Автор: Ермакова Оксана Демировна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: МДОУ детский сад "Родничок" Населённый пункт: г. Переславль-Залесский Наименование материала: конспект занятия Тема: "Встреча с ежиком" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок»
Тема развивающего занятия «Встреча с ежиком»
Педагогическая цель: Гармонизация психоэмоционального состояния детей с помощью песочной техники.
Цель занятия: развитие познавательной сферы, развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, чувственного восприятия,
гармонизация внутреннего состояния детей.
Задачи:
Развивающие:
Способствовать речевому развитию воспитанников.
Способствовать развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук и воображения
Содействовать развитию познавательной сферы (память, внимание, мышления, воображения)
Образовательные:
Установить эмоциональный контакт с детьми
Повысить мотивацию к занятиям, создать положительный настой
Обучить способам рефлексии, умению выражать свои чувства и переживания
Воспитательные:
Содействовать формированию представлений об объектах окружающего мира.
Содействовать формированию коммуникативного навыка, сотрудничества, работы в группе
Целевые ориентиры: овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и
общении, обладает положительной установкой, положительного отношения к миру, к себе и другим людям, активно взаимодействует с
взрослыми и сверстниками, обладает развитым воображением, и реализует его в различных видах деятельности, хорошо владеет речью,
может выражать свои мысли, и желания, развита мелкая и крупная моторика, способен к волевым усилиям, проявляет любознательность.
Ожидаемый результат: Гармонизация психоэмоционального состояния детей. Положительный настрой на занятии, хорошая мотивация при
выполнении заданий, активизация речи, расширение кругозора детей о животных леса.
Освоение содержания образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.
Возрастная группа: средняя группа 4-5 лет
Форма организации: групповая
Тип занятия : арт — терапия
Автор : педагог — психолог 1 категории Ермакова Оксана Демировна
Учебно методический комплекс:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., „Чудеса на песке." Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов, психологов,
родителей., С-Петербург, 1998.
2. Эль Г. «Человек, играющий в песок». Динамическая песочная терапия., СПб, „Речь", 2007.
Средства
Наглядные: набор маленьких игрушек в виде деревьев, браслетики с наклейками ежиков, игрушка большая еж, заготовки из картона (грибы,
шишки, колосья, яблоки и т.д.) 2 корзиночки.
Музыкальные: физминутка «Жил в лесу колючий еж», «Звуки леса»
Средства реализации: столы и стулья на каждого ребенка, браслетики с наклейками ежат, песочница с кинетическим песком, формочки,
мелкие игрушки – деревья, заготовки из картона: грибочки, листочки, морковки, яблочки, шишки, колосья, листочки.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Организационная структура развивающего
занятия
Этапы деятельности
Задача
Деятельность педагога
Деятельность детей
Мотивационно побудительный
Подготовить материалы и
инструменты для занятия
Установить эмоциональный
контакт, создать
положительный настой
Приглашает детей в кабинет.
Предлагает детям в стихотворной
форме поприветствовать песочек:
«Здравствуй солнце красное,
здравствуй небо ясное, здравствуй
наш дружочек, серенький песочек»
Дети парами входят в кабинет.
Дети подходят и прикасаются
ладошками к песку. Повторяют
приветствие.
Организационно-поисковый
Активировать мотивацию к
занятиям.
Побудить детей к повторению
движений
Организовать небольшую
беседу и побудить детей к
диалогу
Предлагает детям выполнить
пальчиковый массаж
«Необыкновенные следы» и
побуждает детей вспомнить простые
массажные движения на песке
Предлагает отгадать
загадку:
«Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много
а нитки не одной»
Знакомит с игрушкой «ежик»
включает детей в игру
Задает вопросы детям, хвалит за
ответы, дополняет их ответы
Показывает движения пальцами и
кистями рук:
Дети выполняют движения
пальцами и ладонями на песке
вспоминают и отвечают, чьи
это следы
Дети прослушивают загадку и
формируют ответ
Слушают и отвечают на
вопросы
Развить тактильно-
кинетическую
чувствительность мелкой
моторики пальцев и кистей рук
и выполнить игровую
пальчиковую гимнастику.
Выстроить диалог с детьми по
сюжету. Мотивировать детей к
самостоятельным действиям в
песочнице.
Побудить детей решить
проблему, способствовать
развитию мышления
Заучить четверостишье,
выполнить графическое задание
Побудить к самостоятельным
действиям на песке
«Дождик закапал ежик промок…
дождик закончился, солнце
пригрело…Еж развернулся и взялся
за дело!»
Включает детей в игру, побуждает
к самостоятельным действиям
детей на песке
Рассказывает сказку о семье
«Колючкиных» расширяет кругозор
детей о среде обитания животных
леса (ежах) закрепляет знания
наводящими вопросами.
