Военно-патриотическая игра "Парни бравые" методические рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества.
Автор: Тополова Елена Александровна Должность: заместитель директора по вр, учитель истории Учебное заведение: МБОУ "СОШ №4 г. Красноармейска Саратовской области" Населённый пункт: г. Красноармейск, Саратовская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Военно-патриотическая игра "Парни бравые" методические рекомендации по организации и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Раздел: полное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная школа №4 города Красноармейска Саратовской области»
Тополова Елена Александровна
Военно-патриотическая игра «Парни бравые»
методические рекомендации по организации и проведению внеклассного
мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества.
МБОУ «СОШ №4»
Саратовская область,
город Красноармейск,
ул.Захарова, д.57
2015 г.
Анотация.
Основным девизом своей работы я выбрала следующий: “Воспитать – значит
организовать деятельность детей”. Подбирая формы и методы для внеклассной работы с
детьми, для организации внеурочной деятельности давно и прочно остановилась на «трех
китах»: игра, конкурс, команда, так как считаю их оптимальными, для того, чтобы сделать
любое мероприятие интересным, ярким и деятельностным.
Методические рекомендации по организации и проведению военно-патриотической игры
«Парни бравые» предназначены для заместителей директоров по ВР или педагогов-
организаторов ОБЖ, поскольку помогают организовать и провести яркое, зрелищное
внеклассное мероприятие для старшеклассников, основанное на деятельностном подходе,
которое можно использовать в рамках военно-патриотического месячника ко Дню
защитника Отечества или перед Днём Победы.
В разработке данного мероприятия наш коллектив опирался на опыт проведения военно-
патриотической игры «Зарница» и требования положения о соревнованиях допризывной
молодежи.
Подобное мероприятие служит целям гражданско-патриотического воспитания, повышает
интерес учащихся к спорту, к военной службе.
Автор-составитель:
Тополова Елена Александровна,
Заместитель директора по ВР,
МБОУ «СОШ №4 г. Красноармейска»
1 квалификационная категория,
8 906 302 38 61.
2
Пояснительная записка.
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом
зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня
коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом.
Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в
различных областях жизни и, в то же время, возросла ответственность за свою судьбу и
судьбу других людей. Еще Александр Васильевич Суворов сказал: «Все может родная
земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить
красотой цветущих садов, вот одного она только не может - защитить себя, и сделать это
должен тот, кто пьет ее воду, ест ее хлеб и любуется ее красотой.»
В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не
только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-
исторический, военно-патриотический и другие аспекты.
Но патриотизму невозможно научить, патриотизм надо «взрастить», «взлелеять» в душе
ученика, патриотизм должен стать частичкой личности выпускника школы. Поэтому
задачей современной школы становится поиск таких форм и методов гражданско-
патриотического воспитания, которые формируют личностные качества и принципы
будущего гражданина через деятельность, а не скучные нотации и нравоучения. Одной из
таких форм является игровая деятельность, когда учащиеся погружаются в заданные
условия, и действуют, имитируя реальные жизненные ситуации. Если сочетать игровую
форму с конкурсной основой, то запускается механизм конкурентной борьбы, стремления
к лидерству, что так же формирует личностные качества современного человека.
Командная форма игры позволяет развивать чувство коллективизма, ответственности,
сплоченности.
Поэтому в стенах нашей школы родилась хорошая традиция – ко Дню защитника
Отечества проводить внеклассное мероприятие в форме военно-патриотической игры
«Парни бравые» для учащихся 9-11 классов.
Цель составления методических рекомендаций – обобщение опыта организации и
проведения мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся,
развитию физической подготовки, по повышению интереса к военной истории и военной
службе. Данные разработки позволяют интегрировать три предметные области – ОБЖ,
физкультуру и историю.
В основу игры положен опыт проведения традиционных военно-патриотических игр
«Зарница» и «Орленок», мы используем требования, положенные в основу районных
соревнований допризывной молодежи. Сейчас возможно использование и норм ГТО.
