Организация проектной деятельности младших школьников на уроках "Технологии"
Автор: Козлова Елена Викторовна Должность: учитель Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 р.п. Чишмы Населённый пункт: Республика Башкортостан, Чишминский район, р.п. Чишмы Наименование материала: Статья Тема: Организация проектной деятельности младших школьников на уроках "Технологии" Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности младших школьников
на уроках «Технологии»
Козлова Е.В.
РФ, г. Уфа, БГПУ им. М. Акмуллы
В
современном
образовательном
процессе
в
соответствии
с
концепцией
долгосрочного
социально-экономического
развития
Российской Федерации на период до 2020 года поиск новых, эффективных
технологий
для
развития
творческих
способностей
и
всестороннего
развития учащихся, использовать навыки работы в команде и мотивации
учебного
процесса
и
одним
из
направлений
в
этой
работе
является
проектная деятельность.
Успешность
проектной
деятельности
на
уроках
"Технологии"
во
многом зависит от учителя, его умения планировать занятия с учетом
имеющихся
возможностей,
умение
организовывать
и
стимулировать
учебно-воспитательной
работы
учащихся,
создать
положительную
мотивацию для самообразования и развитие их творческих способностей, а
также использование современных технологий. Поэтому учитель может
использовать проект как дидактическое средство развития, обучения и
воспитания
младшего
школьника,
которое
позволяет
выработать
и
развивать специфические умения и навыки проектирования:
● выявлять проблему;
● осуществлять поиск нужной информации;
● планировать свою деятельность;
● практически применять знания и навыки в различных стандартных
и в том числе в нестандартных ситуациях;
● осуществлять выбор, освоение а также использование адекватной
технологии проектирования продукта;
● проводить исследование.
● осуществлять рефлексию и самоанализ в проектной деятельности;
● презентавать и защищать свою проектную работу;
Организация
уроков
«Технологии»,
включающая
проектную
деятельность, представляют особый интерес у обучающихся и позволяет
проявить им свои творческие способности, а также создает положительную
мотивацию
к
осуществлению
учебной
деятельности.
Процесс
проектирования, реализуемый на уроках «Технологии» представляет собой
определенную последовательность этапов деятельности:
- выбор темы проекта;
- анализ проблемы;
- постановка цели и задач проекта;
- выбор средств ее достижения;
- поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
- реализация проекта;
- оценка полученных результатов и выводов;
- пердставление и защита проекта.
Приведем
пример
организации
проектной
деятельности
младших
школьников на уроках «Технологии» в 1 классе. На основе содержание
учебного
предмета
была
определена
тема
проекта «Моя
Семья».
Продолжительность работы над проектом составляет 2-3 урока.
Выбор темы основывается на том, что не все дети знают полные
имена
своих
бабушек
и
дедушек,
где
они
живут,
не
могут
раскрыто
рассказать о составе своей семьи, традициях принятые в семье и т.д.
Поэтому
совместно
с
детьми
мы
постарались
выявить
и
сформулировать проблему своего исследования. Для более плдотворной
работы младшим школьникам были заданы следующие вопросы: «Похож
ли ты на своих предков (маму, папу, бабушек, дедушек)?», «Назови имена и
фамилии своих близких родственников», «Есть ли в вашей семье семейные
альбомы?», «Какие семейные реликвии хранятся в вашей семье?», «Какие
семейные традиции сложились в вашей семье?» и др.
Для формулированиять цели проекта младшим школьникам было
дано задание – «Опиши главную идею, которая отвечает на самый важный
вопрос, почему ты проводишь это исследование». Ответы детей были
разнообразны – «Потому что интересно», «Я хочу больше узнать историю
своей семьи», «Потому что я люблю свою семью и хачу о ней рассказать
одноклассникам» и т.д.
Выбор
средств
достижения
поставленной
цели
зависит
от
возможностей и способностей ученика. Например, младшим школьникам
было
дано
задание
подобрать
разного
содержательного
характера
литературу, иллюстрации по теме проекта, провести беседу с родителями
по теме проекта.
После
проведенной
работы
наступает
этап
реализации
проекта.
Например, Саша И. реализовал свой проект через составления древа семьи
в виде дуба с ветками с указанием взаимосвязи меду родственниками
сделанного из картона, а из цветной бумаги вырезал листочки дуба, куда
вклеил фотографии своих родственников с указанием их данных.
На этапе защиты проекта Саша И. свое выступление сопровождал
национальной
музыкой
традиционно
звучащей
на
всех
семейных
мероприятиях.
Также
были
представлены
исторические
факты
семьи,
фотосеты и т.д.
Таким образом, работая над обозначенной проблемой, мы достигли
необходимых
результатов. Проектная
деятельность
как
особая
форма
учебной
работы
способствует
воспитанию
самостоятельности,
инициативности,
ответственности,
повышению
мотивации
и
эффективности
учебной
деятельности.
Наблюдение
за
выполнением
проектной
деятельности
позволяет
получать
данные
о
формировании
жизненные и профессионального самоопределения младших школьников.