Напоминание

"Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и законопослушного поведения воспитанников детского дома – залог разрешения конфликта"


Автор: Балаян Галя Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №24"Аврора"
Населённый пункт: станица Григорополисская, Новоалександровский район
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и законопослушного поведения воспитанников детского дома – залог разрешения конфликта"
Раздел: дополнительное образование





Назад





«Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и

законопослушного поведения воспитанников детского дома –

залог разрешения конфликта»

С

целью

достижения

одной

из

поставленных

задач:

содействие

профилактике

правонарушений

и

социальной

реабилитации

участников

конфликта

в

работе

Службы примирения в нашем учреждении («Детском доме № 24») проводилась и

проводится

работа

по

правовому

воспитанию,

гражданской

ответственности

и

законопослушного поведения воспитанников детского дома.

Изменения

политической

и

социально-экономической

ситуации

в

России,

социальная

дифференциация,

происходящая

в

молодежной

среде,

оказывают

негативное

влияние

на

подрастающее

поколение.

В

нашей

стране

растет

число

подростков,

совершающих

преступления,

занимающихся

бродяжничеством,

злоупотребляющих

спиртными

напитками,

наркотическими

и

токсическими

веществами. Подростки с противоправным поведением имеют, как правило, низкий

уровень нравственно-правовой культуры.

В последние годы большое значение приобрела

проблема правового воспитания

несовершеннолетних,

формирования

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания.

Воспитание

правовой

культуры

и

законопослушного

поведения

воспитанников детских домов – это целенаправленная система мер, формирующая

установки

гражданственности,

уважения

и

соблюдения

права,

цивилизованных

способов решения споров, профилактики правонарушений.

Важно, чтобы воспитанники

хорошо ориентировались в вопросах законности и

правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности.

Главное



не

бездумное

заучивание

норм

действующего

законодательства,

а

овладение ими, умение мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать

жизненные

проблемы,

что

приспосабливает

подростка

к

самостоятельному

и

автономному существованию после выпуска из детского дома.

Являясь

одним

из

основных

институтов

социализации

детей,

лишенных

родительского

попечения,

детский

дом,

наряду

со

Службой

примирения,

играет

особую роль и в процессе правовой социализации.

Вести

правовой

всеобуч

среди

детей

мы

считаем

значимой

работой

и

очень

необходимой,

т.к.

в

сегодняшнее

время,

подчас

очень

жестокое,

именно

дети,

лишенные родительского попечения, и дети-сироты, самые незащищенные, и наша


задача, кто работает с такими детьми, дать им знания о своих правах и научить их

как ими пользоваться и защищаться.

В детском доме № 24 ст. Григорополисской разработана и реализуется программа

правового

воспитания,

которая

направлена

на

формирование

у

воспитанников

гражданской

ответственности

и

правового

самосознания.

Правовое

воспитание

приобретает актуальность в возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в

14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

Поэтому

Программа

используется

для

работы

с

детьми

среднего

и

старшего

школьного возраста (от 7 лет до 18 лет).

Подготовка

детей-сирот

к

самостоятельной

жизни

всегда

была

острой

государственной

проблемой.

Федеральные

законы

гарантируют

права

сирот

на

материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не

менее,

выпускники

детского

дома

чаще

своих

сверстников

оказываются

участниками

или

жертвами

преступлений,

теряют

работу

или

жилье,

с

трудом

создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами

суицида.

Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации,

иногда

сложные

и

опасные.

Кроме

того,

они

вступают

в

конфликты,

которые

приводят

к

серьезным

последствиям

для

обеих

сторон.

Чаще

всего,

это

такие

конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража,

вымогательство, угрозы, оскорбления и др.

Из различного рода конфликтных ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти

самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку

нужна помощь. И такую помощь может оказать как разработанная Программа по

правовому воспитанию воспитанников, так и Программа Службы примирения.

Перед

Службой

примирения

стояла

задача

сделать

так,

чтобы

максимальное

количество конфликтов разрешалось восстановительным способом.

Поэтому целью разработанной Программы является не только содействие правовому

воспитанию

детей-сирот

и

детей,

оставшихся

без

попечения

родителей,

но

и

содействию профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников

конфликта.

Основные задачи Программы заключаются в следующем:

вырабатывать навыки законопослушного поведения;

формировать правовую культуру у воспитанников;

сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;


воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам

личности, чувства собственного достоинства и справедливости;

принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы;

предупредить

опасность

необдуманных

действий,

свойственных

подростковому

возрасту,

которые

могут

привести

к

совершению

преступлений.

Программа реализуется в три этапа:

Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний воспитанников о

правах.

Второй

этап



деятельностный



проведение

запланированных

занятий,

как

теоретических,

так

и

практических.

Тематические

занятия

по

программе

охватывают

основные

отрасли

права:

трудовое,

гражданское,

уголовное,

конституционное, семейное, административное.

Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня

владения воспитанниками знаниями о правах.

В работе с подростками по изучению прав человека применяются разнообразные

методы

(вовлечение

в

деятельность,

стимулирование,

увлечение,

доверие,

сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными являются следующие:

-метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов,

включение их в критический анализ своих поступков);

-метод переключения (использование на одном занятии различных форм).

В

детском

доме

действует

творческое

объединение

«Право

и

закон»,

которое

посещают

все

воспитанники.

На

занятиях

реализуется

Программа

правового

воспитания

с

использованием

разнообразных

форм:

коллективной,

групповой

и

индивидуальной

(например,

тестирование,

анкетирование,

показ

презентаций,

ролевые игры, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии, конкурсы,

выставки,

круглый

стол,

правовые

викторины,

решение

задач

и

др.).

Отличительной

чертой

Программы

является

использование

организационно

-

деятельностных игр, так как игровые методы стали наиболее подходящими формами

работы с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию.

В процессе проведения занятий мы стараемся раскрыть и научить воспитанников

защищать свои права и законные интересы, уметь принимать решения и стараться

бесконфликтно разрешать сложившиеся жизненные проблемы.

По вопросу правового воспитания с целью реализации разработанной Программы

мы

осуществляем

тесное

сотрудничество

с

межведомственными

структурами:

комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав; правоохранительными


органами;

прокуратурой;

Центром

занятости

населения;

общественными

организациями и образовательными учреждениями. Тем самым, решаем задачу о

расширении социальных связей учреждения и социального опыта воспитанников.

Учреждение

совместно

со

Службой

примирения

оказывает

правовую

помощь

воспитанникам и продолжает создавать условия для успешной их адаптации после

выхода

из

стен

детского

дома.

Поэтому

одной

из

главных

целей

является

формирование правовой культуры у воспитанников; уважения к правам и свободам

личности, чувства собственного достоинства и справедливости; бесконфликтного

разрешения

жизненных

проблем,

формирование

навыков

отрицательного

отношения

к

правонарушениям;

предупреждение

опасности

необдуманных

действий,

свойственных

подростковому

возрасту,

которые

могут

привести

к

совершению преступлений.

Полученные

правовые

знания

помогут

подростку

правильно

ориентироваться

в

жизни, выбрать законные средства защиты своих интересов, научат уважать Закон.

Каждый человек рождён свободным, он обязан соблюдать законы и уважать права и

свободы других людей.


В раздел образования