Союз семьи и школы – необходимые условия формирования личности гражданина и патриота у младших школьников
Автор: Пойлова Елена Ивановна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "СОШ №35" Населённый пункт: Кемеровская область, г.Осинники Наименование материала: статья Тема: Союз семьи и школы – необходимые условия формирования личности гражданина и патриота у младших школьников Раздел: начальное образование
Союз семьи и школы – необходимые условия формирования личности
гражданина и патриота у младших школьников
Е. И. Пойлова,
г. Осинники, Кемеровская область
В
правительственной
программе
«Патриотическое
воспитание
граждан
Российской
Федерации
на
2006-2010
годы»
подчеркивается,
что
«система
образования
призвана
обеспечить
воспитание
патриотов
России,
граждан
правового, демократического, социального государства, уважающих права и
свободы
личности,
обладающих
высокой
нравственностью
и
проявляющих
национальную и религиозную терпимость».
В последние десятилетия в России прошли экономические и политические
изменения,
которые
привели
к
значительной
социальной
дифференциации
населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти
изменения
снизили
воспитательное
воздействие
российской
культуры
и
образования
как
важнейших
факторов
формирования
чувства
патриотизма.
Стало все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного
гражданского и патриотического сознания.
Россия
сегодня
остро
нуждается
в
гражданах,
осознающих
свою
ответственность за судьбу страны. Наша задача, задача родителей, учителей,
политиков, общественности заключается в том, чтобы воспитать таких граждан.
А для этого нашим детям в первую очередь необходимо прививать любовь к
своей Родине, чувства гражданского долга.
Патриотизм
и
гражданственность
включают
в
себя
взаимосвязанную
совокупность
нравственных
чувств
и
черт
поведения:
любовь
к
Родине,
лояльность в отношении к политическому строю; следование и умножение
традиций своего народа; бережное отношение к историческим памятникам и
обычаям родной страны; привязанность и любовь к родным местам; стремление
к укреплению чести и достоинства Родины, готовность и умение защищать её;
воинская храбрость, мужество и самоотверженность; нетерпимость к расовой
национальной неприязни; уважение обычаев культуры других стран и народов,
стремление к сотрудничеству с ними.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь
из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый
ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного
патриотического самосознания, до осознания любви к своему отечеству.
Младший
школьный
возраст
–
один
из
самых
ответственных
этапов
формирования личности, основанный в большинстве случаев на осознанном
восприятии
ребенка
суммы
знаний,
умений,
навыков,
национальных
и
общественных
ценностей.
Впечатления
детства
глубоки
и
неизгладима
в
памяти
каждого
человека.
Они
образуют
фундамент
для
развития
его
нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно
полезной и творческой деятельности.
Патриотизм младшего школьника характеризуется желанием ребенка активно
взаимодействовать
с
близким
и
понятным
ему
окружающим
миром,
проявлением
любознательности.
Сущность
воспитания
патриотизма
заключается
в
том,
чтобы
«завести»
у
ребенка
«внутренний
механизм»,
сформировать
отзывчивость.
Воспитание
патриотизма
у
детей
успешно
осуществляется в процессе познания им родного дома, природы, культурного
наследия родного края и эмоционального взаимодействия с окружающими.
Патриотическое воспитание пронизывает все сферы деятельности ребенка, при
этом акцент делается на воспитании любви к родному дому, природе, культуре
малой родины и чувство сопричастности, привязанности к ним.
Должна
ли
школа
во спитывать
гражданина
и
патриота?
Д а ,
общеобразовательные
учреждения
должны
воспитывать
гражданина
и
патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к
жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные
учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями
обучающихся.
Интеграция
воспитательных
усилий
семьи
и
школы
имеет
большое значение для духовно-нравственного развития школьника.
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных
социологических опросов 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что ребенок в
ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно оценивают
действия
педагогов.
Многие
из
них
считают,
что
у
педагогов
низкий
профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в ножницы
между школой и семьей, дети вынуждены лавировать, приспосабливаться, что
приводит в конечном счете к безнравственности. В свою очередь, изменилась
сегодня и семья.
Многие родители предпочитают не думать о том, кого они хотят вырастить,
каким будет их ребенок. Однако есть большая группа родителей, которые еще
до рождения ребенка заранее определяют, каким он должен быть, как он должен
учиться,
какую
профессию
ему
предопределено
иметь.
