Автор: Ткачева Светлана Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МКДОУ детский сад №15 Населённый пункт: г. Острогожск, Воронежская область Наименование материала: конспект Тема: "Волшебное электричество" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное казенное образовательное учреждение
детский сад № 15
Образовательная деятельность
в подготовительной группе
Тема:
«Волшебное электричество»
Разработала и провела
Воспитатель 1кк
Ткачева С.М.
г,Острогожск
2016г.
Цель: создание условий для ознакомления детей с электричеством
посредством опытно-исследовательской деятельности, обобщение
знаний детей об электроприборах.
Задачи :
- Обобщить знания детей об электроприборах. (Познавательное развитие).
- Расширить представления детей о том, где «живет электричество» и как оно
помогает человеку (Познавательное развитие).
- Закреплять правила безопасного поведения в обращении с электроприборами в
быту(Социально –коммуникативное развитие).
- Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности (Познавательное
развитие).
-
Способствовать
овладению
приемам
практического
взаимодействия
с
окружающими предметами(Познавательное развитие).
- Развивать мыслительную активность , умение наблюдать , анализировать , делать
выводы (Познавательное развитие).
-
Развивать
свободное
общение
со
взрослыми
и
детьми
в
ходе
совместной
познавательной деятельности (Речевое развитие).
-
Воспитывать
интерес
к
познанию
окружающего
мира(Социально-
коммуникативное развитие).
-
Вызвать
радость
от
открытий
,
полученных
из
опытов
(Социально-
коммуникативное развитие).
-
Воспитывать
умение
работать
в
коллективе(Социально-коммуникативное
развитие).
- Вызвать желание бережно относиться к своему здоровью (Физическое развитие).
-
Стимулировать
самостоятельное
выполнение
танцевальных
движений
под
музыку (Художественно-эстетическое развитие).
- Активизировать в речи детей слова : электричество, статическое электричество,
электрический ток, электроприборы(Речевое развитие).
- Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя предложением
(Речевое
воспитание).
Ход мероприятия:
Организационный момент: Посмотрите, сколько к нам пришло гостей.
Давайте мы возьмемся за руки и покажем, как мы умеем встречать гостей.
Коммуникативная игра «Приветствуем гостей»:
По дорожке мы шагаем
И друзей своих встречаем
Здравствуй солнце золотое
Здравствуй небо голубое
Здравствуйте мои друзья!
Очень рад всех видеть я!
Проблемная ситуация: Ребята посмотрите, что лежит здесь на столе?
(разрезная картинка –электрическая лампочка)
- Для чего нужна лампочка?
- А всегда ли люди пользовались электрическими лампочками?
Погружение в проблему:
Ребята, а давайте перенесемся в прошлое и посмотрим, как люди
освещали свои жилища в разные времена. Предлагаю вам посетить наш музей.
- Ребята как вы думаете, чем освещались дома давным-давно, когда не было
электричества?
(ответы детей)
- Все это верно, но сначала избы освещались лучиной - тонкой деревянной щепкой
, которую вставляли в специальное приспособление - святцы. Святцы можно было
переносить в другие места.
-А как вы думаете, светло ли было от лучины?
(ответы детей)
-Только рядом. Вечерами пряли пряжу, вышивали. Лучина прогорала очень
быстро и их постоянно приходилось менять. А чтобы не случилось пожара, под
святцы ставили ведро с водой.
-Ребята, а как вы думаете , чем могли освещать большие дворцы?
(ответы)
-А большие дворцы освещали факелами. Позже люди заметили, что если кусочек
веревки окунуть в масло, оно горит. Так появились масляные светильники. Но
масло разливалось, и случались пожары. Тогда люди придумали свечку. Но и от
свечки было мало света. Потом появились керосиновые лампы, в которые
заливали керосин. Люди долго думали и придумали….А что придумали мы
узнаем, если отгадаем загадку:
Вижу розетку вверху на стене,
И интересно становится мне,
Что за таинственный зверь там сидит
Нашим приборам работать велит?
(электричество)
-Правильно,
ребята.
Теперь
наши
дома,
детские
сады,
улицы
освещают
электрические лампы - самые надежные и удобные. Давайте вспомним и выложим
на нашей волшебной доске последовательность предметов, которыми человек
пользовался до изобретения электричества.
Интерактивная игра: «Что сначала, что потом»
-Молодцы, ребята! Вы знаете, с нами в путешествие хотят отправится наши
верные друзья. А кто они?
Загадка «Фиксики».
Появляются Фиксики.
Симка и Нолик: Здравствуйте, ребята. Чтобы вам было интересно и понятно, мы
привезли нам мультфильм про электричество.
Просмотр мультфильма «Уроки остотожности»
-Спасибо, Фиксики! А давайте, попробуем включить настольную лампу.
Опыт с лампой
-Ребята, посмотрите, почему у меня не загорается лампочка?
Предположения детей.
- Чтобы точно определиться, предлагаю разгадать ребус.
Разгадываем ребус
(На магнитной доске
картинки с изображениями: торт, ослик, кот, магнитные
буквы. Нужно назвать и выбрать первые буквы этих слов и сложить вместе.)
-Какое слово у вас получилось?
(дети читают слово «ток»)
-Друзья, давайте представим, что мы маленькие электрончики. Вставайте друг за
другом.
