Профилактика детского и подросткового суицида "Жизнь хороша и жить – хорошо".
Автор: Съедина Татьяна Николаевна Должность: социальный педагог Учебное заведение: МБУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" Населённый пункт: поселок Ивня Белгородской оьласти Наименование материала: статья Тема: Профилактика детского и подросткового суицида "Жизнь хороша и жить – хорошо". Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение «Социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних» п. Ивня.
Профилактика детского и подросткового суицида
Жизнь хороша и жить - хорошо.
Социальный педагог
Съедина Т.Н.
Любую
проблему
легче
предупредить,
чем
бороться
с
её
последствиями. Тем более, если это касается жизней детей и подростков.
Детский
суицид
всегда
можно
предотвратить.
Главное
вовремя
заметить
изменения, которые проходят с ребенком. Никто не может решиться умереть
за считанные минуты. Как правило, это спланированные и продуманные
действия.
Каждый
малыш
пытается
привлечь
внимание
родителей,
но
проблемы ребенка остаются не замеченными. А после наступает трагедия и
виноватых
искать
поздно.
Иногда
все
может
исправиться
лишь
одним
разговором. Подростковый возраст, и это не секрет — конечно, непростой.
Здесь и непонимание, непринятие точки зрения взрослых; новые эмоции,
переживания, связанные с первой влюбленностью; максимализм; переоценка
детских ценностей; новые права и обязанности и многое — многое другое…
Хочется, чтобы, то, что закладывается в семье – основные моральные и
этические нормы, активная жизненная позиция, любовь к спорту, к искусству
— не растерялось, а лишь приумножилось с годами…
С. Лихачев в своей книге «Письма о добром и прекрасном» призывал
ценить все хорошее, что приобретается в молодые годы и не растрачивать
этих
богатств.
Всё,
что
впитывается
в
юности
—
сохраняются
на
всю
жизнь….
Особый разговор - о подростковых депрессиях. В отличие от взрослых,
которые жалуются на подавленное настроение, у подростков она проявляется
по-другому. Взрослых должно насторожить, что прежде общительные дети
вдруг
становятся
замкнутыми,
одинокими,
теряют
интерес
к
прежним
увлечениям, начинают плохо учиться. А еще могут "проговориться": мол,
жизнь утратила смысл. Это тревожный знак, который подает сам подросток.
Когда человек идёт на самоубийство, то не срабатывает даже мощный
инстинкт
самосохранения.
Преодолеть
его
нелегко
и
психологически,
и
физически.
Другое
дело,
что
у
самоубийц
присутствует
так
называемое
"туннельное видение": они не способны увидеть другой способ выхода из
ситуации, кроме самоубийства - словно свет в конце тоннеля, кроме которого,
ничего не видно.
Важно при проведении профилактических действий учитывать, что в
понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни.
Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание
и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет.
Для
профилактики
суицидальных
мыслей,
намерений
и
попыток
целесообразно выделить следующие основные принципы деятельности:
-
Формировать
«ПОЗИТИВНОЕ
ВОСПРИЯТИЕ»
окружающего
мира.
Нужно научиться ПЕРЕКЛЮЧАТЬ ПСИХИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ подростка
с
д е ст рукт ивного
НА
КОНС ТРУК ТИВ НОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ.
- Найти зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и
н а п р а в ь т е
т у д а
е г о
в н и м а н и е ,
в р е м я
и
э н е р г и ю .
-
ФОРМИРОВАТЬ
АНТИСУИЦИДАЛЬНЫЕ
ФАКТОРЫ
личности
подростка.
Ребенок – обычно довольно точное отражение той семьи, в которой он
растет и развивается. Семья во многом определяет круг его интересов и
потребностей, взглядов и ценностной ориентации, что, несомненно, значимо
в урегулировании конфликта. Работа с семьей важнейшая составная часть
профилактики суицида.
Направления работы с родителями по профилактике суицида:
Систематическое
разностороннее
педагогическое
просвещение
родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний,
так и с практикой работы с детьми.
Привлечение родителей к активному участию в учебно-воспитательном
процессе.
Формирование у родителей потребности в самообразовании.
Попытка самоубийства – это крик о помощи, желание привлечь внимание к
своей беде или вызвать сочувствие окружающих. Поднимая на себя руку,
ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями.
