Автор: Мавлеева Любовь Дмитриевна Должность: учитель математики, физики Учебное заведение: МБОУ г. Ирутска СОШ №3 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: статья Тема: ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ Раздел: полное образование
Доклад по теме: ПРИМЕНЕНИЕ КЕЙС - ТЕХНОЛОГИИ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго
поколения (ФГОС) основным результатом деятельности современной школы должна стать
не сама по себе система знаний, умений, навыков учащихся, а комплекс компетентностей в
различных областях деятельности. Необходимо учить ребенка так, чтобы выпускник
школы мог самостоятельно решать возникающие жизненные проблемы.
Для этого от учителя требуется организовать деятельность учеников в поисковом режиме.
Одной из современных образовательных технологий, способствующей развитию умения
анализировать жизненные ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный
вариант и планировать его осуществление, является кейс-технология или метод
конкретных ситуаций. Если такой подход в течение учебного цикла применяется
многократно, то у обучающихся вырабатывается устойчивый навык решения
практических задач. По сравнению с широко распространенными методами активного
обучения школьников эта технология не столь известна. Еще менее опробована она в
применении к математике в школе, поскольку в отличие от гуманитарных дисциплин она
предполагает разрешение участниками учебных групп проблемы, по своей сути, не
имеющей однозначного решения.
Кейс-технология – это общее название технологий обучения, представляющих собой
методы анализа.
К кейс - технологиям относятся:
*метод ситуационного анализа;
*ситуационные задачи и упражнения;
*анализ конкретных ситуаций;
*метод кейсов; метод инцидента;
*метод ситуационно-ролевых игр;
*метод разбора деловой корреспонденции;
*игровое проектирование;
*метод дискуссии.
Перечислим основные преимущества метода.
1) Развиваются аналитические навыки: необходимость отличать данные от информации,
классифицировать, выделять главное, анализировать, находить пропуски информации и
уметь восстанавливать их. Мыслить ясно, последовательно, широко.
2) Формируются практические навыки использования различных теорий, методов,
принципов.
3) Развиваются творческие навыки, нестандартное мышление, логика.
4) Способствуют выработке коммуникативных и определенных социальных навыков:
оценивать поведение людей, убеждать и слушать, защищать собственную точку зрения
или аргументировать противоположное мнение, составлять краткий, убедительный отчет,
принимать коллективное решение и т. д.
5) Стимулирует к самоанализу. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу
мнения сверстников и своего собственного.
Кейсы можно представить в различных формах: печатный текст, электронные носители,
фотографии, диаграммы, схемы, таблицы. Это делает информацию более наглядной,
запоминающейся, побуждающей к работе мысли.
Наиболее распространенная модель деятельности в режиме кейс-метода содержит
следующие этапы:
1. Преподаватель подбирает, готовит учебную задачу, отражающую практическую
ситуацию, готовит кейс
2. Обучающиеся, как правило, предварительно (перед занятием) прочитывают и изучают
кейс, привлекая к этому материалы учебника и другие источники информации,
анализируют материал.
3. Далее идёт подробное групповое обсуждение содержания кейса и выработка нескольких
решений. Отдельные участники или подгруппы презентуют свои решения. Преподаватель
выступает в роли ведущего, фиксирующего ответы, поддерживающего дискуссию в
группе.
5. Учитель и ученики совместно подводят итоги, делают выводы, выбирают наиболее
оптимальное, эффективное решение.
Основные правила организации интерактивного обучения
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С
этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в
процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о
том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному
включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное
поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для
самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много.
Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.
Оптимальное количество участников - 25 человек. Только при этом условии возможна
продуктивная работа в малых группах.
Правило четвертое. Подготовка помещения для работы. Помещение должно быть
подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы
в больших и малых группах. Для обучаемых должен быть создан физический комфорт.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо
договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники
будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу
слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь со вниманием к делению участников семинара на группы.
Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно
воспользоваться принципом случайного выбора.
