Напоминание

Нетрадиционные техники рисования


Автор: Штруба Ольга Михайловна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МУДО "Дом детства и юношества г. Черемхово"
Населённый пункт: г. Черемхово, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: Нетрадиционные техники рисования
Раздел: дополнительное образование





Назад





Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества.

В. А. Сухомлинский

Нетрадиционные техники рисования.

Автор: Штруба Ольга Михайловна.
Для детей дошкольного возраста рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий. Это самый доступный вид деятельности, который могут освоить малыши. Уже с 2 лет дети пытаются водить карандашом или кисточкой по бумаге. Они ещё не умеют читать, да и выражать свои мысли еще не могут, но уже с удовольствием пробуют карандаш или кисть на бумаге, обоях и других вещах. Если дошколят контролировать и направлять, можно добиться очень хорошего результата, так как в процессе рисования развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности. Например, малыш оставил на нужной вещи отпечаток своей ручки. Если его отругать, то это грозит взрослому испорченным настроением, а юному «художнику» и того хуже,- слезами, отсутствием желания к изобразительной деятельности. Оставить незамеченным такой поступок тоже нельзя, во избежание дальнейшей порчи вещей. Можно этот рисунок «обыграть». Предложить такую ладошку нарисовать на бумаге, раскрасить красками или карандашами. Сколько восторга вызовет этот процесс! Затем можно предложить на пальчиках нарисовать мордашки и т. д. По окончании работы сказать о том,
что такой рисунок намного лучше смотрится в альбоме и его можно долго хранить, а обои скоро поменяются и рисунок будет потерян. Ребёнок в силу своего возраста не может выразить словами мысли, чувства, желания. Педагог может помочь ему в этом. Необходимо научить дошкольника видеть прекрасное, понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, формировать эстетический вкус, развивать наблюдательность, воображение, фантазию. Рисование не только развивает творчество, мышление и любознательность, но и способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, ориентированию в пространстве, зрительному восприятию, вниманию, усидчивости. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов. Дети очень любят акварель и карандаш. Постепенно педагог может ознакомить малышей и с нетрадиционными способами рисования. Дошколята любят всё новое, неизведанное. С удовольствием знакомятся с новыми техниками рисования. Их привлекают необычные сочетания материалов и инструментов. Мы уже вспоминали о способе рисования ладошкой : ребенок опускает в гуашь ладошку или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается. Малыши любят рисовать пальчиками. Макают пальчик в гуашь или наносят кисточкой, затем дорисовывают детали. Например, лапки, клюв, крылышко,-
получилась птичка; два овала (два пальчиковых отпечатка), плюс лапки и усики,- муравей. Особенно нравится дошколятам работать с песком или другими сыпучими материалами. У ребенка развивается интерес исследователя. Ведь занятие необычное! Это почти, как проведение научного эксперимента или волшебный ритуал. Особенно, если есть возможность для рисования выставить специальную плоскость с подсветкой. И в руки дают не краски, а песок, который сыпется и сначала совершенно не поддается «приручению». А еще песок может быть не обычный, а подкрашенный. Ощущение песка в руках расслабляет. Песок – это живой материал, его можно потрогать пальчиком, погладить всей ладонью, ощутить на коже твердость каждой песчинки. Во время занятия нервные импульсы передаются от кожи в головной мозг, и малыш «подзаряжается», как батарейка, хорошей энергией. Творчество с песком позволяет снять волнения и фобии. Уходят эмоциональные «зажимы», и организм возрождается. Ребенок фантазирует с песком смелее, чем на бумаге с карандашами или красками. Здесь можно рисовать, поправлять и снова рисовать, без страха совершить какую-либо ошибку. Малыш может просеять песок, собрать в кучку, разровнять, поковырять пальчиком, изобразить примитивные палочки или целые картины, а потом все поломать и творить заново! Десятки разных действий и десятки вариаций рисунка за относительно короткий промежуток времени. Рисование песком не только способствует развитию мелкой моторики, но и способствуют большему напряжению и мозга, и мышцам. Для изображения животных и предметов возможно использование соли. На бумаге делается набросок, смачивается водой с помощью кисти, посыпается солью. Ждём, пока она в себя вберёт воду, лишнее ссыпается. Когда всё
подсохнет, дорисовываются недостающие элементы и рисунок раскрашивается. Солью хорошо рисовать птиц, насекомых, морских животных. Старших дошколят можно ознакомить с нетрадиционным способом рисования - набрызгом. Эта техника рисования вызывает у детей неописуемый восторг. Рисование набрызгом заключается в разбрызгивании разноцветных капель с помощью зубной щетки, стеки или кисти. Зубной щеткой набираем немного краски, а стекой или кистью проводим по поверхности щетки движениями по направлению к себе. Брызги летят на бумагу. Темы для рисования могут быть самые разнообразные. Рисуя природу, многие педагоги используют раскрашивание деревьев или животных способом тычка кисточки. Такой способ создаёт имитацию пушистой и колючей поверхности. Так же необычный способ раскрашивания с помощью поролона, оттиски смятой бумагой, с использованием акварели и свечи или восковых мелков. Особенно любима детьми техника рисования,- монотипия. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую. Так можно изобразить половину фигуры,- при сгибании вторая симметрично отпечатается. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. Техника монотипия помогает детям развивать фантазию, воображение, пространственно мышление. Это увлекательное и интересное занятие. Для выполнения рисунков в технике монотипия можно использовать гуашевые, акварельные, акриловые, масляные и другие краски. Краска наносится на поверхность так же различными инструментами: кистью, валиком, тампоном…Поверхность на которую наносится краска, что бы сделать потом оттиск может быть: альбомная бумага, картон, пластмассовая доска, стекло, металлическая пластина и т. д.
Нетрадиционных техник рисования очень много: кляксография, с использованием трафарета, печатанье опавших листьев, скатывание бумаги, разрисовка плоских камешков, пластилинография, витраж, ниткография, рисование по мокрому, «мыльные пузыри», квиллинг. Нетрадиционные методики рисования очень интересны детям, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.


В раздел образования