Напоминание

"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-деятельности"


Автор: Гладина Ирина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83"
Населённый пункт: г. Сыктывкар
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развитие творческих способностей детей

старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-

деятельности»
В настоящее время при обилии информации у детей наблюдается снижение познавательного интереса к окружающему, и вместе с тем, как говорил А. Н. Леонтьев, происходит «обнищание души при обогащении ее информацией». Дошкольное образование многие годы было ориентировано на накопление знаний, умений и умений. Тогда как, основная цель воспитания в дошкольном возрасте не столько в получение знаний, сколько в становлении основных характеристик личности ребенка – его самооценки, социально-психологических особенностей общения с другими людьми. Поэтому важнейшей задачей педагога сегодня являются воспитание в ребенке умения любить и сопереживать, радоваться жизни, мечтать и созидать. Решение этих задач представляется возможным средствами художественно-эстетического воспитания и творческого развития ребенка. Творческая деятельность – это не столько обучение детей изобразительному искусству, сколько обеспечение развития каждого ребенка в свободную личность, способную мыслить, чувствовать и действовать в современном обществе. Научить видеть прекрасное в искусстве, природе, окружающем мире, вызвать желание создавать красоту своими руками и в конечном итоге разбудить в ребенке свободную личность творца – эти задачи решаются через ознакомление детей с искусством дизайна. Дизайн – это особый вид творческой деятельности, направленной на разумную организацию предметно-пространственного мира по законам красоты. Дизайн по праву называют новейшим и всепроникающим искусством века. Смысл его - в создании вещей, сохраняющих свою функциональность, полезность при наличии высокохудожественного облика. Таким образом, дизайн является искусством, поскольку имеет как эстетическую, так и художественную ценность, является результатом творческой деятельности, объединяет научно-техническую мысль и художественный образ. В искусстве дизайна присутствуют основные качества художественного произведения: содержательность, форма, образность, декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.
Детский дизайн
– художественно-продуктивная деятельность детей, которая предполагает прогнозирование ее итогов и проектное мышление. 1
Изобразительная деятельность, конструирование и художественный труд может также считаться дизайнерской деятельностью, если ее результат планируется и имеет практическое значение: оформление групповой комнаты, музыкального зала к празднику; создание костюмов к детским спектаклям; изготовление игрушек и пособий для игровой и учебной деятельности. Занятия по дизайну целесообразно проводить со старшими дошкольниками, так как основой дизайнерской работы могут стать навыки и умения, полученные детьми ранее на занятиях по изобразительной деятельности. Развитие старшего дошкольника в среде декоративного дизайна предполагает единство формирования его эстетического отношения к окружающему и развития художественных способностей, поэтому работа с детьми строится так, чтобы ребенок сначала получал впечатления, затем выражал их художественно-выразительными средствами, приобретал опыт изобразительной деятельности и научился творчески применять его в своей жизни. Темы занятий следует подбирать исходя из личного опыта ребенка, раскрывая для него неизвестное о привычных вещах. Каждая тема – шаг в познании, который происходит через восприятие искусства и через практическую творческую деятельность ребенка.
Новизна