Погружает детей в проблему и
предлагает решить ее
Предлагает детям помочь ежику
найти свою тропинку (лабиринты),
и разучить четверостишье
«Сердитый недотрога, живет в
глуши лесной, иголок очень много, а
нитки не одной…!»
Хвалит детей за помощь оказанную
ежику.
Ставит перед детьми новую
задачу, погружает в ситуацию
выбора , побуждает их к
самостоятельным действиям в
песочнице (звучит музыка леса)
Хвалит детей за выполненные
Дети одевают «браслетики –
ежики» и выполняют повторяя
слова и движения пальчиками и
кистями рук за психологом
Дети слушая, выполняют
задания и создают картинку
леса, роют норки и набирают
лесного материала (листочки)
для утепления норки
Дети слушают сказку,
размышляют, отвечают на
вопросы.
Дети выполняют задание
«лабиринты»
Повторяют за педагогом слова
четверостишья
Дети роют пальчиками песок
ищут в нем еду для «ежат» и
выбирают нужную
Способствовать развитию
моторной координации, снятию
напряжения
Обучить детей навыкам анализа
своих действий, тренировка
счета
действия
(физ минутка)
Психолог предлагает выполнить
движения под музыку
Психолог предлагает сосчитать
«запасы» проговаривая слова:
«Ежик, ежик чудачек, сшил колючий
пинджачок! хочет с нами поиграть,
все грибочки сосчитать»
Хвалит детей, помогает найти
объяснения.
Дети слушают музыку и
выполняют движения.
Дети просматривают все
«запасы» анализируют, считают
и объясняют, все ли ест « ежик»,
что они запасли.
Рефлексивно-корригирующий
Развить умение выражать свои
чувства и переживания,
способность оценить
Сформировать позитивный
выход из игры
Благодарит и хвалит детей за
старание, за помощь
Предлагает подарить ежику подарки
и вручает подарки от ежа.
Психолог предлагает детям
попрощаться : «Прощай, Прощай
никогда не унывай! До свидания! До
новых встреч!»
Дети принимают
самостоятельное решение в
оценке и выражают свое
предпочтения обозначая их,
подарками для «ежа»
Дети берутся за ручки и
произносят слова прощания.
Конспект занятия.
1. ПРИВЕТСТВИЕ Психолог: Добрый день дети, сегодня мы с вами отправимся вновь в песочную страну,
Вас ждут веселые песочные ребята: Песчинка и Песочек давайте поздороваемся с ними.
Дети подходят и прикасаются ладошками к песку. Говорят «Здравствуй солнце красное,
здравствуй небо ясное, здравствуй наш дружочек, серенький песочек»
Волшебный песочек очень ждал встречи с вами, давайте мы с вами вспомним, кто приходил в гости к песочку раньше?
2. ПАЛЬЧИКОВЫЙ МАССАЖ. «Необыкновенные следы»
Задачи: развитие тактильной чувствительности, воображения,
-
развитие умения детей выполнять движения в соответствии с заданной
задачей;
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных
направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в
песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»). Вот сколько много было гостей у песочка.
3.
ПОГРУЖЕНИЕ СЮЖЕТ: Задача : развитие познавательной сферы
Психолог: Сегодня «Песчинка» и «Песочек» познакомят вас еще с одним жителем волшебной песочной страны. А с кем постарайтесь
отгадать…
Загадка: Сердитый недотрога , Живет в глуши лесной, Иголок очень много, а нитки не одной….
Психолог: Правильно дети это ежик , показ мягкой игрушки ежа детям, а вы хотите подружится с ежиком и узнать где и как он живет?
Наш ежик приглашает вас всех к себе в гости в лес, но для этого ваши ручки станут ежами. Дети одевают браслетики с наклейками
ежиков.
4.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА:
Задача: развитие мелкой моторик пальцев и кистей рук.
Давайте с вами поиграем в ежика. «Дождик закапал ежик промок…, и свернулся в клубок, дождик закончился, солнце пригрело…Еж
развернулся и взялся за дело» побежал к себе в лес. Ребята, а каким же делом занимается еж в лесу? Что он делает в лесу как вы думаете?
ответы детей.
Психолог: правильно дети, еж живет в лесу, чаще около, пней еж роет себе норку.
Звучит музыка леса
- И мы сейчас с вами образуем здесь волшебный лес, раздает детям деревья, дети ставят их на песок, А сейчас мы слепим из песочка
ежат. Дети повторяют движения за психологом и лепят ежат а потом, берут массажные мячики и по поверхности ежа катают
его со словами: «Ты колючий ну и что ж, Не сердись на меня еж. Я хочу тебя погладить я хочу с тобой поладить!»Какие
замечательные ежата у вас получились Молодцы!
Психолог рассыпает разные листочки на песочек, « Ежик утепляет на зиму свою норку разными опавшими листочками, посмотрите
сколько много у нас с вами опавших листочков лежит на земле..» Сейчас ваши ежата соберут себе листочков и сделают себе норки.
