"Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-деятельности"
Автор: Гладина Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №83" Населённый пункт: г. Сыктывкар Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-деятельности" Раздел: дошкольное образование
старшего дошкольного возраста средствами детской дизайн-
деятельности»
В настоящее время при обилии информации у детей наблюдается
снижение познавательного интереса к окружающему, и вместе с тем, как
говорил А. Н. Леонтьев, происходит «обнищание души при обогащении ее
информацией». Дошкольное образование многие годы было ориентировано
на накопление знаний, умений и умений. Тогда как, основная цель
воспитания в дошкольном возрасте не столько в получение знаний, сколько в
становлении основных характеристик личности ребенка – его самооценки,
социально-психологических особенностей общения с другими людьми.
Поэтому важнейшей задачей педагога сегодня являются воспитание в
ребенке умения любить и сопереживать, радоваться жизни, мечтать и
созидать. Решение этих задач представляется возможным средствами
художественно-эстетического воспитания и творческого развития ребенка.
Творческая деятельность – это не столько обучение детей
изобразительному искусству, сколько обеспечение развития каждого ребенка
в свободную личность, способную мыслить, чувствовать и действовать в
современном обществе.
Научить видеть прекрасное в искусстве, природе, окружающем мире, вызвать
желание создавать красоту своими руками и в конечном итоге разбудить в
ребенке
свободную
личность
творца
–
эти
задачи
решаются
через
ознакомление детей с искусством дизайна.
Дизайн
–
это
особый
вид
творческой
деятельности,
направленной
на
разумную
организацию
предметно-пространственного
мира
по
законам
красоты.
Дизайн
по
праву
называют
новейшим
и
всепроникающим
искусством
века.
Смысл
его
-
в
создании
вещей,
сохраняющих
свою
функциональность,
полезность
при
наличии
высокохудожественного
облика. Таким образом, дизайн является искусством, поскольку имеет как
эстетическую,
так
и
художественную
ценность,
является
результатом
творческой
деятельности,
объединяет
научно-техническую
мысль
и
художественный образ. В искусстве дизайна присутствуют основные качества
художественного
произведения:
содержательность,
форма,
образность,
декоративность - все средства, которыми мастер достигает выразительности.
Детский дизайн – художественно-продуктивная деятельность детей, которая
предполагает
прогнозирование
ее
итогов
и
проектное
мышление.
1
Изобразительная
деятельность,
конструирование
и
художественный
труд
может
также
считаться
дизайнерской
деятельностью,
если
ее
результат
планируется
и
имеет
практическое
значение:
оформление
групповой
комнаты,
музыкального
зала
к
празднику;
создание
костюмов
к
детским
спектаклям;
изготовление
игрушек
и
пособий
для
игровой
и
учебной
деятельности.
Занятия
по
дизайну
целесообразно
проводить
со
старшими
дошкольниками, так как основой дизайнерской работы могут стать
навыки
и
умения,
полученные
детьми
ранее
на
занятиях
по
изобразительной деятельности.
Развитие
старшего
дошкольника
в
среде
декоративного
дизайна
предполагает единство формирования его эстетического отношения к
окружающему
и
развития
художественных
способностей,
поэтому
работа
с
детьми
строится
так,
чтобы
ребенок
сначала
получал
впечатления,
затем
выражал
их
художественно-выразительными
средствами,
приобретал
опыт
изобразительной
деятельности
и
научился творчески применять его в своей жизни.
Темы занятий следует подбирать исходя из личного опыта ребенка, раскрывая
для него неизвестное о привычных вещах. Каждая тема – шаг в познании,
который
происходит
через
восприятие
искусства
и
через
практическую
творческую деятельность ребенка.
Новизна
опыта
приобщения
детей
к
дизайн-деятельности
в
е е
содержании,
форме
общения
детей
с
педагогом,
использование
новых
технологий
и
материалов,
ориентация
детского
изделия
на
полезное
использование его в жизни ребенка, детского сада и семьи.
Обоснование актуальности опыта:
·
Воспитание творчески активной личности;
·
Отказ от шаблонного восприятия действительности;
·
Возросшие культурные потребности людей в современном мире
Цель педагогического опыта:
Развитиеэстетическоговосприятияихудожественно-
творческихспособностейдетейчерезобучениеэлементамдизайна.
