Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с детьми средней группы "Путешествие по сказке "Колобок"
Автор: Рожкова Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 28" Населённый пункт: г.Чебоксары Чувашской Республики Наименование материала: методическая разработка Тема: Конспект НОД по образовательной области "Речевое развитие" с детьми средней группы "Путешествие по сказке "Колобок" Раздел: дошкольное образование
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по
образовательной области «Речевое развитие» с детьми средней группы
тема:
(с использованием мнемотаблиц)
Вид непосредственной образовательной деятельности : коммуникативная
Интеграция образовательных областей : « Коммуникация», «Познание»,«Социализация»,
«Художественное творчество».
Форма деятельности : совместная деятельность взрослых и детей
Программные задачи
Образовательные:
1) Активизировать познавательную и речевую деятельность детей при работе с мнемотаблицами
2) Развитие связной речи при составлении рассказов по картине
3) Способствовать овладению детьми в конкретных речевых ситуациях нормами речи
Развивающие:
1) Развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами
2) Развивать логическое мышление, умение обобщать и делать выводы
3) Развивать детское творчество и в процессе совместной продуктивной деятельности
Воспитательные :
1) Воспитывать любовь к русскому народному творчеству
2) Поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи с героями сказки
Форма проведения: Игра-путешествие
Материалы и оборудования: коврик, шкатулка, письмо , кукла би-ба-бо – лиса, картина по
сказке «Колобок», следы из бумаги, маски сказочных героев, цветная бумага, клей , кисточки,
баночки для клея, мультимедийный проектор, музыкальное сопровождение, презентация «Кто
это», мнемотаблицы к сказке» Колобок», указка.
Предварительная работа с детьми
Коммуникация: Свободное общение по сказке «Колобок». Беседа о героях сказки
Познание : Рассматривание картин и иллюстраций с изображением персонажей участников
сказки.
Социализация: Обыгрывание сказки «Колобок»
Художественное творчество: рисование, аппликация по сказке «Колобок»
Физическое развитие : Физкультминутка «Колобок»
Создание условий для самостоятельной деятельности детей:
оформление книжного уголка, внесение мнемотаблиц, картин с изображением героев сказки,
иллюстрации этих же героев в других сказках.
Книги с данным произведением в различных изданиях
Центр продуктивной деятельности
Подборка материала для изготовления атрибутов к сказке
Материал для художественной деятельности
Взаимодействие с семьей :Создание папки-передвижки «Наши добрые сказки»
Конкурс совместных работ родителей и детей- Рецепты «Самый вкусный колобок», рисунки.
Ход игры- путешествия:
Воспитатель: Здравствуйте, девочки, здравствуйте мальчики! Очень рада, что вы пришли ко
мне, да какие вы все нарядные, да красивые. Задумала я сегодня потешить вас сказками, да
загадками. Вот у меня шкатулочка. Прислали её сказочные герои. Интересно узнать, что в ней
лежит (достаёт свиток, читает «Сказка – это чудеса и волшебная страна. В сказках много
приключений, много сказочных свершений. Приглашаем в гости к нам – очень рады мы гостям!
Сказочные герои»
Ну что, ребята, пойдём в гости к сказке? Но прежде чем отправиться в сказку скажите, а какие
сказки вы знаете?
Дети: «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», т. д
Воспитатель: Молодцы! А на чём же мы можем туда отправимся?
Дети: На поезде, на машине, на самолёте, т. д.
Воспитатель: Ребята, есть у меня волшебный «ковёр –самолёт», на нём мы и отправимся в
путешествие по сказке. Становитесь все на «ковёр – самолёт» и повторяйте волшебные слова:
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
Попадём мы в гости в сказку,
И узнаем там развязку.
Дети с воспитателем попадают на лесную поляну. За деревом лиса (кукла би-ба-бо) Воспитатель
обращает внимание детей на притаившуюся лисичку и предлагает взять её с собой. Одевает на
руку и говорит от имени лисички
Лиса: Я лисичка, я сестричка,
Я хожу неслышно.
Рано утром по привычке
На охоту вышла.
Здравствуйте! Кто вы такие и куда путь держите?
Дети: Мы ребята из детского сада, идём в гости к сказочным героям
Лиса: А я вас не пропущу, пока не скажите из какой я сказки.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, в каких сказках встречается лиса.
Дети: «Колобок», «Теремок», «Жихарка», т. д.