Игра позволяет подготовиться к районным мероприятиям.
Подобное мероприятие универсально, поскольку его можно приурочить к любой
знаменательной дате или дню воинской славы, изменив вопросы конкурса «Историческая
викторина». Наша игра способствует не только патриотическому воспитанию, затрагивая
исторический аспект, но и развивает физически учащихся, популяризует силовую
подготовку, занятия физкультурой и спортом, повышает интерес к военной службе. Наши
выпускники стремятся пройти службу в армии, в каждом выпуске есть ребята, которые
поступают в военные училища.
3
Содержание.
1.
Подготовительный этап .
На подготовительном этапе игры (за 2-3 недели до проведения) формируется оргкомитет
игры. В него входят зам. директора по ВР, педагог-организатор ОБЖ, учитель
физкультуры, учитель истории. Они разрабатывают положение об игре, определяют
этапы, состав команды, задания и инструментарий. Для классов подготавливаются
предварительные задания. Затем положение об игре и задания выносятся на совещание
классных руководителей и Совет актива старшеклассников. Таким образом, начинается
подготовка по классам.
Оргкомитет подготавливает:
- необходимое оборудование;
- продумывает награды (грамоты, дипломы, призы, медали)
- формирует жюри конкурса (кроме педагогов, можно пригласить в жюри ветеранов,
представителей военкомата, членов боевого братства, бывших выпускников).
Положение об игре, состав оргкомитета и жюри утверждается приказом директора по
школе.
Во время подготовки классным командам помогают и консультируют члены
оргкомитета.
Поскольку мероприятие является по сути массовым праздником, необходимо
подготовить красочные объявления с указанием времени и места проведения.
2.
Проведение игры:
В день проведения игры необходимо предусмотреть сокращение занятий, мы обычно
используем субботу, так как по 6-дневке занимаются только 8-11 классы. Оптимальным
вариантом является проведение игры в каникулы, так как наша школа занимается по
триместрам, каникулы как раз выпадают на последнюю неделю февраля.
Местом проведения игры является спортивный зал школы. Если игра проводится в
теплый период времени (осень или весна), возможно использование спортивной
площадки.
Игра начинается с торжественного построения команд и сдачи рапорта главному судье
соревнований (директор или педагог-организатор ОБЖ).
Если присутствуют приглашенные – им предоставляется слово.
Проводится жеребьевка, чтобы определить порядок выступлений.
Далее начинается конкурсная программа
Традиционные конкурсы.
Первый конкурс «Строевая подготовка»:
- маршировка с песней;
- выполнение команд.
Второй конкурс «Гражданская оборона»:
- одевание противогаза на скорость;
-действие по команде «Вспышка»;
- перенос раненного с одеванием противогаза.
Третий конкурс «Военно-историческая викторина» (вопросы зависят от тематики
мероприятия) Например:
4
- Российская наградная система;
- Герои Советского союза – уроженцы Красноармейского района;
- основные сражения и даты I мировой войны;
- из истории русского оружия;
- Из истории Великой Отечественной войны.
Четвертый конкурс «Ворошиловский стрелок» :
- сборка-разборка автомата;
- стрельба из пневматической винтовки;
Пятый конкурс «Быстрее, выше, сильнее» (физическая подготовка):
- подтягивание юноши;
- отжимание девушки;
- перетягивание каната.
Конкурсы, которые вводятся в зависимости
от условий проведения, наличия времени, тематики (позволяют разрядить
обстановку, сделать мероприятие зрелищней, организовать болельщиков)
Конкурс «Наряд по кухне»:
- очистка картофеля на скорость и качество.
Конкурс «На привале»:
- тематический номер художественной самодеятельности (готовят болельщики)
Конкурс «В казарме»:
- подъем и одевание на скорость;
- пришивание пуговиц.
