Напоминание

О доступности дополнительного образования детей в сельской местности


Автор: Конькова Нелли Леонидовна
Должность: старший преподаватель
Учебное заведение: ОГОБУ ДПО "ИПКПР"
Населённый пункт: город Биробиджан, Еврейская автономная область
Наименование материала: статья
Тема: О доступности дополнительного образования детей в сельской местности
Раздел: дополнительное образование





Назад





О доступности дополнительного образования детей в сельской местности

Конькова Нелли Леонидовна,

старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»

Еврейская автономная область

Г. Биробиджан
В соответствии с Концепцией развития дополнительного образования детей, муниципальное казенное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества села Амурзет» стремится найти собственные подходы к осуществлению образовательной деятельности, разработать динамичную, хорошо организованную и управляемую модель развития, которая могла бы обеспечить удовлетворение изменяющихся потребностей населения нашего района в различных видах творческой деятельности и одновременно повысить свой рейтинг среди других образовательных учреждений. В актуальных документах по развитию дополнительного образования детей (Федеральная целевая программа «Развитие дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года» от 22.11.2012 г. № 2148-р; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. No 1726-р; План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей. Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 24 апреля 2015 г. № 729-р) приоритетным направлением является обеспечение доступности дополнительного образования для воспитанников, обучающихся и учащейся молодежи. Доступность дополнительного образования для детей и молодежи – неотъемлемая часть и важный фактор обеспечения социальной целостности и стабильности развития нашего региона. Анализируя ситуацию в сфере дополнительного образования в Октябрьском районе можно сказать, что у нас сохраняется приоритетность бесплатного дополнительного образования. Наше учреждение реализует образовательные программы: художественно- эстетической, физкультурно-спортивной, туристко-краеведческой, социально-
п еда го г и ч е с ко й , н а у ч н о -тех н и ч е с ко й , э к о л о г о - б и о л о г и ч е с к о й направленностей. Учреждение осуществляет бесплатное обучение, исходя из государственной гарантии прав граждан на получение бесплатного образования. Образовательная деятельность осуществляется во время, свободное от занятий детей в общеобразовательных учреждениях, с учетом утвержденного учебного плана и дополнительных образовательных программ. В Центре детского творчества организуется работа с детьми в возрасте от 5 до 18 лет в течение всего календарного года. Педагогическим коллективом определены приоритетные направления образовательной политики учреждения, а именно это - свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность с в о б од н о го самоопределения и самореализация ребенка; единство обучения, воспитания, развития; обновление структуры и содержания образования. Перечисленные позиции составляют концептуальную основу развития содержания образовательной деятельности учреждения, которые соответствуют главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самооценки человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения. Основной целью деятельности учреждения является развитие мотивации личности к познанию и творчеству, адаптация детей к жизни в обществе, фо рм и ро в ан и е и х о бще й к ультуры, стан о вле н и е т в о р ч е с к о й индивидуальности, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом и духовном развитии. Задачами учреждения являются: духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодежи, формирование активной жизненной позиции на основе приоритета общечеловеческих ценностей, пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, наркомании и других форм зависимости, создание гарантированных условий для занятий физической культурой и спортом, укрепление здоровья, воспитание физических,
морально-этических, волевых качеств, оказание помощи педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной деятельности обучающихся, а также детскими организациями по договору с ними. Образовательная деятельность осуществляется во время, свободное от занятий детей в общеобразовательных учреждениях, с учетом утвержденного учебного плана и дополнительных образовательных программ. Обучение детей производится в форме учебных занятий в одновозрастных или разновозрастных творческих объединениях (кружках и секциях), которые организуются ежегодно на основании учета интересов детей, потребностей семьи. Каждый ребенок имеет право одновременно заниматься в нескольких объединениях, менять их. В настоящее время дополнительное образование получают 976 (882–2015г.) обучающихся, в возрасте от 5 до 18 лет. Обучающихся дошкольного возраста от 3 до 7 лет – 357/37% (256/29% – 2015г.); обучающихся младшего школьного возраста от 7 до 11 лет – 307/31% (349/40% – 2015г.); обучающихся среднего школьного возраста от 11 до 15 лет – 226/23% (215/24% – 2015г); обучающихся старшего школьного возраста от 15 до 17 лет – 86/9% (62/7% – 2015г.). В 2015-2016 учебном году реализованы 29 (28–2015г.) образовательных программ следующих направлений: художественно-эстетической – 16 (13– 2015г), физкультурно-спортивной – 8 (7–2015г.), туристко – краеведческой – 1 (2–2015г.), социально – педагогической – 1 (1–2015г), научно – технической – 1 (2-2015г.), эколого - биологической – 2 (3–2015г.).
