Напоминание

Национальная специфика жанрообразующих факторов американского детектива


Автор: Каймурзаева Юлдуз Тажитовна
Должность: аспирант
Учебное заведение: Сургутский Государственный Университет
Населённый пункт: г. Сургут
Наименование материала: Статья
Тема: Национальная специфика жанрообразующих факторов американского детектива
Раздел: высшее образование





Назад




Современное искусство, в том числе и литература, представляет собой подвижную систему, когда старые жанровые конструкции утрачивают свой авторитет, и приходят новые. Подобные процессы всегда происходят в искусстве. Постоянный неугасающий интерес теоретиков литературы и лингвистов к категории жанра подтверждает, что она позволяет проблематизировать многие существенные для литературы и языка моменты. Понятие "жанр" одновременно предоставляет исследователям возможность богатого ретроспективного анализа новых литературных образований и позволяет оценить старые образцы через призму новых. Шеффер начинает с краткого обзора истории жанрологии с Аристотеля и Платона до конца XIX в. В аристотелевской "Поэтике" он обнаруживает основные установки (или режимы) построения теории жанров: биологическую, или эссенциалистскую; дескриптивно-аналитическую; нормативную. Вся дальнейшая история жанровых теорий предстает в виде смены установок: до конца XVIII в. господствовала нормативная установка, д о ко н ц а XIX в. - биологическая, с начала XX в. - структурно- аналитическая[21]. В Средние века, в эпоху Возрождения и эпоху классицизма жанровые классификации исполняли роль списка образцов для подражания. В XX веке на литературные жанры оказало особенно сильное влияние обособление массовой литературы от литературы, ориентированной на художественный поиск. Массовая литература заново ощутила острую нужду в чётких жанровых предписаниях, значительно повышающих для читателя предсказуемость текста, позволяющих легко в нём сориентироваться. Разумеется, прежние жанры для массовой литературы не годились, и она довольно быстро сформировала новую систему, в основу которой лёг весьма пластичный и накопивший немало разнообразного опыта жанр романа. На исходе XIX века и в первой половине XX-го оформляются детектив и полицейский роман, научная фантастика и дамский («розовый») роман. Неудивительно, что актуальная литература, нацеленная на художественный поиск, стремилась как можно дальше отклониться от массовой и потому уходила от жанровой определённости вполне сознательно. Но поскольку крайности сходятся, постольку стремление быть дальше от жанровой предзаданности подчас приводило к новому жанрообразованию: так, французский антироман настолько не хотел быть романом, что у основных произведений этого литературного течения, представленного такими
самобытными авторами, как Мишель Бютор и Натали Саррот, явственно наблюдаются признаки нового жанра. Таким образом, современные литературные жанры (и такое предположение мы встречаем уже в размышлениях М. М. Бахтина) не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, здесь и сейчас ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания». Специальное изучение таких новых жанров остаётся делом завтрашнего дня. Помимо классического понятия "жанр", в современном теоретическом литературоведении бытует и другое - "антижанр", или жанровая модификация.[2] Такова, к примеру, модификация утопии (антиутопия). Антижанр является старой формой в новой функции. Художественная структура антижанра, в значительной мере определяющаяся особенностями формы "породившего" его классического жанра, наполняется, по сравнению с исходным жанром, содержанием с противоположной идейной направленностью, так как антижанр ставит под сомнение ценность идей, воплощаемых. как правило, в произведениях исходного литературного жанра. При этом антижанр является модификацией не жанровой формы, содержание которой неопределенно (романа, повести, рассказа, поэмы, драмы как жанра), а такой, которая обладает достаточно определенным содержанием - утопии, апокрифа, христианской притчи, жития, патерикового, рождественского, пасхального рассказа. Читатель мысленно накладывает идейное содержание произведения антижанра на идейное содержание произведения исходного жанра, и в сознании реципиента они соотносятся так же, как части оксюморона, идея же воплощается по принципу "от противного". Таким образом в истории литературы жанровые модификации (антижанры) "вспыхивают" в периоды культурного перелома, "когда складывается необходимость перехода от одного литературного направления (уже исчерпавшего себя) к другому (только складывающемуся)" Для таких эпох характерно явление размыва жанров и стилей как следствие необходимости в отрицании старой мировоззренческой и культурной парадигм. Детектив сегодня является одним из самых популярных жанров массовой литературы. Популярность детектива проявляется не только в увеличении количества публикаций самих произведений, но и в плане роста сопутствующих изданий: рекламы в газетах и журналах, критических статей,