Задачи :
2
- Развивать эстетическое восприятие природы, произведений искусства,
предметного пространства
- развивать чувство цвета, формы, композиции;
- воспитывать эстетический вкус;
- формировать умения, связанные с художественно-образным отражением
явлений и предметов в различных видах изобразительной деятельности;
- учить находить самостоятельно приемы изображения при интеграции видов
изобразительной деятельности;
- приобщать детей к дизайн-деятельности, создавать оригинальные изделия
из различных материалов, используя их для украшения интерьера, в играх и
т.п
В современных программах дошкольного воспитания не предусматриваются
занятия по ознакомлению с основами дизайна, поэтому данный вид
деятельности мы вынесли в кружковую работу.
Срок реализации программы – 1 года.
Занятия проводятся один раз в неделю. В год проводится 54 занятия.
Принципы построения педагогического процесса.
1. Принцип последовательности положен в основу изложения каждой темы,
в основу изобразительного процесса от простого к сложному.
2. Принцип интеграции, определяемый взаимосвязью и
взаимопроникновением разных видов изобразительного искусства, а также
различных видов изобразительной деятельности.
3. Принцип деятельностного подхода, когда в центре обучения находится
личность, ее мотивы, цели, потребности, а условием самореализации
личности является деятельность, формирующая опыт и обеспечивающая
личностный рост.
4. Принцип тематических циклов.
Методы и приемы обучения
Наглядные:
наблюдение,
показ демонстрационного материала,
метод «наглядного ориентира»,
показ способа работы,
рассматривание готовых работ.
3
Словесные:
рассказ воспитателя, объяснение, описание, поощрение,
рассказы детей,
беседа,
эвристический метод.
Практические:
метод обследования,
упражнение (при освоении приемов изображения)
моделирование,
игровой метод,
метод "подмастерья" (взаимодействие педагога и ребёнка в едином
творческом процессе);
самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование
различных инструментов и материалов
Структура занятий
.
Формы организации детской жизни
4
Изложение учебного материала (в форме беседы, игры,
просмотра слайдов и репродукций). Постановка
цели.Мотивация задания - существенное условие творческой
активности ребенка.
Рассматривание вариантов и способов выполнения предмета,
а также выбор художественных материалов.
Обсуждение совместно с детьми последовательности работы
Самостоятельная практическая деятельность детей.
Анализ работы с детьми, выделение наиболее удачных
решений, интересных вариантов.
с целью приобщения кдизайн-деятельности
5
Наблюдения детьми природных явлений и
объектов.
Эстетически грамотная среда: красивый
интерьер, привлекательные пособия,
декоративные акценты
.
Эстетическая дизайн-деятельность ребенка,
формирующая его знания и опыт в
последовательности: от сказочных образов к
реальным; от кукольно-игрового
пространства к детскому и взрослому
интерьеру.
Совместное обсуждение итогов занятий
детской дизайн - деятельностью.
Использование детских работ по
заданному назначению.
Выставки работ детей, воспитателей и
родителей.
Посещение музеев, выставок. Экскурсии
по городу.
Расширение знаний детей о свойствах различных материалов и
формирование навыков и умений при работе с ними.
Занятия разделены на блоки:
6
Работа с бумагой и картоном:
окрашивание бумаги разными
способами, бумажная пластика, создание
игрушек с подвижными деталями,
конструирование отдельных поделок из
бумаги и картона .
Работа с бросовым материалом:
упаковочного картона, упаковочной кальки,
пластиковых бутылок, пробки. Изготовление
поделок на основе коробок (мебель,
транспорт, сказочные персонажи и т.д.),
работа с проволокой и фольгой (каркасные
куклы).
Детский
дизайн
Работа с тканью и другими
волокнистыми материалами:
аппликация из ткани, из ниток,
ватных шариков и дисков.
Роспись красками и контурами по
стеклу, картону
Работа с природными материалами:
аппликация из растений, тополиного пуха,
аппликация из семечек, косточек,
аппликация природными сыпучими
материалами, композиции из веток и
сухоцветов .
Тема и
количество
занятий
Ожидаемые результаты
(Образовательные задачи)
В результате занятия дети
могут
Содержание
Кто такой
Художник-
дизайнер
5 занятий
Иметь представление о
дизайне как искусстве.
