Автор: Синёва Наталья Владимировна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МОУДОД "Дом детства и юношества города Галича Костромской области" Населённый пункт: город Галич Костромской области Наименование материала: ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого урока по предмету "Ритмика и партерная гимнастика" Тема: "Гибкость, пластика, шаг". Раздел: дополнительное образование
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого урока по предмету «Ритмика и партерная гимнастика»
педагога дополнительного образования
СИНЁВОЙ НАТАЛЬИ ВЛАДИМИРОВНЫ
Концертмейстер – Войцеховская М. П.
Дата: 30.01.2015 г.
Количество часов: 45 минут.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятие
проходит
в
рамках
реализации
дополнительной
образовательной
программы
«Хореографический
ансамбль
«Искорка»
ДДиЮ
по
предмету
«Ритмика и
партерная гимнастика». Дети занимаются ритмикой 1 раз в
неделю по 45 минут; в месяц – 4 часа; в год – 36 часов. Тип урока выбран в
соответствии с календарно – тематическим планом 3 – го года обучения и
звучит так :
ТИП урока: учебно – практический (закрепление пройденного материала по
предмету «Ритмика и партерная гимнастика»).
ТЕМА урока: «Гибкость, пластика, шаг».
ЦЕЛЬ урока:
Развивать у учащихся выворотность, гибкость, пластику, шаг,
координацию движений, выносливость и силу путём повторения и отработки
пройденных движений.
Работа
над
эмоциональной
выразительностью
учащихся
при
исполнении
танцевальных номеров, этюдов и выученных комбинаций.
Выявление уровня освоения программы.
ЗАДАЧИ урока:
Образовательные:
закрепление знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих
уроках;
развитие осмысленного исполнения движений;
развитие
познавательных
интересов
и
творческого
потенциала
учащихся (урок партерной гимнастики – это система движений,
призванная
сделать
тело
исполнителя
дисциплинированным,
подвижным и пластичным. Подготовить себя к будущим успехам в
любых жанрах хореографии.
Развивающие:
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
развить
у
учащихся
выворотность,
гибкость,
пластику,
шаг,
координацию движений;
укрепление опорно – двигательного аппарата;
развитие выносливости, силы и постановки дыхания; развитие у
учащихся точного, музыкального и эмоционально – выразительного
исполнения
танцевальных
номеров,
этюдов
и
выученных
комбинаций;
психологическое раскрепощение учащихся.
Воспитательные:
формирование
эстетического
воспитания,
умение
вести
себя
в
коллективе;
формирование чувства ответственности;
активизация творческих способностей;
умение творчески взаимодействовать на уроках с педагогом.
МЕТОДЫ обучения:
Наглядный (практический показ);
Словесный (объяснение, беседа);
Метод контактного (индивидуального) обучения – только при полном
контакте с педагогом, возможно достичь желаемого результата;
Метод контроля и самоконтроля. Самоконтроль, в данном возрасте,
достаточно сложная задача – выполняется с помощью зеркал, при
постоянном контроле учителя;
Игровой (игровая форма подачи материала).
ФОРМА
учебного
занятия:
Общественный
смотр
знаний,
умений
и
навыков.
СРЕДСТВА обучения:
Музыкальный центр (ТСО);
Коврики;
Скакалки.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ технологии:
Игровая технология;
Здоровьесберегающая технология;
Личностно
–
ориентированная
технология
с
дифференцированным
подходом.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ связи:
Гимнастика;
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
Слушание музыки;
Ритмика;
Классический танец;
Народно – сценический танец.
ПЛАН УРОКА
ВВОДНАЯ часть урока (2 мин.):
Вход учащихся в танцевальный зал под музыкальное сопровождение;
Организационный момент;
Объяснение. Технические сведения.
Задачи для учеников:
Самостоятельно и грамотно выполнять движения и комбинации у
станка и на середине зала, координируя их с движениями рук и головы.
Уметь выполнять движения осознанно, а не механически.
Музыкально, выразительно и эмоционально исполнять комбинации и
танцевальные этюды.
Уметь
давать
адекватную
оценку
и
с амооценку
с в о е м у
исполнительскому мастерству.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть урока (4 мин.):
Поклон;
Разминка по кругу ( различные виды шагов и бега).
ОСНОВНАЯ часть урока (35 мин.):
Экзерсис у станка;
Повторение изученных движений с диагонали;
Повторение изученных движений на середине зала, упражнения на
координацию;
Партерная гимнастика;
Танцевальные комбинации и этюды;
Танцевальный этюд со скакалками;
Танец.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока (4 мин.):
Основное построение учащихся для выхода из зала;
Подведение итогов урока;
Поклон и выход учащихся из танцевального зала.
КОНСПЕКТ УРОКА
ВВОДНАЯ часть урока:
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
Вход учащихся в танцевальный зал под музыкальное сопровождение.
Учащиеся выстраиваются в одну линию. Музыкальное сопровождение
марш (м/р 4/4).
Организационный момент (обозначение темы и цели урока).