Посмотрите внимательно где стоят пенечки, там вы сейчас будите рыть норку для своего ежика. ( Дети собирают листочки и
делают в песке норки для своих ежат) Молодцы!
Психолог: А еще ежата ищут себе еду, и делают запасы на зиму. А вот что они едят, вы узнаете из истории которую рассказал мне наш
гость ежик, В нашем волшебном лесу живет семья ежат «Колючкиных» МАМА ежиха и много маленьких ежат ее детей, каждый день,
МАМА ежиха учила своих ежат рыть норки лапками, запоминать тропинки назад к своей норке и собирать в лесу грибочки, дикие яблочки
и ягодки. А сейчас она заболела и нашим ежатам придется самостоятельно бежать в лес и насобирать еды. НО для этого они должны очень
хорошо запомнить свою тропу- дорогу к своей норке. Раздаются лабиринты . Психолог в это время закапывает «еду» в песок.
Теперь ребята давайте поможем нашим ежатам заготовить еду на зиму. Ежата очень любили эту работу и всегда напевали песенку
«Сердитый недотрога, Живет в глуши лесной! Иголок очень много, а ниточки не одной» дети повторяют.
Возвращаемся в наш лес. И поможем нашим ежатам найти много еду в лесу.
Ваша задача пальчиками рыть песочек-землю как это
делают ежата и искать себе еду. Но в нашем волшебном лесу может быть много разной еды, так как лес наш волшебный, песочный,
будьте внимательны и подумайте нужно ли все, что вы найдете нести в норку. Хорошо? Приступайте.
Звучит музыка звуки леса.
Молодцы ребята, устали ежата бегать по дорожкам давайте отдохнем и немного по танцуем в нашем волшебном лесу, а потом
вернемся к вашим норкам и посмотрим, что ваши ежат туда натаскали..
5. ФИЗ МИНУТКА: «Жил в лесу колючий еж»
Психолог: Ребята давайте посмотрим, что наносили себе в норку ваши ежата? Ежик, ежик чудачек, сшил колючий пинджачок, хочет с нами
поиграть, все грибочки посчитать» Поможем ежику сосчитать грибочки? Дети считают сколько у кого грибов. (Если попалась еда не для
ежиков, то дети объясняют, ест ли это еже и если нет, то кто ест)
6. РЕФЛЕКСИЯ: Ребятки нам пора возвращаться из волшебного леса, давайте сейчас вспомним что мы узнали сегодня о ежах? Где живут
ежата? Что едят? Молодцы! Ребята подумайте понравилось ли вам в гостях у ежика если да, то вы в корзиночку ему положите грибочек , а
если не понравилось ничего не кладите. Психолог раздает грибочки и проносит мимо ребят корзиночку. Ребята, а ежик тоже приготовил
вам подарки. (Раздает печенье грибочки)
7. ПРОЩАНИЕ: дети берутся за ручки и говорят: Прощай, Прощай и без нас не унывай!»
Психолог: до свидания дети, до новых встреч!
Приложение.
Картинки
:
лабиринты, грибочки, морковки, шишки, колосья, яблоки, браслеты- ежата, листочки, корзинка с шишками и грибочками
Анализ занятия
Педагогическая цель: Гармонизация психоэмоционального состояния детей с помощью песочной техники.
Цель занятия: развитие познавательной сферы, развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности, чувственного восприятия,
гармонизация внутреннего состояния детей.
Задачи:
Развивающие:
Способствовать речевому развитию воспитанников.
Способствовать развитию тактильно-кинетической чувствительности, мелкой моторики рук и воображения ( непосредственный
контакт с песком) при выполнении заданий: лес, норки, следы,
Содействовать развитию познавательной сферы (память, внимание, мышления, воображения)
Образовательные:
Установить эмоциональный контакт с детьми
Повысить мотивацию к занятиям, создать положительный настой
Обучить способам рефлексии, умению выражать свои чувства и переживания
Воспитательные:
Содействовать формированию представлений об объектах окружающего мира.
Содействовать формированию коммуникативного навыка, сотрудничества, работы в группе
Целевые ориентиры: овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре и
общении, обладает положительной установкой, положительного отношения к миру, к себе и другим людям, активно взаимодействует с
взрослыми и сверстниками, обладает развитым воображением, и реализует его в различных видах деятельности, хорошо владеет речью,
может выражать свои мысли, и желания, развита мелкая и крупная моторика, способен к волевым усилиям, проявляет любознательность.
Ожидаемый результат: Гармонизация психоэмоционального состояния детей. Положительный настрой на занятии, хорошая мотивация при
выполнении заданий, активизация речи, расширение кругозора детей о животных леса.
Освоение содержания образовательных областей: социально-коммуникативная, речевая, познавательная
Виды деятельности: игровая, двигательная, познавательная.
Возрастная группа: средняя группа 4-5 лет, Форма организации: групповая ,Тип занятия : арт — терапия