библиографических сборников и т.д.. Растет читательский интерес к детективу и в результате манипулирования читательским интересом в рамках трансмедийной культуры: на основе детективной литературы создаются другие продукты массовой культуры - телесериалы и кинофильмы, авторы, же детективов периодически становятся героями газетных и журнальных публикаций, участниками телевизионных ток-шоу и прочих телепередач. Несмотря на существование многочисленных исследований детектива, его изучение до сих пор остается актуальным, так как происходят трансформации жанра, появляются новые разновидности криминальных романов в литературе. Это и так называемый «женский» детектив, который развивается как противоположность «мужскому» детективу в плане репрезентации социальных и культурных стереотипов в образе нового героя. Родоначальником классического детектива считается Эдгар По. Те «открытия», которые сделал Э.По своих новеллах стали общими законами для написания всех классических детективов. Жанр детектива делится на несколько поджанров, каждый из которых имеет свои отличительные особенности, но не сильно отступает от канонов классического детектива. Одним из поджанров детектива является психологический детектив, в котором важным элементом расследования становится изучение психологии, личностных особенностей преступника. Еще один поджанр - это иронический детектив, в котором детективное расследование описывается с юмористической точки зрения. Также представлены такие поджанры как фантастический детектив, то есть детектив с элементами фантастики. Детектив закрытого типа, в котором расследование совершенно в уединенном месте, где присутствует строго ограниченный набор персонажей. Расследование сводится к тому, чтобы определить преступника из этого круга людей. Исторический детектив, в котором присутствует исторический роман с детективной интригой. Политический детектив, где основная интрига строится вокруг политический событий, соперничества между политическими деятелями. Шпионский детектив, где внимание заостряется на разведывательной работе шпионов, диверсантов. Распространение детектива как наиболее массового чтения связано, по мнению литературоведов, с ослаблением религиозного начала в обществе, а также с острыми социальными проблемами, которые в реальной жизни далеко не всегда разрешались и разрешаются благополучно, в то время как в
детективе «законом жанра» является победа добра над злом, справедливости над беззаконием. Детектив - новая мифология без волшебства - оказался очень популярным именно в современной культуре, где читатель охотно воспринимает произведения с увлекательным сюжетом, неуязвимым положительным героем - вершителем правосудия на земле в конкретной описываемой ситуации - и с победой добра над злом. Можно высказать предположение, что детектив есть продукт культуры, которая ищет справедливости в обществе своими силами и - вот в чем заключен сказочный/мифологический элемент - находит ее. Однако у авторов "крутой" школы можно видеть сознательную попытку уйти от этого, которая состояла в реформировании жанра-развлечения (это описано у теоретика "крутого" детектива Реймонда Чандлера - статья "Простое искусство убивать"). У них положительность главного героя ставится под сомнение, хэппи-энд необязателен и даже нежелателен, повествование довольно мрачное, а развязка весьма пессимистичная, так как лишь маленькая часть большого зла уничтожена [16]. В данной статье была предпринята попытка анализировать национальные особенности американского детектива на основе произведений Сидни Шелдона. «Женщины считаются низшими существами, пока они не проявят себя, а мужчины считаются высшими существами, пока не покажут, какие они на самом деле ослы». (« Ничто не вечно») Приводя в пример данную цитату, взятую из произведения Сидни Шелдона «Ничто не вечно», можно провести параллель между романами Шелдона и феминистическим настроением общества 20х веков. То есть автор отчетливо понимал, что помимо некой завуалированной интриги в произведении, нужно также общество «развлекать» и подстраиваться под общественные каноны. Таким образом, Сидни Шелдон в своих произведениях описывал сильных, независимых женщин, которые всего добиваются вжизни и поднимаются « с колен». Его часто спрашивали, не смущает ли его, что большинство его читателей — женщины. Вовсе нет. «Я хочу развеять миф о глупой блондинке“. Мои героини — сильные и красивые личности. Они отражают мой личный опыт: таковы были и моя мать, растившая детей в годы Великой депрессии и работавшая до восьмого десятка, и моя покойная жена Джорджа, и моя вторая супруга — Александра. Все они — умные, целеустремленные, творческие
