"Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов учебной деятельности"
Автор: Хаустова Валентина Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33" Населённый пункт: город Старый Оскол Наименование материала: статья Тема: "Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов учебной деятельности" Раздел: начальное образование
Обучение чтению младших школьников через интеграцию видов
учебной деятельности
Хаустова
Валентина Николаевна,
учитель начальных классов
«МАОУ СПШ №33»
г. Старый Оскол
Проблема детского чтения, вернее, потери интереса детей к этому
важному для человека способу получения знаний - одна из самых актуальных в
наше время. Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у
детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут само-
стоятельно получать информацию из книг и учебников. Современные дети не
столько не любят, сколько не умеют читать, а чтение - это не только тот предмет,
которым надо успешно овладеть ученику, но и тот, посредством которого он бу-
дет осваивать другие дисциплины, познавать богатство окружающего мира и
человеческих отношений, формировать в себе собственное отношение к дейст-
вительности.
Почему дети не любят читать? Процесс чтения для них очень
трудоемок. Он требует больших затрат времени и сил, а более легких
источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно
важным в работе учителя являются два фактора: развитие у обучающихся
интереса к содержанию чтения и самому процессу чтения.
Интерес к чтению
возникает
в
том
случае,
когда
читатель свободно
владеет осознанным
чтением.
Несформированный навык чтения мешает восприятию, что, в свою
очередь, тормозит развитие мыслительных процессов и памяти. Например,
чтобы прочитать текст, который содержит 900 слов (2-й класс), при беглости
чтения 45 слов в минуту, необходимо затратить 20 минут. На повторное чтение
уйдет
вторая
часть
урока.
Таким
образом,
на
уроке
исключается
возможность анализировать текст, работать над полным правильным ответом
ученика; не хватает времени на опрос, исключается возможность контролировать
усвоение изучаемого материала.
При недостаточно сформированном навыке чтения на чтение домашних
текстов, текстов задач и упражнений ученику придется затратить больше часа. Но
при таком несформированном навыке чтения естественно, что ученики за
один раз не поймут того, что написано в учебнике. Им придется минимум
дважды, трижды прочитывать тексты - это уже 2 часа. Плюс ещё письменные
работы. Какой же может возникнуть интерес к учебе, если рабочий день
ученика составляет 6-7 часов?
При таком неадекватном напряжении сил
школьника обучение становится неэффективным, подрывающим его здоровье.
Для разрешения сложившихся противоречий необходимо создать условия
для перевода учащихся на более высокий уровень обучаемости при сохранении
физического и психического здоровья.
Сущность методики
заключается в
последовательном
совершенствовании
навыка
чтения
через
письмо,
посредством
систематического
развития
речевого
аппарата,
плавного
произношения, широты поля зрения, оперативной памяти, мышления, речи,
умения работать с текстом. При этом мною широко используется технология
здоровьясбережения.
При
обучении
чтению
использую
интеграцию
как
процесс
приспособления и объединения определенных элементов или частей разных
видов
учебной
деятельности
в
единое
целое
при
условии
целевой
и
функциональной их однотипности. Понимая, что начальное обучение – это
годы становления личности,
приобретения ребенком желания и умения
трудиться в зависимости от прочности и результативности освоенных ими
всех базовых видов деятельности – умственных и практических, а также
осознания
и
закрепления
личностных
свойств
и
качеств
младших
школьников
средствами
учебных
предметов
дифференцированного,
локального действия, считаю, что обучение грамоте и основам читательской
самостоятельности
с
этой
точки
зрения
для
начального
обучения
-
исключение, а не правило, потому что само чтение – это единственный вид
деятельности, который сразу должен формироваться у каждого ребенка на
профессиональном уровне, так как сразу же является и ведущим средством
обучения. Ввиду этого уверена, что интеграция - создание нового целого на
основе выявления однотипных элементов и частей в нескольких прежде
разных
единицах
(учебных
предметов,
видах
деятельности),
а
затем
приспособление
этих
элементов
и
частей
и
их
объединение
в
несуществующий ранее монолит особого качества - здесь вполне уместна.