Педагогический коллектив предлагает обучающимся свободный выбор дополнительных образовательных программ, в соответствии с их интересами, склонностями и способностями. В настоящее время реализуются следующие образовательные программы: 1.Художественно-эстетическая направленность – вязание и макраме «Вдохновение», шитье «Лоскутное рукоделие» и «Белошвейка», кукольный театр «Теремок», театральное творчество «Лицедеи», бисероплетение «Радуга творчества» и «Волшебная бусинка», хореография «Визави», игра на гитаре «Серебряные струны», вокал «Шанс» и «Мелодия», изобразительное искусство «Солнышко», «Карандашик» и «Цветные ладошки», папье-маше «Умелые руки», поделки из природного материала «Волшебная мастерская». 2.Физкультурно-спортивная направленность – «Футбол», «Атлетическая гимнастика», «Каратэ-до», «Пауэрлифтинг», «Гиревой спорт», «Шашки», «Шахматы». 3.Туристко-краеведческая направленность – «Юный турист».
4.Социально-педагогическая направленность – волонтерский отряд «Мы вместе». 5.Научно-техническая направленность – «Самоделкин». 6.Эколого-биологическая направленность –«ЭКОС», «Друзья природы». Образовательные программы учреждения основаны на следующих принципах: массовость, личностная ориентация, общедоступность, креативность, единство обучения, воспитания и развития. Каждая образовательная программа оснащена учебно-методическими пособиями для педагога и обучающихся. Сочетание массовости и личностной ориентации определяет установку на создание новых комплексных по содержанию, видам и формам деятельности проектов. Удовлетворение индивидуальных потребностей реализуется через формирование системы многоуровневых программ, интегрирующих формы познавательной, коммуникативной досуговой деятельности. Общедоступность обеспечивается многоуровневым характером педагогических программ, позволяющим каждому желающему освоить соответствующее его индивидуальным возможностям и потребностям содержание. Ориентация на развитие креативности отражается в создании условий для практического применения в различных областях жизнедеятельности. Педагогические программы включают в себя все основные сферы взаимодействия человека с предметной средой, предоставляют возможность ребенку проявить себя в деятельностных сферах: "человек - человек", "человек - художественный образ". На договорной основе Учреждение сотрудничает с образовательными и муниципальными организациями: детскими садами, школами, районным музеем, домом культуры и досуга. Взаимодействие с учреждениями осуществляется и в совместной методической деятельности (организация мастер-классов, открытых занятий, выставок), организации и проведении различных культурно-массовых мероприятий (фестивали, концерты, показательные выступления).
Цель достижима в процессе деятельности. Исходя из того, что конечным продуктом (результатом) деятельности образовательного процесса является выпускник с прогнозируемыми (в процессе целеполагания) качествами, кто прошел полный курс обучения. Выпускник, который сможет самостоятельно выстраивать свою деятельность и поведение, планировать будущее и осуществлять настоящее в согласии с образом достойного Человека, т.е. владеет следующими характеристиками: 1)Интеллектуальный – «Мне очень нравиться познавать мир, умею критически мыслить, стремлюсь к расширению кругозора, владею компьютером, полученные знания применю в жизни». 2) Коммуникативный – «Умею работать в коллективе, критически осмысливать свои поступки, умею управлять своим поведением и чувствами, слушать и слышать других, умею устанавливать контакты, способен к адекватной самооценке своих способностей и возможностей». 3) Общекультурный – «Я люблю свою семью, близких, я люблю свой город, уважительно отношусь к нации, знаю традиции, культуру русского народа». 4) Творческий – «Творческая самореализация, оригинальность творческих решений, оперативность и гибкость в принятии творческих решений, презентация результатов собственной деятельности». Таким образом, наш выпускник, будет более подготовлен к жизненным условиям, он учиться придумывать и делать выбор, получает возможность профессионального и личного самоопределения. Так же, можно указать следующие способы достижения вышеуказанных принципов: разработка, апробация и внедрение дополнительных образовательных программ. Выпускники, прошедшие полный курс обучения по образовательным программам, поступив в средние и высшие учебные заведения продолжают заниматься в кружках и секциях по выбранным направлениям. Результатом освоения программ считается так же достижения 204/20% (176/19.9% – 2015г.) обучающихся в мероприятиях различного уровня: - на муниципальном уровне – 155/16% (143/16.2% – 2015г.) участника;