опыта

приобщения

детей

к

дизайн-деятельности
в е е содержании, форме общения детей с педагогом, использование новых технологий и материалов, ориентация детского изделия на полезное использование его в жизни ребенка, детского сада и семьи.
Обоснование актуальности опыта:
 · Воспитание творчески активной личности; · Отказ от шаблонного восприятия действительности; · Возросшие культурные потребности людей в современном мире
Цель педагогического опыта:
Развитиеэстетическоговосприятияихудожественно- творческихспособностейдетейчерезобучениеэлементамдизайна.
Задачи
: 2
- Развивать эстетическое восприятие природы, произведений искусства, предметного пространства - развивать чувство цвета, формы, композиции; - воспитывать эстетический вкус; - формировать умения, связанные с художественно-образным отражением явлений и предметов в различных видах изобразительной деятельности; - учить находить самостоятельно приемы изображения при интеграции видов изобразительной деятельности; - приобщать детей к дизайн-деятельности, создавать оригинальные изделия из различных материалов, используя их для украшения интерьера, в играх и т.п В современных программах дошкольного воспитания не предусматриваются занятия по ознакомлению с основами дизайна, поэтому данный вид деятельности мы вынесли в кружковую работу. Срок реализации программы – 1 года. Занятия проводятся один раз в неделю. В год проводится 54 занятия.
Принципы построения педагогического процесса.
1. Принцип последовательности положен в основу изложения каждой темы, в основу изобразительного процесса от простого к сложному. 2. Принцип интеграции, определяемый взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов изобразительного искусства, а также различных видов изобразительной деятельности. 3. Принцип деятельностного подхода, когда в центре обучения находится личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая личностный рост. 4. Принцип тематических циклов.
Методы и приемы обучения
 Наглядные: наблюдение, показ демонстрационного материала, метод «наглядного ориентира», показ способа работы, рассматривание готовых работ. 3
 Словесные: рассказ воспитателя, объяснение, описание, поощрение, рассказы детей, беседа, эвристический метод.  Практические: метод обследования, упражнение (при освоении приемов изображения) моделирование, игровой метод, метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе); самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов
Структура занятий
.
Формы организации детской жизни
4 Изложение учебного материала (в форме беседы, игры, просмотра слайдов и репродукций). Постановка цели.Мотивация задания - существенное условие творческой активности ребенка. Рассматривание вариантов и способов выполнения предмета, а также выбор художественных материалов. Обсуждение совместно с детьми последовательности работы Самостоятельная практическая деятельность детей. Анализ работы с детьми, выделение наиболее удачных решений, интересных вариантов.

с целью приобщения кдизайн-деятельности
5 Наблюдения детьми природных явлений и объектов. Эстетически грамотная среда: красивый интерьер, привлекательные пособия, декоративные акценты . Эстетическая дизайн-деятельность ребенка, формирующая его знания и опыт в последовательности: от сказочных образов к реальным; от кукольно-игрового пространства к детскому и взрослому интерьеру. Совместное обсуждение итогов занятий детской дизайн - деятельностью. Использование детских работ по заданному назначению. Выставки работ детей, воспитателей и родителей. Посещение музеев, выставок. Экскурсии по городу.

Расширение знаний детей о свойствах различных материалов и

формирование навыков и умений при работе с ними.



Занятия разделены на блоки:
6
Работа с бумагой и картоном:

окрашивание бумаги разными

способами, бумажная пластика, создание

игрушек с подвижными деталями,

конструирование отдельных поделок из

бумаги и картона
.
Работа с бросовым материалом:

упаковочного картона, упаковочной кальки,

пластиковых бутылок, пробки. Изготовление

поделок на основе коробок (мебель,

транспорт, сказочные персонажи и т.д.),

работа с проволокой и фольгой (каркасные

куклы).

Детский

дизайн

Работа с тканью и другими

волокнистыми материалами:

аппликация из ткани, из ниток,

ватных шариков и дисков.

Роспись красками и контурами по

стеклу, картону

Работа с природными материалами:

аппликация из растений, тополиного пуха,

аппликация из семечек, косточек,

аппликация природными сыпучими

материалами, композиции из веток и

сухоцветов .

Тема и количество занятий Ожидаемые результаты (Образовательные задачи) В результате занятия дети могут Содержание
Кто такой

Художник-

дизайнер

5 занятий
Иметь представление о дизайне как искусстве. Понимать значение дизайна в жизни человека. Давать эстетическую оценку окружающей предметной среде. Эмоционально откликаться на красоту природы, отражать впечатления в своих работах. Знакомство с понятиями Художник, Дизайнер.К каждомурукотворному предмету прикасалась его рука. Художник придумывает удобную вещам, украшает наш мир: улицы, дома, одежду, предметы быта – все, что нас окружает.
Наши

книжки
4 занятия Понимать роль художника в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Создавать проект детской книжки-игрушки. Овладевать навыками коллективной работы. Развивать интерес к книгам. Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов, с процессом и последовательностью его работы над иллюстрацией. Зависимость особенностей оформления от назначения книги(сборник рассказов, книжка- игрушка для самых маленьких и т.д.) Книга – это произведение искусства, поэтому относится к ней, следует бережно и аккуратно; -
Твои

