Напоминание

Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством нетрадиционных техник работы с тканью и нитками


Автор: Филимонова Лариса Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "АШДС №301"
Населённый пункт: г. Омск
Наименование материала: статья
Тема: Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством нетрадиционных техник работы с тканью и нитками
Раздел: дошкольное образование





Назад





Развитие

у

дошкольников

мелкой

моторики

п о с р ед с т в ом

нетрадиционных техник работы с тканью и нитками



Воспитатель Л.Н. Филимонова

Важность развития мелкой моторики не оговаривается, эти навыки необходимо развивать с самого раннего детства. В современных программах дошкольного образования отмечается положительное влияние на развитие детей занятий продуктивной деятельностью. Успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук. В процессе продуктивно-творческой деятельности ребенок создает что- то новое и интересное для себя. Кружок «Куклы из бабушкиного сундука» был создан для детей 5-7 лет. Работа по данному направлению строиться на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения. На первых занятиях кружка выявилась недостаточная самостоятельность детей, низкий уровень социального и эмоционального развития излишне вялая, а порой очень напряженная рука. Дети недостаточно хорошо выполняли задания по образцу, у многих наблюдалась слабое развитие зрительно-моторной координации. Работа над тряпичной куклой не только развивает мелкую моторику рук, но и является источником эмоционального переживания – радости и удивления.
В процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской народной культуры. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о духовной жизни русского народа, его традициях, культуре, промыслах. Тряпичные куклы просты в изготовлении. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, способность доводить начатое дело до конца, совершенствуются моторные навыки, формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. На примере изготовленных кукол закрепляются понятия о семье, семейных ценностях. Раскрываются интеллектуальные и творческие способности через развитие памяти, мышления, внимания, волевых процессов; умение планировать свою деятельность, предвидеть результат. Обогащается словарный запас, дети знакомятся с новыми словами и их значениями (кукла-закрутка, оберег, лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница и т д.), развивается связная речь.
Основная цель кружковой деятельности изучить тряпичную куклу, как важную составляющую культуры русского быта и создать свою коллекцию тряпичных кукол. Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим жизнедеятельности дошкольников, в интересной для детей форме, с включением предметно-практической деятельности и игр детей.
Условия для занятий в кружке «Куклы из бабушкиного сундука»:
1. Необходимый материал для выполнения поделок (ткани, нитки, кружево, тесьма). 2. Подбор литературно - художественного материала (стихи, загадки, пословицы, потешки, познавательные рассказы). 3. Подбор музыкальных произведений, для сопровождения творческой деятельности детей.
Для организации работы кружка необходима работа с родителями
: 1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы на учебный год; 2. Приглашение родителей на выставки детских работ; 3. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка (ткань, тесьма, нитки). Итогом работы кружка «Куклы из бабушкиного сундука» с использованием тканей, ниток, считаем качественно высокий уровень подготовки детей к ш кол е , а именно: активную социальную позицию, усидчиво сть.
коммуникабельность, трудолюбие, аккуратность, хорошо развитую моторику. Следовательно, есть все основания рассматривать рукоделие как важный элемент гармоничного развития дошкольника. Собранным материалом и литературой могут воспользоваться воспитатели заинтересовавшиеся данной темой.
Литература:
1. Берстенёва Е.В., Догаева Н.В.. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками /Авт.-сост.– М.: Белый город, 2011. 2. Дайн Г.Л., Дайн М.Б. Русская тряпичная кукла. Культура. Традиции, технология. – М.: Культура и традиции, 2007. 3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003. 4. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками. ООО Издательский дом «Цветной мир» г. Волгоград 2009 г. 5. Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.- М.:Арис-пресс,2003. - 208с. 6. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-мотодическое пособие.- СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.


В раздел образования