Напоминание

Формирование основ самопрезентации у обучающихся начальных классов


Автор: Губайдуллина Гульсина Фанузовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: БГПУ им. Акмуллы
Населённый пункт: г. Уфа, Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: Формирование основ самопрезентации у обучающихся начальных классов
Раздел: начальное образование





Назад




Индекс УДК
Губайдуллина Г.Ф
. БГПУ им.Акмуллы Г.Уфа
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ

КЛАССОВ
Проблема формирования основ самопрезентации у обучающихся начальных классов считается актуальной и является одной из популярных для педагогики образования. Так как она обусловлена разнообразием подходов во внеурочной работе, в которой создаются дополнительные возможности для самопрезентации и творческого развития каждого из учащихся. В образовательных учреждениях на развитие обсуждаемых способностей, отводят образовательные часы внеурочной деятельности, которые обеспечивают разностороннее формирование тех навыков и умений, которые необходимы для успешного усвоения ребенком образовательной программы. От этого зависит успешность последующего обучения, а так же способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию. Согласно концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года важнейшим компонентом новой модели среднего общего образования является ее ориентация на практические навыки, на способность применять знания, реализовывать собственные амбиции и умение подавать себя как личность, то есть самопрезентоваться. Мы говорим, об владении детьми умениями коммуникации, способами анализа, понимания, принятия решений, адекватной самооценке и творческом развитии. При таком подходе существенно меняется роль и задачи познания социально- гуманитарного и естественно - научного направления, возрастает значимость учебных курсов с элементами освоения самопрезентации. В них будут активно использоваться внеурочная деятельность, которая вовлекает учащихся начальных классов в самопрезентационную деятельность. Следовательно, каждый учащийся должен быть обучен самопрезентации. Так, формирование основ самопрезентации у обучающихся начальных классов становится более актуальной в современной педагогической дидактике, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над личной самопрезентацией лучше всего формируется правильная, здоровая самооценка, развиваются творческие способности, словесно- логического мышление и грамотная речь детей. ФГОС НОО обращает внимание учителей начальных классов на необходимость организации образовательной деятельности школьников за рамками уроков, необходимость занятий по интересам, их соответствие образовательным потребностям и возможностям учащихся. Поэтому сегодня так распространен опыт в педагогической практике обучения по формированию основ самопрезентации у младших школьников. В современной научной литературе не достаточно изучен вопрос формирования основ самопрезентации у обучающихся начальных классов. Формирование самопрезентации личности включает в себя изучение вопросов психологических особенностей личности ребенка, особенностей развития самооценки, творческих способностей, мыслительных операций, компонентов мышления в младшем школьном возрасте. Изучением указанных вопросов занимались такие ученые как А.А. Бодалев, Л.И.Божович, Д. Векслер, Л.С.Выгодский, И.А.Зимняя, А.А. Леонтьев, М.И. Лисина, А.С. Макаренко, Р.С. Немов, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Е.В. Руденский, Е.О. Смирнова, А.М.Столяренко, В.А. Сухомлинский, Д.Б.Эльконин и др. Учеными выявлены методы и приемы формирования самооценки, мышления и мыслительных процессов, формирование творческой стороны личности ребенка. Однако все они не затрагивают проблемы формирования самопрезентации у обучающихся начальных классов. Формирование основ самопрезентации в младшем школьном возрасте в рамках внеурочной деятельности даст возможность обеспечить требуемые условия для гармоничного целенаправленного развития самопрезентационных способностей у детей младшего школьного возраста, будет способствовать формированию интереса у учащихся к самопознанию и саморазвитию. На наш взгляд самопрезентация достаточно интересный психолого - педагогический феномен, достаточно известный и каждодневно используемый. Отечественная культура сохраняет традиции того, как правильно себя вести, как научиться подавать себя, в любом новом социуме, как оставить о себе нужное впечатление. Особенно острым становится этот вопрос тогда, когда изменяются привычные социальные условия: давние традиции уходят во время, в прошлое и постепенно забываются в виду своей закоренелости или не актуальности в современности, на их место встают новые модные правила поведения, а к ним требуются иные формы обучения. Основы самопрезентации стали необходимой частью таких профессий, как управленец, учитель, актер, делопроизводитель, многочисленные разновидности менеджеров, организаторов, продавцов и рекламных агентов. Поэтому формировать навыки самопрезентации нужно начинать с детства.