Рекомендации педагогам и родителям в случае, если у ребенка замечена
склонность к самоубийству.
1. Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка, в
состоянии душевного кризиса, прежде всего необходим кто-нибудь, кто готов
выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за
словами.
2. Оцените серьезность намерения и чувств ребенка. Если он или она уже
имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти
планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток: может испытывать
серьезные трудности, но при этом и не помышлять о самоубийстве. Часто
человек, недавно находящейся в состоянии депрессии, вдруг начинает
бурную, неустанную деятельность такое поведение также может служить
основанием для тревоги.
4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и
жалобам.
5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли они о самоубийстве. Опыт
показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает
рад возможности высказать свои проблемы.
6.Во время беседы о суициде человека необходимо убедить в следующем:
а) что тяжелое эмоциональное состояние, переживаемое им в настоящий
момент является, временным;
б) что его жизнь нужна родным, близким, друзьям и уход его из жизни станет
для них тяжелым ударом;
в) что он, безусловно, имеет право распоряжаться своей жизнью, но решение
вопроса об уходе из нее в силу его крайней важности, лучше отложить на
некоторое время, спокойно все обдумать и т.д
7.Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в
заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после
разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям.
Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного
разговора.
8.Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии кризиса
нужны строгие утвердительные указания. Осознание нашей компетентности
и, заинтересованности в его судьбе, готовности помочь дадут ему
эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв
вашу помощь. Оцените его внутренние резервы. Если человек сохранил
способность анализировать и воспринимать советы окружающих, ему будет
легче вернуть душевные силы и стабильность. Следует принять во внимание
и другие возможные источники помощи: друзей, семью, врачей, священников
к которым можно обратиться.
9. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам. В противном
случае, обратитесь к ним сами, чтобы вместе разобрать стратегию помощи.
10. Дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за
эти чувства;
11.Помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать
ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и
управлять кризисной ситуацией;
12.Помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый
стресс;
13.При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить
его внутреннее состояние;
14.Помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не
будет длиться вечно.
Проводя, беседу
необходимо
стремиться
установить
те сный
эмоциональный контакт, проявить истинную заинтересованность, терпеливо,
без
сомнения
и
критики
выслушать
человека.
После
восстановления
последовательности событий, приведших к кризису, надо показать (не умаляя
значимости происходящего для человека), что подобные ситуации возникают
и у других людей, что это временное явление, что его жизнь нужна его
близким,
другим
людям
(«снятие
безысходности»,
«преодоление
исключительности
ситуации»).
Затем
главное
внимание
требуется
сосредоточить
на
совместном
планировании
способа
преодоления
создавшейся ситуации. При этом важно побудить человека к словесному
оформлению планов предстоящих действий («планирование»). В заключение
беседы
высказывается
активная
поддержка,
чтобы
придать
уверенности
человеку в своих силах и возможностях.
Список литературы
1. Акопов Г . В. и др. (ред.) Методы профилактики суицидального поведения.
– Самара-Ульяновск, 1998.
2. Амбрумова А.Г., Бородин С.В.. Михлин А.С. Предупреждение
самоубийств. – М., 1980.
3. Амбрумова А. Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения.
Методические рекомендации. – М., 1980.
4. Бек А., Раш А. И др. Когнитивная терапия депрессий. – СПб.: Питер, 2003.
5. Гилинский Я.И. Самоубийство как социальное явление. Проблемы борьбы
с девиантным поведением. – М., 1989.
6. Голант М.. Голант С. Если тот, кого вы любите, в депрессии. Помоги себе
- помоги другому. – М.: Институт психотерапии, 2001.
7. Конанчук Н. В. Первый психотерапевтический контакт после суицида.
Психогигиена и психопрофилактика. – Л., 1983.
8. Леонгард К. Акцентуированные личности. – Ростов-на-Дону: Феликс,
1997.
9. Литвак М.Е., Мирович М.О. Как преодолеть острое горе. – Ростов-на-
Дону: Феликс, 2000.
10. Лукас К., Сейден Г. Молчаливое горе: жизнь в тени самоубийства. – М.:
Смысл, 2000.
11. Пурич-Пейакович Й., Дуньич Д. Й. Самоубийство подростков. – М.:
Медицина, 2000.
12. Старшенбаум Г. В. Формы и методы кризисной психотерапии.
Методическое рекомендаци. – М., 1987.