Более того, без нее в данном случае просто
не обойтись, если всерьез
говорить об учении как средстве становления личности, ее саморазвития и
самовоспитания.
Так,
вполне
разделяя
мнение
ученых
Н.Н.Светловской,
Ю.М.Колягина о том, что литература в школе (а начальные классы – это
первая ступень в мир литературы) перестает быть эстетическим предметом,
если нужно только размышлять, помогаю автору произведения донести до
школьников:
- аромат художественного произведения К.Паустовского «Корзина с
еловыми шишками», прекрасного самого по себе, с помощью включения
музыки Э.Грига, что и становится основной целью моего интегрированного
урока (III класс, интегрирование - чтение и музыка);
- выражение главного в композиции басни И.А.Крылова «Квартет» с
помощью описания и живого звучания упомянутых в произведении великим
баснописцем музыкальных инструментов (III класс, интегрирование - чтение
и музыка);
- оттенки значений изученных форм поэтической речи, их образный
смысл, используя методы и приемы «театральной педагогики»: вхождение в
роль, умение свободно держаться, «как на сцене», элементы импровизации
(III
класс,
Ф.Тютчев
«Чародейкою
-
зимою…»,
С.Есенин
«Заметает
пурга…»);
- целостный литературно – художественный образ былинного героя
Добрыни Никитича с помощью иллюстрации к былинному сказу (портрет
богатырей),
выполненной на уроке чтения самими учениками (III класс,
интегрирование – чтение и изобразительное искусство).
Интегрирование различных по своей природе
видов деятельности
при обучении младших школьников решает такие проблемы, как:
♦ развитие общей культуры школьников, приобщение моих учеников
к
общечеловеческим
ценностям
художественной
культуры,
научно-
популярной и художественной литературе, периодике;
♦
развитие
познавательных
и
речевых
способностей
детей,
его
творческих сил;
♦ воспитание нравственных качеств;
♦ развитие эстетических чувств.
Взаимная
согласованность
литературы
с
письмом,
изобразительным
искусством и музыкой усиливает реализацию триединой дидактической цели:
образовательной,
развивающей,
воспитывающей.
Чем
органичнее
их
слияние, тем полнее и многостороннее знание моих учеников о предмете.
Обучение чтению через письмо
1. Обучение письму при помощи таблицы начальных звуков.
(Таблица, в которой вместо букв картинки: «г» - нарисован гусь)
- Какая картинка на таблице звучит в начале, как «Ш» в слове «школа»?
Ищут.
- Да. «Шар» звучит в начале слова так же, как «школа». Значит, мы пишем
значок, который находится на картинке со словом «Шар». Это «Ш».
2. Игра «Говорящий крокодил»
Ученик вставляет в пасть деревянного крокодила карточку с записанным на нем
словом. Затем вытаскивает ее так, чтобы партнеру были видны первые буквы.
Его партнер отгадывает слово.
3. Игра «Тоннель»
Тоннель сделан из ткани, пластмассовых обручей, легко складывается и
раскладывается.
Его
устанавливают
на
ковре.
Ученик
читает
слово,
записанное на карточке, запоминает его, быстро пролезает через тоннель и
пишет это слово на листе бумаги. Затем берет карточку и сверяет по ней,
правильно ли он написал. Игру можно усложнить
4. Упражнение «истории-загадки»
Учитель читает рассказ. Когда в нем встречается слово, которое дети
должны
записать самостоятельно, учитель называет или показывает
одну за другой
картинки из таблицы начальных звуков.
(1 класс)
История - шутка (Г. Науменко)
Подул сильный … (дождь, облако, солнце, ветер). Забрался в огород ... (зонт,
заяц, ананас, яблоко, циркуль) и стал рвать... (мышь, осы, морковь, робот,
кот, осы, ванна, кот, ухо) и ... (кот, ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста,
ухо). Прибежал ... (кот, козел, осы, зонт, еж, линейка) и говорит:
- Эй, косой, ты зачем ко мне в огород забрался?
- Меня забросил ... (ванна, ель, торт, ель, ветер, робот).
- А почему морковь и капусту рвешь?
