"Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и законопослушного поведения воспитанников детского дома – залог разрешения конфликта"
Автор: Балаян Галя Алексеевна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: ГКУ "Детский дом №24"Аврора" Населённый пункт: станица Григорополисская, Новоалександровский район Наименование материала: статья Тема: "Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и законопослушного поведения воспитанников детского дома – залог разрешения конфликта" Раздел: дополнительное образование
«Формирование правового воспитания, гражданской ответственности и
законопослушного поведения воспитанников детского дома –
залог разрешения конфликта»
С
целью
достижения
одной
из
поставленных
задач:
содействие
профилактике
правонарушений
и
социальной
реабилитации
участников
конфликта
в
работе
Службы примирения в нашем учреждении («Детском доме № 24») проводилась и
проводится
работа
по
правовому
воспитанию,
гражданской
ответственности
и
законопослушного поведения воспитанников детского дома.
Изменения
политической
и
социально-экономической
ситуации
в
России,
социальная
дифференциация,
происходящая
в
молодежной
среде,
оказывают
негативное
влияние
на
подрастающее
поколение.
В
нашей
стране
растет
число
подростков,
совершающих
преступления,
занимающихся
бродяжничеством,
злоупотребляющих
спиртными
напитками,
наркотическими
и
токсическими
веществами. Подростки с противоправным поведением имеют, как правило, низкий
уровень нравственно-правовой культуры.
В последние годы большое значение приобрела
проблема правового воспитания
несовершеннолетних,
формирования
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания.
Воспитание
правовой
культуры
и
законопослушного
поведения
воспитанников детских домов – это целенаправленная система мер, формирующая
установки
гражданственности,
уважения
и
соблюдения
права,
цивилизованных
способов решения споров, профилактики правонарушений.
Важно, чтобы воспитанники
хорошо ориентировались в вопросах законности и
правопорядка, имели представление о правонарушениях и видах ответственности.
Главное
–
не
бездумное
заучивание
норм
действующего
законодательства,
а
овладение ими, умение мыслить, принимать решения, бесконфликтно разрешать
жизненные
проблемы,
что
приспосабливает
подростка
к
самостоятельному
и
автономному существованию после выпуска из детского дома.
Являясь
одним
из
основных
институтов
социализации
детей,
лишенных
родительского
попечения,
детский
дом,
наряду
со
Службой
примирения,
играет
особую роль и в процессе правовой социализации.
Вести
правовой
всеобуч
среди
детей
мы
считаем
значимой
работой
и
очень
необходимой,
т.к.
в
сегодняшнее
время,
подчас
очень
жестокое,
именно
дети,
лишенные родительского попечения, и дети-сироты, самые незащищенные, и наша
задача, кто работает с такими детьми, дать им знания о своих правах и научить их
как ими пользоваться и защищаться.
В детском доме № 24 ст. Григорополисской разработана и реализуется программа
правового
воспитания,
которая
направлена
на
формирование
у
воспитанников
гражданской
ответственности
и
правового
самосознания.
Правовое
воспитание
приобретает актуальность в возрасте, начиная с 7 лет, и особую значимость имеет в
14-18 лет, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.
Поэтому
Программа
используется
для
работы
с
детьми
среднего
и
старшего
школьного возраста (от 7 лет до 18 лет).
Подготовка
детей-сирот
к
самостоятельной
жизни
всегда
была
острой
государственной
проблемой.
Федеральные
законы
гарантируют
права
сирот
на
материальное обеспечение, на образование и профессиональную подготовку. Тем не
менее,
выпускники
детского
дома
чаще
своих
сверстников
оказываются
участниками
или
жертвами
преступлений,
теряют
работу
или
жилье,
с
трудом
создают семью, легче становятся алкоголиками и наркоманами, а так же жертвами
суицида.
Несовершеннолетние, вступив в конфликт с законом, попадают в разные ситуации,
иногда
сложные
и
опасные.
Кроме
того,
они
вступают
в
конфликты,
которые
приводят
к
серьезным
последствиям
для
обеих
сторон.
Чаще
всего,
это
такие
конфликты, в которых есть виновник и пострадавший. Например: избиение, кража,
вымогательство, угрозы, оскорбления и др.
Из различного рода конфликтных ситуаций несовершеннолетнему трудно выйти
самому – нелегко справиться с последствиями, загладить свою вину. В этом ребенку
нужна помощь. И такую помощь может оказать как разработанная Программа по
правовому воспитанию воспитанников, так и Программа Службы примирения.
Перед
Службой
примирения
стояла
задача
сделать
так,
чтобы
максимальное
количество конфликтов разрешалось восстановительным способом.
Поэтому целью разработанной Программы является не только содействие правовому
воспитанию
детей-сирот
и
детей,
оставшихся
без
попечения
родителей,
но
и
содействию профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников
конфликта.
Основные задачи Программы заключаются в следующем:
вырабатывать навыки законопослушного поведения;
формировать правовую культуру у воспитанников;
сформировать умение различать хорошие и плохие поступки;
воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам
личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
принимать решения, бесконфликтно разрешать жизненные проблемы;
предупредить
опасность
необдуманных
действий,
свойственных
подростковому
возрасту,
которые
могут
привести
к
совершению
преступлений.
Программа реализуется в три этапа:
Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний воспитанников о
правах.
Второй
этап
–
деятельностный
–
проведение
запланированных
занятий,
как
теоретических,
так
и
практических.
Тематические
занятия
по
программе
охватывают
основные
отрасли
права:
трудовое,
гражданское,
уголовное,
конституционное, семейное, административное.
Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня
владения воспитанниками знаниями о правах.
В работе с подростками по изучению прав человека применяются разнообразные
методы
(вовлечение
в
деятельность,
стимулирование,
увлечение,
доверие,
сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными являются следующие: