Напоминание

"Святой равноапостольный князь Владимир и его значение в становлении Руси."


Автор: Вислогузова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ "Хвощеватовская СОШ"
Населённый пункт: Воронежская область, Нижнедевицкий район, п. с-за " Кучугуровский"
Наименование материала: Исследовательская работа
Тема: "Святой равноапостольный князь Владимир и его значение в становлении Руси."
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Хвощеватовская средняя общеобразовательная школа
Исследовательская работа
« Святой равноапостольный князь Владимир и его значение в становлении Руси.»

Р аботу выполнил ученик 6 класса Ползиков Дмитрий

Руководитель : учитель начальных классов Вислогузова Людмила Николаевна п. с-за « Кучугуровский» 2015 год. 1

Оглавление
Введение…………………………………………………………………………2-3 Глава 1. Владимир в глазах историков и летописцев…………………………3-4 Глава 3. Принятие христианства……………………………………………4-6 1) Выбор веры…………………………………………………………………… 2) Крещение князя Владимира………………………………………………… 3) Значение принятия христианства…………………………………………… Глава 3. Реальные заслуги князя перед Отечеством, в становлении Руси…6-7 Глава 4. Особенности канонизации Владимира Святославовича………….8-9 5.Заключение……………………………………………………………………10 6.Список литературы………………………………………………………… ..10
Введение
«Главное право его на вечную память и благодарность потомков состоит, конечно, в том, что он поставил россиян на путь истинной веры, но имя Великого принадлежит ему за дела государственные» Н.М. Карамзин
Актуальность
В современном мире много зла, насилия, разрушающих душу человека. Очень сложно найти ответы на вопросы, почему существует вся безнравственность, бездуховность. Люди забыли о своей душе, о том, что Богом им дано стремление к совершенствованию, преображению своей души; о том, что дано великое и безмерное счастье быть милосердными, помогать близким. Чтобы сохранить душевную чистоту, надо найти свою тропинку к Богу, к Храму. Это нелёгкий путь, которым прошел князь Владимир и сыграл огромную роль в становлении Руси.
Гипотеза
Выбор темы моей исследовательской работы «Святой равноапостольный князь Владимир и его значение в становлении Руси » , не случаен. В 2015 году15 июля исполняется 1000 лет со времени кончины св. князя Владимира и подвига его детей св. Бориса и Глеба. Рассматриваемая мною тема недостаточно освещена в учебниках. У меня возникает много вопросов . Почему Владимир в историю вошел под прозвищем 2
Святой, хотя жизнь его была очернена грехами? Если грешный в мирской жизни Владимир после Крещения почитался Церковью и народом, то он должен был совершить какие-то великие благие дела, значительные и важные для народа, государства , Церкви и всей Руси. В ходе исследования я применяю следующие
методы
:
Теоретические
—(работа с историческими источниками, изучение литературы по проблеме и теме исследования.)
Эмпирические
– (обработка информации; обобщение и систематизация фактов, Беседа. Моделирование)
Целью
моей работы явилось выяснение роли князя Владимира в становление Руси и причин любви к нему русского народа, его святости церкви.
Задачи
: 1. Изучить научную литературу по теме, анализировать взгляды историков на роль князя Владимира в становление Руси 2. Изучить первоисточники: «Похвала кагану Владимиру», «Повесть временных лет», «Об истории государства Российского» Н.М. Карамзина и выделить из них факты, подтверждающие святость Владимира. 3. Изучить реальные заслуги князя перед Отечеством. 4. Сопоставить законы канонизации с реальными заслугами князя перед Отечеством и сделать выводы. 5. Составить «портрет» князя в глазах народа .Сделать выводы. 6. Показать, что это событие до сих пор вызывает споры среди ученых и на многие вопросы нет точного ответа.
Глава 1. Владимир в глазах историков и летописцев.
Читая различные источники о князе Владимире, я столкнулся со следующим противоречием, которые меня очень заинтересовали. Летописцы не жалеют черных красок, изображая Владимира до принятия им христианства. В жизни он совершал множество грехов. Он был жесток, злопамятен и вообще наделен самыми разными пороками. Кроме того, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. Из страстного, гордого язычника он переродился в целомудренного, кроткого, необычайно милосердного и доброго человека — его милостыни бедным не знали меры. Давайте вместе проследим этот путь. «Был он (Владимир) в язычестве мстителем свирепым, гнусным…, воином кровожадным и - всего ужаснее - братоубийцею…» (Н.М. Карамзин) «Владимир имел широкую душу…, которая, особенно под влиянием христианским, сделала его красным солнцем для народа». (С. М. Соловьёв) Почему историки так противоречиво отзывались о князе Владимире? 3
Во-первых, к власти Владимир пришел через убийство брата. Во-вторых, он был непомерно сластолюбив. У Владимира было пять жен. В-третьих, Владимир поначалу был убежденным язычником и ярым противником христианства. В четвертых интересен следующий эпизод, раскрывающий нам Владимира как личность. Повесть временных лет говорит нам: « Этот же был невежда, а под конец обрел себе вечное спасение. «Велик Господь, и велика крепость его, и разуму его нет конца!"». Причем по летописи не понятно, откуда Владимир вообще взялся, откуда он пришел. Если взять былины, то Владимир описывается как герой фольклора, герой, который защищает страну, народ.
Глава 2. Принятие

