Автор: Дементьева Ирина Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУ дополнительного образования "ДШИ" МО Сенгилеевский район Населённый пункт: р/п Силикатный Наименование материала: методическая разработка Тема: Методы творческого воспитания Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджнтное учреждение дополнительного образования
"ДШИ" МО Сенгилеевский район филиал р\п Силикатный
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических
проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь
личности ребенка, подростка, выдающиеся педагоги.
Творческое
начало
рождает
в
ребенке
живую
фантазию,
живое
воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-
то, что до тебя еще никем не было сделано, или хотя то, что до тебя
существовало,
сделать
по-новому,
по-своему,
лучше.
Иначе
говоря,
творческое начало в человеке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к
прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному в самом высоком и
широком смысле этого понятия.
Вот такое творческое начало искусство и воспитывает в человеке, и в этой
своей функции оно ничем не может быть заменено. По своей удивительной
способности
вызывать
в
человеке
творческую
фантазию
оно
занимает,
безусловно,
первое
место
среди
всех
многообразных
элементов,
составляющих сложную систему воспитания человека. А без творческой
фантазии
не
сдвинуться
с
места
ни
в
одной
области
человеческой
деятельности.
Нередко от родителей можно услышать такие слова: “Ну зачем он тратит
дорогое время на сочинение стихов - у него ведь нет никакого поэтического
дара! Зачем он рисует - из него ведь все равно художник не получится! А для
чего он пытается сочинять какую-то музыку - ведь это не музыка, а чепуха
какая-то получается!..”
Какое
во
всех
этих
словах
огромное
педагогическое
заблуждение!
В
ребенке надо обязательно поддерживать любое его стремление к творчеству,
какими
бы
наивными
и
несовершенными
ни
были
результаты
этих
стремлений. Сегодня он пишет нескладные мелодии, не умея сопроводить их
1
даже
самым
простейшим
аккомпанементом;
сочиняет
стихи,
в
которых
корявые рифмы соответствуют корявостям ритмов и метра; рисует картинки,
на которых изображены какие-то фантастические существа без рук и с одной
ногой…
Творчество
предполагает
наличие
у
личности способностей,
мотивов,
знаний
и умений,
благодаря
которым
создается
продукт,
отличающийся
новизной,
оригинальностью,
уникальностью.
Изучение
этих
свойств
личности
выявило
важную
роль воображения,
интуиции, неосознаваемых
компонентов
умственной
активности,
а
также
потребности
личности
в
самоактуализации,
в
раскрытии
и
расширении
своих
созидательных
возможностей.
Школьная
программа
“Слушание
музыки”и
"Музыкальная
литература"
нацеливает учителя на воспитание у школьников музыкальной культуры как
части их общей духовной культуры. Современный опыт ведения урока в
музыкальной
школе
убедительно
показывает,
что
учитель
может
быть
истинным творцом только тогда, когда ежеминутно связывает неразрывной
нитью сыгранное, пропетое или высказанное им со своим внутренним миром,
со своим отношением к звучащему, со своим жизненным опытом.
Всякая
художественно-педагогическая
задача,
идея
урока
должна
быть
органична
для
учителя,
глубоко
им
пережита.
Я
считаю,
что
для
урока
искусства
психологиче ская,
техниче ская,
и н т е л л е к т у а л ь н а я ,
профессиональная подготовка недостаточны. Необходимо подготовиться к
уроку
еще
и
эмоционально.
Особенно
важно
в
эмоциональной
стороне
профессионального мастерства учителя
умение найти верный тон урока.
Термин “задать тон” беседе, исполнению издавна бытует в искусстве. Это
понятие связывается с эмоциональным центром творческого процесса. Найти
верный тон, который присутствовал бы и был бы своеобразным в каждом
уроке,- одна из сложнейших задач подготовки учителя в настоящее время.
Для учителя
чрезвычайно важно уметь быть выразительным во всех
своих проявлениях, уметь находить адекватную внешнюю форму выражения
2
переживаемых им чувств, эмоций. Поэтому педагогу необходимо научиться
не бояться определять словами, выразительными движениями, мимикой то,
что
трудноуловимо
в
произведении
искусства
-
его
красоту,
тончайшее
кружево его образов. При этом надо постоянно помнить о том, что обойтись
одним чувством нельзя, необходимо интеллектуально, технически изучить
художественный материал. “Если нет материала, чувству не во что излиться.”
(С.Волконский)
Важнейшей
особенностью
программы
является
ее тематическое
построение.
Тематическое
построение
программы
дает
в
руки
преподавателю
два существенных преимущества. Во-первых, он получает
возможность свободно маневрировать в рамках программы , не выходя за
пределы
основных
тем.
Во-вторых,
он
вооружается
“тематическим
компасом”,
который
помогает
ему
ясно
видеть
направление
занятий
на
протяжении всего года и облегчает решение весьма трудной задачи в области
эстетического образования - установление критерия требований к учащимся.
