Напоминание

Сценарий игры - драматизации по мотивам мордовской сказки "Лиса и медведь"


Автор: Целикова Наталья Петровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска
Населённый пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск
Наименование материала: Сценарий
Тема: Сценарий игры - драматизации по мотивам мордовской сказки "Лиса и медведь"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Тема:
Игра – драматизация по мотивам мордовской сказки «Лиса и медведь»
Цель:
Развивать речь детей старшего дошкольного возраста средствами игры – драматизации. Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через знакомство с мордовской народной сказкой и музыкой.
Речевое

направление.
О б р а зо ват е л ь н а я о бл а с т ь : « С о ц и а л ь н о - коммуникативная».
Задачи:

Формировать:
 грамматически правильную речь;  устойчивый интерес к художественному слову, игре.  представления детей о Мордовской национальной культуре;  положительное отношение к движениям;
Развивать:
 умение владеть связной диалогической, монологической речью;  творческое воображение, фантазию;  коммуникативные способности;  личность ребенка;  внимание, эмоциональную память, чувство ритма;  умение владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом, физическим телом.
Активизировать
 словарный запас детей.
Воспитывать:
 уверенность в своих силах;  интерес к народному творчеству;  чувство взаимопомощи, нравственные и эстетические качества личности дошкольника.

Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Словарная

работа:
мордовские сказки, театр, представление, артисты, зрители, занавес, декорации, костюмы, билеты, афиша, соха, орнамент, мелодии, упряжка.
Ожидаемый результат:
 овладение детьми грамматической структурой языка;  обогащен словарный запас ребенка;  сформирован интерес к художественному слову, к народному фольклору;  проявление активности детьми на всех этапах проведения игры - драматизации, раскрытие творческого потенциала ребенка.
Предварительная работа:
 чтение текста мордовской сказки «Лиса и медведь»;  рассматривание иллюстраций к сказке;  просмотр мультфильма «Лиса и медведь»;  изобразительная деятельность: роспись мордовским орнаментом ткань;  разработка плана игры, последовательности действий;  обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц;  обсуждение приемов передачи образа;  упражнения на модулирование голоса: говорить громко, тихо, грубо, передавать интонацией удивление, радость, печаль;  распределение ролей;  импровизации диалогов;  разыгрывание сценок сказки;  слушание мордовских мелодий;  изготовление элементов костюмов, атрибутов, декораций к игре вместе с детьми.
Материал и оборудование:

Костюмы: рассказчики (2), медведь, лиса, народ (атрибуты женских и мужских костюмов). Декорация: кочки, елки, деревья, кусты; ширма. Имитация сохи, упряжка, молотилки, лопатка. Прутик, корзинка, тележка, мешки с картинками: репа, вершки, зерно, корешки. Скамеечки; товар на базаре: посуда, овощи.
Действующие лица:
Рассказчики (2), медведь, лиса, народ.
Форма проведения:
совместная деятельность.
Декорация:
На заднем плане стоят елочки, деревья, кусты, кочки. Медведь сидит на пенечке, недалеко лежат: соха с упряжкой, прутик, корзинка, тележка, лопатка, молотилка. За ширмой мешки с репой, вершками, рожью, корешками. Рассказчики находятся слева и справа от декораций.
Ход игры:

1.Рассказчик:
Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
Лиса
: Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар повезём.
Медведь
: А ты меня не обманешь?
Лиса:
Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?..
2.Рассказчик:
Обиделась лиса.
Лиса:
Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
Медведь:
Ладно.
1.Рассказчик:
Согласился медведь.
2.Рассказчик:
Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил, соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на
медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою голову — теперь сама не рада.
1.Рассказчик:
Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит.
Лиса:
Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
2.Рассказчик:
Ботва у репы была сочная, густая.
Медведь:
Возьму-ка я вершки.
1.Рассказчик:
Надумал медведь.
Медведь:
В корешках много ли проку!...
2.Рассказчик:
Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на базар. Лиса с медведем берут мешки, складывают их на тележку и едут на базар. Выходит народ, ставит скамеечки, кладет свой товар. Лиса и медведь ходят, предлагают свой товар.
1.Рассказчик:
Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не покупает, да ещё смеются над ним:
Люди на базаре:
Эх ты, детинушка-простак!
2.Рассказчик:
Рассердился медведь. «Ладно, — думает, - в другой раз я не оплошаю». Лиса сидит на пенечке.
Рассказчик:
Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит.
1.Медведь:
Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при делёжке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать. Медведь берет соху, лиса ходит рядом.

2.Рассказчик:
Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала.
Лиса:
Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить… Медведь и лиса берут корзинку, сеют рожь.
1.Рассказчик:
Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
Лиса:
Что себе возьмёшь, Мишенька, вершки или корешки?
Медведь:
Корешки!
Лиса:
Как хочешь, соседушко, как хочешь.
2.Рассказчик:
Умильным голосом пропела лиса.
Лиса:
Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся. Лиса берет молотилку, медведь лопатку.
1.Рассказчик:
Лиса намолотила зерна, а медведь выкопал корешки. Вот повезли на базар продавать. Музыка. Медведь с лисой берут телегу, складывают мешки и везут на базар. Выходят люди, подходят к лисе и покупают у нее зерно. Смеются над медведем.
2.Рассказчик:
У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются, пальцами на него показывают, обидными словами обзывают. Разозлился медведь. Народ уходит.
Медведь:
Ну, соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на этот раз мой верх будет. Лиса и медведь садятся на кочки.

1.Рассказчик:
Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко разинул, а глаза закрыл.
2.Рассказчик:
Ревёт - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за кусток юрк — и поминай, как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза — а лисы давно и след простыл.
Рассказчики:
Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! Зрители хлопают артистам.


В раздел образования