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ часть урока:
Поклон.
Разминка по кругу ( музыкальное сопровождение – музыка к песне
«Пусть всегда будет солнце»):
1) танцевальный шаг с носка;
2) шаги на полупальцах, на пятках;
3) бег с отбрасыванием ног назад, согнутых в коленях;
4) жете вперёд, жете назад, жете попеременно (4 жете вперёд и 4 жете
назад);
5) подскоки;
6) боковой галоп;
7) танцевальный шаг с носка;
8) 4 танцевальных шага и 4 марша (шаги с высокоподнятым коленом);
9) марш (шаги с высокоподнятым коленом) на месте.
ОСНОВНАЯ часть урока:
Экзерсис у станка:
1)
комбинация на разогрев стопы (м/р 2/4);
2)
комбинация на прыжки (м/р 2/4);
3)
комбинация на «каблучки» и «ковырялочку» (в характере русского
танца м/р 2/4);
4)
комбинация
на
растяжку
и grand
battement
jete
(музыкальное
сопровождение – Шостакович «Вальс – шутка».
Повторение
изученных
движений
с
диагонали
(музыкальное
сопровождение – Глинка «Полька»):
1)
grand battement jete вперёд;
2)
grand battement jete в сторону;
3)
rond;
4)
grand
battement
jete вперёд (с одной ноги)
и grand battement jete
назад (с другой ноги);
5)
grand battement jete назад;
6)
«колесо»;
7)
прыжки (ноги в сторону);
8)
прыжки (ноги под себя);
9)
прыжки (ноги в положении «лягушки»);
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
10) 4 шага польки и 4 подскока, причём подскоки в повороте;
11) прыжки с одной тподогнутой ногой, другой ногой – вытянутой.
Повторение изученных движений на середине зала, упражнения на
координацию:
1)
комбинация для рук (комбинация в характере русского танца; м/р
2/4);
2)
комбинация на растяжку (музыкальное сопровождение – К. Сенс –
Санс «Лебедь»);
3)
комбинация
на battement
tendu
(музыкальное
сопровождение
–
музыка к песне «В траве сидел кузнечик".
Партерная гимнастика:
1)
комбинация на музыку Бетховена «Ода к радости»;
2)
комбинация на музыку А. Лядова «Музыкальная шкатулка»;
3)
комбинация на музыку «Вальс» из фильма «Амели».
Танцевальные комбинации и этюды:
1)
танцевальный этюд «Волшебный цветок» (музыка – «Волшебный
цветок»);
2)
танцевальный этюд «В гостях у сказки» (музыка – «В гостях у
сказки»).
Танцевальный
этюд
со
скакалками
«Виртуозы»
(музыкальное
сопровождение – музыка Рахманинов «Полька»).
Танец «Капитошка» (музыка – песня «Капитошка»).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ часть урока:
Основное построение учащихся для выхода из зала (марш м/р 4/4).
Подведение итогов урока.
Поклон учащихся (м/р 2/4).
Выход из танцевального зала под музыкальное сопровождение (марш
м/р 4/4).
В
основе
всего
урока
с
учащимися
положена
здоровьесберегающая
технология,
а
также
личностно
–
ориентированная
технология
с
дифференцированным подходом.
Всего: 45 минут.
АНАЛИЗ УРОКА
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА
Организационный
момент:
подготовка
учащихся
к
началу
урока,
подготовка танцевального зала, оборудованного станками и зеркалами.
Приготовлены
необходимые
оборудование
и
материалы
(музыкальный
центр, коврики, скакалки).
Характеристика
группы
обучающихся
детей:
урок
по
ритмике
и
партерной гимнастике проходил в группе 3 – го года обучения (дети в
возрасте от 7 до 9 лет). Количество учеников в группе – 12 человек.
Дети этого возраста способны к более быстрому усвоению танцевальных
элементов,
у
них
заметно
улучшена
координация
движений,
а
это
позволяет разучивать с ними и более сложные комбинации.
«Способные
ученики»:
Веселова Варвар,
Виноградова Екатерина,
Гилевская Дарья, Тюрина Полина, Цветкова Мария.
«Старательные ученики»: Брезгина Таисия, Дзюба Елизавета, Петухов
Кирилл,
Прибудько
Дарья,
Салохотдинова
Диана,
Смирнова
Лика,
Стеблева Елизавета.
Перед обучающимися ставились следующие задачи:
Самостоятельно
и
грамотно
выполнять
движения
и
комбинации
у
станка и на середине зала, координируя их с движениями рук и головы.
Уметь выполнять движения осознанно, а не механически.
Музыкально, выразительно и эмоционально исполнять комбинации и
танцевальные этюды.
Уметь
давать
адекватную
оценку
и
с амооценку
с в о е м у
исполнительскому мастерству.
Дети
были
привлечены
к
постановке
задач
урока
и
его
организации.
Мотивация у детей на предстоящую деятельность поддерживалась в течение
всего занятия выяснением практической значимости их деятельности.
