Автор: Павленко Надежда Борисовна Должность: учитель обществознания Учебное заведение: МБОУ "Лицей №2" Населённый пункт: г. Михайловск, Ставропольский край Наименование материала: методическая разработка Тема: урока-практикума "Виновен-отвечай" Раздел: среднее образование
Цель: подвести обучающихся к пониманию неизбежности справедливого наказания за
совершенные правонарушения, к пониманию понятий «законопослушное поведение».
Задачи:
Подвести обучающихся к пониманию понятий «преступление», «проступок»,
«ответственность за правонарушение», «законопослушное поведение».
Развивать познавательные интересы, умение работать в группе, работать с
учебником, дополнительным материалом, со статьями закона;
Формировать культуру общения при работе в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: сформированность осознанного и ответственного отношения к
собственным поступкам, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД
Умение
формулировать
учебные
задачи
как
шаги
достижения
поставленной цели деятельности;
Умение определять необходимые действи(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
Познавательные УУД
излагать
полученную
информацию,
интерпретируя
ее
в
контексте
решаемой задачи;
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
наиболее
вероятные
причины,
возможные
последствия
заданной
причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
Коммуникативные УУД
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или
содержания диалога.
Предметные УУД
находить,
извлекать
и
осмысливать
информацию
правового
характера,
полученную
из
доступных
источников,
систематизировать,
анализировать
полученные
данные;
применять
полученную
информацию
для
соотнесения
собственного
поведения
и
поступков
других
людей
с
нормами
поведения,
установленными законом.
на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных
ситуациях
и
осуществлять
на
практике
модель
правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку.
Тип урока - изучение нового материала
Образовательные технологии, используемые на уроке, - создание проблемной ситуации,
групповая работа, фронтальная работа.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
2.
Мотивационный этап:
Письмо
«…Сейчас,
когда
прошло
два
года
моего
пребывания
здесь,
я
оглядываюсь назад и проклинаю тот день, когда пошел с ними на дело. Мне
казалось это каким-то геройством… Думал ли я о последствия? Нет! Откровенно
говоря, я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи,
называющие наши действия преступлением. И, только сидя перед следователем,
стал вникать в понятия «закон», преступление», «наказание». Не думайте, что я не
слышал этих слов раньше. Но содержание их просто не знал. А теперь считаю
оставшиеся дни… Поверьте мне, как хочется на свободу…»
1.
Что произошло с бывшим школьником?
2.
Почему это произошло?
3.
Почему
государству
приходится
привлекать
к
ответственности
даже
несовершеннолетних?
3.
Определение темы и цели урока.
Как вы думаете, какая у нас сегодня тема? (тема зашифрована на доске)
Согласно теме, чему мы сегодня должны научиться? (осознавать ответственность
за свои поступки)
4.
Этап изучения нового материала.
Для того чтобы плодотворно изучить материал и достичь цели урока предлагаю
вам поработать в группах, а в результате у нас должен получиться конспект по
теме урока.
Работа в группах:
1 группа: Дать определение «законопослушное» и « противоправное» поведение.
Дать определение «правонарушение».
Какие причины совершения правонарушения вы можете назвать?
Заполнить схему:
В зависимости от степени общественного вреда.
……………
……………
примеры
примеры
2 группа: Административная ответственность.
1.
На основе КоАПРФ дать определения административным правонарушениям.
2.
Определить возраст, по достижению которого наступает административная
ответственность.
3.
Определить цели и виды административных наказаний.
3 группа: Гражданско-правовая ответственность.
1.
Дать определение гражданско-правовой ответственности.
2.
Определить формы гражданско-правовой ответственности.
3.
Определить функции гражданско-правовой ответственности.
4 группа Дисциплинарная ответственность.
1.
Дать определение дисциплинарной ответственности
2.
Определить функции дисциплинарной ответственности
3.
Определить виды дисциплинарной ответственности
5 группа Уголовная ответственность
1.
Определить основание уголовной ответственности
2.
Определить возраст, с которого наступает уголовная ответственность
3.
Определить цели и виды наказаний несовершеннолетних
5 . Презентация результатов работы групп.
В результате работы всех групп у нас получился план конспект, с которым мы
продолжим работать на следующем уроке.
6.Первичное закрепление материала .
Практикум. Ответственность за шутку.
Ты всего лишь пошутил: Взял из портфеля телефон товарища без ведома владельца
вещи.
Как смотрит на это закон: Кража, т.е тайное хищение чужого имущества ст.158 УКРФ
Наказание: Штраф или лишение свободы до 2х лет
Ты всего лишь пошутил: Нецензурно выражался в общественном месте.
Как смотрит на это закон: Мелкое хулиганство ст 20.1 КоАПРФ
Наказание: Штраф или арест до 15 суток
Ты всего лишь пошутил: Порвал или потерял школьный учебник
Как смотрит на это закон Порча чужого имущества ст 1064 ГКРФ
Наказание: Возмещение ущерба.
Ты всего лишь пошутил: ты отобрал деньги или телефон у других школьников
Как смотрит на это закон: грабеж, т.е открытое хищение чужого имущества ст. 161
УКРФ
Наказание: исправительные работы на срок до 2х лет или лишение свободы до 4 лет
Ты всего лишь пошутил: игрался на перемене, толкнул товарища, он упал и ударился
головой.
Как смотрит на это закон: причинение вреда здоровью по неосторожности ст. 118
УКРФ.
Наказание: штраф, либо обязательные работы, либо ограничение свободы до 3х лет
Ты всего лишь пошутил: Ты взял покататься чужую машину, но обязательно вернул бы
её, если бы тебя не поймали.
Как смотрит на это закон: Неправомерное завладение автомобилем или иным
транспортным средством без цели хищения.
Наказание:
Штраф до 120 тыс. рублей. Лишение свободы на срок до 5 лет.
Ты всего лишь пошутил: Ты всего лишь проходил мимо или стоял рядом, когда твои
приятели напали на одноклассника и отобрали у него деньги.
Как смотрит на это закон: Разбой, совершённый группой лиц по предварительному
сговору. Ст. 162 УК РФ.
Наказание: Придётся доказывать, что ты просто «проходил мимо». Не докажешь, срок
от 5 до 10 лет со штрафом до 1 млн. рублей.
7 . Подведение итогов урока.
Вернемся к цели нашего урока.
Нужно ли знать законы?
А для чего надо знать законы?
Какой вывод вы сделали для себя?
8. Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы параграфа устно.