- Они сами рвутся. Ветер валит меня с ног. А я, чтобы не упасть,
хватаюсь
то за ... (мышь, осы, робот, морковь, кот, осы, ванна, ь), то за ... (кот,
ананас, пальма, ухо, солнце, торт, капуста, ухо).
(Слова: заяц,
морковку,
капусту,
козел,
ветер,
морковь, капусту)
5. Работа с текстом по памятке
Дается текст, в котором части расположены не по порядку. (Работа
в группах)
Памятка
1). Возьми необходимый материал: листы с текстами, большой лист, клей.
2). Распределите тексты между собой и читайте по очереди вслух (не слишком
громко, чтобы не мешать другим).
3).Расположи
части
текста,
вырезанные
из
листа,
в
правильной
последовательности и наклей на большой лист.
6. Написать автору книги письмо с вопросами
7.
Сделать плакат – рекламу к рассказу, книге
8. Ролевая игра «Суд идет»
Одни
ученики
защищают
(адвокаты)
персонаж,
действующих
лиц
художественного произведения, другие – обвиняют (прокуроры).
9.
Ролевая игра
«Интервью».
Работа в парах
Один
ребенок
берет
интервью
у
другого,
задает
3
вопроса
по
прочитанному произведению и записывает ответы.
10. Игра «Бабушка - рассказушка»
Под плавную русскую народную мелодию дети слушают сказку. Рассказывают
сами же дети, надев платочек, фартук, оправу от очков и т.п., садятся перед
классом на стул и начинают сочиненную самими (свою) сказку.
11. Игра «Лучший поваренок». Работа в группах.
Каждая группа получает рецепт приготовления блюда (бутерброда). Дети
самостоятельно, читая рецепт, готовят бутерброд, а потом сами же и
дегустируют.
12. Игра «Лучший сыщик». Работа в группах
По классной комнате в разных местах развешаны слова. Нужно собрать
как можно больше слов по данной теме.
Например,
- слова, имеющие 2 слога (3. 4 слога);
- слова, в которых ударный 2 слог;
- слова, обозначающие признак предмета и т.д.
13. Игра «В музее»
Дети
приносят
свои
коллекции,
которые
они
собирают
вместе
с
родителями,
старшими
сестрами
и
братьями.
Нужно
рассказать
об
истории возникновения коллекции и о ее экспонатах. «Зрители» (ученики,
по
каким-либо
причинам
не
имеющие
таких
коллекций)
становятся
членами жюри.
Все задания многофункциональны. Они не только развивают пра-
вильность, осознанность, способствуют совершенствованию способа чте-
ния, но и развивают восприятие, внимание, память, мышление, учат ребенка
самостоятельно формулировать вопросы, искать на них ответы и стимулируют
интерес к чтению. Все они преподносятся в игровой форме, а значит, помогают
одновременно снять напряжение, раскрыть свои индивидуальные способности.
Развитие речевого аппарата учащихся
Цель: создать благоприятные условия для эффективного устного общения
между людьми.
Чрезвычайно важна также произносительная сторона речи: хорошая
дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии
-произносительных норм литературного языка, умение говорить (и читать!) вы -
разительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузам.
Нормально устроенный речевой аппарат обучающихся функциони
рует в большинстве случаев недостаточно энергично или же излишне напря
женно. Уровень слухового восприятия звуков, особенно близких по своим
артикуляционно-акустическим
признакам,
невысок.
Названные
пси
хофизиологические особенности детей младшего школьного возраста за
ставляют признать дикционную работу не просто желанной, но и обяза
тельной в начальных классах.
1. Благодатным материалом для тренировки речевого аппарата являются
скороговорки, богатые звуковыми повторами, обладающие четко выраженным
ритмом. Они занимательны по своему содержанию, легко запоминаются
детьми.
В школьной практике существует уже достаточно закрепившаяся после-
довательность проведения упражнений со скороговорками.
Произносительная зарядка в середине урока снимает усталость детей, ак -
тивизирует их внимание к звучащей речи. Речевая гимнастика должна не за-
громождать урок, а сливаться органически со всеми другими компонентами
его структуры.