Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством нетрадиционных техник работы с тканью и нитками
Автор: Филимонова Лариса Николаевна Должность: воспитатель Учебное заведение: КОУ "АШДС №301" Населённый пункт: г. Омск Наименование материала: статья Тема: Развитие у дошкольников мелкой моторики посредством нетрадиционных техник работы с тканью и нитками Раздел: дошкольное образование
Важность
развития
мелкой
моторики
не
оговаривается,
эти
навыки
необходимо развивать с самого раннего детства. В современных программах
дошкольного образования отмечается положительное влияние на развитие
детей
занятий
продуктивной
деятельностью.
Успешность
становления
отдельных личностных и физиологических качеств напрямую зависит от
уровня развития мелкой моторики рук. В процессе продуктивно-творческой
деятельности ребенок создает что- то новое и интересное для себя.
Кружок «Куклы из бабушкиного сундука» был создан для детей 5-7 лет.
Работа по данному направлению строиться на основе главных методических
принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала,
постепенность его усложнения.
На первых занятиях кружка выявилась недостаточная самостоятельность
детей,
низкий уровень социального и эмоционального развития излишне
вялая,
а
порой
очень
напряженная
рука.
Дети
недостаточно
хорошо
выполняли
задания по образцу, у многих
наблюдалась
слабое развитие
зрительно-моторной координации. Работа над тряпичной куклой не только
развивает мелкую моторику рук, но и является источником эмоционального
переживания – радости и удивления.
В процессе творчества происходит приобщение ребенка к традициям русской
народной культуры. Занятия с детьми народной куклой помогают просто и
ненавязчиво рассказать о духовной жизни русского народа, его традициях,
культуре, промыслах.
Тряпичные куклы просты в изготовлении.
Такие занятия учат ребенка
слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, способность
доводить
начатое
дело
до
конца,
совершенствуются
моторные
навыки,
формируется воображение, раскрывается творческий потенциал. На примере
изготовленных кукол закрепляются понятия о семье, семейных ценностях.
Раскрываются интеллектуальные и творческие способности через развитие
памяти, мышления, внимания, волевых процессов; умение планировать свою
деятельность, предвидеть результат. Обогащается словарный запас,
дети
знакомятся
с
новыми
словами
и
их
значениями
(кукла-закрутка,
оберег,
лоскут, безликая кукла, фартук, нянюшка, рукодельница и т д.), развивается
связная речь.
Основная
цель
кружковой
деятельности
изучить
тряпичную
куклу,
как
важную составляющую культуры русского быта и создать свою коллекцию
тряпичных кукол.
Занятия кружка проводятся во вторую половину дня, не нарушая режим
жизнедеятельности
дошкольников,
в
интересной
для
детей
форме,
с
включением предметно-практической деятельности и игр детей.
Условия для занятий в кружке «Куклы из бабушкиного сундука»:
1. Необходимый материал для выполнения поделок (ткани, нитки, кружево,
тесьма).
2.
Подбор
литературно
-
художественного
материала
(стихи,
загадки,
пословицы, потешки, познавательные рассказы).
3.
Подбор
музыкальных
произведений,
для
сопровождения
творческой
деятельности детей.
Для организации работы кружка необходима работа с родителями :
1. Ознакомить родителей с задачами кружка, с перспективным планом работы
на учебный год;
2. Приглашение родителей на выставки детских работ;
3. Привлечь к сотрудничеству: пополнение нужного материала для кружка
(ткань, тесьма, нитки).
Итогом работы кружка «Куклы из бабушкиного сундука» с использованием
тканей, ниток, считаем качественно высокий уровень подготовки детей
к
ш кол е ,
а именно:
активную
социальную
позицию,
усидчиво сть.
коммуникабельность,
трудолюбие,
аккуратность,
хорошо
развитую
моторику. Следовательно, есть все основания рассматривать рукоделие как
важный элемент гармоничного развития дошкольника.
Собранным материалом и литературой могут воспользоваться воспитатели
заинтересовавшиеся данной темой.
Литература:
1.
Берстенёва
Е.В.,
Догаева
Н.В..
Кукольный
сундучок. Традиционная
народная кукла своими руками /Авт.-сост.– М.: Белый город, 2011.
2.
Дайн
Г.Л.,
Дайн
М.Б. Русская
тряпичная
кукла.
Культура.
Традиции,
технология. – М.: Культура и традиции, 2007.
3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003.
4. Лыкова И.А. Куколки из сундучка. Любимые игрушки своими руками.
ООО Издательский дом «Цветной мир» г. Волгоград 2009 г.
5. Соколова Л.В, Некрылова А.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях.-
М.:Арис-пресс,2003. - 208с.
6. Шайдурова Н.В. Традиционная тряпичная кукла: Учебно-мотодическое
пособие.- СПб .: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС», 2012 г.