люди. И эти качества сосуществуют в них никоим образом не в ущерб женственности». На самом деле Сидни Шелдон не относил свои произведения к детективному жанру. Все работы, написанные Шелдоном - это романы, но в этих романах красной нитью вкраплен детективный жанр. Примерами могут служить реплики и фразы героев его произведений «Tell me your dreams», и «Stranger in the mirror». Darting, seeking, weighing, planning, hating; coming blue eyes filled with their secret plans, their deadly determination [1,92]. I’m going to kill you, and she could feel the waves of abhorrence hitting her like physical blows [1, 144]. Someone was followed her. She had read about stalkers, but they belonged in a different violent world [2,5]. There was something eerie about him, something scary [2, 16]. She was tempted to call her father and tell him not to come. But what excuse can I give? You're a murderer. I don't want to see you? [2,217]. “Could you have been running away from something? Was something chasing you?” “ I don’t know. I-I think I’m being followed. Dr. Speakman. It sounds crazy, but I think someone wants to kill me” [2,41]. The next few months were miseryfor Ashley. The image of Jim Cleary’s blood, mutilated body kept going through her mind [2,78]. было совершено еще четыре убийства, одним и тем же почерком. При анализе вербальных элементов, характеризующих, детективный жанр в произведениях С. Шелдона было выяснено, что превалируют примеры, относящиеся к психологическому детективному поджанру, где расследуется преступление, совершённое по личным мотивам и основным элементом расследования становится изучение личностных о собенно стей подозреваемых, их привязанностей, болевых точек, убеждений, предрассудков, выяснение прошлого. Также в произведениях С. Шелдона имеются примеры, которые относятся к классическому детективному поджанру, где определяется наличие в произведении некоего загадочного происшествия, обстоятельства которого неизвестны и должны быть выяснены. Также присутствует полнота
фактов,которые не были предоставлены читателю в ходе описания расследования. "Ashley, it'sShane. Have you heard the news?" "What news?" "It's on television. They just found Dennis Tibble'sbody." For an instant the earth seemed to shift. "Oh, my God! What happened?" "According to the sheriff's office, somebody stabbed him to death and then castrated him"[2,136]. I just had a talk with the FBI. Their computer shows that there have been three previous castration killings very similar to this one. The first one happened in Bedford, Pennsylvania, about ten years ago, the next one was a man named Dennis Tibble—that was your case—then there was the same M.O. in Quebec City, and now this one"[2,148]. "Why did you quit and go into corporate law?" Because I made a mistake, and an innocent woman I loved is dead. I swore I would never take anyone's life in my hands again. Ever [2,239]. At the Santa Clara County Jail, Ashley Patterson sat in her cell, too traumatized to try to make sense of how she got there. She was fiercely glad that she was in jail because the bars would keep out whoever was doing this to her [2,247]. "My God! How can I explain that in court?" Dr. Salem looked at David curiously. "I thought you said you weren't going to be her attorney"[2, 299]. "She committed the murders... but she's not guilty." "David—!" "Ashley has a medical condition called multiple personality disorder[2, 308]. Таким образом, из представленной классификации примеров следует, что в произведениях С.Шелдона переплетаются классический и психологический детектив, где описывается совершенное кем-то преступление. Автор не называет имени, но в то же время, он подробно описывает психологическое состояние и внутренний мир главных героев, что позволяет читателям, предугадать дальнейшие события и выявить настоящего преступника. В конце, автор раскрывает все тайны преступления и мотивы преступника. Из приведённых выше примеров можно проследить особенности образования американского детективного жанра. Автор имеет целью «развлечь» народ,