Такое
проективное
отношение
к
собственному
ребенку
тоже
иногда
приводит
к
большим
разногласиям и непониманию между родителями и детьми.
Все труднее педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во
многих семьях считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу
возникающих проблем в воспитании ребенка.
Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы,
педагоги
делают
порой
просто
невозможное,
чтобы
взаимодействие
с
родителями
учащихся
было
эффективным.
А
эффективным
сотрудничество
будет
только
в
том
случае,
если
оно
направлено
на
создание
единого
воспитательного поля, единой социальной среды, где наивысшие социальные
ценности понимаются как основа жизни, достойной Человека.
Я считаю, что воспитание патриотизма и гражданственности в рамках не
только семьи, но и школы потенциально создает условия для более глубокого и
целостного принятия идейно-патриотических взглядов, поскольку в младшем
школьном
возрасте
семья
по-прежнему
является
для
детей
референтной
группой, ее влияние очевидно и бесспорно, однако постепенно растет значение
школы,
школьного
воспитания.
В
связи
с
этим
взаимодействие
этих
двух
субъектов
воспитание
младших
школьников,
по
моему
мнению,
наиболее
эффективно
в
вопросах
формирования
гражданско-патриотических
взглядов
ребенка.
Я глубоко убеждена, что главным звеном в воспитании и обучении детей
является работа в тесном контакте с родителями. Родители и педагог являются
основными
воспитателями
младших
школьников.
Поэтому
эффективность
воспитательной работы педагога во многом зависит от его умения работать с
родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их помощь и поддержку.
Деятельность родителей и педагогов может быть успешной в том случае,
если они станут союзниками, установят партнерские отношения, что позволит
им лучше узнать ребенка, глубже понять его внутренний мир. Сегодня, перед
нами стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей.
Ведь семья – основная социальная ячейка общества, в которой закладываются
основы
развития
личности.
В
семье
происходит
формирование
жизненных
ориентиров и ценностей, отношения к себе, к людям и к Отечеству. Родители
являются первыми наставниками ребенка в становлении его как гражданина.
Семья оказывает влияние на детей своим образом жизни.
При взаимодействии с родителями советуюсь, размышляю вместе с ними.
Мы
договариваемся
о
совместных
действиях,
в
которых
родители
–
мои
союзники.
Задача
учителя
и
родителей
–
создание
воспитывающей
среды,
обеспечивающей
единство
требований
семьи
и
школы.
Это
родительские
собрания,
посещение
уроков,
участие
в
подготовке
и
проведении
бесед,
классных
часов,
праздников,
организация
экскурсий,
выставок,
которые
способствуют:
- углублению знаний учащихся о Родине, своем родном крае, месте рождения
(кл. час «С чего начинается Родина?»);
- более содержательному знакомству с историей своей семьи (кл. час «Я и
моя семья»);
- воспитанию трудолюбия (трудовые акции «Школа – городу»);
-формированию
общественных
норм
морали
(кл.
час
«Как
учиться
«вежеству»?);
-пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны (кл.
час «Я – гражданин России»);
- углублению знаний об истории, традициях, культуре города и народов
России (конкурс творческих семей «Город счастливых надежд»);
- осознание значимости семьи; воспитание чувства любви и благодарности к
родителям (семейный спортивный праздник «К вершинам Олимпа»).
«Наша дружная семья – звучит гордо!» - так думают Саша и его родители,
участники
семейного
спортивного
праздника
«Папа,
мама,
я
–
спортивная
семья».
Сколько
радости,
счастья
в
лицах
этой
семьи.
Дружба,
чувство
сопереживания, гордость за семью объединяет их.
Совместная деятельность семьи и школы сближает их, помогают наладить
добрые,
неформальные
отношения
между
детьми,
родителями,
учителями.
Воспитывающий
смысл
совместных
мероприятий
в
том,
что
дети
видят
ценностное отношение родителей, а это убеждает гораздо сильнее, чем беседы
и разъяснения.
Взаимодействие
семьи
и
школы
содействуют
духовно-нравственному
развитию
и
гражданскому
воспитанию
не
только
школьников,
но
и
их
родителей.
Такое
взаимодействие
можно
рассматривать
как
социально-
педагогическую технологию нравственного оздоровления общества.