игрушки
5 занятий Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления . Почти любой предмет при помощи фантазии можно превратить в игрушку. Надо увидеть заложенный в нем образ - характер и проявить его, что-то добавляя и украшая. Дети, как и художники, могут сделать игрушку из разных предметов. Разнообразие форм и декора 7
игрушек (украшения). Создавать выразительную форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой.
О чем

расскажет

костюм
4 занятия Проявлять интерес к дизайну одежды. Иметь представления об элементах костюма; Видеть конструкцию одежды и анализировать ее с учетом практического назначения. Создавать элементы различной одежды в соответствии с ее назначением, используя различные художественные материалы. Стремиться познавать культуру своего народа через знакомство с народным костюмом. Развивать эстетический вкус, аккуратность в одежде Значение одежды в жизни людей. Мода и стиль. Знакомство с русским народным костюмом. Обогащение и активизация словаря по теме «Элементы костюма» 8

Новогодние

хлопоты
5 занятий Создавать открытки к празднику, используя технику по выбору(работа в технике граттажа, объемной аппликации или в смешанной технике). Закрепить навыки декоративного вырезывания. Выбирать самостоятельно материал для создания выразительного образа, полученные ранее умения использовать в работе с новым материалом. Проявлять доброе отношение и желание сделать приятное близким. Знакомство с историей новогоднего праздника, с традициями встречи нового года в России и в разных странах. Художественная открытка. История елочной игрушки.
Искусство на

улицах

города
4 занятия Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника в создании облика города. Создавать макет дома из картонной коробки. Передавая функциональность и назначение здания. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать творческий проект оформления витрины магазина, используя журнальную бумагу. Создавать из детских работ Какой облик будут иметь дома, придумывает художник- архитектор. Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города . Знакомство с лучшими произведениями архитектуры 9
коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Что такое

интерьер
5 занятия Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор и мебели. Обогащать творческий опыт ти художественно- практические навыки в создании интерьера комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. Роль художника- дизайнера в создании интерьера.. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет. Создание макета оформления окна. Создание объемного макета – кукольного интерьера с элементами декорирования и мебелью.
Интерьерны

е штучки
10 занятий . Развивать художественный вкус, декорируя привычные предметы необычными материалами. Воспитывать желание радовать близких людей, делая полезные подарки Значение элементов декора в создании уютного интерьера
Откуда к нам

пришла

посуда
4 занятия Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Овладевать навыками росписи посуды, ее декорированию в зависимости от назначения . История посуды, ее разнообразие. Роль художника в создании образа посуды. Связь формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома).
С чего

начинается

кукольный

театр
Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. . Художник – создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. 10
5 занятий Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Театр на столе – создание картонного макета и персонажей сказки для игры в спектакль.
Кто такой

Художник-

дизайнер
Организационно е занятие. Ознакомительная беседа о творчестве дизайнера, его значении для людей «Настроение осени» Акварель «Осенний пейзаж» Коллаж «Времена года» коллаж «Осенняя сказка» Составление интерьерной композиции. Знакомство с основами флористики
Наши

книжки
Рисование штрихом по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок» «Пушистые звери». Иллюстрации к стихам А.Барто «Игрушки». Рисование штрихом. Составление книжки. «Домашние животные» Книжка- игрушка для малышей Объемная аппликация. Коллективная работа 2 занятия
Твои

игрушки.
Матрешка. История русской игрушки. Рисование на картонной форме. Гуашь. «Зайцы, коты и другие звери» Игрушки из картонного цилиндра. Мех, нитки, цв бумага. «Кто спрятался в бутылке?» Игрушки из бутылочек от йогурта. Мех, нитки, цв бумага. «Чубрик и компания» Игрушки из пробки. Знакомство с техникой работы с проволокой. «Акань» Знакомство с народной коми игрушкой Изготовление куклы- скрутки из ткани
О чем

расскажет

костюм
«В такой одежде ходили прежде» Знакомство с историей русского костюма, создание эскиза народного костюма. Аппликация. «Валенки да варежки» Коми орнамент. Рисование нитками «Платье для праздника» Объемная модель из мятой бумаги. «Значок и брошка». Изготовление аксессуаров. 11
Тематика занятий


