Напоминание

урока-практикума "Виновен-отвечай"


Автор: Павленко Надежда Борисовна
Должность: учитель обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2"
Населённый пункт: г. Михайловск, Ставропольский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: урока-практикума "Виновен-отвечай"
Раздел: среднее образование





Назад





Учитель обществознания Павленко Н.Б.
Урок обществознания, 7 класс, учебник под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой
Тема: Виновен – отвечай.

Цель:
подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за совершенные правонарушения, к пониманию понятий «законопослушное поведение».
Задачи:
 Подвести обучающихся к пониманию понятий «преступление», «проступок», «ответственность за правонарушение», «законопослушное поведение».  Развивать познавательные интересы, умение работать в группе, работать с учебником, дополнительным материалом, со статьями закона;  Формировать культуру общения при работе в группах.
Планируемые результаты:

Личностные:
сформированность осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. 
Метапредметные:

Регулятивные УУД
 Умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;  Умение определять необходимые действи(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;  принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;  выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
Коммуникативные УУД
 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;  организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);  устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Предметные УУД
 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом.  на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку.
Тип урока -
изучение нового материала Образовательные технологии, используемые на уроке, - создание проблемной ситуации, групповая работа, фронтальная работа.
Ход урока:

1.

Организационный момент.

2.

Мотивационный этап:
Письмо «…Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь, я оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствия? Нет! Откровенно говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», преступление», «наказание». Не думайте, что я не слышал этих слов раньше. Но содержание их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни… Поверьте мне, как хочется на свободу…» 1. Что произошло с бывшим школьником? 2. Почему это произошло? 3. Почему государству приходится привлекать к ответственности даже несовершеннолетних? 3.
Определение темы и цели урока.
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (тема зашифрована на доске) Согласно теме, чему мы сегодня должны научиться? (осознавать ответственность за свои поступки)
4.

Этап изучения нового материала.
Для того чтобы плодотворно изучить материал и достичь цели урока предлагаю вам поработать в группах, а в результате у нас должен получиться конспект по теме урока.
Работа в группах:

1 группа:
Дать определение «законопослушное» и « противоправное» поведение. Дать определение «правонарушение». Какие причины совершения правонарушения вы можете назвать?
Заполнить схему: В зависимости от степени общественного вреда. …………… …………… примеры примеры
2 группа:
Административная ответственность. 1. На основе КоАПРФ дать определения административным правонарушениям. 2. Определить возраст, по достижению которого наступает административная ответственность. 3. Определить цели и виды административных наказаний.
3 группа:
Гражданско-правовая ответственность. 1. Дать определение гражданско-правовой ответственности. 2. Определить формы гражданско-правовой ответственности. 3. Определить функции гражданско-правовой ответственности.
4 группа
Дисциплинарная ответственность. 1. Дать определение дисциплинарной ответственности 2. Определить функции дисциплинарной ответственности 3. Определить виды дисциплинарной ответственности
5 группа
Уголовная ответственность 1. Определить основание уголовной ответственности 2. Определить возраст, с которого наступает уголовная ответственность 3. Определить цели и виды наказаний несовершеннолетних 5
. Презентация результатов работы групп.
В результате работы всех групп у нас получился план конспект, с которым мы продолжим работать на следующем уроке.
6.Первичное закрепление материала .

Практикум.
Ответственность за шутку. Ты всего лишь пошутил: Взял из портфеля телефон товарища без ведома владельца вещи. Как смотрит на это закон: Кража, т.е тайное хищение чужого имущества ст.158 УКРФ Наказание: Штраф или лишение свободы до 2х лет Ты всего лишь пошутил: Нецензурно выражался в общественном месте. Как смотрит на это закон: Мелкое хулиганство ст 20.1 КоАПРФ Наказание: Штраф или арест до 15 суток Ты всего лишь пошутил: Порвал или потерял школьный учебник Как смотрит на это закон Порча чужого имущества ст 1064 ГКРФ
Наказание: Возмещение ущерба. Ты всего лишь пошутил: ты отобрал деньги или телефон у других школьников Как смотрит на это закон: грабеж, т.е открытое хищение чужого имущества ст. 161 УКРФ Наказание: исправительные работы на срок до 2х лет или лишение свободы до 4 лет Ты всего лишь пошутил: игрался на перемене, толкнул товарища, он упал и ударился головой. Как смотрит на это закон: причинение вреда здоровью по неосторожности ст. 118 УКРФ. Наказание: штраф, либо обязательные работы, либо ограничение свободы до 3х лет Ты всего лишь пошутил: Ты взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы её, если бы тебя не поймали. Как смотрит на это закон: Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения. Наказание: Штраф до 120 тыс. рублей. Лишение свободы на срок до 5 лет. Ты всего лишь пошутил: Ты всего лишь проходил мимо или стоял рядом, когда твои приятели напали на одноклассника и отобрали у него деньги. Как смотрит на это закон: Разбой, совершённый группой лиц по предварительному сговору. Ст. 162 УК РФ. Наказание: Придётся доказывать, что ты просто «проходил мимо». Не докажешь, срок от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей. 7
. Подведение итогов урока.
Вернемся к цели нашего урока. Нужно ли знать законы? А для чего надо знать законы? Какой вывод вы сделали для себя?
8. Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы параграфа устно.


В раздел образования