Участие детей в организации урока заключалось в следующем. Они знают
схему проведения занятия, знают свои рабочие места. На уроке имело место
взаимное обучение, взаимный контроль и оценивание. Это происходило во
время проверки усвоенных знаний.
Структура урока заключалась в следующем:
1 этап. Озвучивание темы, постановка целей и задач урока.
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
2 этап. Танцевально – ритмическая разминка по кругу.
3 этап. Экзерсис у станка.
4 этап. Повторение изученных движений с диагонали.
5этап. Повторение изученных движений на середине зала ,
упражнения на координацию.
6 этап. Партерная гимнастика.
7 этап. Танцевальные комбинации и этюды.
8 этап. Танцевальный этюд со скакалками.
9 этап. Танец.
10 этап. Подведение итогов работы на занятии. Поклон.
Каждый
этап
продвигал
детей
к
основной
цели
и
ставил
перед
обучающимися свои задачи. Во время каждого этапа работы, дети решали
познавательные и личностные задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Тема урока соответствовала его содержанию.
Цель
и
задачи
урока
содержат
обучающий,
развивающий
и
воспитывающий аспекты.
Урок, по – традиции, был начат с поклона. Так как данный урок является
закрепляющим
в
теме
изучение
ритмики
и
партерной
гимнастики,
я
использовала
такой приём ,
как общественный
смотр
знаний,
умений,
навыков.
Задача
воспитанников
состояла
в
том,
чтобы
показать
изученный
материал, а затем самостоятельно проанализировать допущенные при
исполнении комбинаций и этюдов ошибки.
Познавательная
деятельность
детей была
организована
ч е р е з
использование
всех
модальностей (видеть,
слышать,
чувствовать)
через
Практическая деятельность заключалась в показе элементов, анализе
своей
деятельности,
в исполнении выученных комбинаций, этюдов и
танца.
При
этом личностные особенности каждого обучающегося были учтены.
Дети учились общаться, взаимодействовать, ставили перед собой задачи в
течение
всего
урока.
Каждый
ребёнок
был
поставлен
в
такие
условия,
которые требуют умения саморегуляции, самодисциплины и самопознания.
Развивающий
характер
обучения
заключался в
поддержке
интереса
каждого
к занятиям
танцами
и
стремлении
к
высокому
уровню
исполнительского мастерства.
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
На уроке было обращение к накопленным знаниям и умениям обучающихся.
Им была дана возможность поиска своих версий ответов на вопросы или при
поиске решения поставленных задач.
Я
старалась
способствовать развитию
детей
через
поддержку,
выявление достоинств и достижений каждого на уроке. Помогала детям
исправить
ошибки,
направляла их
в
нужное
русло.
Во время
занятия
непрерывно осуществляла контроль за работой детей и за соблюдением
ими техники безопасности .
На уроке я стараюсь обращаться к обучающимся по имени, хвалить их за
маленькие достижения.
На протяжении всего урока дети были активны : охотно выполняли задания
педагога.
Обучение имело диалогичный характер.
У
детей на протяжении всего
урока была возможность задавать вопросы.
Моя задача на данном этапе обучения заключалась в том, чтобы донести
до
каждого
ребёнка
правильность
выполнения
упражнений,
мотивировать детей к лучшему усвоению материала, к качественному
исполнению.
На
мой
взгляд,
ни
один
ребёнок
на
уроке
не
остался
без
внимания.
Индивидуальный
подход
заключался
в
дополнительном
объяснении
материала конкретным детям, в работе с каждым обучающимся при
групповой форме обучения, в диалогах между педагогом и ребёнком.
Индивидуальная работа заключалась и в разном подходе к оцениванию
результатов работы каждого .
Результатом
этого
обучения
стало
качественное усвоение
детьми
изученного материала , желание выполнить домашнее задание и продолжить
обучение.
Анализируя
данный
урок,
можно
сказать,
что
дети
подготовились
к
занятию и успешно справились с поставленными перед ними задачами.
ЭКОЛОГИЯ ЗАНЯТИЯ
Занятия
по
хореографии
осуществляются
при
наличии
справки
о
состоянии здоровья.
Настроение у детей было приподнятое. Переутомления у детей не было ,
п о т ом у
ч т о временные
промежутки этапов
урока
выдержанны .
Плотность занятия высокая. Дети смогли пережить чувство успеха.
На
уроке
царила
обстановка
доброжелательности,
сотрудничества
и
взаимопонимания между педагогом и детьми.
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования
9
9
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дом детства и юношества города Галича Костромской области»
ВЫВОД
Для себя считаю важным:
При
дальнейшей
работе
с
детьми
добиваться
от
учеников
более
грамотного выполнения движений и комбинаций у станка, на диагонали
и на середине зала.
Работать над синхронностью выполнения движений в комбинациях,
этюдах и танцевальных номерах.
Больше
уделять
внимания
развитию
выразительности
и
танцевальности.
В
постановочной
и
репетиционной
работе
делать
акцент
на
совершенствование исполнительского и актёрского мастерства.
Синёва Наталья Владимировна,
педагог дополнительного образования