Напоминание

Военно-патриотическая игра "Парни бравые" методические рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества.


Автор: Тополова Елена Александровна
Должность: заместитель директора по вр, учитель истории
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 г. Красноармейска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Красноармейск, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Военно-патриотическая игра "Парни бравые" методические рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества.
Раздел: полное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 города Красноармейска Саратовской области» Тополова Елена Александровна Военно-патриотическая игра «Парни бравые» методические рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. МБОУ «СОШ №4» Саратовская область, город Красноармейск, ул.Захарова, д.57 2015 г.
Анотация. Основным девизом своей работы я выбрала следующий: “Воспитать – значит организовать деятельность детей”. Подбирая формы и методы для внеклассной работы с детьми, для организации внеурочной деятельности давно и прочно остановилась на «трех китах»: игра, конкурс, команда, так как считаю их оптимальными, для того, чтобы сделать любое мероприятие интересным, ярким и деятельностным. Методические рекомендации по организации и проведению военно-патриотической игры «Парни бравые» предназначены для заместителей директоров по ВР или педагогов- организаторов ОБЖ, поскольку помогают организовать и провести яркое, зрелищное внеклассное мероприятие для старшеклассников, основанное на деятельностном подходе, которое можно использовать в рамках военно-патриотического месячника ко Дню защитника Отечества или перед Днём Победы. В разработке данного мероприятия наш коллектив опирался на опыт проведения военно- патриотической игры «Зарница» и требования положения о соревнованиях допризывной молодежи. Подобное мероприятие служит целям гражданско-патриотического воспитания, повышает интерес учащихся к спорту, к военной службе. Автор-составитель: Тополова Елена Александровна, Заместитель директора по ВР, МБОУ «СОШ №4 г. Красноармейска» 1 квалификационная категория, 8 906 302 38 61. 2
Пояснительная записка. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. Еще Александр Васильевич Суворов сказал: «Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.» В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-патриотический и другие аспекты. Но патриотизму невозможно научить, патриотизм надо «взрастить», «взлелеять» в душе ученика, патриотизм должен стать частичкой личности выпускника школы. Поэтому задачей современной школы становится поиск таких форм и методов гражданско- патриотического воспитания, которые формируют личностные качества и принципы будущего гражданина через деятельность, а не скучные нотации и нравоучения. Одной из таких форм является игровая деятельность, когда учащиеся погружаются в заданные условия, и действуют, имитируя реальные жизненные ситуации. Если сочетать игровую форму с конкурсной основой, то запускается механизм конкурентной борьбы, стремления к лидерству, что так же формирует личностные качества современного человека. Командная форма игры позволяет развивать чувство коллективизма, ответственности, сплоченности. Поэтому в стенах нашей школы родилась хорошая традиция – ко Дню защитника Отечества проводить внеклассное мероприятие в форме военно-патриотической игры «Парни бравые» для учащихся 9-11 классов. Цель составления методических рекомендаций – обобщение опыта организации и проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся, развитию физической подготовки, по повышению интереса к военной истории и военной службе. Данные разработки позволяют интегрировать три предметные области – ОБЖ, физкультуру и историю. В основу игры положен опыт проведения традиционных военно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок», мы используем требования, положенные в основу районных соревнований допризывной молодежи. Сейчас возможно использование и норм ГТО. Игра позволяет подготовиться к районным мероприятиям. Подобное мероприятие универсально, поскольку его можно приурочить к любой знаменательной дате или дню воинской славы, изменив вопросы конкурса «Историческая викторина». Наша игра способствует не только патриотическому воспитанию, затрагивая исторический аспект, но и развивает физически учащихся, популяризует силовую подготовку, занятия физкультурой и спортом, повышает интерес к военной службе. Наши выпускники стремятся пройти службу в армии, в каждом выпуске есть ребята, которые поступают в военные училища. 3
Содержание. 1.
Подготовительный этап
. На подготовительном этапе игры (за 2-3 недели до проведения) формируется оргкомитет игры. В него входят зам. директора по ВР, педагог-организатор ОБЖ, учитель физкультуры, учитель истории. Они разрабатывают положение об игре, определяют этапы, состав команды, задания и инструментарий. Для классов подготавливаются предварительные задания. Затем положение об игре и задания выносятся на совещание классных руководителей и Совет актива старшеклассников. Таким образом, начинается подготовка по классам. Оргкомитет подготавливает: - необходимое оборудование; - продумывает награды (грамоты, дипломы, призы, медали) - формирует жюри конкурса (кроме педагогов, можно пригласить в жюри ветеранов, представителей военкомата, членов боевого братства, бывших выпускников). Положение об игре, состав оргкомитета и жюри утверждается приказом директора по школе. Во время подготовки классным командам помогают и консультируют члены оргкомитета. Поскольку мероприятие является по сути массовым праздником, необходимо подготовить красочные объявления с указанием времени и места проведения.
2.