христианства

1)

Выбор веры


С целью укрепления власти князя и государства в целом, Владимир попытался объединить все земли на религиозной основе. Важным шагом в этом направлении стал поиск религии, которая объединила бы всех жителей. Но он не уверен был , какую выбрать веру.Летописи и Жития святого Владимира содержат подробный и яркий рассказ о выборе веры. Бояре и старцы подсказали : «Ты ведаешь, князь, что никто своего не хулит, а хвалит; если же хочешь почтить истину, имеешь у себя людей верных; пошли их испытать веру каждого из сих народов, чтобы видели, как служат они Богу своему». Такое решение понравилось князю. Князь Владимир посылает десять послов в разные страны , узнать о вере. "Повесть временных лет" рассказывает как проходили к Владииру послы и рассказывали о каждой вере . А последние, послы из византи , увидев греческую службу, были настолько восхищены, что, вернувшись в Киев, говорили князю: «Не знали мы, где находимся -- на небе или на земле, ибо на земле нет ничего подобного, нет такой красоты; одно лишь можно сказать, что если где-либо -- то у них пребывает с людьми Бог, и служение ему у греков выше, чем у всех народов. Не можем забыть виденной нами красоты и не можем далее оставаться чуждыми этой вере». Глубокое впечатление произвели эти слова на Владимира, да и старцы сказали князю: «Если бы не хорош был закон греческий, то не приняла бы его и бабка твоя Ольга, которая была мудрейшею из всех людей». Заветное имя Ольги решило выбор её любимого внука, о котором она столько молилась; больше он не хотел испытывать веру . Свой выбор Владимир остановил на православии, получившего развитие в Византии.
2)

Крещение Владимира
Греческий город Корсунь князь Владимир осаждал более полугода. За это время он полностью потерял зрение, был физически слаб. Когда город ему покорился и он вошел в Херсонес. Встречая князя, его будущая супруга царица Анна – тогда сестра императора Василия, сказала: «Крестись и прозреешь не только очами телесными, но и очами духовными». Войдя в купель, князь Владимир действительно прозрел – и очами телесными, и духовными. В 4
Херсонесе было совершено чудо. Потому что из Херсонеса ушел совершенно другой князь, совершенно другой человек, которого впоследствии называли- Владимир Красное Солнышко. Согласно церковному преданию, в 988 году 27 апреля святой равноапостольный князь Владимир принял крещение. Точная дата крещения святого Владимира базируется на основе предания, согласно с которым, князь крестился в 988 году в Великую Субботу. Приняв крещение, в духовном восторге князь Владимир воскликнул: «Теперь я узрел Бога Истинного!». Некоторые из дружинников князя, пораженные этим чудом, также крестились. Князю было 26 лет. Это был молодой, сильный человек, он всем сердцем принял веру Христову. Не по каким-то политическим мотивам, для строительства государства, или потому, что православная вера ему понравилась больше других. А потому что он всем сердцем принял Христа. Поэтому он крестился сам и крестил Русь. Историк Н.М. Карамзин так пишет об этом: «Исполнилось желание благочестивой Ольги, и Россия наконец, вся и торжественно признала святость оного». Поэтому Православие на Руси процветает до этого дня. По результатам моего исследования можно сделать
вывод
, что Владимир правильно сделал выбор в пользу православия."
3.Значение принятия христианства
1.Укрепление международных связей с правителями разных стран; 2.Усиление власти князя как верховного правителя; 3. Развитие культуры Руси; 4. Возрастание авторитета Руси; 5.Были введены запреты: жертвоприношений, многоженства, замена кровной мести штрафом и многие другие языческие традиции. 6.Начало развиваться искусство. С христианством на Русь пришли письменность, образование, церковное искусство. 7.Оказание помощи нищим и убогим. 8. Каменное церковное строительство. 9.Фресковая живопись. 10.Рукописная книга.
Глава 3. Реальные заслуги князя перед Отечеством, в становлении Руси.


