Автор: Колесова Ольга Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ СШ № 5 Населённый пункт: город Городец, Нижегородская область Наименование материала: Социальный проект Тема: "Помоги птицам зимой" Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Помоги птицам зимой»
Возраст участников: 9-11 лет
Срок реализации: декабрь 2015г.
Автор: классный руководитель 4 «А» класса
Колесова Ольга Николаевна
г.Городец 2015г.
Паспорт проекта
№
1.
Название проекта
«Помоги птицам зимой»
2.
Полное название
образовательного
учреждения
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5»
3.
Адрес, место
реализации проекта
606505 Нижегородская область, г.Городец,
ул.Краснофлотская,12
4.
Фамилия, имя,
отчество, должность,
место работы
руководителя проекта
Колесова Ольга Николаевна, классный
руководитель 4«А» класса, учитель в
МБОУ «Средняя школа №5»
5.
Телефон, факс,
e-mail
Тел., факс 8 (831 61)9-98-87
Электронный адрес. school-5-2006@mail
6.
Адрес сайта в
Интернете, где
представлена
информация о
проекте
school-5-gor.ucoz
Пояснительная записка
В настоящее время всё большее значение в работе с обучающимися
приобретают вопросы экологии и защиты окружающей среды. Огромную
важность имеют вопросы экологического оздоровления нашей малой Родины,
возрождение природы родного края, воспитание уважения и любви к красоте
окружающего мира. Экология – одна из важнейших проблем современного
общества.
Интерес к вопросам обучения и воспитания экологии обусловлен еще и
тем, что экология – интересная и полезная наука о защите природы, которая
дает возможность детям узнать как можно больше о природе родного края,
воспитывать у них любовь к растениям и животным. Ничего не изменится в
лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в душу наших детей
любовь и заботу о природе, а в их головы - экологическое сознание. Поэтому
создавая социальные проекты по защите окружающей среды, мы делаем
первый шаг к познанию того, что находится вокруг ребенка, а работа в
группах и творческих делах позволяет понять, зачем нам нужна природа и,
что только сообща мы можем сохранить ее для будущего, т. е., защитить от
самих себя. Ребенок должен понять, какую он может оказать помощь в
защите окружающей его природы, какие этапы экологического становления
он должен пройти, чтобы не навредить, а только помогать в развитии этой
красоты. Поэтому с самого начала создания социальных проектов по защите
природы мы должны помнить, что экологическое воспитание должно быть
знанием с большой буквы пронизанным любовью и гуманизмом.
Данный проект «Помоги птицам зимой» первый шаг к приобретению
обучающимися знаний о природе, которая их окружает в настоящее время,
развитию практических умений и навыков, необходимых для созидательного
и ответственного отношения к природе той территории, где они проживают с
учетом региональных особенностей. В процессе работы над проектом ребята
учатся работать в одной команде, развивать творческие и технические
способности, используя межпредметные знания.
Результатом проекта должно стать:
бережное отношение к природе родного края; экологическая культура
обучающихся, творческая самореализация умение работать в команде
Проблема проекта.
Кто такие птицы?
Почему некоторые птицы улетают зимой?
Какие птицы остаются зимовать?
Какая роль человека в жизни птиц зимой?
Какую помощь должен оказывать человек зимующим птицам?
Какие виды птиц занесены в Красную книгу?
Гипотеза : если каждый из нас будет много знать о птицах нашего края,
знать
особенности
обитания
разных
птиц,
уметь
различать
их
голоса,
заботиться и охранять их, то:
возможно, мы сможем сохранить многие виды птиц от исчезновения их
с лица Земли;
станем относиться не только к птицам добрее и внимательнее, но и к
друг к другу;
и тогда на земле будет меньше зла, а
наш мир станет красивее
прекраснее, и радостнее.
