Сценарий игры - драматизации по мотивам мордовской сказки "Лиса и медведь"
Автор: Целикова Наталья Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: СП "Детский сад "Центр коррекции и развития детей" ГБОУ ООШ №18 г.Новокуйбышевска Населённый пункт: Самарская область, г. Новокуйбышевск Наименование материала: Сценарий Тема: Сценарий игры - драматизации по мотивам мордовской сказки "Лиса и медведь" Раздел: дошкольное образование
Тема: Игра – драматизация по мотивам мордовской сказки «Лиса и медведь»
Цель: Развивать речь детей старшего дошкольного возраста средствами игры –
драматизации. Приобщать к культуре и традициям народов Поволжья через
знакомство с мордовской народной сказкой и музыкой.
Речевое
направление.
О б р а зо ват е л ь н а я
о бл а с т ь :
« С о ц и а л ь н о -
коммуникативная».
Задачи:
Формировать:
грамматически правильную речь;
устойчивый интерес к художественному слову, игре.
представления детей о Мордовской национальной культуре;
положительное отношение к движениям;
Развивать:
умение владеть связной диалогической, монологической речью;
творческое воображение, фантазию;
коммуникативные способности;
личность ребенка;
внимание, эмоциональную память, чувство ритма;
умение владеть своим эмоциональным состоянием, речью, голосом,
физическим телом.
Активизировать
словарный запас детей.
Воспитывать:
уверенность в своих силах;
интерес к народному творчеству;
чувство взаимопомощи, нравственные и эстетические качества личности
дошкольника.
работа:
мордовские
сказки,
театр,
представление,
артисты,
зрители,
занавес,
декорации,
костюмы,
билеты,
афиша,
соха,
орнамент,
мелодии, упряжка.
Ожидаемый результат:
овладение детьми грамматической структурой языка;
обогащен словарный запас ребенка;
сформирован интерес к художественному слову, к народному фольклору;
проявление
активности
детьми
на
всех
этапах
проведения
игры
-
драматизации, раскрытие творческого потенциала ребенка.
Предварительная работа:
чтение текста мордовской сказки «Лиса и медведь»;
рассматривание иллюстраций к сказке;
просмотр мультфильма «Лиса и медведь»;
изобразительная деятельность: роспись мордовским орнаментом ткань;
разработка плана игры, последовательности действий;
обсуждение событий, поступков, характеров действующих лиц;
обсуждение приемов передачи образа;
упражнения на модулирование голоса: говорить громко, тихо, грубо,
передавать интонацией удивление, радость, печаль;
распределение ролей;
импровизации диалогов;
разыгрывание сценок сказки;
слушание мордовских мелодий;
изготовление элементов костюмов, атрибутов, декораций к игре вместе с
детьми.
Материал и оборудование:
Костюмы: рассказчики (2), медведь, лиса, народ (атрибуты женских и мужских
костюмов).
Декорация: кочки, елки, деревья, кусты; ширма.
Имитация
сохи,
упряжка,
молотилки,
лопатка.
Прутик,
корзинка,
тележка,
мешки
с
картинками:
репа,
вершки,
зерно,
корешки.
Скамеечки;
товар
на
базаре: посуда, овощи.
Действующие лица:
Рассказчики (2), медведь, лиса, народ.
Форма проведения: совместная деятельность.
Декорация:
На заднем плане стоят елочки, деревья, кусты, кочки. Медведь сидит на
пенечке,
недалеко
лежат:
соха
с
упряжкой,
прутик,
корзинка,
тележка,
лопатка, молотилка. За ширмой мешки с репой, вершками, рожью, корешками.
Рассказчики находятся слева и справа от декораций.
Ход игры:
1.Рассказчик: Однажды пришла лиса к соседу медведю и говорит:
Лиса : Соседушко, у тебя силы много, а у меня сноровка есть. Давай вместе
поле распашем, посеем, а когда поспеет урожай, поделим поровну и на базар
повезём.