Понимать значение дизайна
в жизни человека.
Давать эстетическую оценку
окружающей предметной
среде.
Эмоционально откликаться
на красоту природы,
отражать впечатления в
своих работах.
Знакомство с понятиями
Художник, Дизайнер.К
каждомурукотворному предмету
прикасалась его рука. Художник
придумывает удобную вещам,
украшает наш мир: улицы, дома,
одежду, предметы быта – все, что
нас окружает.
Наши
книжки
4 занятия
Понимать роль художника в
создании книги
(многообразие форм книг,
обложка, иллюстрации,
буквицы и т.д.).
Знать и называть отдельные
элементы оформления книги
(обложка, иллюстрации,
буквицы).
Создавать проект детской
книжки-игрушки.
Овладевать навыками
коллективной работы.
Развивать интерес к книгам.
Знакомство с творчеством
художников-иллюстраторов, с
процессом и
последовательностью его работы
над иллюстрацией.
Зависимость особенностей
оформления от назначения
книги(сборник рассказов, книжка-
игрушка для самых маленьких и
т.д.)
Книга – это произведение
искусства, поэтому относится к
ней, следует бережно и аккуратно;
-
Твои
игрушки
5 занятий
Характеризовать и
эстетически оценивать
разные виды игрушек,
материалы, из которых они
сделаны.
Понимать и объяснять
единство материала, формы
и внешнего оформления
. Почти любой предмет при
помощи фантазии можно
превратить в игрушку. Надо
увидеть заложенный в нем образ -
характер и проявить его, что-то
добавляя и украшая. Дети, как и
художники, могут сделать
игрушку из разных предметов.
Разнообразие форм и декора
7
игрушек (украшения).
Создавать выразительную
форму игрушки и украшать
ее,
добиваясь целостности
цветового решения
игрушек. Роль игрушки в жизни
людей. Игрушки современные и
игрушки прошлых времен.
Знакомство с народными
игрушками (дымковские,
филимоновские, городецкие,
богородские). Особенности этих
игрушек. Связь внешнего
оформления игрушки (украшения)
с ее формой.
О чем
расскажет
костюм
4 занятия
Проявлять интерес к
дизайну одежды.
Иметь представления об
элементах костюма;
Видеть конструкцию
одежды и анализировать ее с
учетом практического
назначения. Создавать
элементы различной одежды
в соответствии с ее
назначением, используя
различные художественные
материалы.
Стремиться познавать
культуру своего народа через
знакомство с народным
костюмом.
Развивать эстетический
вкус, аккуратность в одежде
Значение одежды в жизни людей.
Мода и стиль. Знакомство с
русским народным костюмом.
Обогащение и активизация
словаря по теме «Элементы
костюма»
8
Новогодние
хлопоты
5 занятий
Создавать открытки к
празднику, используя
технику по выбору(работа в
технике граттажа, объемной
аппликации или в
смешанной технике).
Закрепить навыки
декоративного вырезывания.
Выбирать самостоятельно
материал для создания
выразительного образа,
полученные ранее умения
использовать в работе с
новым материалом.
Проявлять доброе
отношение и желание
сделать приятное близким.
Знакомство с историей
новогоднего праздника, с
традициями встречи нового года в
России и в разных странах.
Художественная открытка.
История елочной игрушки.
Искусство на
улицах
города
4 занятия
Осознавать и уметь
объяснять важную и всем
очень нужную работу
художника в создании
облика города.
Создавать макет дома из
картонной коробки.
Передавая
функциональность и
назначение здания.
Уметь объяснять связь
художественного
оформления витрины с
профилем магазина.
Создавать творческий
проект оформления витрины
магазина, используя
журнальную бумагу.
Создавать из детских работ
Какой облик будут иметь дома,
придумывает художник-
архитектор. Знакомство со
старинной и новой архитектурой
родного города . Знакомство с
лучшими произведениями
архитектуры
9
коллективную композицию.
Овладевать приемами
коллективной творческой
деятельности.
Что такое
интерьер
5 занятия
Понимать роль цвета и
декора в создании образа
комнаты.
Рассказывать о роли
художника и этапах его
работы (постройка,
изображение, украшение)
при создании обоев и штор и
мебели.
Обогащать творческий опыт
ти художественно-
практические навыки в
создании интерьера комнаты
в соответствии с ее
функциональным
назначением.
