Напоминание

"Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов учебной деятельности"


Автор: Хаустова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов учебной деятельности"
Раздел: начальное образование





Назад





Статья

Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов

учебной деятельности
Хаустова Валентина Николаевна, учитель начальных классов «МАОУ СПШ №33» г. Старый Оскол Проблема детского чтения, вернее, потери интереса детей к этому важному для человека способу получения знаний - одна из самых актуальных в наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут само- стоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не столько не любят, сколько не умеют читать, а чтение - это не только тот предмет, которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он бу- дет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к дейст- вительности. Почему дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемок. Он требует больших затрат времени и сил, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важным в работе учителя являются два фактора: развитие у обучающихся интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением. Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Например, чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й класс), при беглости чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20 минут. На повторное чтение уйдет вторая часть урока. Таким образом, на уроке исключается возможность анализировать текст, работать над полным правильным ответом ученика; не хватает времени на опрос, исключается возможность контролировать усвоение изучаемого материала. При недостаточно сформированном навыке чтения на чтение домашних текстов, текстов задач и упражнений ученику придется затратить больше часа. Но при таком несформированном навыке чтения естественно, что ученики за один раз не поймут того, что написано в учебнике. Им придется минимум дважды, трижды прочитывать тексты - это уже 2 часа. Плюс ещё письменные работы. Какой же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день ученика составляет 6-7 часов? При таком неадекватном напряжении сил школьника обучение становится неэффективным, подрывающим его здоровье. Для разрешения сложившихся противоречий необходимо создать условия для перевода учащихся на более высокий уровень обучаемости при сохранении физического и психического здоровья. Сущность методики заключается в последовательном совершенствовании навыка чтения через письмо,
посредством систематического развития речевого аппарата, плавного произношения, широты поля зрения, оперативной памяти, мышления, речи, умения работать с текстом. При этом мною широко используется технология здоровьясбережения. При обучении чтению использую интеграцию как процесс приспособления и объединения определенных элементов или частей разных видов учебной деятельности в единое целое при условии целевой и функциональной их однотипности. Понимая, что начальное обучение – это годы становления личности, приобретения ребенком желания и умения трудиться в зависимости от прочности и результативности освоенных ими всех базовых видов деятельности – умственных и практических, а также осознания и закрепления личностных свойств и качеств младших школьников средствами учебных предметов дифференцированного, локального действия, считаю, что обучение грамоте и основам читательской самостоятельности с этой точки зрения для начального обучения - исключение, а не правило, потому что само чтение – это единственный вид деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на профессиональном уровне, так как сразу же является и ведущим средством обучения. Ввиду этого уверена, что интеграция - создание нового целого на основе выявления однотипных элементов и частей в нескольких прежде разных единицах (учебных предметов, видах деятельности), а затем приспособление этих элементов и частей и их объединение в несуществующий ранее монолит особого качества - здесь вполне уместна. Более того, без нее в данном случае просто не обойтись, если всерьез говорить об учении как средстве становления личности, ее саморазвития и самовоспитания. Так, вполне разделяя мнение ученых Н.Н.Светловской, Ю.М.Колягина о том, что литература в школе (а начальные классы – это первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом, если нужно только размышлять, помогаю автору произведения донести до школьников: - аромат художественного произведения К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», прекрасного самого по себе, с помощью включения музыки Э.Грига, что и становится основной целью моего интегрированного урока (III класс, интегрирование - чтение и музыка); - выражение главного в композиции басни И.А.Крылова «Квартет» с помощью описания и живого звучания упомянутых в произведении великим баснописцем музыкальных инструментов (III класс, интегрирование - чтение и музыка); - оттенки значений изученных форм поэтической речи, их образный смысл, используя методы и приемы «театральной педагогики»: вхождение в роль, умение свободно держаться, «как на сцене», элементы импровизации (III класс, Ф.Тютчев «Чародейкою - зимою…», С.Есенин «Заметает пурга…»); - целостный литературно – художественный образ былинного героя Добрыни Никитича с помощью иллюстрации к былинному сказу (портрет
богатырей), выполненной на уроке чтения самими учениками (III класс, интегрирование – чтение и изобразительное искусство). Интегрирование различных по своей природе видов деятельности при обучении младших школьников решает такие проблемы, как: ♦ развитие общей культуры школьников, приобщение моих учеников к общечеловеческим ценностям художественной культуры, научно- популярной и художественной литературе, периодике; ♦ развитие познавательных и речевых способностей детей, его творческих сил; ♦ воспитание нравственных качеств; ♦ развитие эстетических чувств. Взаимная согласованность литературы с письмом, изобразительным искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели: образовательной, развивающей, воспитывающей. Чем органичнее их слияние, тем полнее и многостороннее знание моих учеников о предмете.
Обучение чтению через письмо