Сроки реализации:1 этап- 01.12-10.12
2 этап - 11.12-15.12
3 этап- 16.12-26.12
Методы и приёмы:
1.наблюдения;
2. сбор информации;
3. работа с литературой;
4. экскурсии;
5. обработка собранной информации;
6. творческая работа
Всю работу над проектом мы разделили на 3 этапа;
Этапы работы:
1. Информационный этап
Задачи :
Изучить дополнительную литературу и определить зимующих птиц.
Изучить, какие птицы остаются у нас зимовать
Найти информацию о том, чем питаются птицы зимой.
Узнать, как они приспосабливаются к зимним условиям.
2. Практический этап
Задачи:
Сделать
кормушки
для
птиц,
развесить,
следить
за
тем,
чтобы
постоянно был корм в кормушке.
Разработать меню для птиц.
Выпустить листовку.
3. Заключительный этап
Задачи:
Провести экскурсию в парк, в школьный двор.
Понаблюдать за птицами, прилетающими к кормушке.
Провести конкурс кормушек
Награждение.
1. Информационный этап
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром.
Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые
зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее
гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни
было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом
приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах,
устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто
ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках.
Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт
до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса.
Голодные,
ослабевшие
птицы
быстро
замерзают.
В
суровую
зиму
из
10
синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не
страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего
утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая
из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби,
овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жаренные, не солёные),
сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное
свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Мы
составили
листовку
–
обращение
к
ребятам
и
жителям
района
(приложение №1).
Вывод :
зимуют
в
нашей
местности,
только
те
птицы,
которые
приспособились к выживанию в наших зимах.
2.Практический этап
После теоретической работы мы приступили к практическому этапу.
Кормушки лучше делать с помощью родителей. Кормушки должны быть в
чистоте,
чтобы
не
стать
источником
болезни.
Птицы
возле
кормушек
появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во
время морозов и метелей это нужно делать каждый вечер.
Мы
составили
памятку
“Как
подкармливать
птиц”
(приложение
№2)
и
раздали ребятам начальных классов .
Собрали приметы о птицах ( Приложение 3)
Вывод : зимующие птицы постоянные гости кормушек
3. Заключительный этап
Проводится
анализ
проделанной
работы,
подводятся
итоги
конкурса
(
Приложение
4)
Награждаются
семьи-участники
проекта.
Данный
этап
проводится в форме общешкольной
операция "Кормушка". Все участники
проекта выходят на территорию школы и прилегающую улицу и все вместе
развешивают
кормушки,
которые
были
приготовлены
на
втором
этапе
и
заполняют их кормом, определяют участки, которые будут закреплены за
классами. Ребята будут подкармливать птиц в течение зимы. После окончания
акции
ребята
проходят
по
улицам
и
раздают
листовки
с
призывом
подкармливать и помогать птицам, зимующим в нашем городе.
В результате проекта дети узнали о птицах, зимующих в нашем городе,
поняли,
что
птицам
зимой
необходима
помощь
человека.
Эта
работа
приносит ребятам большую радость и удовлетворение.
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Зимуют в нашем крае не все птицы, а только приспособленные к
выживанию в суровых погодных условиях.
В нашем городе рядом с человеком зимуют воробьи, голуби, синицы,
сороки, вороны.
. Птицы довольно успешно могут противостоять холоду в том случае,
если вокруг много подходящего корма.
И человек может помочь перезимовать птахам, развешивая кормушки
Литература
1. Попова, Т. И. Мир вокруг нас [Текст]: учебное издание / Т. И.Попова – М.:
Linka – Press, 1998. – С.187
2. . Горьканова, А. Н. Перелетные и зимующие птицы России. [Текст]:
Тематический словарь в картинках / А. Н. Горканова – М.: Изд. Школьная
пресса, 2008, - С.36
Приложение №1
ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
Птицам холодно зимой,
Птицам голодно порой.
Вы, ребята поспешите,
Их бедняжек подкормите.
Крошки, семечки и сало
Вот чего им не хватало.
