Напоминание

Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников


Автор: Куртукова Елена Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №35"
Населённый пункт: Кемеровская область, г.Осинники
Наименование материала: статья
Тема: Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Внеурочная деятельность как условие создания развивающей среды

для воспитания и социализации младших школьников

Куртукова Е.М.

руководитель МО учителей начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35»

г.Осинники Кемеровская область
Об инновациях в образовании в последнее время много говорят и пишут. Развитие творчества, креативности, инновационности мышления – это условия для развития личности обучающегося, которые способствуют его успешности в обществе и востребованности в нем. Успешная социализация личности является важнейшим направлением ФГОС нового поколения. Именно через процесс воспитания человек способен на выявление, становление, развитие и самореализацию своих собственных успешных качеств личности и позитивную социализацию. Ребенку необходимы не только знания, получаемые по конкретным дисциплинам, но и умения применять их в повседневной жизни, использовать в нестандартных ситуациях для решения сложных жизненных задач. Приказом от 30 декабря 2010 года Департамента науки и образования Кемеровской области МБОУ «СОШ № 35» г. Осинники присвоен статус областной экспериментальной площадки по теме «Организация внеурочной деятельности в условиях перехода образовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (по общекультурному направлению)». Целью кропотливой работы всего коллектива стало создание условий для организации внеурочной деятельности обучающихся начальных классов в условиях перехода образовательного учреждения на новые федеральные государственные образовательные стандарты. Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека,
удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов. Работая несколько лет в рамках экспериментальной деятельности, мы пришли к выводу, что организованная система внеурочной деятельности представляет ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности учащегося, тем самым обеспечить воспитание свободной личности. Начиналась работа с анкетирования родителей. Учитывая их пожелания и наши возможности, в первый год работы были предложены кружки: «Ритмопластика», «Теннис», «Бисероплетение», «Шахматы», «Баскетбол». В течение года ребята активно занимались, принимали участие в различных конкурсах и, конечно же, были неплохие результаты. Подосенникова Ксения - 1 место в соревнованиях по настольному теннису в г. Осинники; 1 место в первенстве среди девочек Кемеровской области, 1 место по настольному теннису в первенстве спортивного клуба в г. Тольятти; Мальцев Сергей – 1 место в шахматном турнире посвященного 65-летию Победы; награжден медалью за первенство в г.Осинники; победители в фестивале прикладного творчества «Творим вместе». По окончании года педагогами был проведен конкурс «Мама, папа, я – дружная семья». Разнообразные конкурсные испытания выполнялись дружно и творчески. Мамы стряпали торты из слоеного теста, папы из радиодеталей паяльниками мастерили «Веселую семейку», а ребята подарили родителям подарки, сделанные своими руками. По окончании эксперимента, учитывая пожелания родителей, самих учащихся и, постоянное улучшение материально – технической базы (наличие третьего спортивного зала, шахматного клуба, тира для начальной школы, актового зала, учебной площадки по безопасности дорожного движения (единственной в городе), педагогами начальных классов были разработаны разнообразные авторские программы внеурочной деятельности. Большое место среди них занимает познавательная деятельность. Казалось бы, зачем она необходима, если ребенок и так многое изучает в школе, и иногда объём информации для него является слишком большим? Однако следует помнить, что ребенок должен заниматься тем, что ему нравится. Таких ребят, любопытных и любознательных, в нашей школе нашлось немало. Учитывая их любознательность и эмоциональную отзывчивость, отвечая интересам детей данного возраста, были разработаны программы: «Планета загадок», «Родной край глазами души».
«Планета загадок». Важнейшая задача этого курса - формирование образа Земли как уникального природного дома человечества, нуждающегося в предельно бережном отношении каждого жителя к своему ближайшему природному окружению и к планете в целом. Он вводит учащихся в волнующий мир разгаданных и неразгаданных тайн природы, в мир поражающих воображение фактов и интригующих гипотез. Для подготовки детей в современном информационном пространстве необходимо, прежде всего, развивать логическое мышление, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности. Эту подготовку осуществляет курс «Информатика в играх ». В последние годы у малышей возрос интерес к шахматам. Это позволило педагогам разработать программу «Шахматная школа». Игра в ш а х м ат ы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память. В этой области у нас большие достижения: участие, призовые места, победы в городских, региональных, областных, межрегиональных соревнованиях (г.Новокузнецк, Минусинск, Осинники, Калтан, Барнаул ). Программа «Родной край глазами души», направлена на становление личности ребенка через использование краеведческого материала: углубленное изучение природы родного края, её ресурсов, а также воспитание экологически грамотного поведения человека в природе. Большим подспорьем в краеведческой работе стало в августе 2012года открытие музея Шахтерской Славы. Силами учащихся собираются, систематизируются и оформляются материалы по направлениям: история школы, история города, изучение «малой родины». Школьный музей занял 2-е место в областном конкурсе школьных музеев. Вопросы краеведения особенно интересны и доступны для научных исследований школьников. В качестве исследователей дети активно собирают и изучают краеведческий материал и в дальнейшем используют на научно – практических конференциях. Внеурочная деятельность даёт нравственные знания и представления, например, «Школа вежливости», где дети оказываются в разных жизненных ситуациях и учатся решать этические и нравственные проблемы. Большой интерес у ребят вызывает кружок «Творческая мастерская». Здесь они учатся создавать красоту своими руками, проявляется творчество, индивидуальность. На этих занятиях формируется не только эстетический вкус ребят, но и необходимые технические знания, развиваются трудовые умения. Учащиеся 2 – 4 классов победители в фестивалях прикладного творчество «Творим вместе», «Через прошлое к настоящему», имеют призовые места в городских экологических конкурсах «Гостиная
осени», «Прикладная мастерская», «Рождество без ёлки», «Рождественский букет» и т.д. Программа «Правила дорожного движения», начала работать с открытием на территории школы «Автогородка», она направлена на развитие навыков культурного поведения на дорогах. Современное оснащение учебной площадки по безопасности дорожного движения (единственной в городе) даёт возможность проводить соревнования, конкурсы, фестивали не только школьного уровня, но и городского, такие как конкурс юных велосипедистов «Безопасное колесо», конкурсы агитбригад, ЮИД, творческие конкурсы по безопасности дорожного движения и т.д. Опыт моих коллег был обобщен и представлен на городском семинаре – практикуме «Уроки ПДД в организации внеурочной деятельности младших школьников при переходе образовательного учреждения на новые ФГОС», а также на областном семинаре – практикуме «Система работы по профилактике ДДТТ в школах Осинниковского городского округа». И самое главное, что за эти годы работы не было дорожно-транспортных происшествий с участием наших учащихся. Приоритетность проблемы сохранения и укрепления здоровья обучающихся нашла отражение в программах «Здоровейка» и «Детский фитнес». Основная идея этих программ заключается в мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психологического здоровья как условия социального благополучия и успешности человека. Открытие интерактивного тира подтолкнуло педагогов разработать программу «Мальчиш - Кибальчиш» для ребят 4-х классов, где они не только стреляют, но и изучают историю Великой Отечественной войны, занимаются спортом и особенно охотно играют в военно-патриотическую игру «Зарница». Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Ведь главное, что здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования. Именно здесь мы можем создать своеобразную обстановку для детей, настроенных на успех, будущих специалистов в различных областях спорта, искусства, науки и техники.


В раздел образования