Тем не менее, хотим заметить, что самопрезентация мало изучена, особенно в ученической образовательной деятельности в нашей стране. Большая часть практических и теоретических трудов принадлежит зарубежным ученым. Формирование основ самопрезентации у обучающихся в начальных классах происходит с помощью использования многочисленных стратегий и техник. Применяемые детьми при создании и контроле своего неповторимого имиджа и впечатления о себе, которые они демонстрируют окружающим людям. Для ребенка является привычным демонстрировать различные социальные роли окружающим, чтобы представить себя в выгодном образе и произвести лучшее впечатление. И только потом обдумать представление о себе, рефлексируя мнение и поведение окружающих людей. Отечественные ученые считают, что в основе самопрезентации находится стремление расширить и поддержать влияние в межличностных отношениях и стремление ко власти. Современники науки выделяют пять стратегий самопрезентации у обучающихся в начальных классах. 1 стратегия - Желание понравиться. Эта стратегия заставляет окружающих быть доброжелательными к субъекту, так и достигается власть обаяния. 2 стратегия – самореклама, или самопродвижение ребенком своей личности дает власть эксперта. 3 стратегия - запугивание – демонстрация вербальной силы заставляет окружающих подчиниться, так достигается власть страха. 4 стратегия - пояснение примером, происходит демонстрация духовного превосходства, достигается власть учащегося. 5 стратегия - мольба – демонстрирует слабость, дает власть сострадания. Описанные стратегии навязывают окружающим людям определенный способ поведения по отношению к субъекту. И самое главное в эффективной самопрезентации обучающегося начальных классах, добиться того, чтобы у объекта самопрезентации на момент расставания с субъектом возникало чувство, что без дальнейшего сотрудничества или дружбы никак не обойтись, то есть создается своего рода зависимость. Чтобы владеть ситуацией общения младшему школьнику в полной мере – субъект должен иметь в своем арсенале широкий спектр знаний, умений и навыков. Диагностировать уровень развития самопрезентационных склонностей младших школьников возможно как при помощи диагностик с четкими критериями интерпретации, так и с помощью проективных методов, которые позволяют выявить и установить уровень развития самопрезентации. Основными методами диагностики самопрезентации являются стандартизированное наблюдение, беседа, психодиагностические методики. Подводя итог вышесказанному констатируем, что самопрезентацию у обучающихся начальных классов в педагогической литературе характеризуют, как преднамеренное и осознаваемое поведение, стремящееся к созданию определённого мнения о себе в глазах окружающих. Стремящееся к созданию определённого мнения о себе ребёнок младшего школьного возраста в условиях воспитания и обучения старается занять особое, комфортное для него место в системе доступных ему общественных отношений. Это связано, пребыванием большого количества времени в школе, так как учебная деятельность и школьная жизнь накладывает на ребёнка определённые обязанности, требующие сознательного и ответственного отношения. ©Губайдуллина Г.Ф.

ЛИТЕРАТУРА
1. Бодалев, А.А. Особенности формирования самооценки детей / А.А. Бодалев. – М.: Просвещение, 2013. – 204 с. 2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 2015. – 245 с. 3. Гальперин, П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец. – М.: Изд-во МГУ, 2014. – 118 с. 4. Зимняя, И.А.. Воспитание творческой культуры ребенка [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 2014. – 144 с. 5. Ломов, Б.Ф. Словесно – логическое развитие мышление детей до 10 лет [Текст] / Б.Ф.Ломов. – М., 2015. - 125 с. 6. Мухин, Л.М. О влиянии перерыва в занятиях на уровень самооценки ребенка 8 лет // Проблемы развития и обучения / Под ред. Б.Г. Ананьева, Б.Ф. Ломова. – Л., 2014. – С. 34-39. 7. Смирнова, О.Е Современные подходы к формированию самопрезентации. // Школьное обучение и воспитание. – 2012. - № 3. – С. 46. 8. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов пед. ин-тов. / Под ред. Г.А. Урантаевой. – М.: Просвещение, ВЛАДОС, 2012. – 291 с.


В раздел образования