Использование подвижных игр на уроках "Физической культуры" в начальной школе
Автор: Привалова Ксения Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОБУ СОШ Населённый пункт: Республика Башкортостан, Салаватский район, с. Мурсалимкино Наименование материала: статья Тема: Использование подвижных игр на уроках "Физической культуры" в начальной школе Раздел: начальное образование
в начальной школе.
Подвижные
игры
являются
неотъемлемой
частью
урока
физической
культуры
в
начальном
общем
образовании.
Характерная
особенность
подвижных игр – комплексное воздействие и на все стороны личности ребёнка
и
его
организм:
в
игре
одновременно
можно
осуществлять
физическое,
умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Несмотря на то,
что у младших школьников ведущим видом деятельности становится обучение,
они активно включены в игровую деятельность. Подвижные игры помогают не
только развивать физические качества, но и познавать окружающий мир. Знания
могут добываться из игры. Свое начало подвижные игры берут в народной
педагогике,
они
имеют
национальные
особенности.
Разработкой
теории
и
методики
подвижных
игр
занимались
К.Д.Ушинский,
Н.И.Пирогов,
Е.А.Покровский, П.Ф.Лесгафт, В.В.Гориневский, Т.И.Осокина, А.В.Кенеман и
др.
П.Ф.Лесгафт
считал
подвижную
игру
как
упражнением,
при
помощи
которого
ребенок
может
активно
готовится
к
жизни.
Методика
проведения
подвижной
игры
позволяет
неограниченно
использовать
разнообразные
приемы, направленные на формирование личности ребенка. Важное значение
имеет
профессиональная
подготовка
педагога,
его
наблюдательность
и
предвидение.
Методика проведения игры следующая:
- выбор игры и места для нее, разметку площадки, подготовку инвентаря,
предварительный анализ игры;
-
организация
играющих,
включающая
их
расположение
и
местоположение
руководителя
игры,
объяснение
игры,
выделение
водящих,
распределение на команды и выбор капитанов, выбор помощников.
- наблюдение за ходом игры и поведением играющих, судейство,
дозировка нагрузки, окончание игры.
Чем
старше
класс,
тем
больше
в
игры
вводится
осложнений,
для
преодоление трудностей, которые встречаются процессе игры и применение в связи с
этим наиболее верных действий и приемов, В начальной школе подвижные игры
главным образом проводятся в основной части урока, однако их использование их и
в вводной и заключительной частях является допустимым и даже приветствуется. В
водной части урока «Прыжки в длину» актуальна игра «Лягушка», которая обучает
прыжкам и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Перед началом игры учитель
показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.
Стоя,
ребенок
глубоко
приседает,
затем,
резко
выпрямляя
ноги,
отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время
прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги.
После
овладения
техникой
прыжка
учитель
может
устроить
соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5
прыжков.
Например,
в
конце
урока,
чтобы
"собрать"
внимание
детей
после
активной физической работы. Примерными играми для заключительной части
могут
служить
такие,
как:
«Запрещённое
движение»,
«Класс,
смирно!»
в
которой учитель подает различные строевые команды, которые дети должны
исполнять в том случае, если руководитель предварительно перед командой
скажет слово «класс». Если слово «класс» не произнесено, исполнять команду
нельзя. Тот, кто ошибся, делает шаг вперед и продолжает играть. После второй
ошибки делает еще один шаг вперед и т.д. Игра продолжается примерно 3 мин.
Побеждают те, кто по окончании игры остались в исходном положении.
Требование к соблюдению правил игры и выполнению всех необходимых
действий
воспитывает
дисциплинированность.
Большое
значение
играм
придавала Н. К. Крупская. Она писала: «В игре развиваются физические силы
ребенка,
тверже
делается
рука,
гибче
тело,
вернее
глаз,
развиваются
сообразительность, находчивость, инициатива».
Проведение подвижных игр на уроках физической культуры в начальной
школе способствуют
развитию следующих физических качеств - быстрота
реакции,
глазомер,
равновесие,
ловкость,
навыки
пространственной
ориентировки и многие другие. Необходимость подчинения правилам игры и
соответствующая
реакция
на
сигналы,
помогает
организовать
и
дисциплинировать
детей,
призывает
обучающихся
к
контролю
своего
поведения,
развивает
его
сообразительность,
самостоятельность
и
двигательную инициативу.
Подвижные игры способствуют расширению
общего кругозора детей,
стимулированию использования знаний об окружающей действительности и
мире, человеческих поступках.