У меня возникает вопрос . Почему народ отождествлял Владимира с образом былинного русского богатыря, церковь причислила к лику святых, Екатерина II учредила орден Святого Равноапостольного князя Владимира, а мы почитаем его как легендарного князя Киевской Руси? В 980 г. вступил Владимир на великокняжеский престол и проявил себя не только смелым, отважным воином, как его отец Святослав, но и мудрым правителем, как его бабка Ольга. Владимир сел на Киевский престол и стал единовластно княжить во всей Руси. Как пишет Карамзин: «Владимир скоро доказал, что он родился быть Государем великим». 5
С принятием христианства представление о власти государя совершенно изменилось. Отныне князь действовал от Бога и поэтому должен был проявлять заботу о населении и о правосудии. Летописная традиция связывает с именем Владимира появление первых судебных и земельных уставов. «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье», — поучали князя приезжие греческие иерархи. Став киевским князем, Владимир Святославич снова заставил платить дань вятичей, радимичей и другие племена, совершил ряд военных походов на ятвягов, волжских булгар, хазар. Былины восславили Владимира не напрасно. Во время военных походов Владимир всегда добивался поставленных целей. Это не означает, что он был непобедимым: он мог проиграть отдельное сражение, но войны Владимир вел до победного конца. Заняв великокняжеский престол, он начал возвращать Руси все, что она утратила во время распрей. В 981 г. побил польского короля Мечислава, отобрал Холм, Перемышль и другие города. Потом решил вернуть земли, когда то принадлежавшие Святославу. Через два года он покорил вятичей, которым ничего не оставалось, как признать себя киевскими подданными. Ятвяги так же попросили пощады и признали Владимира своим господином. В этом же военном походе «заодно» он подчинил племена куров, ливов, эстов. Следом радимичи не смогли более противиться князю. Но самым серьезным противником была Волжская Булгария, которой принадлежали исконно русские земли. Болгары брали дань с местных племен, торговали полученными мехами, продавали невольников и невольниц в страны Востока. Далее Великий князь завоевывает Хазарию и возлагает на нее дань . Для безопасности Владимир заключает союзы с Германией и Западной Болгарией. Политические связи скреплялись браками. Слава о Великом князе распространилась далеко за пределы воюющих с Русью государств. Этот факт свидетельствует об авторитете Руси среди европейских государств. Владимир не только расширяет русские земли, но и укрепляет их, изменяет систему управления частями государства. Таким образом, управление огромным государством стало централизованным. В то время Русь постоянно подвергалась набегам печенегов, поэтому Владимир укрепил южные рубежи Руси. Князь сумел сделать борьбу с печенегами делом всей Руси. Заслуга Владимира в том и состояла, что он весь лесной север (Новгород, Чудь, Смоленск) заставил служить интересам обороны южной границы. Владимир построил сторожевые крепости вдоль пограничных со степью рек - Десны, Сейма, Сулы, Росси, в них и служили северные люди. Он построил огромное количество городов по берегам рек, которые так же играли роль укреплений, в качестве обороны этих городов использовалась высокая насыпь и частокол («Змиевы валы»). Владимир первый создал целую линию защиты, которая могла усмирять и сдерживать врага, что, конечно же, само по себе дает право присвоить ему звание грамотного и дальновидного стратега. Принятие христианства на Руси стало идеологической основой для объединения Руси в цельное государство. Киевская Русь стала равноправным партнером в 6
разносторонних отношениях с европейскими странами: развивались политические, экономические, военные, культурные связи с ними. Христианство создало на Руси новый моральный кодекс, который укрепил семейные отношения, учил милосердию, уважению и любви к ближнему. Культура Руси значительно обогатилась: открывались новые школы, распространялись знания, письменность; основывались монастыри, где переводили и переписывали книги; строились великолепные храмы и отстраивались города . При Владимире начинается масштабное каменное строительство на Руси.
Вывод: Велики дела Великого князя!