Ягоды рябины, орехи и пшено,
В кормушки положите,
Сделайте добро!
Сохранить природу, мы можем без труда,
Повесим лишь кормушки у своего окна.
Ведь все на свете птицы
Нам с тобой друзья!
Подкормите птиц зимой, они нуждаются
в нашей помощи!
Приложение №2
Памятка “Как подкармливать птиц”.
1. Кормушки лучше делать самые простые – из пакетов из–под
молочных
продуктов.
А
также
из
пластиковых
бутылок,
укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на
подставку.
2. Развешивайте кормушки в спокойных для птиц местах.
3. Следите, чтобы корм в кормушке был постоянно.
4. Кормушки нужно держать в чистоте.
5. Следите, чтобы в кормушке не было снега.
6. Помните, что основные зимние корма: семечки арбуза, дыни,
тыквы,
пшеничные
отруби,
овсяные
хлопья,
пшено,
семена
подсолнечника
(не
жаренные,
не
солёные),
сушёные
ягоды
боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное
сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Приложение №3
Приметы.
1. Синичка с утра начинает пищать – ожидай ночью мороз.
2. Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.
3. Ворона под крыло клюв прячет – к холоду.
4. Перед метелью воробьи чирикают.
5. Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на
место.
6. Синицы порхают под окном – к холоду.
7. В марте птички щебечут к хорошей погоде.
8. Снегирь зимой поёт на снег, вьюгу и слякоть.
9. Если сядет тебе на руку синица, нужно загадать желание. Если
вещая птаха подаёт голос – загаданному сбыться.
Приложение 4
Игра - викторина про птиц
«Кто живет рядом с нами»
Вступление:
Веселые, забавные, смешные, величественные, серьезные, изящные,
хулиганистые... Это всё птицы - спутники нашей жизни, наши добрые друзья.
Весной мы наслаждаемся их пением, с грустью провожаем взглядом осенью
и радуемся, увидев их среди зимней стужи. А в самый прекрасный день
жизни с трепетом выпускаем двух белых голубей, желая счастья, любви
и мира. И это все птицы. Птицы сумели занять особую нишу в жизни
природной среды. А человек стал их другом, стал исследовать и охранять.
Перед выполнением заданий класс разбивается на 2 группы, каждой из
которых дается заранее домашнее задание.
Задание № 1
На доске висят 2 кормушки. Вокруг расположены картинки, как с
перелетными, так и зимующими птицами. Во время игры учитель задает
вопросы про птиц, а команды кто отгадывает о какой птице идет речь
подходит к доске и берет картинку с изображением птицы и садит ее на ту
кормушку, которая соответствует отгадке.
кормушка №1 Мы сажаем перелетных птиц
кормушка № 2 Мы сажаем зимующих птиц
Ответь устно и быстро (примерные вопросы):
А) Самая маленькая птица нашего района.
В) Самая крупная птица нашего края, района.
Таким образом, обучающиеся еще раз делают вывод, что не смотря на разные
климатические изменения (времена года) птицы живут рядом с нами в
течение всего года. И мы должны помогать им и летом и зимой. Строить
скворечники, кормушки и подкармливать зимой, изучать и охранять их.
Задание № 2 (домашнее)
Каждая группа готовит 3 рисунка с птицами (перелетные или зимующими) и
небольшие рассказы о них. Затем идет их защита - представление для другой
команды и членов жюри. Кроме рисунков, рассказов команды готовят 3
вопроса – загадки про птиц, для команды соперницы (в виде стихотворения,
ребуса, фотографии и т. д.).
Между заданиями дети читают стихи про птиц.
Затем члены жюри подводят итоги игры - викторины, выбирают лучших
знатоков птиц и лучшие рассказы о птицах, лучшие вопросы.
В конце викторины жюри награждает команду победителей и лучших
знатоков о жизни птиц.
Конкурсы экологических плакатов, рисунков проводимые в школе в