1. Обучение письму при помощи таблицы начальных звуков.
(Таблица, в которой вместо букв картинки: «г» - нарисован гусь) - Какая картинка на таблице звучит в начале, как «Ш» в слове «школа»? Ищут. - Да. «Шар» звучит в начале слова так же, как «школа». Значит, мы пишем значок, который находится на картинке со словом «Шар». Это «Ш».
2. Игра «Говорящий крокодил»
Ученик вставляет в пасть деревянного крокодила карточку с записанным на нем словом. Затем вытаскивает ее так, чтобы партнеру были видны первые буквы. Его партнер отгадывает слово.
3. Игра «Тоннель»
Тоннель сделан из ткани, пластмассовых обручей, легко складывается и раскладывается. Его устанавливают на ковре. Ученик читает слово, записанное на карточке, запоминает его, быстро пролезает через тоннель и пишет это слово на листе бумаги. Затем берет карточку и сверяет по ней, правильно ли он написал. Игру можно усложнить
4. Упражнение «истории-загадки»
Учитель читает рассказ. Когда в нем встречается слово, которое дети должны записать самостоятельно, учитель называет или показывает одну за другой картинки из таблицы начальных звуков. (1 класс) История - шутка (Г. Науменко) Подул сильный … (дождь, облако, солнце, ветер). Забрался в огород ... (зонт, заяц, ананас, яблоко, циркуль) и стал рвать... (мышь, осы, морковь, робот, кот, осы, ванна, кот, ухо) и ... (кот, ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста, ухо). Прибежал ... (кот, козел, осы, зонт, еж, линейка) и говорит: - Эй, косой, ты зачем ко мне в огород забрался? - Меня забросил ... (ванна, ель, торт, ель, ветер, робот). - А почему морковь и капусту рвешь?
- Они сами рвутся. Ветер валит меня с ног. А я, чтобы не упасть, хватаюсь то за ... (мышь, осы, робот, морковь, кот, осы, ванна, ь), то за ... (кот, ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста, ухо). (Слова: заяц, морковку, капусту, козел, ветер, морковь, капусту)
5. Работа с текстом по памятке
Дается текст, в котором части расположены не по порядку. (Работа в группах) Памятка 1). Возьми необходимый материал: листы с текстами, большой лист, клей. 2). Распределите тексты между собой и читайте по очереди вслух (не слишком громко, чтобы не мешать другим). 3).Расположи части текста, вырезанные из листа, в правильной последовательности и наклей на большой лист.
6.
Написать автору книги письмо с вопросами
7.
Сделать плакат – рекламу к рассказу, книге
8. Ролевая игра «Суд идет»
Одни ученики защищают (адвокаты) персонаж, действующих лиц художественного произведения, другие – обвиняют (прокуроры).
9.

Ролевая игра

«Интервью».
Работа в парах Один ребенок берет интервью у другого, задает 3 вопроса по прочитанному произведению и записывает ответы.
10. Игра «Бабушка - рассказушка»
Под плавную русскую народную мелодию дети слушают сказку. Рассказывают сами же дети, надев платочек, фартук, оправу от очков и т.п., садятся перед классом на стул и начинают сочиненную самими (свою) сказку.
11. Игра «Лучший поваренок». Работа в группах.
Каждая группа получает рецепт приготовления блюда (бутерброда). Дети самостоятельно, читая рецепт, готовят бутерброд, а потом сами же и дегустируют.
12. Игра «Лучший сыщик».
Работа в группах По классной комнате в разных местах развешаны слова. Нужно собрать как можно больше слов по данной теме. Например, - слова, имеющие 2 слога (3. 4 слога); - слова, в которых ударный 2 слог; - слова, обозначающие признак предмета и т.д.
13. Игра «В музее»
Дети приносят свои коллекции, которые они собирают вместе с родителями, старшими сестрами и братьями. Нужно рассказать об истории возникновения коллекции и о ее экспонатах. «Зрители» (ученики, по каким-либо причинам не имеющие таких коллекций) становятся членами жюри. Все задания многофункциональны. Они не только развивают пра- вильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чте- ния, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка
самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют интерес к чтению. Все они преподносятся в игровой форме, а значит, помогают одновременно снять напряжение, раскрыть свои индивидуальные способности.
Развитие речевого аппарата учащихся
Цель: создать благоприятные условия для эффективного устного общения между людьми. Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии -произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) вы - разительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузам. Нормально устроенный речевой аппарат обучающихся функциони рует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напря женно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим артикуляционно-акустическим признакам, невысок. Названные пси хофизиологические особенности детей младшего школьного возраста за ставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обяза тельной в начальных классах. 1. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются
скороговорки,
богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются детьми. В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся после- довательность проведения упражнений со скороговорками. Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, ак - тивизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не за- громождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами его структуры.


В раздел образования