Роль художника- дизайнера в
создании интерьера..
Разработка эскизов обоев как
создание образа комнаты и
выражение ее назначения: детская
комната или спальня, гостиная,
кабинет. Создание макета
оформления окна. Создание
объемного макета – кукольного
интерьера с элементами
декорирования и мебелью.
Интерьерны
е штучки
10 занятий
. Развивать художественный
вкус, декорируя привычные
предметы необычными
материалами.
Воспитывать желание
радовать близких людей,
делая полезные подарки
Значение элементов декора в
создании уютного интерьера
Откуда к нам
пришла
посуда
4 занятия
Характеризовать связь
между формой, декором
посуды (ее художественным
образом) и ее назначением.
Овладевать навыками
росписи посуды, ее
декорированию в
зависимости от назначения
. История посуды, ее
разнообразие. Роль художника в
создании образа посуды. Связь
формы, украшения посуды ее
назначением (праздничная или
повседневная, детская или
взрослая). Образцы посуды,
созданные мастерами промыслов
(Гжель, Хохлома).
С чего
начинается
кукольный
театр
Понимать и уметь объяснять
роль театрального
художника в создании
спектакля.
. Художник – создатель
сценического мира. Декорации и
костюмы. Процесс создания
сценического оформления.
10
5 занятий
Создавать "Театр на столе» -
картинный макет с
объёмными (лепными,
конструктивными) или
плоскостными (расписными)
декорациями и бумажными
фигурками персонажей
сказки для игры в спектакль.
Театр на столе – создание
картонного макета и персонажей
сказки для игры в спектакль.
Кто такой
Художник-
дизайнер
Организационно
е занятие.
Ознакомительная
беседа о
творчестве
дизайнера, его
значении для
людей
«Настроение
осени»
Акварель
«Осенний
пейзаж»
Коллаж
«Времена года»
коллаж
«Осенняя сказка»
Составление
интерьерной
композиции.
Знакомство с
основами
флористики
Наши
книжки
Рисование
штрихом по
сказке В. Сутеева
«Цыпленок и
утенок»
«Пушистые
звери».
Иллюстрации к
стихам А.Барто
«Игрушки».
Рисование
штрихом.
Составление
книжки.
«Домашние животные»
Книжка- игрушка для малышей
Объемная аппликация.
Коллективная работа
2 занятия
Твои
игрушки.
Матрешка.
История русской
игрушки.
Рисование на
картонной
форме. Гуашь.
«Зайцы, коты и
другие звери»
Игрушки из
картонного
цилиндра.
Мех, нитки, цв
бумага.
«Кто
спрятался в
бутылке?»
Игрушки из
бутылочек от
йогурта.
Мех, нитки, цв
бумага.
«Чубрик и
компания»
Игрушки из
пробки.
Знакомство с
техникой
работы с
проволокой.
«Акань»
Знакомство с
народной коми
игрушкой
Изготовление
куклы- скрутки
из ткани
О чем
расскажет
костюм
«В такой
одежде ходили
прежде»
Знакомство с
историей
русского
костюма,
создание эскиза
народного
костюма.
Аппликация.
«Валенки да
варежки»
Коми орнамент.
Рисование
нитками
«Платье для
праздника»
Объемная
модель из
мятой бумаги.
«Значок и
брошка».
Изготовление
аксессуаров.
11
Тематика занятий
Новогодние
хлопоты.
«Метелица»
Панно
Декоративное
вырезывание из
бумаги
«Окошко»
Новогодняя
открытка
«Лошадка»
Новогодняя
открытка с
объемными
элементами.
«Новогодние
шары»
Роспись
виниловых
дисков для
оформления
музыкального
зала
«Снеговики»
Игрушки для
оформления
новогоднего
праздника.
Материал – на
выбор ребенка
Дизайн на
улицах
города
«Коттедж для
кукол»
Изготовление
домиков из
пакетов от сока
«Витрины
магазинов».
Коллаж+
конструирование.
Изготовление
игры «Подбери
вывеску»
«Парк
аттракционов
»
Изготовление
двигающихся
моделей
аттракционов
«Парк
аттракционов
»
Сборка макета
парка
Коллективная
работа
Что такое
интерьер
«Музыка стен»
Обои в твоем
доме.