Динамическая пауза «Ток»
Ток бежит по проводам
Свет несет в квартиру к нам
Чтоб работали приборы:
Холодильник, мониторы,
Кофемолка, пылесос
Ток энергию принес.
Лампочка загорается.
-Вот и загорелась наша лампочка. Ребята, скажите, а для чего же еще
используется электричество, кроме освещения?
-Для работы электроприборов.
Загадки:
1. Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (холодильник)
2 . У меня в квартире робот,
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит как лайнер «ту».
Он охотно пыль глотает
Не болеет, не чихает. (пылесос)
3 . Ох, и злюсь я , и шиплю,
Мятых очень не люблю! (утюг)
4 . В кругленьком окошке
Мокрые одежки (стиральная машина)
5 . Я пыхчу, пыхчу, пыхчу
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
Пейте чай, вода вскипела. (чайник)
6 . Три горячих кружочка,
А под ними дверца есть,
В сковородках и горшочках
Приготовит нам обед.
(электроплита)
7. Что за чудо, что за ящик?
Сам певец и сам рассказчик,
И к тому же заодно
Демонстрирует кино.
(телевизор)
8 . В этом маленьком предмете
Поселился теплый ветер.
(вентилятор)
9 . Разогреем в ней еду,
Заменяет нам плиту.
(микроволновая печь)
10 . Сушит ветер-суховей
Кудри мамочки моей.
(фен)
11 . Что за друг такой ? Железный,
Интересный и полезный.
Дома скучно , нет уюта,
Если выключен ….
(компьютер)
12 . Он мгновенно без проблем
Нам собьет для торта крем. (миксер)
Интерактивная игра «Что было раньше , что сейчас»
-Какие предметы раньше замещали электроприборы? Давайте на доске соединим
пары.
- Молодцы! А как же эти электроприборы помогают человеку?
Игра –ассоциации «Какие предметы помогают человеку? »
(с мячом)
Воспитатель
Дети
Мокрые волосы -
фен
Мусор , пыль -
пылесос
Мятая скатерть -
утюг
Торт , крем -
миксер
Продукты -
холодильник
Грязное белье -
стиральная машина
Музыка, диск -
магнитофон
Чашка, чай -
чайник
Ночь, ничего не видно -
фонарик
Жара, трудно дышать -
вентилятор
-А как вы думаете, электричество, при помощи которого работают
электроприборы,
опасно для человека?
(ответы детей)
-Тогда нам очень пригодятся правила, которые расскажут наши верные друзья.
Симка: Не трогай провода руками
Нолик: Ничего не вставляй в розетки
Симка: Не трогай включенные электроприборы
Нолик: Не включай электроприборы без взрослых
Фиксики: Чтобы не случилось с вами беды ,
Правила эти запомните вы.
Главное правило на свете-
Ток не игрушка , дети!
- Но есть, ребята, неопасное, тихое, незаметное электричество. Оно живет
повсюду, само по себе. И, если его поймать, то с ним можно поиграть и даже
извлечь пользу.
Вместе фиксики : Вы удивлены!?
Симка: Хотите узнать больше? Тогда пройдемте в нашу лабораторию.
Нолик: Здесь мы научимся получать доброе и веселое электричество.
Опытно-экспериментальная деятельность
Опыт №1 . Создание проблемной ситуации.
На расческе висит бумажная бабочка.
- Ребята, посмотрите, какая красивая бабочка висит на моей расческе.
Давайте и вы попробуете повесить бабочек на свою расческу. А как вы думаете ,
почему моя висит, а ваши падают?
(ответы и предположения детей)
-Давайте, наши расчески превратим в волшебные. Причешем наши волосы и
приложим к бабочке. Попробуйте.
-Вот и ваши бабочки висят на расческе, они стали волшебными. Это произошло
из-за того, что в ваших волосах живет электричество и мы его поймали, когда
расчесывали волосы.
Вывод : В волосах живет электричество.
- Волшебными можно сделать и другие предметы. Давайте, проверим.
Опыт№2
-Возьмите из контейнера пластмассовые палочки и прикоснитесь к бумажкам. Что
вы видите?
- Бумажки лежат спокойно.
-Сейчас мы сделаем эти обычные палочки волшебными. Возьмите кусочек
шерстяной ткани и натрите им палочку. Вот так (показ воспитателя). Медленно
поднесите палочку к бумажке и тихонько приподнимите ее. Что произошло с
бумажкой?
( ответы)
-Как ты считаешь, (имя ребенка), почему бумажки притянулись к палочкам?
(Предположения детей)
-И так, дети, доброе и волшебное электричество живет не только в волосах, но и в
одежде - оно неопасно.
Вывод: В одежде из шерсти живет электричество.
Фиксики: Как интересно у вас! Теперь мы тоже умеем ловить доброе
электричество.
Но нам пора возвращаться. А давайте, ребята, станцуем наш
веселый Танец «Помогатор»
Дети вместе с фиксиками танцуют танец.
Фиксики: Спасибо, ребята! До скорых встреч!
- Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие в стране волшебного
электричества. Что же мы нового узнали?
-Электрический ток дает……энергию.
-При помощи электричества работают…электроприборы.
-Ток очень…..опасен.
Но есть электричество, которое есть везде: в волосах, в одежде, в шерсти
животных. И с ним можно играть.
Рефлексия
- Друзья, вам понравилось путешествие? Какое у вас настроение? Подойдите к
столу и выберите себе смайлик, который соответствует вашему настроению. Всем
большое спасибо!