Возможность
“свободного
маневрирования”
при
ориентации
на
”тематический компас” дается учителю не только для улучшения учебно-
воспитательного процесса в целом, но, прежде всего, чтобы помочь ему в
решении одной из важнейших задач музыкального образования в школе -
творческого развития учащихся.
Требование
гуманизации
образования,
выдвинутое
психологами
и
педагогами,
предполагает
большое
внимание
к
развитию
творческих
способностей ребенка, лучших его личностных качеств. Дать знания, развить
навыки и умения - не самоцель. Гораздо важнее - пробудить интерес к
познанию. Воспитание творческой личности - одна из важнейших задач,
стоящих передо мной.
Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с
самого начала школьных занятий музыкой. Уже на первом уроке первого года
обучения в классе должен быть установлен непреложный закон: когда в
классе звучит музыка, ни один из ребят не должен поднимать руки. При этом
3
необходимо, чтобы ребята сразу же поняли, что они должны выполнять этот
закон не потому, что того требует дисциплина, а потому, что когда звучит
музыка,
только
внимательно
следя
за
ее
звучанием,
можно
глубоко
воспринять ее и по-настоящему понять.
Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении
всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в
моменты,
требующие
наибольшего
внимания,
сосредоточенности
и
напряжения
душевных
сил,
когда
они
выступают
в
роли
собственно
слушателя.
Воображение
у
ребят,
особенно
младшего
школьного
возраста,
как
правило,
яркое,
живое,
и
“музыкальные
картинки”
они
слушают
с
удовольствием, причем чаще всего я прошу их слушать с закрытыми глазами,
чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своем воображении. Учитель
должен
создать
атмосферу
доверия,
доброжелательности
-
беседы
и
дискуссии по инициативе самих ребят возникают на уроках тогда, когда у них
пробуждается
желание
высказаться,
когда
они
чувствуют
необходимость
общения с учителем.
Как
лишить
скуки
на
уроке
себя
и
своих
учеников?
Как
заразить
их
собственным творчеством? Все дело в атмосфере урока, в умении ладить с
ребятами, уважать в них творческую личность, помочь раскрыть себя, даже в
умении слушать их, улыбаться им ,будить детское внимание и воображение,
способствовать зарождению любви к музыке и ее пониманию.
Большое внимание я уделяю слову о музыке, т.к. значение словесного
метода в музыкальном воспитании очень велико. Слово о музыке должно
быть ярким, образным, но предельно точным, направленным на творческую
фантазию ребенка. Прослушана музыка, задан вопрос - и нет ответа. Я не
тороплюсь с подсказкой. Опираясь на музыкальный и жизненный опыт детей,
я вместе с ними ищу художественно-образные связи содержания данного
произведения
с
живописью,
литературой,
природой,
жизнью.
Дети
прочувствуют, осознают и ответят. Некоторых учеников трудно привлечь к
4
общему разговору на уроке. Самолюбие, порой болезненно проявляющееся в
подростковом возрасте, сковывает таких ребят, они стесняются выражать
свои мысли, боясь выглядеть неловкими и смешными. Я отношусь к ним с
особым вниманием, терпением, поощряя их попытки высказаться о музыке.
“Пластическое
интонирование”-
это
один
из
способов,
одна
из
возможностей
“проживания”
образов,
когда
любой
жест,
движение
становятся
формой эмоционального
выражения
содержания.
Же ст,
движение,
пластика
обладает
о собенным
с в о й с т в ом обобщать
эмоциональное состояние. Способность учителя найти такие обобщающие
движения, которые бы выразили главное: душевное состояние, отраженное в
музыке,- это способность решает очень многое, ибо эти движения могут стать
настолько понятными, настолько “заразить” детей эмоциями, что буквально
отпадает необходимость в продолжительных беседах по поводу характера
музыки….
Движения
могут
быть
различными
-
от
гибкого
нисходящего
движения руки до имитации игры на музыкальных инструментах в характере
музыки
(“Веселый
музыкант”
А.Филиппенко);
от
покачивания
корпусом
(запев песни “Дружат дети всей земли” Д.Львова-Компанейца) до радостного
танца (ее припева); от легкого шага до хоровода (р.н.п. “Во поле береза
стояла”).
Дети чаще ждут показа готового варианта пластического выражения, чем
сами его придумывают. Поэтому лучше ограничиваться только намеками и
подсказками, способными помочь ребенку. Важно - свобода творчества.
Важно, чтобы в творческом музицировании (пении, игре на инструментах,
дирижировании, пластическом и речевом интонировании, размышлении и
т.д.) ребенок “выплескивал” свое состояние, субъективно “проживал” свое
настроение в музыке, а не выполнял техническое задание преподавателя.
Мудрость творчества заключается в том, что не надо “торопить” чувство
мыслью,
надо
довериться
бессознательной
области
души
ребенка.
Постепенно
накапливая
и
сопоставляя
свои
впечатления,
музыкально-
5
слуховые
представления,
он
внезапно
расцветает
в
своих
творческих
проявлениях, как внезапно раскрывается цветок.
6