Рисование
эскизов обоев
для разных по
назначению
комнат
«Моя комната»
Что такое
интерьер?
Создаем дизайн-
проект своей
комнаты.
«Окно»
Коллаж с
использованием
журнальной
бумаги и тканей
«Кукольный
дом»
Создаем
интерьер из
коробок, обоев
и ткани.
«Кукольный дом»
Мебелируем и
декорируем.Мебе
ль из
спичечных
коробок и
пластиковых
трубочек
Интерьерны
е штучки
«Шкатулка для
мамы»
Оформление
картонной
шкатулки в
технике декупаж
«Карандашница
для папы»
Декорирование
ракушками
«Куклы –
балеринки»
Изготовление
кукол на
проволочном
каркасе
«Валентинки»
Подвески из
соленого теста
«Домовенок».
Панно-
коллаж с
элементами из
соленого теста.
«Фоторамка»
Изготовление
рамки в технике
аппликации
«Оконные
картинки»
Аппликация с
использованием
цветного картона
и ткани
«Коробочка для
мелочей»
Декорирование
коробочки в
технике декупаж
«Фоторамка»
Изготовление
рамки в технике
аппликации
«Оконные
картинки»
Аппликация с
использованием
цветного
картона и ткани
«Коробочка для
мелочей»
Декорирование
коробочки в
технике декупаж
Откуда
пришла
посуда
История посуды
Русская
«Настроение
праздника»
Роспись тарелки.
Гуашь, акрил.
«Горшочек для
цветов»
Роспись и
декорирование
акриловыми
красками.
«Пасхальные
яйца»
Роспись и
декорирование
пластиковых
яиц
«Пасхальные
композиции»
Составление
интерьерной
композиции с
использованием
веток и
бумажных
цветов.
12
С чего
начинается
кукольный
театр
«Рисуем сказку»
Рисование
эскизов
сказочных героев
«Мы-
художники-
кукольники»
Изготовление
кукол для
спектакля из
пластиковых
бутылок, пеноп-
ластовых шаров.
«Мы-
художники-
кукольники»
Декорирование
кукол,
изготовление
костюмов.
Ткань, бусины,
фольга и т.д.
«Декораторы и
бутафоры»
Изготовление
декораций и
бутафории из
бросового
материала
«Афиша – как
собрать
зрителей?»
Система работы с участниками образовательного процесса по
направлению« Детский дизайн»
Работа с педагогами ДУ
Работа с детьми
Работа с родителями
Консультация « Основы
дизайна»
Ознакомление с
предметной средой ДУ с
позиции дизайнера.
Консультация « Детское
творчество. Что с ним
делать.»
Конкурс поделок
«Дары осени»
Консультация «
Художники
иллюстраторы детских
книг»
Знакомство с
художниками –
иллюстраторами.
«Книжкина неделя»
ремонт книг на дому.
Консультация «
Игрушки- самоделки
для игр-драматизаций»
Знакомство с народной
игрушкой: Дымковской,
богородской.,
семеновской.
Выставка детских работ
«Моя игрушка»
Рассматривание
альбомов по истории
моды.
Дефиле самодельных
костюмов
Консультация для
родителей « Как
воспитать у детей
эстетический вкус в
одежде»
Мастер-класс для
педагогов «Новогодний
дизайн»
Оформление групповых
комнат новогодними
поделками
Медиа-презентация
«Мастерская Деда
Мороза»
конкурс семейного
творчества
«Новогодний
серпантин»
Мастер-класс «Просто
коробочка».
Изготовление атрибутов
для игр, создание панно
для оформления
помещений детского
сада.
консультация «Детская
поделка как арт-объект
интерьера
Группа оформляется
материалами,
отражающими
мастер- класс « Рама
для детской картины»
13
осваиваемое содержание
какой-либо темы.
Список литературы:
Давыдова Г.Н. «Детский дизайн», М., 2006г.1, 2 часть.
ДубровскаяН.В. «Приглашение к творчеству» М.,2003
Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников.- М., 2004
Короткова Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-
М.2007.
Лялина Л. А Дизайн и дети: из опыта методической работы.- М., ТЦ Сфера, 2006.
Неменский Б.М «Искусство вокруг нас».-М.,Просвещение,1998
Пантелеев Г.Н. Детский дизайн.М.,-2006
14