Русь ожила и расцвела.

Глава 4. Особенности канонизации Владимира Святославовича.
Причисление Владимира Святославича к лику святых до сих вызывает споры среди историков. Ясно одно: это событие скрыто за завесой тайны в силу каких-то особенностей, которые, возможно, нарушали установленный порядок. Святых канонизировали в Византии. Во все времена в Церкви существовали строгие законы канонизации. В XVII веке святым Церковь признавала тех, кому были присущи «три вещи»: 1.православие безукоризненное; 2.совершение всех добродетелей, проявление Богом чудес и знамений; 3.нетление мощей или благоухание костей. Из «Повести временных лет» и из житий XI века мы знаем, как происходили первые канонизации русских святых. Византия отказавалась признать святым Владимира – Красно Солнышко. По- видимому, потому, что не забыто было его языческое поведение, до подробностей описанное позднее в летописях. Но очевидны были - русский народ -его заслуги перед Отечеством: былинный герой, легендарный полководец, мудрый правитель, креститель Руси, щедрый и нищелюбивый человек. Разве эти характеристики не могли являться доказательством . Еще одним из препятствий для почитания Владимира явился тот момент, что мощи его были обретены Петром Могилой лишь в XVII веке. Значит, доказать нетленность их ранее не представлялось возможным. Следующий аргумент – с именем Владимира не связано никаких чудес, да и в небе не появлялся его образ. Стало быть, Бог не благословляет почитание его. Точное время канонизации князя неизвестно. Умер князь в 1015 году, а первые сведения об официальном почитании как святого равноапостола относятся к XIV веку. 7
Иоанн Златоуст , пишет : “От чего узнаем и разумеем святого человека — от чудес или от дел?” И сказал: “От дел узнаем, а не от чудес”…” И только в XIII веке происходит общецерковное причтение князя Владимира к лику святых. Наверное, этому способствовало и то обстоятельство, что именно в день памяти святого Владимира (15 июля) была одержана одна из славных побед русского оружия — битва на Неве, в которой дружина новгородского князя, потомка Владимира Святого, Александра Ярославича (Александра Невского), разгромила шведское войско. Отсюда можно сделать вывод, что формальная канонизация Владимира так и не состоялась. Но древнерусское духовенство упорно и настойчиво добилось почитания просветителя. Заслуги князя перед Отечеством были значимы и велики для русского народа и государства и поэтому на Руси святым его стали считать уже в XI веке. Но особенности канонизации Великого кагана земли русской Владимира наводит нас на мысль о том, что причисление его к лику святых, скорее всего, было совершено русскими церковниками.



Уже древнерусские книжники называли Владимира - Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освещена была светом христианской веры. Около 989 года Русская земля приняла христианство в качестве официальной, государственной религии, и это событие на тысячелетие определило весь ход нашей истории.Из всех чудес, что творит вера Христова, самое душеполезное — обращение грешника в праведника. И вот как свидетельство такого чуда — личного преображения — стоит святой Владимир при вратах христианской Руси и словно взывает к каждому русскому: «Я был ночь и превратися в день! Кем был ты? Кем стал ты?» И остался Владимир -Красным Солнышком на протяжении всей русской истории, в течение всех этих девяти столетий. А столетия эти изобиловали святыми, праведниками, чудотворцами; среди них и два сына князя Владимира — святые страстотерпцы — князья Борис и Глеб. По молитвам к ним исцелялись больные, освобождались бесноватые, воскресали мертвые. Но все они в долгу перед святым Владимиром. Им было легче стяжать святость, нежели самому Владимиру, князю, богачу, сквозь игольное ушко прошедшему в Царство Небесное, следуя неизведанным, непроторенным путем. Канонизация Владимира была своеобразной. Во-первых, произошла она спустя почти 200 лет, во-вторых, мощам его не было дано дара чудотворения. Поэтому в Церкви шли споры о святости Владимира, но заслуги князя перед Отечеством позволили преступить установленные правила. Кроме того, почитание этого князя приобрело церковно-государственные черты; идея святости древних русских князей была призвана укрепить авторитет великокняжеской власти.
5

