические выставки и проекты
Родители являются активными участниками педагогического процесса.
Накануне
годовщины
великой
Победы
–
телевизионные
каналы
переполнены
фильмами
о
Великой
Отечественной
войне,
историческими
программами,
песнями
той
эпохи.
Многочисленные
общественные
организации
попытаются
привлечь
внимание
детей
к
тем
героическим
событиям,
проводя
тематические
занятия,
организуя
просмотр
фильмов
военных
лет,
посещение
мест
прошедших
боев.
Только
вот
восприятие
детьми старшего дошкольного возраста событий более чем семидесятилетней
давности становится все более отстраненным и отчужденным. Фильмы о
фронтовой
жизни
воспринимаются
как
приключенческие
картины
со
спецэффектами.
Песни
же
военных
лет
вообще
вызывают
скуку
и
пропускаются мимо ушей как формальные речи в начале торжественных
праздничных митингов.
Как же достучаться до детских сердец, чем вызвать неподдельный
интерес и оставить след в памяти. Причем не просто след в виде сведений о
событиях и датах, а глубокое понимание того, что пережили их прадеды, как
выжили
и
победили.
Здесь
надо
применить
что-то
берущее
за
душу
и
откровенное.
Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой, — эти
слова из песни к фильму «Офицеры» не просто красивая фраза, это правда. В
истории каждой фамилии найдутся деды и прадеды, чьи жизни послужили
прототипами героям книг и песен. Надо только уделить время и донести до
своих детей память о своих героических предках, тогда фильмы о войне
станут восприниматься частью своей собственной истории.
В предверии великой даты
Дня Победы, беседы с детьми в этом
учебном
году,
мы
посвятили
Великой
Отечественной
Войне
(ВОВ).
Познакомили детей с военной техникой времен ВОВ, с городами – героями,
орденами и медалями, рассказали о прорыве и снятии блокады. Дети с
увлечением
слушают
рассказы
о
подвигах
народа
в
годы
ВОВ,
готовят
поздравительные
открытки,
читают
стих,
поют
песни
на
военную
тему,
играют с солдатиками. Во всех видах детской деятельности решаются задачи
по патриотическому воспитанию:
расширить знания детей о ВОВ
познакомить с подвигами народа в годы ВОВ
воспитывать у детей уважение к старшему поколению
воспитывать гордость за героизм нашего народа, единения с людьми
разных национальностей в борьбе за мир
расширить знания о государственных праздниках и истории нашей
страны
закрепить представление о празднике Дне Победы
Вот некоторые выдержки из итоговой беседы посвященной Дню Победы:
«Дорогие ребята, вы родились и живете в мирное время и не знаете, что
такое
война.
Но
не
все
могут
испытывать
такое
счастье.
Во
многих
местах нашей Земли происходят военные конфликты, в которых погибают
люди, разрушаются жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это не
идет ни в какое сравнение с тем, какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она
была развязана Германией, Италией и Японией. В эту войну было втянуто
61 государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на
стороне России; показать на карте, отметить страны флагами). Всего в
войне участвовало 1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из
каждых
10
человек
в
войне
участвовало
8.
Поэтому
такую
войну
и
называют мировой.
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города,
страны и даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают
легенды, сочиняют стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта
память передаётся из поколения в поколение.
Одним из таких событий
стала Великая Отечественная война нашего народа против фашистской
Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война.
Долгие
4
года
до
9
мая
1945
года
наши
деды
и
прадеды
боролись
за
освобождение
родины
от
фашизма.
Они
делали
это
ради
будущих
поколений, ради нас. Давайте рассказывать об этой справедливой войне
нашим детям и внукам, чтобы помнили. Нападение Германии на Советский
Союз было неожиданным. Был нанесен удар неведомой силы. Гитлер напал
на Советский Союз (Так раньше называлось наше Отечество) сразу на
большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор (почти
по всей нашей Западной границе, можно показать на карте). Его войска
пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно
спящим селам, и городам, самолеты врага стали бомбить железные дороги,
вокзалы, аэродромы. Первыми кто принял бой - это были "пограничники".
Отвагу и доблесть проявили при защите города Брест. (Брестская крепость
- показ иллюстраций).
Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию, Гитлер хотел
превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на
Германию,
хотел
уничтожить
науку,
культуру,
искусство,
запретить
образование в России. Самые кровопролитные битвы прошли: под Москвой,
Сталинград, Ленинград, Курская дуга (самая крупная танковая битва, показ
на карте места, иллюстрации).
Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Ребята, а как вы понимаете
слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)
Подвиг - это когда человек отдает себя людям, во имя людей жертвует
всем, даже собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех,
сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на
защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы. Когда фашистская
Германия мощь своих танков, самолетов, орудий и снарядов, обрушила на
наше
государство,
нужно
было
быть
очень
сильным
народом,
иметь
стальной
характер,
обладать
великой
нравственной
силой,
чтобы
противостоять врагу, побороть его несметные силы.
1 Ребенок:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
2 Ребенок:
По пыльной дороге идут на войну
Солдаты, свою защищая страну.
Они не жалеют ни крови, ни жизни-
В сердцах у них смелость и верность Отчизне.»
На
современном
этапе
нужно
воспитывать
будущего
гражданина,
патриота своей страны. Дошкольникам доступно чувство любви к родному
городу, природе, к своей Родине. Это и есть начало патриотизма. Это чувство
не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного
воспитательного воздействия на человека, начиная с самого раннего возраста.