Автор: Хмара Елена Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ № 83 "Соколенок" г. Калуги Населённый пункт: город Калуга Наименование материала: конспект Тема: "Кто Я?" Раздел: дошкольное образование
образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема «Кто Я?»
II младшая группа (3-4 года)
дошкольного
Подготовила
Хмара Елена Владимировна, воспитатель муниципального бюджетного
образовательного учреждения № 83 «Соколенок» города Калуги,
квалификационная категория – высшая,
педагогический стаж – 32 года
Калуга, 2016
Дидактическое обоснование образовательной деятельности
Цель
Формирование образа Я
Задачи
- уточнять и закреплять представления детей о частях тела
- формировать гендерную принадлежность
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и педагогу.
Средства
набор игрушек, схемы и картинки мальчик и девочка, разрезные картинки на тему «Игрушки»,
зрительный ориентир «Улитка», недорисованный рисунок лица, музыкальное сопровождение
под магнитофон
Форма организации
Фронтальная
Предварительная работа
дидактические игры с разрезными картинками
рассматривание частей тела на кукле
чтение потешек
сюжетно-ролевая игра «Семья»
Структурные части
Содержание
игровых
заданий
Деятельность
Результат
педагога
детей
1.
Организационно-
мотивационный
2.
Вводно-
организационный
Дети
постепенно
в к л юч а ют с я
в
деятельность,
предложенную
педагогом
Постепенное
включение
детей
в тему занятия
Воспитатель специально роняет на
пол
мелкие
предметы
(машины,
м о л о т о к ,
п о с уд а
д е т с к а я ,
карандаши, кубики)
-Ах,
я
оступилась,
все
игрушки
рассыпала!
Кто
же
мне
поможет?
И
нашей
Лидии Васильевны нет!
Воспитатель поощряет детей:
- Игрушки хотели от меня убежать,
а вы не позволили. Соня принесла
- кубики, Артур - машины, Тая –
тарелочки, Рома – карандаши…
Вы такие
зоркие, внимательные,
ручки у вас умелые. Все игрушки
сложили.
Спасибо!
Вы
хорошие
помощники.
-
Кто
у
нас
любит
играть
с
машинками и кубиками?
- Девочки с чем любят играть?
-
К а р а н д а ш а м и
к т о
л ю б и т
рисовать?
- Что,
кроме игрушек, лежит на
столе?
Д е т и
п о с т е п е н н о
подходят
к
педагогу,
п о м о г а ю т
п о д н я т ь
игрушки
- мальчики
-куклы, посуда…
- все вместе, девочки и
мальчики.
-мешочек
Создание
условий
для
привлечения
внимания детей
Умение
нацеливать
д е т е й
н а
взаимодействие
с
педагогом
3.
Основная
Создание
доверительных
отношений
между
педагогом
и детьми
- Да, ребята, но он не простой, а
волшебный, чудесный. Сейчас мы
посмотрим, что в нём лежит. Как
же
его
развязать,
как
же
мне
достать?
(воспитатель
пытается
развязать мешочек). Ой, моя рука
попала
в
мешочек
и
сейчас
мы
узнаем, что же в нём.
Из мешочка достает нарисованных
человечков: девочку и мальчика.
- Это весёлые человечки. Веселые
человечки и игрушки
подождут
нас,
пока
мы
покатаемся
на
п а р о во зи ке
и
п отом
к
н и м
вернёмся. Покатаемся?
-
Построим
большой
красивый
паровозик, вагончики встали друг
за
другом
«Паровозик
чух-чух-
чух, поезд мчится во весь дух. А
колесики
стучат,
тук
-
тук
говорят».
- Приехали, выходим. Садитесь.
- Какие вы у меня все красивые,
замечательные,
такие
разные,
не
похожие друг на друга.
- Вы уже знаете, как зовут друг
друга, познакомились.
- (обращаюсь к кому то из детей)
Как тебя зовут? как зовут твоего
друга?
- Да
- ответ ребенка
Уточнение
знаний
детей о собственном
и м е н и
и
и м е н и
друга
Проблемная
ситуации
- (обращаюсь к кому то из детей)
Как тебя зовут? У тебя один или
много друзей? Назови их всех по
имени.
-(обращаюсь
к
ребенку)
Как
называет
тебя
дома
мама
(папа,
бабушка, дедушка)
- У каждого из нас есть своё имя.
Этим
мы
и
не
похожи
друг
на
друга.
- Рома, подойти ко мне, можно тебе
завязать бантик?
- Почему?
-
Хорошо!
А
теперь
подойди
ко
мне
Соня.
Тебе
можно
завязать
бантик?
-
Почему
тебе
можно
завязать
бантик?
- Посмотрите друг на друга: во что
одеты наши мальчики?
- Во что одеваются наши девочки?
Мы не похожи друг на друга не
только именами, но и тем, что есть
мальчики и девочки.
- ответ 2 детей
- ответ 2-3 детей
- нет
-
я
мальчик,
у
меня
короткие волосы
-да
-
я
-
девочка,
у
меня
волосы длинные
- шорты, рубашка…
- платья, юбочки…
Выявление
знаний
детей
о
гендерной
принадлежности
Физкультминутка
(дети выходят на
ковер)
Игровое
упражнение,
направленное
на
уточнение частей
тела
-
Вот
я
и
посмотрю,
какие
вы
внимательные и смышленые.
- Приглашаю вас поиграть в игру.
Девочки
во
что
любят
играть?