каждая интрига держит читателя заинтересованным и вовлеченным, читатель будет покупать такие романы снова и снова, а автор получать неплохой гонорар. В ходе данного исследования удалось установить, что, теория жанров стала тем местом, где решается судьба экстенсионального объема и содержательной дефиниции литературы. Также удалось установить, что современные литературные жанры не являются элементами какой-либо предзаданной системы: наоборот, они возникают как точки сгущения напряжённости в том или ином месте литературного пространства в соответствии с художественными задачами, ставящимися данным кругом авторов, и могут быть определены как «устойчивый тематически, композиционно и стилистически тип высказывания». При помощи ранее представленной классификации примеров, характеризующих детективный жанр следует, что в произведениях С.Шелдона переплетаются классический и психологический детектив, где описывается совершенное кем-то преступление, автор подробно описывает психологическое состояние и внутренний мир главных героев, в конце, автор раскрывает все тайны преступления и мотивы преступника. Таким образом, жанровое своеобразие, присущее произведениям С. Шелдона делает книги автора широко известными и самыми читаемыми во всем мире. Список использованных источников
1.Бахтин, М.М. Теория романа. [Текст]/ Бахтин М.М.- Языки славянской культуры,2011г.-830с. 2. Давыдова, Т.А. Жанры и антижанры. [Текст] /Давыдова Т.А// Литературная учеба.-2002.- 5 февраля.-№3.-С.22. 3. Дворецкий, А.В. Проблема литературных жанров в русской критике / А B. Дворецкий // Жанр и композиция литературного произведения. -Петрозаводск.: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1989. С. 22-31. 4. Дюришин Д. Теория сравнительного изучения литературы . [Текст]/ Д. Дюришин. М.: Прогресс, 1979. - 320 с. 6. Егоров, Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, комспозиция, стиль. [Текст] /Б. Ф. Егоров-Л.: Советский писатель, 1980. 318 с. 7. Затонский, Д. В. Искусство романа и XX век. [Текст] / Д. В. Затонский. М.: Худ. лит., 1973.-535 с. 8. Катышева, Д. Н. Вопросы теории драмы: действие, композиция, жанр. [Текст] / Дж. Н. Катышева. СПб.: СПбГУ, 2001 - 208 с. 9. Кожинов ,В.В. К проблеме литературных родов и жанров. [Текст] / В. В Кожинов // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. кн.П. М.: Наука., 1964. -С. 39- 49. 10. Кургинян, М.С. Драма / М. С. Кургинян // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры. кн.И. М.: Наука., 1964.- С. 238-362. 11. Лакапин, Роман. Энциклопедический словарь. [Электронный ресурс]/ Р.Лакапин. -Что такое роман? –Москва, 2009.- Режим до ступа: dic.academicdic.nsf/es/87192.html, свободный. 12.Лейдерман, Н. Л. Движение времени и законы жанра / Н. Л. Лейдерман Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 256 с. 13. Лейтес, Н. С. Роман как художественная система. [Текст] / Н. С. Лейтес. -Пермь: ПТУ, 1985.-79 с. 14. Саруханян, Ануш. Энциклопедический словарь английской литературы XXвека. [Электронный ресурс]/ А. Саруханян.- Детективный метод. История детектива в кино и литературе.- Москва,2013.- Режим доступа: detectivemethodlaboratory/detective/.html, свободный.
15.Тамарченко, Н. Д. Теория литературных родов и жанров. Эпика / Н. Д. Тамарченко. Тверь: Твер. гос. ун-т., 2001. - 72 с. 16. Тельман, Анна Ильинична. Взаимодействие жанров в творчестве Оскара Уайльда. [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ.кан.фил.наук(10.01.03)/ Тельман Анна Ильинична; КФУ. им. В. И Ульянова-Ленина. –Казань,2003.-18 с. 17. Фрейденберг, О. М. Поэтика сюжета и жанра. [Текст] / О. М. Фрейденберг. М.: Лабиринт, 1997.-448 с. 18. Чернец, Л.В. Литературные жанры: Проблемы типологии и поэтики. [Текст] / Л. В. Чернец. М.: Изд-во МГУ, 1982. - 192 с. 19. Шарифова,С.Ш. Чистота жанра романа с точки зрения теории литературы. [Текст] / Шарифова С.Ш.// Вопросы филологии.-2013.-№ 2.-С.61-67. 20. Шерлаимова, С.И. Для чего роман? [Текст] / Шерлаимова С.И.// Вопросы литературы.-2006.-№6.-С.339-345. 21. Шеффер,Жан-Мари . Что такое литературный жанр? [Текст]/Жан-Мари Шеффер.-: Едиториал УРСС, 2010 г.-192с. Список цитируемых источников 1. Sheldon, S. Tell me your dreams. [Text] / S. Sheldon. -N Y. : Warner Books, 1999.-308 p. 2. Sheldon, S. Stranger in the mirror.[Text]/ S. Sheldon. - -N Y. : Warner Books,1979.-315p.


В раздел образования