Медведь : А ты меня не обманешь?
Лиса: Что ты, Мишенька! Как ты можешь обо мне такое подумать?..
2.Рассказчик: Обиделась лиса.
Лиса: Ты выберешь себе половину урожая, какая понравится.
Медведь: Ладно.
1.Рассказчик: Согласился медведь.
2.Рассказчик: Распахали они поле и посеяли репу. Медведь в упряжке ходил,
соху таскал — семь потов с него сошло. Лиса позади прутиком помахивала, на
медведя покрикивала: мол, лениво работаешь, связалась я с тобой на свою
голову — теперь сама не рада.
1.Рассказчик: Осенью, когда поспел урожай, лиса говорит.
Лиса: Ну, Мишенька, выбирай: вершки тебе или корешки?
2.Рассказчик: Ботва у репы была сочная, густая.
Медведь: Возьму-ка я вершки.
1.Рассказчик: Надумал медведь.
Медведь: В корешках много ли проку!...
2.Рассказчик: Забрал он ботву, а лиса выкопала репу. Повезли продавать на
базар.
Лиса с медведем берут мешки, складывают их на тележку и едут на базар.
Выходит народ, ставит скамеечки, кладет свой товар. Лиса и медведь ходят,
предлагают свой товар.
1.Рассказчик: Лиса быстро продала свой товар. А у медведя ботву никто не
покупает, да ещё смеются над ним:
Люди на базаре: Эх ты, детинушка-простак!
2.Рассказчик: Рассердился медведь. «Ладно, — думает, - в другой раз я не
оплошаю».
Лиса сидит на пенечке.
Рассказчик: Наступила весна. Приходит медведь к лисе и говорит.
1.Медведь: Вот что, соседка, давай опять поле засеем. Только теперь при
делёжке меня не обманешь — знаю, как надо выбирать.
Медведь берет соху, лиса ходит рядом.
2.Рассказчик: Опять медведь пахал-надрывался, а лиса упрекала.
Лиса: Соху тянуть — это что! Попробовал бы ты за сохой ходить…
Медведь и лиса берут корзинку, сеют рожь.
1.Рассказчик: Посеяли они рожь. Когда она созрела, принялись делить урожай.
Лиса: Что себе возьмёшь, Мишенька, вершки или корешки?
Медведь: Корешки!
Лиса: Как хочешь, соседушко, как хочешь.
2.Рассказчик: Умильным голосом пропела лиса.
Лиса: Сам видишь, я тебя не обманываю, а беру то, что остаётся.
Лиса берет молотилку, медведь лопатку.
1.Рассказчик:
Лиса
намолотила
зерна,
а
медведь
выкопал
корешки.
Вот
повезли на базар продавать.
Музыка. Медведь с лисой берут телегу, складывают мешки и везут на базар.
Выходят
люди,
подходят
к
лисе
и
покупают
у
нее
зерно.
Смеются
над
медведем.
2.Рассказчик: У лисы зерно быстро купили, над медведем ещё пуще смеются,
пальцами
на
него
показывают,
обидными
словами
обзывают.
Разозлился
медведь.
Народ уходит.
Медведь: Ну, соседка, это тебе даром не пройдёт! Садись около меня и давай с
тобой реветь. Кто кого переревёт, тот того и съест. Тут меня не обманешь, на
этот раз мой верх будет.
Лиса и медведь садятся на кочки.
1.Рассказчик: Сели они друг против друга на кочки. Медведь толстым голосом
заревел, лиса завыла тонким. Изо всех сил медведь старался, пасть широко
разинул, а глаза закрыл.
2.Рассказчик: Ревёт - ничего не слышит, ничего не видит. Лиса с кочки скок, за
кусток юрк — и поминай, как звали. Когда медведь замолк, открыл глаза — а
лисы давно и след простыл.
Рассказчики: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Зрители хлопают артистам.