Откуда брать ситуации? Самый лучший путь получения конкретных ситуаций— взять их
из жизни, то что интересно старшеклассникам, то с чем они сталкиваются ежедневно или
могут столкнуться в ближайшем будущем.
На уроке рассмотрение конкретных ситуаций позволяет ученику «примерить на себя» ту
или иную профессию, для того чтобы сделать наиболее осознанный выбор. Применение в
профильном обучении кейс-технологии позволит сформировать у учащихся высокую
мотивацию к учебе, развивать личностные качества, значимые для будущей
профессиональной деятельности.
Виды кейсов:
Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает
его более наглядным).
Мультимедиа кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического
оснащения школы).
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы). Его минусом является
ограниченная возможность многократного просмотра, а значит, искажение информации и
ошибки.
Типы кейсов:
Практические кейсы. Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные.
При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению
знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы
должны быть максимально наглядными и детальными.
Научно-исследовательские кейсы. Они выступают моделями для получения нового знания
о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским
процедурам.
Обучающие кейсы. Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.
Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни,
не отражают жизнь «один к одному».
Примерная структура кейса:
1.Ситуация – случай, проблема, история из реальной жизни
2.Контекст ситуации - хронологический, исторический, контекст места, особенности
действия или участников ситуации.
3.Комментарий ситуации, представленный автором
4.Вопросы или задания для работы с кейсом
5.Приложения
Роль кейс - технологии в формировании компетентностей:
Учебно-информационные (интеллектуальные) компетенции
Социальные компетенции
Освоение методов анализа и критического мышления
Умение работать с текстом
Создание авторского продукта
Появление опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем
Освоение методов сбора данных
Развитие умений самостоятельной работы и работы в группе
Получение коммуникативных навыков
Развитие презентационных умений
Формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и
принимать коллективные решения
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
•
доверительные, по крайней мере, позитивные отношения между обучающим и
обучающимися;
•
демократический стиль;
•
сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
•
опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный
процесс ярких примеров, фактов, образов;
•
многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности
обучающихся, их мобильность;
•
включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также
взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний,
творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненная позицию, командный
дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность,
взаимоуважение и демократичность
Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2 этап — выделение основной проблемы (проблем),
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов
последовательности действий.
Задачи, решаемые в процессе реализации метода case-study:
1.
Выделение комплекса проблем ситуации, анализ проблемного содержания ситуации
(проблемный анализ).
2.
Рассмотрение объекта с позиций системного подхода как некоторой системы,
характеризующейся структурой и функциями (системный анализ).
3.
Установление причин, которые привели к возникновению данной ситуации, и
следствий ее развертывания (причинно-следственный анализ).
4.
Анализ путей оптимизации деятельности (праксеологический анализ).
5.
Построение системы оценок ситуации, ее составляющих, условий, последствий,
действующих лиц (аксиологический анализ).
6.
Подготовка предсказаний относительно вероятного, потенциального и
желательного будущего (прогностический анализ).
7.
Выработка рекомендаций относительно поведения действующих лиц ситуации
(рекомендательный анализ).
8.
Разработка программ деятельности в данной ситуации (программно-целевой
анализ).
Важной особенностью метода кейс является его эффективная сочетаемость с различными
методами обучения.
Заключение
Суть кейс - технологии заключается в создании и комплектации специально
разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их
передаче (пересылке) обучающимся. Каждый кейс представляет собой полный комплект
учебно-методических материалов, разработанных на основе производственных ситуаций,
формирующих у обучающихся навыки самостоятельного конструирования алгоритмов
решения производственных задач. Результаты выполненных проектов должны быть, что
называется, «осязаемыми», т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее
решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в
реальной жизни).
Если говорить о данном методе как о педагогической технологии, то эта технология
предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов,
творческих по самой своей сути.
Работа по кейс - технологии формирует у обучающихся УУД (универсальные учебные
действия), такие как обретение первичного опыта работы с информацией самостоятельно;
работать по алгоритму; самоконтроль и промежуточная диагностика; рефлексия.