Лиса: Да, вижу вы дети умные, я ведь тоже страсть как люблю разные задания придумывать. А
давайте поиграем в игру «Какой».
Медведь кокай? Заяц, волк, лиса, т.д
Дети: Медведь- большой, мохнатый, сильный
Волк – серый, злой
Заяц – трусливый, маленький, быстрый
Лиса- хитрая, рыжая, красивая, т.д
Лиса: Молодцы . ребята! А ещё я очень люблю загадки разгадывать. Может вы мне какую-
нибудь загадку загадаете?
Воспитатель: Вот тебе, лисонька, загадка:
До чего хитра лиса,
Это просто чудеса.
Кой кого перехитрила,
На носочек посадила, а потом и проглотила!
Кого, ребята, перехитрила лиса?
Лиса: Да это же колобок!
Воспитатель: Правильно, колобок. А сейчас, ребята, я хочу показать вам необычную сказку.
Садитесь на стульчики, внимательно смотрите и запоминайте. И ты, лисонька, с нами посмотри ,
да сказочку послушай.
Презентация «Кто это» (рассказывание сказки «Колобок» с использованием мнемосхем)
Воспитатель: Ой, ребята, а куда же колобок пропал?
Дети: Его лиса съела!
Воспитатель: А вот и нет, наша сказка закончилась по- другому. Хотите узнать как?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Тогда давайте найдём колобка. А лисичка тоже пусть с нами путешествует.
Физкультминутка «Колобок» (дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Мы шли, шли, шли,
Колобка не нашли.
Сели, посмотрели
И дальше пошли.
На ковре лежат «следы колобка»
Воспитатель:
Ребята,
посмотрите,
здесь
чьи
-
то
следы.
Может
быть
это
колобок
здесь
проходил. Пойдёмте по этим следам и посмотрим куда они приведут.
Дети
идут
по
следам
и
подходят
к
мольберту.
На
мольберте
картина
«Лиса»
из
сказки
«Колобок», мнемотаблица .
Воспитатель: Дети, посмотрите, а вот и наш колобок. А лиса-то его не съела, она очень любит
когда её хвалят, рассказывают о ней только хорошее. Давайте посмотрим на картину и расскажем
про лису, какая она хорошая, тогда она не съест колобка. Какими словами можно рассказать про
лису?
Дети: Лисонька, лисичка- сестричка, рыженькая, хорошая, красивая, умная, добрая, т. д.
Воспитатель: Хорошо, ребята, а теперь послушайте, как расскажу про лису вам я. А что бы
составить интересные рассказы, у нас есть интересная подсказка, вот эта таблица.
Рассматривание и разбор мнемотаблицы. Рассказ воспитателя с использованием мнемотаблицы.
На картине нарисована лиса. Она рыжая, пушистая, красивая. У лисы острая мордочка, длинный
носик, острые глазки, короткие ушки и длинный пушистый хвост. На лисе одет красный сарафан
с синей полоской. На шее большие красные бусы, а на голове кокошник с цветными ленточками.
Лиса очень красивая.
Составление рассказов детьми по картине , с опорой на мнемотаблицу (3-4 ребёнка)
Воспитатель: А сейчас лисичка хочет послушать Машеньку и Ванечку, т.д (один ребёнок
начинает , другой заканчивает)
Воспитатель: Молодцы, ребята, интересные рассказы у вас получились. Теперь колобок может
вернуться к бабушке с дедушкой.
Лиса: И мне очень понравилось. Никто про меня таких хороших слов не говорил. Спасибо вам,
ребята!
Воспитатель: Ребята, а в какой сказке мы сегодня побывали? С какими героями вы бы ещё
хотели встретиться? Так ведь мы сами можем превратиться в сказочных героев, а помогут нам в
этом маски (воспитатель показывает маски из картона), выберите себе любую маску. Нравятся
вам эти маски? Почему?
Дети : Нет! Они белые, не красивые!
Воспитатель: Тогда выбирайте себе маску, берите необходимые детали и начнём оживлять наши
маски.
Дети проходят за столы и выполняют аппликацию. Звучит музыка.
Дети одевают маски , проходят к зеркалу, любуются своими работами.
Воспитатель: Что ж пришла пора отправляться в детский сад. Ребята, а может быть и лисичку с
собой возьмём? Вставайте на «ковёр-самолёт», мы возвращаемся.
Наш ковёр по небу мчится,
Что же с нами приключится?
В детский сад давно пора
Мы вернулись все. Ура!