(показывает куклу),
а мальчики? (показывает машину)
Слушайте внимательно: мы будем
д в и г а т ь с я
п о д
м у з ы к у.
С
окончанием
музыки
де вочки
подбегают к кукле, а мальчики – к
машине.
-Молодцы,
мне
понравилось,
я
рада, что у вас всё получилось.
-
Чем
же
мы
похожи?
Ребята,
поднимите
руки,
посмотрите,
у
всех есть руки. Что ещё есть?
-Правильно. Давайте поиграем. Я
буду показывать части тела, а вы
называть.
(воспитатель
показывает:
голову,
шею, живот, ноги)
- Вы назвали правильно.
- Продолжим игру, теперь я буду
называть
части
тела,
а
вы
их
показывать.
( В о с п и т а т е л ь
п о к а з ы в а е т
д в и ж е н и я
и
п р о г о в а р и в а е т
потешку):
- куклу
- в машину
игра повторяется 2 раза
Дети на ковре, стоя
Снятие напряжения
Выполнение
у п р а ж н е н и я
п о
словесной
инструкции
п е д а г о г а
и
е г о
показу
Игровое действие
«Моё лицо»
- Головушка – совушка
Ручки –хватушки
Пальчики – мальчики
Животик – обормотик,
Спинка - тростинка
Ножки – топотожки
Молодцы!
как
вы
замечательно
улыбаетесь!
У
вас
красивые
замечательные
лица,
гл а з к и
озорные.
Мы
немножко
поиграли,
наши
ножки устали. Сядем, отдохнем.
-
Ребятки!
Покажите
где
у
вас
лицо, потрогайте его пальчиками.
- Закройте лицо руками (откройте
лицо); опустите голову вниз (я не
вижу ваших лиц). Молодцы.
- Зажмурьте глаза, вы меня видите?
- Откройте глаза. Посмотрите друг
на друга. Сколько глаз у человека?
-
Сморщите
носик,
подышите
носом.
Проведите
пальчиком
по
носику,
они
все
разные
у
кого
длиннее,
у
кого
короче.
Сколько
носов?
-
(позвонить
в
колокольчик)-
что
Дети
показывают
части
тела. (2 раза)
Гладят себя по голове
Выполняют
хватательные движения.
Сгибают
и
разгибают
пальцы рук.
Гладят себя по животу
Выпрямляют спинку
Топают ногами.
- нет
-2 глаза
- 1 нос
Умение
ориентироваться
на
собственном лице
Упражнение
«Недорисованное
лицо»
Зрительный
ориентир
«Улитка»
услышали?
- Чем услышали?
-
Дотроньтесь
до
них,
сколько
ушей?
-
Найдите
брови,
проведите
пальчиком
по
бровям.
Нахмурьте
б ров и,
ка кие
в ы
с е р д и т ы е ,
нравитесь вы друг другу? А теперь
улыбнитесь.
Сколько
бровей
на
лице у каждого человека?
-
Посмотрите
друг
на
друга,
на
глазки, нос, рот, брови. Запомнили!
(на
мольберте
переворачиваю
рисунок лица с недорисованными
глазами):
-
Сегодня
мне
в
руки
попал
рисунок, но что- то в нем не так.
Чего не хватает на лице?
- Ульяна, дорисуем рисунок.
- Молодцы, вы были внимательны,
и сразу нашли, чего не хватает.
-
Представляете,
сейчас
наши
глазки
будут
рисовать
улитку.
Подойдите.
Крепко
зажмурьте
глазки и откройте. Следите за моей
указкой
глазами
(воспитатель
проводит указкой по зрительному
ориентиру «Улитка») 2 раза.
- Нас ждут картинки с весёлыми
- Колокольчик звенит
-ушками
- 2 уха
- 2 брови
- глаз
- д а
( р е б е н о к
дорисовывает глаза)
Д е т и
в ы п о л н я ю т
установку воспитателя.
Умение
ориентироваться
на
графическом
изображении
Снятие
глазного
напряжения
4.
Заключительная
часть
Обобщение
полученных
сведений,
касающихся
м а л ь ч и к а
и
девочки
человечками и игрушки.
- Мы с вами говорили о мальчиках
и девочках.
Воспитатель с детьми подходят к
мольберту
с
человечками
-
схемами,
с
обратной
стороны
которых нарисованы мальчик
и
девочка.
- Артём, кто это?
-
(воспитатель
переворачивает
с хе м у )
П р а в и л ь н о .
В о
ч т о
одеваются мальчики?
- Какие волосы?
- Юля, кто это?
-
(воспитатель
переворачивает
схему) Правильно.
- Почему это девочка?
-
(воспитатель
показывает
на
картинки). Теперь вы знаете, чем
похожи
и
не
похожи
мальчик
и
девочка.
-
Садитесь
за
столы.
Возьмите
л и с т о к ,
п е р е в е р н и т е ,
ч т о
н а р и с о в а н о ?
( в о с п и т а т е л ь
- мальчик
-
р у б а ш к а ,
б р ю к и ,
шорты
- короткие
-
у
н е ё
п л а т ь и ц е ,
длинные
волосы,
на
волосах бантики
Воспроизведение
з н а н и й
д е т е й
о
м а л ь ч и к а х
и
девочках в речи
Дидактическая
и г р а
с
разрезными
картинками
«Игрушки»
спрашивает детей). Что это?
- Соберите такую же картинку из
частей.
-
Вот
сколько
игрушек!
Ваши
любимые
игрушки
соскучились,
идите, поиграйте.
- игрушки
Умение
правильно
собирать
целое
из
частей