- на региональном уровне – 33/3% (30/3.4% – 2015 г.) участников; - на межрегиональном уровне – 12/1% (3/0.3% – 2015 г.) участников; - на федеральном уровне – 3/0.3% (0/0% – 2015 г.) участников; - на международном уровне – 1/0.1% (0/0% – 2015 г.) участников. Таким образом, опыт педагогического коллектива и социально- педагогические задачи, стоящие перед нами, определили систему образования, в основе которой лежит свободный выбор ребенком деятельности, которая ему интересна и доступна. Для построения воспитательной системы учреждения используется творческий подход и профессионализм педагогических работников МКУДО «ЦДТ с. Амурзет». Цель воспитательной работы - удовлетворение потребностей воспитанников в самопознании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самоуправлении, самореализации с помощью специфического содержания, методов и форм, обеспечивающих переход от воспитания к самовоспитанию. В 2015 – 2016 учебном году было проведено 30 (28 – 2015 г) массовых мероприятий (конкурсы, соревнования, концерты, выставки, акции) в которых приняли участие 809/83% (591/67% – 2015г.) обучающихся, из них: - на муниципальном уровне – 716/73% (556/63% – 2015 г) участников; - на региональном уровне – 74/8% (31/3.5% – 2015 г.) участников; - на межрегиональном уровне – 15/2% (4/0.5% – 2015 г.) участников; - на федеральном уровне – 3/0.3% (0/0% – 2015 г.) участников; - на международном уровне – 1/0.1% (0/0% – 2015 г.) участников. Самыми зрелищными мероприятиями были: экскурсия с элементами творческой презентации «Добро пожаловать в мир творчества», конкурсно- игровая программа «В мир творчества мы открываем двери», «Добрая дорога детства», «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу», веселые старты «Быстрее! Выше! Сильнее!», выставка «Волшебные дары природы», конкурсно-игровая программа «Я, ты, он, она – вместе целая страна!», конкурс рисунков «Былинные богатыри», мероприятия ко Дню Матери «Ты –
мать, и жизнь, и символ красоты!», «Планета добрых мам!», спортивные соревнования «Встаем на лыжи и коньки», школа Аркадия Паровозова «Чтобы не было беды», конкурсно-игровая программа «Новый год спешит к нам в дом», викторина–развлечение «Новый год шагает по планете», «Зимние забавы», театрализованное представление «Новогодний переполох», акция «Согреем детское сердечко», спортивное мероприятие «Мы со спортом неразлучны», интеллектуальная викторина «Страны мира», акция памяти «Юные Герои – антифашисты», конкурсно–игровая программа, посвященная Дню защитника Отечества «Военная слава, доблесть и честь», акция «Скажи наркотикам – НЕТ!», «Дебаты», мероприятия, посвященные Международному женскому дню 8 Марта, «Безопасное колесо», «Коммунарские сборы», выставка декоративно-прикладного творчества «Греция моими глазами». Таким образом, стратегическое планирование строится по принципу «От будущего к настоящему». Правильный выбор главной цели развития является основной задачей стратегического планирования. Каким же мы видим наше будущее? В условиях развития Центра детского творчества по расширенному сценарию, его состояние, согласно Плану мероприятий по реализации Концепции дополнительного образования, будет характеризоваться следующим образом: - обучающимся предоставляется качественное дополнительное образование, способствующее успешному освоению ими государственных стандартов второго поколения; - выпускники профессионально ориентированы, имеют допрофессиональную подготовку, конкурентоспособны в системе среднего и высшего профильного профессионального образования; - существует система воспитания обучающихся, соответствующая потребностям времени; - деятельность в детских коллективах не наносит ущерба здоровью обучающихся, в ней они чувствуют себя безопасно и защищены от негативных влияний внешней среды;
- педагоги высокопрофессиональны, применяют в своей практике инновационные технологии обучения; - имеется эффективная, компьютеризированная система управления, обеспечивающая не только успешное функционирование, но и развитие образовательной системы; используются механизмы государственно- общественного управления образовательным учреждением; - имеется современная материально-техническая база и пространственно- предметная среда, обладающая необходимым количеством ресурсов для реализации планов развития; - имеются широкие партнерские связи с культурными образовательными организациями, учреждениями Октябрьского района; - образовательные услуги востребованы; потребители удовлетворены дополнительными образовательными услугами, что обеспечивает высокий статус на рынке образовательных услуг. Контингент воспитанников и учащихся – 700 человек, получающих дополнительное образование в разных формах. Центр детского творчества, реализуя образовательную программу, обозначает высшей ценностью – заботу о детях и определяет приоритетным направлением в своей работе создание таких образовательных программ и условий среды, которые могли бы обеспечить: - доступность и качество образования; - улучшение условий обучения учащихся; - сохранение здоровья учащихся. - совершенствование профессионализма всех категорий педагогических работников; - сохранение и расширение ресурсной базы для оказания образовательных услуг за счет диверсификации источников и механизмов финансирования; - укрепление государственно-общественного характера управления;


В раздел образования