Конкурс «Эрудит»:
- кроссворды, чайнворды или ребусы на заданную тематику;
- «Песенная ромашка» - пропеть фразу из песен военных лет.
3.
Заключительный этап.
На заключительном этапе жюри подводит итоги и производит награждение. Чтобы
занять паузу мы обычно готовим номер художественной самодеятельности или проводим
конкурс болельщиков с номерами художественной самодеятельности.
Оценивание конкурсов проводится по примеру спортивных соревнований с
распределением мест. Поэтому победителем становится команда с наибольшим
количеством 1 мест. Награждение можно производить по общему результату и по
номинациям.
Информация о проведении и результаты соревнований размещаются на пресс-центре и
на школьном сайте.
4.
Трудности и особенности в проведении игры:
Проведение данного мероприятия возможно только при наличии слаженного
взаимодействия педагога-организатора ОБЖ и учителя физкультуры. Если подготовку
отдать только на откуп классным руководителям, результаты будут низкими и на
классных ляжет дополнительная нагрузка. В школе должны быть условия для
проведения тренировок. Так в нашей школе, например, много лет действовал кружок
«ОФП», где во внеурочное время педагог-организатор проводил занятия по силовой
подготовке старшеклассников. Был организован кружок «Стрелок», где ребята с
удовольствием постигали азы стрельбы из пневматической винтовки, сборку-разборку
5
автомата. К сожалению модели автоматического оружия были изъяты из школ и
переданы в военкоматы.
Так же особенностью игры в нашей школе является отсутствие параллелей в старшей
ступени и малая наполняемость классов. Поэтому к соревнованиям мы привлекаем 9-
тиклассников, что бы в игре получилось хотя бы 3 команды. Так же мы приглашаем
зрителями 8 класс, они смотрят на конкурсы, вникают, даже загораются достигнутыми
старшеклассниками результатами, начинают лучше заниматься на физкультуре. Ведь на
следующий год им быть уже участниками.
Список рекомендуемой и используемой литературы.
Нормативные документы:
1.Государственная программа“Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2011 - 2015 годы”(утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010
г. № 795).
2.Совместный Приказ Министерства обороны Российской Федерации и Министерства
образования и науки Российской Федерации № 96/134 «Об утверждении инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
3.Закон Саратовской области «О военно-патриотическом воспитании в Саратовской
области» от 24 декабря 2010 года № 288-ЗСО.
Литература:
1.Агапова И. А. «Мы - патриоты! : классные часы и внеклассные мероприятия 1-11
классы» / И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Вако, 2008.
2.Агапова И. А. «Патриотическое воспитание в школе: научно-популярная литература « /
И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва: Айрис-пресс, 2002.
3.Беспятова, Н. К. «Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство
социализации» / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – Москва: Айрис-пресс, 2006. с.
4. Видякин М.В. «Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к
празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим
праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных
композиций, классных часов, военно-спортивных игр.» /Автор-составитель М.В. Видякин.
- Волгоград: «Учитель», 2006.
5.Воронова Е. А. «Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры» / Е. А. Воронова.
- Ростов на Дону: Феникс, 2008.
6.Жиренко О. Е. «Я - гражданин России!: классные часы по гражданскому и
патриотическому воспитанию: 1-4 классы» / О. Е. Жиренко, Е. В. Лапина, Т. В. Кисилёва. -
Москва : Вако, 2008.
6
7.Кумицкая Т.М. «Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе:
Организация и планирование работы.»/ Автор-составитель Т.М. Кумицкая.- М.: 5
знания,2006.
8.Лутовинов В.И. «Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-
методическое пособие» / Под общ. ред. С.В. Смульского. – М.: Изд-во РАГС,2010 .
9.
Пашкович И. А. «Патриотическое воспитание: система работы, планирование,
конспекты уроков, разработки занятий» /Авт.-сост. И. А.Пашкович. – Волгоград: Учитель,
2006.
7