Вывод


Следовательно, Владимир — человек необыкновенный и среди других великих людей, и среди святых. Он — основоположник святительства и святости в 8
русском народе, первооткрыватель величия этих понятий, создавший на их основании государственную программу, необычность которой в том, что ее невозможно претворить в жизнь, пока каждый гражданин не воплотит ее, по примеру святого Владимира, в самом себе! С этого святителя-державника начинается новая Русь, новый народ, новый дух, новый путь, новая культура. Крестив русский народ в христианскую веру, святой Владимир долгую русскую ночь обратил в светлый русский день. Если бы кто-нибудь вывел из-под земли подземную реку, прорыл ей новое русло под солнцем, сделал ее прозрачной, чистой, полезной всем, он совершил бы подобное тому, что совершил Владимир с русским народом, с Русью. Темная языческая масса, приняв Крещение, с течением времени сделалась «красным солнышком» среди народов. И можем мы воскликнуть: «Народ русский — красно солнышко!»

Святейший Патриарх Кирилл,пишет «Кем был Владимир до принятия Крещения? Сластолюбивым жестоким правителем. Он был причиной гибели многих невиновных людей. Жажда власти, денег и наслаждений была главной целью его жизни, как она была целью жизни и других тогдашних правителей. Потому и войны велись, и земли захватывались — чтобы было больше власти, чтобы было больше возможностей повелевать другими. А что произошло после того, как в крещальные воды погрузился князь Владимир? Его жизнь изменилась. Он не стал более жестким, злым, сластолюбивым правителем — он стал правителем, которого народ в умилении и радости сердечной называл Красное Солнышко.Что же произошло с этим человеком? Почему он те ясные и понятные цели и ценности, которые исповедовал как правитель государства, изменил на другие цели и жизненные ценности? Потому что с Крещением он в свой разум и в свое сердце принял Христа; вместе с Крещением принял новую систему ценностей, столь радикально отличающуюся от того, чем жил, во что верил, ради чего боролся до того.А что же лежит в основе этой системы ценностей, которой святой Владимир отдал разум, душу и жизнь, ибо желал, чтобы вслед за ним весь народ приобщился к этой системе ценностей? Это Евангельское слово, а в центре этого слова — то, что до сих пор людям трудно понять; то, что не перестает удивлять каждое последующее поколение людей своей новизной и притягательной силой. В центре Евангельского послания — одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной исемейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной

Глядя на смиренный, полный веры и милосердия, лик князя Владимира, трудно представить, что этот человек когда-то совершал ужасные преступления. Что же помогло ему так духовно переродиться? Конечно,
православная вера.
Есть Бог, есть мир, Они живут вовек, А жизнь людей – мгновенна и убога. 9
Но все в себе вмещает человек, Который верит в мир и верит в Бога. Вот такая великая и прекрасная история у России! Вот такая, главная роль Владимира в становлении Руси. Свою исследовательскую работу хочется закончить стихотворением. Выбор веры – луч в оконце,
Благодать сошла Господня.
Словно солнца поворот.
Озарился свет Христов.
В простоте сердечной Солнцем
Веры свет горит сегодня,
Звал Владимира народ.
Став основой из основ.

7.

Список литературы
1. Карамзин, Н.М. Об истории государства Российского/Н.М. Карамзин. – М., «Просвещение», 1990. - 36 – 43с. 2. Обухова, Л.А. Рассказы и чтения по русской истории/Л.А. Обухова. – М., «Просвещение», 1995. - 44 – 48с. 3. Школьная Энциклопедия, История России 9 – 17 века, Москва, «Олма – Пресс Образование, 2003, стр.126-127 4. Большая Российская Энциклопедия т.5, Москва, Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2006, стр. 435 Интернет-ресурсы: 1. portal-slovohistory/39085.php?PRINT=Y 2. detisavveprose/2012/75357/ 3. vehi/oldrussian/povest.html 4. naslediessportalindex.php?id=patri.hilarion_kiev01#006 5. rudocs.exdat 6. tainy/history/kak-krestilas-rus/ 7. pushkinskijdomDefault.aspx?tabid=4869 - электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН, ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ, подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова 10
11


В раздел образования