Напоминание

Использование подвижных игр на уроках "Физической культуры" в начальной школе


Автор: Привалова Ксения Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОБУ СОШ
Населённый пункт: Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Мурсалимкино
Наименование материала: статья
Тема: Использование подвижных игр на уроках "Физической культуры" в начальной школе
Раздел: начальное образование





Назад





Подвижные игры на уроках физической культуры

в начальной школе.
Подвижные игры являются неотъемлемой частью урока физической культуры в начальном общем образовании. Характерная особенность подвижных игр – комплексное воздействие и на все стороны личности ребёнка и его организм: в игре одновременно можно осуществлять физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Несмотря на то, что у младших школьников ведущим видом деятельности становится обучение, они активно включены в игровую деятельность. Подвижные игры помогают не только развивать физические качества, но и познавать окружающий мир. Знания могут добываться из игры. Свое начало подвижные игры берут в народной педагогике, они имеют национальные особенности. Разработкой теории и методики подвижных игр занимались К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и др. П.Ф.Лесгафт считал подвижную игру как упражнением, при помощи которого ребенок может активно готовится к жизни. Методика проведения подвижной игры позволяет неограниченно использовать разнообразные приемы, направленные на формирование личности ребенка. Важное значение имеет профессиональная подготовка педагога, его наблюдательность и предвидение. Методика проведения игры следующая: - выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря, предварительный анализ игры; - организация играющих, включающая их расположение и местоположение руководителя игры, объяснение игры, выделение водящих, распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников.
- наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство, дозировка нагрузки, окончание игры. Чем старше класс, тем больше в игры вводится осложнений, для преодоление трудностей, которые встречаются процессе игры и применение в связи с этим наиболее верных действий и приемов, В начальной школе подвижные игры главным образом проводятся в основной части урока, однако их использование их и в вводной и заключительной частях является допустимым и даже приветствуется. В водной части урока «Прыжки в длину» актуальна игра «Лягушка», которая обучает прыжкам и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перед началом игры учитель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить. Стоя, ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги. После овладения техникой прыжка учитель может устроить соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5 прыжков. Например, в конце урока, чтобы "собрать" внимание детей после активной физической работы. Примерными играми для заключительной части могут служить такие, как: «Запрещённое движение», «Класс, смирно!» в которой учитель подает различные строевые команды, которые дети должны исполнять в том случае, если руководитель предварительно перед командой скажет слово «класс». Если слово «класс» не произнесено, исполнять команду нельзя. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается примерно 3 мин. Побеждают те, кто по окончании игры остались в исходном положении. Требование к соблюдению правил игры и выполнению всех необходимых действий воспитывает дисциплинированность. Большое значение играм
придавала Н. К. Крупская. Она писала: «В игре развиваются физические силы ребенка, тверже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива». Проведение подвижных игр на уроках физической культуры в начальной школе способствуют развитию следующих физических качеств - быстрота реакции, глазомер, равновесие, ловкость, навыки пространственной ориентировки и многие другие. Необходимость подчинения правилам игры и соответствующая реакция на сигналы, помогает организовать и дисциплинировать детей, призывает обучающихся к контролю своего поведения, развивает его сообразительность, самостоятельность и двигательную инициативу. Подвижные игры способствуют расширению общего кругозора детей, стимулированию использования знаний об окружающей действительности и мире, человеческих поступках.


В раздел образования