Проведение игры:
В день проведения игры необходимо предусмотреть сокращение занятий, мы обычно используем субботу, так как по 6-дневке занимаются только 8-11 классы. Оптимальным вариантом является проведение игры в каникулы, так как наша школа занимается по триместрам, каникулы как раз выпадают на последнюю неделю февраля. Местом проведения игры является спортивный зал школы. Если игра проводится в теплый период времени (осень или весна), возможно использование спортивной площадки. Игра начинается с торжественного построения команд и сдачи рапорта главному судье соревнований (директор или педагог-организатор ОБЖ). Если присутствуют приглашенные – им предоставляется слово. Проводится жеребьевка, чтобы определить порядок выступлений. Далее начинается конкурсная программа
Традиционные конкурсы.

Первый конкурс «Строевая подготовка»:
- маршировка с песней; - выполнение команд.
Второй конкурс «Гражданская оборона»:
- одевание противогаза на скорость; -действие по команде «Вспышка»; - перенос раненного с одеванием противогаза.
Третий конкурс «Военно-историческая викторина»
(вопросы зависят от тематики мероприятия) Например: 4
- Российская наградная система; - Герои Советского союза – уроженцы Красноармейского района; - основные сражения и даты I мировой войны; - из истории русского оружия; - Из истории Великой Отечественной войны.
Четвертый конкурс «Ворошиловский стрелок»
: - сборка-разборка автомата; - стрельба из пневматической винтовки;
Пятый конкурс «Быстрее, выше, сильнее»
(физическая подготовка): - подтягивание юноши; - отжимание девушки; - перетягивание каната.
Конкурсы, которые вводятся в зависимости

от условий проведения, наличия времени, тематики
(позволяют разрядить обстановку, сделать мероприятие зрелищней, организовать болельщиков)
Конкурс «Наряд по кухне»:
- очистка картофеля на скорость и качество.
Конкурс «На привале»:
- тематический номер художественной самодеятельности (готовят болельщики)
Конкурс «В казарме»:
- подъем и одевание на скорость; - пришивание пуговиц.
Конкурс «Эрудит»:
- кроссворды, чайнворды или ребусы на заданную тематику; - «Песенная ромашка» - пропеть фразу из песен военных лет.
3.

Заключительный этап.
На заключительном этапе жюри подводит итоги и производит награждение. Чтобы занять паузу мы обычно готовим номер художественной самодеятельности или проводим конкурс болельщиков с номерами художественной самодеятельности. Оценивание конкурсов проводится по примеру спортивных соревнований с распределением мест. Поэтому победителем становится команда с наибольшим количеством 1 мест. Награждение можно производить по общему результату и по номинациям. Информация о проведении и результаты соревнований размещаются на пресс-центре и на школьном сайте.
4.

Трудности и особенности в проведении игры:
Проведение данного мероприятия возможно только при наличии слаженного взаимодействия педагога-организатора ОБЖ и учителя физкультуры. Если подготовку отдать только на откуп классным руководителям, результаты будут низкими и на классных ляжет дополнительная нагрузка. В школе должны быть условия для проведения тренировок. Так в нашей школе, например, много лет действовал кружок «ОФП», где во внеурочное время педагог-организатор проводил занятия по силовой подготовке старшеклассников. Был организован кружок «Стрелок», где ребята с удовольствием постигали азы стрельбы из пневматической винтовки, сборку-разборку 5
автомата. К сожалению модели автоматического оружия были изъяты из школ и переданы в военкоматы. Так же особенностью игры в нашей школе является отсутствие параллелей в старшей ступени и малая наполняемость классов. Поэтому к соревнованиям мы привлекаем 9- тиклассников, что бы в игре получилось хотя бы 3 команды. Так же мы приглашаем зрителями 8 класс, они смотрят на конкурсы, вникают, даже загораются достигнутыми старшеклассниками результатами, начинают лучше заниматься на физкультуре. Ведь на следующий год им быть уже участниками. Список рекомендуемой и используемой литературы. Нормативные документы: 1.Государственная программа“Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы”(утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795). 2.Совместный Приказ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации № 96/134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах». 3.Закон Саратовской области «О военно-патриотическом воспитании в Саратовской области» от 24 декабря 2010 года № 288-ЗСО. Литература: 1.Агапова И. А. «Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11 классы» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008. 2.Агапова И. А. «Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература « / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002. 3.Беспятова, Н. К. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации» / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – Москва: Айрис-пресс, 2006. с. 4. Видякин М.В. «Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр.» /Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006. 5.Воронова Е. А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры» / Е. А. Воронова. - Ростов на Дону: Феникс, 2008. 6.Жиренко О. Е. «Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы» / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. - Москва : Вако, 2008. 6
7.Кумицкая Т.М. «Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы.»/ Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5 знания,2006. 8.Лутовинов В.И. «Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно- методическое пособие» / Под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС,2010 . 9. Пашкович И. А. «Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий» /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. 7


В раздел образования