"Современные педагогические технологии на уроках английского языка"
Автор: Гребенюк Марина Ивановна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБОУПО "Севастопольский судостроительный колледж" Населённый пункт: г. Севастополь, Республика Крым Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Современные педагогические технологии на уроках английского языка" Раздел: среднее образование
технологии на уроках английского языка"
Преподаватель английского языка
Гребенюк М.И.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых
информационных
технологий
в
средней
школе.
Это
не
только
новые
технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый
подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам
является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников,
обучение практическому овладению иностранным языком.
Основными
характеристиками
применения
с о в р е м е н н ы х
информационных
технологий
являются
возможность
дифференциации
и
индивидуализации обучения, а также возможность развития познавательной
творческой активности учащихся.
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического
овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения,
которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё
творчество,
активизировать
познавательную
деятельность
учащегося
в
процессе
обучения
иностранным
языкам.
Современные
педагогические
технологии
такие,
как
обучение
в
сотрудничестве,
проектная
методика,
использование
новых
информационных
технологий,
Интернет-ресурсов
помогают
реализовать
личностно-ориентированный
подход
в
обучении,
обеспечивают
индивидуализацию
и
дифференциацию
обучения
с
учётом
способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Возможности использования Интернет-ресурсов огромны. Глобальная
сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся
и
учителям
информации,
находящейся
в
любой
точке
земного
шара:
страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и
журналов, необходимую литературу и т.д.
В
настоящее
время
необходимо
привести
методику
преподавания
английского
языка
в
школе
в
соответствие
с
развитием
современных
информационных
технологий.
На
уроках
английского
языка
с
помощью
Интернет
можно
решать
целый
ряд
дидактических
задач:
формировать
навыки
и
умения
чтения,
используя
материалы
глобальной
сети;
совершенствовать
умения
письменной
речи
школьников;
пополнять
словарный
запас
учащихся;
формировать
у
школьников
устойчивую
мотивацию
к
изучению
английского
языка.
Учащиеся
могут
принимать
участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых
по
сети
Интернет,
переписываться
со
сверстниками
из
других
стран,
участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать
информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках
проекта. Это может быть совместная работа российских школьников и их
зарубежных сверстников из одной или нескольких стран.
Основная
цель
изучения
иностранного
языка
–
формирование
коммуникативной
компетенции,
все
остальные
цели
(образовательная,
воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой
главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и
формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является
основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет
смысла
-
это
международное
многонациональное,
кросс
культурное
общество,
чья
жизнедеятельность
основана
на
электронном
общении
миллионов
людей
во
всем
мире,
говорящих
одновременно
–
самый
гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-
либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем
модель реального общения.
Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернет, учащиеся
оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение
широкого
круга
значимых,
реалистичных,
интересующих
и
достижимых
задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что
стимулирует
создание
оригинальных
высказываний,
а
не
шаблонную
манипуляцию языковыми формулами.
Как
информационная
система,
Интернет
предлагает
своим
пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг
может
включать
в
себя:
электронную
почту;
телеконференции;
видеоконференции;
возможность
публикации
собственной
информации,
создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере;
доступ
к
информационным
ресурсам:
справочные
каталоги;
поисковые
системы,; разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на
уроке.
Обучая подлинному языку, Интернет помогает в формировании умений
и навыков разговорной речи, а также в обучении лексике и грамматике,
обеспечивая
подлинную
заинтересованность
и,
с ледо вате льно ,
эффективность.
Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и
заставляет
учащихся
адекватно
реагировать
на
них
посредством
иностранного языка. И когда это начинает получаться, можно говорить о
языковой компетенции. Пусть даже при наличии ошибок. Главное умение
спонтанно, гармонично реагировать на высказывания других, выражая свои
чувства и эмоции, подстраиваясь и перестраиваясь на ходу, т.е. мы можем
рассматривать интерактивность как способ саморазвития через Интернет:
возможность наблюдать и копировать использование языка, навыки, образцы
поведения
партнеров;
извлекать
новые
значения
проблем
во
время
их
совместного обсуждения.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога,
основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности
учащихся,
их
творческий
поиск.
Отношения
с
учениками
строятся
на
принципах
сотрудничества
и
совместного
творчества.
В
этих
условиях
неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной
работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы
учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-
иллюстративного
метода
обучения,
увеличение
объема
практических
и
творческих работ поискового и исследовательского характера
Общение
в
виртуальной
реальности
осуществляется
с
помощью
электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией
может использоваться следующим образом:
1. Установление дружеской переписки.
Международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе
и
на
любом
уровне
владения
языком.
Помимо
целенаправленного
использования
изучаемого
языка,
установления
дружеских
контактов
и
изучая,
таким
образом,
культуру,
электронная
переписка
имеет
свои
преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.
Анализируя
опыт
использования
электронной
почты
в
процессе
обучения иностранным языкам, можно прийти к следующим выводам:
1. Предпочтение отдается работе в небольших группах, без жесткого
контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за
счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения, а не
беспрекословно следовать указаниям учителя и большинству группы (в таком
случае просто образуется новая группа).
2.
Электронная
коммуникация
-
прекрасная
практика
языка,
где
осуществляется переход от формы к содержанию - в сторону истинного
общения
и
свободного
полета
мыслей.
Присутствие
реальной
публики
обеспечивает повышение качества письма – речь школьников становится
более
выразительной,
к
обычным
повествовательному
и
описательному
жанрам прибавилась аргументация.
3.
Изменяется
процесс
письма
–
больше
внимания
уделяться
редактированию работ и исправлению ошибок, причем даже для составления
монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим
партнерам
–
такая
работа
представляет
собой
воплощение
принципа
интерактивности.
4. Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения
языка.
Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи
телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции.
Более
того,
можно
смело
утверждать,
что
на
сегодняшний
день
использование ресурсов интернет, в т.ч. e-mail – наиболее эффективный и
доступный способ овладения кросс-культурной грамотностью в условиях
реального общения.
Как
уже
отмечалось
выше,
для
повышения
эффективности
использование e- mail должно быть целенаправленным. Набор заданий может
быть следующим: поместите объявление о поиске друзей на разных сайтах по
переписке; напишите информацию о себе; вышлите несколько сообщений,
например, 2-3 в неделю; для того чтобы получить ответ, задайте в конце
сообщения интересующие вас вопросы; примите не меньше трех ответов на
свои сообщения; предоставьте полный отчет о проделанной работе: что вы
сделали, что из этого получилось, что нового вы узнали, как вы оцениваете
задание. Включите в отчет свои письма и ответы на них.
2. Создание совместных учебных проектов.
Учащиеся
не
просто
делятся
информацией
с
партнерами
с
разных
концов
земного
шара,
а
совместно
работают
над
каким-либо
проектом:
выбирается
тема,
разрабатываются
методы
исследования,
создается
свой
стенд, куда и помещаются полученные результаты. Тему проекта можно
выбрать из уже предложенных кем-то на лист-сервере или поместить туда
свою и ждать ответных контактов.
Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет,
можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый
ряд дидактических задач на уроке английского языка:
а)
формировать
навыки
и
умения
чтения,
непосредственно
используя
м а т е р и а л ы
с е т и
р а з н о й
с т е п е н и
с л о ж н о с т и ;
б) совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых
текстов
сети
Интернет,
также
соответственно
подготовленных
учителем;
в)
совершенствовать
умения
монологического
и
диалогического
высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем
и л и
к е м - т о
и з
у ч а щ и х с я ,
м а т е р и а л о в
с е т и ;
г)
совершенствовать
умения
письменной
речи,
индивидуально
или
письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов,
сочинений,
других
эпистолярных
продуктов
совместной
деятельности
п
а
р
т
н
е
р
о
в
;
д) пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой
современного английского языка, отражающего определенный этап развития
культуры
народа,
социального
и
политического
устройства
общества;
е)
знакомиться
с
культуроведческими
знаниями,
включающими
в
себя
речевой
этикет,
особенности
речевого
поведения
различных
народов
в
условиях
общения,
особенности
культуры,
традиций
страны
изучаемого
я
з
ы
к
а
;
ж) формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся
на уроке на основе систематического использования "живых" материалов,
обсуждения
не
только
вопросов
к
текстам
учебника,
но
и
актуальных
проблем, интересующих всех и каждого
В данном виде сотрудничества Интернета и урока часто используется
проектная форма учебной деятельности.
Проект
предполагает
самостоятельную
исследовательскую
работу
школьников, в процессе которой ребята ищут способ решения некоторой
комплексной многоуровневой задачи.
Кибернетическое
пространство
содержит
огромный
культурный
и
дидактический потенциал, который уже используется в обучении во всем
мире.
Однако
для
оптимального
и
эффективного
использования
кибернетических
сетевых
ресурсов
в
учебный
целях
требуется
огромная
научно-исследовательская работа, результаты которой позволят определить
общие
и
частные
принципы
работы,
критерии
отбора
сетевых
ресурсов,
сайтов и материалов, а также существенно обновить арсенал методических
средств и приемов.