Новогодние

хлопоты.
«Метелица» Панно Декоративное вырезывание из бумаги «Окошко» Новогодняя открытка «Лошадка» Новогодняя открытка с объемными элементами. «Новогодние шары» Роспись виниловых дисков для оформления музыкального зала «Снеговики» Игрушки для оформления новогоднего праздника. Материал – на выбор ребенка
Дизайн на

улицах

города
«Коттедж для кукол» Изготовление домиков из пакетов от сока «Витрины магазинов». Коллаж+ конструирование. Изготовление игры «Подбери вывеску» «Парк аттракционов » Изготовление двигающихся моделей аттракционов «Парк аттракционов » Сборка макета парка Коллективная работа
Что такое

интерьер
«Музыка стен» Обои в твоем доме. Рисование эскизов обоев для разных по назначению комнат «Моя комната» Что такое интерьер? Создаем дизайн- проект своей комнаты. «Окно» Коллаж с использованием журнальной бумаги и тканей «Кукольный дом» Создаем интерьер из коробок, обоев и ткани. «Кукольный дом» Мебелируем и декорируем.Мебе ль из спичечных коробок и пластиковых трубочек
Интерьерны

е штучки
«Шкатулка для мамы» Оформление картонной шкатулки в технике декупаж «Карандашница для папы» Декорирование ракушками «Куклы – балеринки» Изготовление кукол на проволочном каркасе «Валентинки» Подвески из соленого теста «Домовенок». Панно- коллаж с элементами из соленого теста. «Фоторамка» Изготовление рамки в технике аппликации «Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж «Фоторамка» Изготовление рамки в технике аппликации «Оконные картинки» Аппликация с использованием цветного картона и ткани «Коробочка для мелочей» Декорирование коробочки в технике декупаж
Откуда

пришла

посуда
История посуды Русская «Настроение праздника» Роспись тарелки. Гуашь, акрил. «Горшочек для цветов» Роспись и декорирование акриловыми красками. «Пасхальные яйца» Роспись и декорирование пластиковых яиц «Пасхальные композиции» Составление интерьерной композиции с использованием веток и бумажных цветов. 12

С чего

начинается

кукольный

театр
«Рисуем сказку» Рисование эскизов сказочных героев «Мы- художники- кукольники» Изготовление кукол для спектакля из пластиковых бутылок, пеноп- ластовых шаров. «Мы- художники- кукольники» Декорирование кукол, изготовление костюмов. Ткань, бусины, фольга и т.д. «Декораторы и бутафоры» Изготовление декораций и бутафории из бросового материала «Афиша – как собрать зрителей?»
Система работы с участниками образовательного процесса по

направлению« Детский дизайн»
Работа с педагогами ДУ Работа с детьми Работа с родителями Консультация « Основы дизайна» Ознакомление с предметной средой ДУ с позиции дизайнера. Консультация « Детское творчество. Что с ним делать.» Конкурс поделок «Дары осени» Консультация « Художники иллюстраторы детских книг» Знакомство с художниками – иллюстраторами. «Книжкина неделя» ремонт книг на дому. Консультация « Игрушки- самоделки для игр-драматизаций» Знакомство с народной игрушкой: Дымковской, богородской., семеновской. Выставка детских работ «Моя игрушка» Рассматривание альбомов по истории моды. Дефиле самодельных костюмов Консультация для родителей « Как воспитать у детей эстетический вкус в одежде» Мастер-класс для педагогов «Новогодний дизайн» Оформление групповых комнат новогодними поделками Медиа-презентация «Мастерская Деда Мороза» конкурс семейного творчества «Новогодний серпантин» Мастер-класс «Просто коробочка». Изготовление атрибутов для игр, создание панно для оформления помещений детского сада. консультация «Детская поделка как арт-объект интерьера Группа оформляется материалами, отражающими мастер- класс « Рама для детской картины» 13
осваиваемое содержание какой-либо темы.
Список литературы:
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006г.1, 2 часть. ДубровскаяН.В. «Приглашение к творчеству» М.,2003 Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004 Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.- М.2007. Лялина Л. А Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006. Неменский Б.М «Искусство вокруг нас».-М.,Просвещение,1998 Пантелеев Г.Н. Детский дизайн.М.,-2006 14


В раздел образования